Пути повышения прибыли и рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль в рыночных условиях – одна из основных целей предпринимательства и критерий эффективности производства. Управление прибылью и рентабельностью предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста прибыли и рентабельности, что в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность, это и обусловило актуальность данной работы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления прибылью и рентабельностью 5
1.1 Прибыль, ее экономическая сущность 5
1.2 Основные виды и показатели прибыли 7
1.3 Рентабельность, сущность и виды 11
1.4 Порядок проведения анализа прибыли и рентабельности 15
Глава 2. Управление прибылью и рентабельностью на примере ТОО «Асер» 20
2.1 Краткая характеристика исследуемого предприятия 20
2.2 Этапы и принципы управления прибылью и рентабельностью на ТОО «Асер» 22
2.3 Анализ формирования прибыли 24
2.4 Анализ формирования рентабельности 31
Глава 3. Пути повышения прибыли и рентабельности 34
3.1 Мероприятия, связанные с изменением цены, себестоимости и объема продаж на примере ТОО «Асер» 35
Заключение. 38
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 510.00 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 5 видно, что прибыль от реализации товаров, работ, услуг увеличилась в 2009 г. на 33,7%, что составляет 6300 т.тг. по сравнению с 2008 г. Увеличение прибыли произошло, несмотря на увеличение объемов материальных затрат на 17% или 4000 т.тг.

Но в то же время ТОО  «Асер» снизило коммерческие расходы на 13%.

В отчетном году предприятие увеличило расходы на оплату труда: управленческому персоналу на 67% или 200 т.тг., остальным работникам – на 42% или 1400 т.тг. Но это не помешало росту прибыли.

Факторный анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг проводится с целью определения степени влияния на нее следующих факторов, которые представлены на рисунке 5.

 












 

Рисунок 5. Факторы влияния на прибыль от реализации товаров, работ, услуг

 

Используя формулу (3) и порядок проведения факторного анализа методом цепных подстановок , составим таблицу 6, где произведем основные расчеты.

 

Таблица 6. Факторный анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг ТОО  «Асер» за 2008–2009 гг., т.тг.

В, тыс. тг.

Зм,

тыс. тг.

Зт,

тыс. тг.

Зпроч,

тыс. тг.

Рк,

тыс. тг.

Ру,

тыс. тг.

По,

тыс. тг.

∆По, тыс. тг.

Баз.

50600

23000

3300

3000

2300

300

18700

 

1 подст.

62500

23000

3300

3000

2300

300

30600

∆По(В)= 30600–18700=11900

2 подст.

62500

27000

3300

3000

2300

300

26600

∆По(Зм)=26600–18700=7900

3 подст.

62500

27000

4700

3000

2300

300

25200

∆По(Зт)=25200–18700=6500

4 подст.

62500

27000

4700

3300

2300

300

24900

∆По(Зпроч)=24900–18700=6200

5 подст.

62500

27000

4700

3300

2000

300

25200

∆По(Рк)= 25200–18700=6500

6 подст.

62500

27000

4700

3300

2000

500

25000

∆По(Ру)=25000–18700=6300


 

Полученных данных недостаточно для полного анализа прибыли от реализации товаров, работ, услуг ТОО  «Асер» за 2008–2009 гг. Поэтому проведем анализ влияния объема реализации продукции (VРП); структуры продукции (Удi), себестоимости продукции (Ci) и уровня среднереализационных цен (Цi) на сумму прибыли отчетного года, по сравнению с предыдущим., используя данные, приведенные в таблице 7.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя величину каждого фактора прошлого года отчетным.

Таблица 7. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции 2009 г. по сравнению с 2008 г., тыс. тг.

Показатель

2008 г.

2009 г.

Абс. откл., тыс. тг.

Отн. откл., %

Объем реализованной продукции, тыс. шт.

2200

2500

300

113,64%

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки, тыс. руб.

50600

62500

11900

123,51%

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

31900

37500

5600

117,56%

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

18700

25000

6300

133,69%


 

Прибыль от реализации продукции в 2009 году по сравнению с 2008 возросла на 6300 тыс. тг., или на 33,69%.

Следует отметить, что в данном случае на изменение уровня прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим повлияло три фактора:

  • объем реализованной продукции;
  • себестоимость единицы продукции;
  • уровень среднереализационных цен.

По данным таблицы 8 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

 

Таблица 8. Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции

Показатель

Условия расчета

Сумма прибыли, тыс. тг.

Объем реализации, тыс. шт.

Цена единицы продукции,тг.

Себестоимость единицы продукции, тг.

База

2200

23

14,5

18700

Усл1

2500

23

14,5

21250

Усл2

2500

25

14,5

26250

Отчет

2500

25

15

25000


 

1. Изменение прибыли за счет  изменения объема реализации  продукции:

DПvрп = Пусл1 – Пбаз =(Ц0-С0)*VРП1 – (Ц0-С0)*VРП0 = 21250 – 18700= 2550 тыс. тг.

2. Изменение прибыли за счет  изменения цены единицы продукции:

DПц = Пусл2 – Пусл1= (Ц1-С0)*VРП1 – (Ц0-С0)*VРП1 = 26250 – 21250= 5000 тыс. тг.

3. Изменение прибыли за счет  изменения себестоимости единицы  продукции:

DПс = Потч – Пусл2 = (Ц1-С1)*VРП1 – (Ц1-С0)*VРП1 = 25000 – 26250 = -1250 тыс. тг.

4. Суммарное изменение прибыли:

DП = Потч – Пбаз = (Ц1-С1)*VРП1 – (Ц0-С0)*VРП0 = 25000 – 18700= 6300 тыс. тг.

Этот же результат получаем как сумму отклонений прибыли за счет влияния отдельных факторов:

2550+ 5000+ (-1250) = 6300 тыс. тг.

Анализ показывает, что наибольшее влияние на увеличение прибыли в отчетном году оказало повышение уровня среднереализационных цен (5000 тыс. тг.). Следует отметить отрицательное влияние увеличения уровня себестоимости на общую сумму прибыли: незначительное повышение себестоимости единицы продукции (на 0,5 тг.) уменьшило общую сумму прибыли на 1250 тыс. тг.

Незначительное уменьшение прибыли вследствие повышения себестоимости было компенсировано за счет увеличения цены единицы продукции, а также за счет увеличения объема выпуска продукции. И в итоге общая сумма прибыли в отчетном году увеличилась на 6300 тг. по сравнению с предыдущим годом. И это, несомненно, является положительным результатом хозяйственной деятельности предприятия за отчетный год.

ТОО  «Асер», оставшуюся в распоряжении предприятия чистую прибыль использует в 3-х направлениях:

1) отчисления в резервный фонд,

2) выплаты учредителям,

3) производственное развитие.

Проанализируем эти направления использования чистой прибыли в таблице 9.

 

     Таблица 9. Анализ использования чистой прибыли

Показатель

Расчет и значение

Отклонение

2008 г., тыс. тг.

2009 г., тыс. тг.

Абс., т.тг.

Отн., %

Направление 1: отчисления в резервный фонд

13076*0,01=139

18354,4*0,013=239

100

171

Направление 2: выплаты учредителям

13076*0,3=3922,8

18354,4*0,3=5506,32

1583,72

140

Направление 3:

Производственное развитие

13076–139–3922,8=9014,2

18354,4–239–5506,32=12609,08

3594,9

140


 

Как видно из таблицы 9 отчисления в резервный фонд увеличились на 71% благодаря увеличению процента резервного отчисления с 1% до 1,3% по сравнению с 2008 г. Объем выплат учредителям в 2009 г. увеличился на 1583,72 т.тг., что составляет 40% по сравнению с 2008 г.

 

2.4 Анализ формирования рентабельности

 

Для проведения горизонтального анализа рентабельности необходимо составить таблицу 10, где указывается порядок расчета и его результат по каждому показателю рентабельности за два анализируемых периода.

 

Таблица 10. Горизонтальный анализ показателей рентабельности ТОО  «Асер» за 2008–2009 гг., т.тг.

Показатели рентабельности

Расчет и значение

Абс. отклонение, %

2008, в%

2009, в%

Рентабельность продаж (на основе прибыли от реализации)

(18700/50600)*100=37

(25000/62500)*100=40

3

Рентабельность продаж (на основе чистой прибыли)

(13076/50600)*100=26

(18354,4/62500)*100=29

3

Рентабельность продукции

(16345/31900)*100=51

(22943/37500)*100=61

10


 

Как видно из таблицы 10, все анализируемые показатели рентабельности имеют тенденцию к увеличению. Это благоприятная тенденция для предприятия, она означает увеличение эффективности (доходности) всех вложенных средств. Так, например, рентабельность продаж, рассчитанная на основе разных показателей прибыли, увеличилась на 3%. Наибольшее значение имеет рентабельность продаж, рассчитанная на основе прибыли от реализации товаров, работ, услуг: в 2008 г. RПо=37%, в 2009 г. RПо=40%. Увеличение рентабельности продаж в среднем на 3% говорит о том, что с каждого тенге выручки предприятие стало получать в 2009 г. прибыли на 3 тиина больше, чем в 2008 г.

Рентабельность продукции показывает, сколько тиинов прибыли предприятие получает с каждого тенге затраченных средств на производство реализованной продукции. В 2008 и 2009 гг. рентабельность всей реализованной продукции составила 51 и 61% соответственно. Т.е. в 2009 г. ТОО  «Асер» с каждого тенге вложенного в себестоимость реализованной продукции получило на 10 тиинов валовой прибыли больше, чем в 2008 г.

Теперь проведем факторный анализ рентабельности. Для этого составим таблицу 11, в которой покажем влияние каждого фактора на изменение уровня рентабельности.

 

 

 

 

 

Таблица 11. Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности производственной деятельности 2008–2009 гг.

Показатель

Условия расчета

Уровень рентабельности, %.

Объем реализации, тыс. шт.

Цена единицы продукции, тг.

Себестоимость единицы продукции, тг.

База

2200

23

14,5

58,62%

Усл1

2500

23

14,5

58,62%

Усл2

2500

25

14,5

72,41%

Отчет

2500

25

15

66,67%


 

1. Изменение уровня рентабельности  за счет изменения объема реализованной  продукции:

Информация о работе Пути повышения прибыли и рентабельности