Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 09:45, курсовая работа
На современном этапе развития экономики, объективно усиливается роль организации труда, что объясняется более высоким уровнем обобществления труда и производства, качественными изменениями в рабочей силе и средствах производства в период научно-технической революции. Научно-технический прогресс вызывает потребность в более прогрессивных способах соединения вещественных и личного факторов производства, соответствующих интенсивному типу развития.
В отечественной практике получила распространение следующая классификация резервов повышения производительности труда.
1. Повышение технического уровня производства:
механизация и автоматизация производства;
внедрение новых видов оборудования;
внедрение
новых технологических
улучшение конструктивных свойств изделий;
повышение
качества сырья и новых конструктивных
материалов.
2. Улучшение организации производства и труда:
повышение норм и зон обслуживания;
уменьшение числа рабочих, не выполняющих нормы;
упрощение структуры управления;
механизация учетных и вычислительных работ;
изменение рабочего периода;
повышение уровня специализации производства.
3.
Структурные изменения в
изменение удельных весов отдельных видов продукции;
изменение трудоемкости производственной программы;
изменение доли покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий;
изменение удельного веса новой продукции.
Прирост
производительности труда в результате
увеличения объемов производства и
изменения численности
где ΔB— процент прироста выпускаемой продукции на предприятии в данный период;
ΔРn — процент уменьшения численности работников предприятия;
Рост
производительности труда работающих
на предприятии ΔР вследствие увеличения
удельного веса кооперированных поставок
продукции определяется по следующей
формуле:
ΔP = (d k 1– d ko) / (100 – d k1 )*100, (1.5)
Где d k1 , d k0 — удельный вес кооперативных поставок и валовой продукции предприятия соответственно в базисном и планируемом периодах, %.
Рост
производительности труда в результате
лучшего использования фонда рабочего
времени рассчитывается по формуле:
ΔP = ( (Ф э1 –Ф э0 ) / Ф э0 ) * 100 ,
(1.6)
где Фэ1, Фэ0 эффективный годовой фонд времени работы одного рабочего соответственно в базисном и планируемом периодах, чел.-ч.
Следует отметить, что показатель предельной производительности труда зависит от факторов производства и наличного рынка труда.[9;90]
1.3 Аттестация персонала
С целью повышения эффективного использования трудовых ресурсов на предприятии администрации предприятий и кадровые службы пришли к выводу, что аттестация персонала — является составной частью программы улучшения использования трудовых ресурсов на предприятии.
Целью аттестации является оценка эффективности выполнения руководителями и специалистами своих должностных обязанностей. Основными задачами аттестации являются следующие:
1.
Объективная оценка
Например, для оценки квалификации работников на предприятиях используется следующие показатели: общее и специальное образование, стаж работы по специальности, профессиональная компетентность, знание необходимых для данной должности нормативных актов, отечественного и зарубежного опыта, умение оперативно принимать решения по достижению поставленных целей и способность адаптироваться к новой ситуации, своевременность и качество выполнения требований должностных инструкций, умение работать с документами, стиль общения, способность к творчеству и самооценке, а также ряд других показателей.
2.
Выявление потенциальных
3.
Определение необходимости
4.
Уточнение должностной
Наниматель
принимает решение о проведении
аттестации, ее периодичности, перечне
работников, подлежащих аттестации, а
также о нормативных
Например, в агропромышленном комплексе утверждены соответствующие положения, формы как аттестационной характеристики и аттестационного листа, так и протокола заседания комиссии, установлен интервал между аттестациями от 1 до 3 лет.
В то же время руководству необходимо знать, что от аттестации освобождаются:
лица, проработавшие в данной должности либо по данной профессии менее 1 года;
выпускники дневных учебных заведений в течение первого года работы после окончания учебы;
беременные женщины;
работники, находящиеся на длительном лечении;
женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, в течение первого года после их выхода на работу;
работники, не подлежащие аттестации по условиям контрактов.
Например, на некоторых предприятиях было принято решение не привлекать к аттестации работающих пенсионеров, у которых срок контракта заканчивается в текущем году.
Аттестацию
проводят аттестационные комиссии, создаваемые
приказом руководителя предприятия. Их
количество может быть разным в зависимости
от численности и структуры
Аттестация проводится последовательно, в несколько этапов. Накопленный опыт подсказывает следующую схему работы.
Аттестационная комиссия в составе руководителя предприятия, председателя профкома, председателя наблюдательного , представителей местных органов власти и вышестоящих министерств и ведомств проводит аттестацию заместителей и помощников директора, а также руководителей структурных подразделений, непосредственно ему подчиненные. Затем эта же комиссия в расширенном составе или комиссия под руководством уже аттестованных заместителей руководителя аттестует остальных работников.
Подготовка к аттестации занимает у кадровой службы и руководителей структурных подразделений организации гораздо больше времени, чем непосредственно процесс аттестации работника. Она включает в себя:
- подготовку приказа о проведении аттестации;
- составление списков работников, подлежащих аттестации, работников, временно освобожденных от неё;
- установление количества аттестационных комиссий и их состав;
подготовку характеристик на работников, подлежащих аттестации, и других необходимых документов;
- подготовка бланков
аттестационных листов, протоколов
заседания аттестационных
- проведение разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.
На каждого работника, подлежащего аттестации, его непосредственный руководитель составляет служебную аттестационную характеристику. Характеристика должна отражать: исполнение работником своих обязанностей согласно должностной инструкции; качество и результативность его труда; вклад работника в решение главной задачи предприятия, указанной в уставе; развитие работника через расширение и углубление профессиональных знаний, совершенствование навыков и умений; профессионально-деловые и личностные качества.
Кроме того, характеристика должна содержать один из трех выводов:
соответствует занимаемой должности;
соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы повторной аттестации через год;
не соответствует занимаемой должности. При аттестации руководителей различных уровней к характеристике может быть приложена справка и цифровые данные о работе подразделения в целом либо по отдельным направлениям деятельности.
Аттестационный лист содержит: основные анкетные данные о работнике (Ф.И.О., занимаемая должность и дата назначения на нее, год рождения); данные о его квалификации (образование, что и когда окончил; специальность и квалификация по диплому, стаж работы по специальности и на данном предприятии, когда и где проходил повышение квалификации); оценку эффективности выполнения работником своих должностных обязанностей по результатам голосования и рекомендации комиссии. Аттестационный лист подписывается (с указанием даты) председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, аттестуемый знакомится с ним под роспись.[10;с.635]
А так же на предприятиях используется Регулирование режимов рабочего времени. Вся жизнь человека протекает во времени и в течение ее он может заниматься разнообразной деятельностью. В этой связи измерителем одного из видов деятельности — трудовой — является рабочее время, норма которого обусловливается уровнем развития общества, политическими и экономическими факторами .При этом законодательство о труде придает этой мере общеобязательный характер.
Определение рабочего времени данное свидетельствует о том, что рабочее время во-первых, закрепляет меру труда работника по выполнению им своих трудовых обязанностей в общем процессе работы организации и, во- вторых, предоставляет работнику возможность иметь свободное время для отдыха питания восстановления работоспособности, укрепления здоровья и иных его личных потребностей. Выполнение этой задачи запрещает в качестве общего правила увеличивать продолжительность рабочего времени по сравнению с установленной нормой. Это возможно лишь в исключительных случаях , предусмотренных законом.[4;с.4].
Важнейшим инструментом достижения соответствия между потребностью в труде и фактическими возможностями как одного работника, так и коллектива в целом служит регулирование режимов рабочего времени.
Режим рабочего времени работников разрабатывается исходя из режима работы, применяемого у нанимателя. Режим рабочего времени может быть единым для всех работников организации или различным для отдельных подразделений. По соглашению сторон трудового договора можно установить индивидуальный режим работы для какого-либо работника, если это не ухудшает условий его труда по сравнению с установленными в законодательстве или коллективном договоре.
Режим рабочего времени работников может совпадать с режимом работы организации и соответствовать пятидневной или шестидневной рабочей неделе. Вместе с тем организация может функционировать непрерывно, без выходных дней или с выходными, но в несколько смен. И тогда режим рабочего времени работников будет отличаться от режима работы организации.
Режим
рабочего времени определяется правилами
внутреннего трудового
Выбор нанимателем того или иного режима рабочего времени производится в целях обеспечения нормального функционирования организации, выполнения стоящих перед ней задач и обусловливается особенностями как производства в целом, так и труда отдельных категорий работников, организационными формами, характером выполняемых видов работ в различных сферах деятельности, имеющейся и необходимой численностью работников, и другими экономическими и социальными причинами.
Информация о работе Пути повышения эффективности использования трудвых ресурсов