Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ организации оптовой торговли в рыночных условиях как сферы коммерции.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
— в теоретическом плане показать необходимость оптовой торговли на современном этапе, раскрыть основные категории и понятия по данному вопросу;
— в аналитическом плане – дать организационно-экономическую характеристику исследуемого объекта, проанализировать финансово-экономическое состояние предприятия, провести работу по экономическому анализу оптового товарооборота;
— в рекомендательном плане – провести анализ, экономическое обоснование предлагаемых мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия, выявить основные резервы увеличения оптового товарооборота.
Введение……………………………………………………………………3
1 Сущность организационно-экономического механизма оптовой торговли 4
1.1 Роль и назначение оптовой торговли в распределении товаров 4
1.2 Современное состояние и перспективы развития оптовой торговли 6
1.3 Основные формы оптовой торговли 8
1.4 Организация хозяйственных связей при осуществлении оптовой торговли 10
1.5 Система основных показателей деятельности оптовых предприятий 12
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия 14
2.1 Организационная характеристика предприятия 15
2.2 Экономическая характеристика предприятия 16
3 Практическая оценка организации оптовой торговли на примере предприятия ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» 32
3.2 Организация оптовой торговли ИП Соколова Д.А. «Сервисный Центр Канцтоваров» 32
4 Пути повышения эффективности организации коммерческой деятельности ИП Соколова Д.А. «Сервисный Центр Канцтоваров» 35
Заключение 37
Библиографический список 37
Основу формирования валового дохода торговых предприятий, составляют доходы от торговой деятельности, поэтому в процессе управления доходами на предприятии им отводится главная роль.
Доходы от реализации товаров выражаются следующими основными показателями:
1.Суммой дохода от реализации
товаров – она характеризует
общий размер торговых
2.Уровнем доходов от
Уд = Др/Р*100%
(1)
Уд – уровень доходов от реализации товаров, в %;
Др – общая сумма доходов от реализации товаров в определенном периоде;
Р – общий объем реализации товаров в этом же периоде (товарооборот).
3.Средним уровнем торговой
Утн = Др/(Р-Др)*100%
(2)
Утн – средний уровень торговой надбавки, %.
Процесс движения товаров от производителя до потребителя связан с различными затратами живого и общественного труда, представляющие собой издержки обращения.
Издержки обращения
1.Абсолютная сумма издержек обращения;
2.Относительный уровень издержек обращения, который рассчитывается по следующей функции:
Уио = Σ ИО/Р*100%
(3)
Уио – относительный уровень издержек обращения, %;
ΣИО – абсолютная сумма издержек обращения за определенный период времени;
Р – товарооборот оптового предприятия за тот же период времени.
В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и развития предприятия.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности оптового предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополученных доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объема поставок товаров, снижением покупательского спроса.
В упрощенном виде прибыль – разница
между валовым доходом и
Прибыль является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия.
При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования оптового предприятия (товарооборот, собственный капитал, валовой доход, издержки обращения, основные фонды и другие показатели).
Наряду с показателями товарооборота капитала основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности применяются и другие показатели: торговая площадь, численность персонала, издержки обращения, каждый из которых подчеркивает предельный аспект результатов деятельности торгового предприятия.
Изучение системы показателей деятельности оптового предприятия следует проводить в динамике, в сравнении с показателями других аналогичных торговых предприятий.
Индивидуальное
Индивидуальный
В частной собственности
В течение 12 лет предприятие осуществляет оптовую продажу канцелярских товаров, бытовой химии, расходных материалов. Благодаря профессионализму и многолетнему опыту предприятию индивидуального предпринимателя Соколова Д.А. за этот период времени удалось завоевать доверие у своих партнеров и клиентов.
Основным направлением деятельности предприятия является обеспечение офисов канцтоварами, бумагой, хозтоварами, бытовой химией, прочими расходными материалами.
Главной задачей индивидуального предпринимателя Соколова Д.А. является получение прибыли. С этой целью ИП Соколова Д.А. заключает договоры с поставщиками продукции и клиентами. Имущество индивидуального предпринимателя Соколова Д.А. принадлежит на праве полного хозяйственного ведения, т. е. он отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. На предприятии осуществляется бесплатная доставка товара, действует безналичный расчет. Также предоставляется отсрочка платежа.
Рис. 4. Схема предприятия ИП Соколова Д.А.
Директор
Транспортный отдел
Отдел продаж
Отдел снабжения
Бухгалтерия
Директор предприятия
Бухгалтер выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, производит начисление заработной платы рабочих и служащих, осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке.
Менеджер по закупкам ведет поиск поставщиков, обеспечивает наличие товара по своим товарным группам в оптимальном количестве и ассортименте, проводит переговоры с поставщиками и согласовывает условия поставки с непосредственным руководителем, составляет заказы поставщикам, обеспечивает документальное оформление сделок.
Менеджер отдела продаж ведет поиск потенциальных клиентов, принимает и обрабатывает заказы клиентов, осуществляет информационную поддержку клиентов; согласовывает с клиентом условия по ценам, дате отгрузки и способу доставки продукции; обеспечивает своевременное поступление средств за реализованную продукцию.
Начальник транспортного отдела обеспечивает выполнение установленного плана перевозок с соблюдением требований безопасности движения, разрабатывает расписание маршрутов и обеспечивает их выполнение с соблюдением режима труда и отдыха персонала, занятого в перевозках, обеспечение соблюдение установочных норм расхода эксплуатационных и горюче-смазочных материалов.
Таблица 2. Экономические показатели предприятия ИП Соколова Д.А.
№ п/п |
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
2011/ 2012, % |
1 |
Выручка от продажи товаров, тыс. руб. |
9120,8 |
10000,6 |
11320,7 |
113,2 |
2 |
Себестоимость товаров, тыс. руб. |
6854,6 |
8141,3 |
9856,8 |
121,07 |
3 |
Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб. |
683,2 |
735,1 |
803,9 |
117,67 |
4 |
Уровень расходов в % к выручке от продаж |
7,49 |
7,35 |
7,1 |
94,79 |
5 |
Выручка от продаж на 1 рубль текущих затрат, руб. |
0,83 |
0,89 |
0,94 |
113,25 |
6 |
Однодневный товарооборот, руб. |
25,34 |
27,78 |
31,45 |
113,21 |
7 |
Среднесписочная численность работников – всего, чел |
20 |
22 |
22 |
110 |
8 |
В том числе торгово-оперативного персонала, чел. |
15 |
17 |
17 |
110 |
9 |
Общая площадь предприятия, кв. м. |
230 |
230 |
230 |
100 |
10 |
В том числе торговая площадь, кв. м. |
100 |
100 |
100 |
100 |
11 |
Выручка от продаж в расчете: |
||||
На одного работника |
456,04 |
454,57 |
514,58 |
112,84 | |
9120,8 |
На одного работника торгово-оперативного персонала |
608,05 |
588,27 |
665,92 |
109,52 |
10000,6 |
На 1 кв. м. общей площади |
39,66 |
43,48 |
49,22 |
124,10 |
11320,7 |
На 1 кв. м. торговой площади |
91,21 |
100,01 |
113,21 |
124,12 |
12 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
638 |
780 |
893 |
139,97 |
13 |
Уровень фонда оплаты труда в % к товарообороту |
7,00 |
7,8 |
7,89 |
112,71 |
14 |
Среднегодовая оплата труда 1 работника – всего, тыс. руб. |
31,9 |
35,45 |
40,59 |
127,24 |
15 |
Товарооборот на 1 рубль расходов на оплату труда, руб. |
14,3 |
12,82 |
12,68 |
88,67 |
16 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. |
1750 |
1960 |
2173 |
124,17 |
17 |
Фондоотдача, руб. |
5,21 |
5,1 |
5,21 |
100 |
18 |
Фондооснащенность, тыс. руб./чел. |
87,5 |
89,09 |
98,77 |
112,88 |
19 |
Фондовооруженность, тыс.руб./чел. |
116,67 |
115,29 |
127,82 |
109,56 |
20 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, оборотов |
1240 |
1370 |
1070 |
86,29 |
21 |
Коэффициент
оборачиваемости оборотных |
7,36 |
7,3 |
10,58 |
143,75 |
22 |
Продолжительность одного оборота, дней |
48,91 |
49,32 |
34,03 |
69,58 |
23 |
Средний товарный запас, тыс. руб. |
763 |
946 |
1038 |
136,04 |
24 |
Оборачиваемость товарных запасов, число оборотов |
11,95 |
10,57 |
10,91 |
91,3 |
25 |
Время обращения товаров, дни |
30,13 |
34,06 |
33,0 |
109,53 |
26 |
Валовый доход – всего, тыс. руб. |
2266,2 |
1859,3 |
1463,9 |
64,6 |
На одного работника |
113,31 |
84,51 |
66,54 |
58,72 | |
На 1 рубль расходов на оплату труда |
3,55 |
2,38 |
1,64 |
46,2 | |
На 1 кв. м. общей площади |
9,85 |
8,08 |
6,37 |
64,67 | |
27 |
Валовый доход в % к выручке от продаж, % |
24,85 |
18,59 |
12,93 |
52,03 |
28 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
1583 |
1124,2 |
660 |
41,69 |
На одного торгового работника |
79,15 |
51,1 |
30 |
37,9 | |
На 1 кв. м. торговых площадей |
15,83 |
11,24 |
6,6 |
41,69 | |
29 |
Прибыль от продаж в % к выручке от продаж, % |
17,36 |
11,24 |
5,83 |
33,58 |
30 |
Рентабельность текущих затрат, % |
23,09 |
13,81 |
6,7 |
29,02 |
31 |
Рентабельность продаж, % |
17,36 |
11,24 |
5,83 |
33,58 |
32 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
8437,6 |
9265,5 |
10516,8 |
124,64 |
33 |
Рентабельность совокупного капитала, % |
Изучив основные экономические
показатели можно сделать вывод
о том, что выручка от реализации
продукции в течение
Себестоимость товара в 2012 по сравнению
с 2010 годом выросла на 21,07%. Себестоимость
проданной продукции
Общие и производственные площади в течение анализируемого периода не менялись. При расчете выручки от продаж на 1 кв.м. общих и торговых площадей виден рост на 24,10%.
Фонд оплаты труда в 2012 году в сравнении с 2010 годом вырос на 39,97%. Уровень фонда оплаты труда к товарообороту увеличился на 12,71%.
По сравнению с 2010 г. в 2012 г. стоимость основных фондов увеличилась на 24,17%.
Фондоотдача не изменилась на протяжение трех лет. Увеличение фондовооруженности и фондооснащенности на предприятии говорит о увеличении качества капитала.
Стоимость оборотных активов в анализируемом периоде снизилась на 13,71%. Снижение стоимости оборотных средств свидетельствует об эффективности их использования. Коэффициент оборачиваемости увеличился на 43,75%. В 2012 году предприятие получило валовую прибыль на сумму 1463,9 тыс. руб., что по сравнению с 2010 годом ниже на 35,4%. Соответственно снизился и валовый доход на одного работника на 41,28%, на оплату труда на 53,8% и на один квадратный метр общей площади на 58,31%.
Средние товарные запасы увеличились на 36,04%. Их оборачиваемость уменьшилась на 8,7%.
Чистая прибыль предприятия имеет тенденцию к увеличению. Так, в 2012 г. чистая прибыль составила 10516,8 тыс. руб., что на 24,64% больше, чем в 2010 г. Увеличение чистой прибыли связано с ростом объемов реализации продукции.
Высокие темпы роста затрат на производство и реализацию продукции привели к снижению рентабельности продаж на 66,42%. Однако, рост совокупного капитала предприятия на 16% свидетельствует об эффективности работы предприятия ИП Соколова Д.А. «Сервисный Центр Канцтоваров».
Ситуация с продажей канцтоваров на российском рынке под влиянием определенных факторов сложилась таким образом, что количество участников, действующих на этом рынке, очень велико. На сегодняшний день в России насчитывается свыше трех тысяч профессиональных операторов канцелярского рынка.