Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 01:03, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является выявление направлений и путей снижения себестоимости на основе анализа ее формирования. Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
раскрытие сущности себестоимости продукции;
характеристика основных нормативно-правовых документов, регламентирующих формирование себестоимости;
определение необходимости анализа себестоимости как элемента управления производством;
рассмотрение основных методов формирования себестоимости;
рассмотрение порядка определения размера снижения затрат на производство продукции;
анализ состава и структуры себестоимости продукции на предприятии ООО «Эльм-Холдинг» за 2010 - 2011 годы;
выявление факторов, оказавших влияние на себестоимость продукции предприятия;
Введение
Успешно функционируют те производители, которые эффективно используют свои ресурсы. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место на нем. Это обусловливает необходимость повышать качество продукции, снижать цену на нее, а резерв улучшения этих двух факторов заключен в себестоимости.
Себестоимость -- это сумма всех затрат предприятия на единицы продукции и ее реализацию (продажу).
В себестоимости продукции отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Вот почему проблема снижения себестоимости продукции является одной из главных для любого предприятия. Получение же наибольшего дохода при наименьших затратах, экономии трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависит от того, как предприятие решает вопросы, связанные со снижением себестоимости.
Снижение себестоимости является фактором повышения рентабельности, роста денежного накопления, достижения экономического эффекта и, следовательно, успеха предприятия. На средства экономии, получаемые путем снижения себестоимости, осуществляется значительная часть затрат по расширению и совершенствованию производства. Поэтому себестоимость продукции является важным элементом анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что снижение себестоимости продукции является одним из главных факторов повышения прибыльности предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление направлений и путей снижения себестоимости на основе анализа ее формирования. Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
раскрытие сущности себестоимости продукции;
характеристика основных нормативно-правовых документов, регламентирующих формирование себестоимости;
определение необходимости анализа себестоимости как элемента управления производством;
рассмотрение основных методов формирования себестоимости;
рассмотрение порядка определения размера снижения затрат на производство продукции;
анализ состава и структуры себестоимости продукции на предприятии ООО «Эльм-Холдинг» за 2010 - 2011 годы;
выявление факторов, оказавших влияние на себестоимость продукции предприятия;
определение резервов снижения затрат на производство продукции предприятия.
Предметом исследования в данной выпускной квалификационной работе является состав и структура себестоимости продукции, а объектом исследования - ООО «Эльм-Холдинг».
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы использованы законодательные и нормативные документы, статистические сборники, Интернет-ресурсы, учебная и научная литература по теме исследования, данные статистической и бухгалтерской отчетности предприятия ООО «Эльм-Холдинг».за период с 2010г. по 2011г.
Пояснительная записка содержит введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Общий объем пояснительной записки 75 страницы, список литературы включает 40 наименований.
Глава 1.Себестоимость продукции как экономическая категория
1.1.Понятие себестоимости и ее основные элементы
Для того чтобы знать, во что обходится изготовление продукта, предприятие должно производить его стоимостную оценку по вещественному и количественному составу (средства и предметы труда), а также по составу и количеству затрат труда, требуемых для его изготовления.
Себестоимость - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходится предприятию производство и реализация продукта.1
В соответствии с определением себестоимости следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж. Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции. Себестоимость реализации -- показатель (в разрезе видов продукции), включаемый в основной плановый и отчетный документ операционного бюджета -- отчет о финансовых результатах и их использовании. Исчисляется как сумма себестоимости выпуска продукции, реализованной в течение бюджетного периода + величина прямых коммерческих расходов + величина постоянных затрат.
Основными документами, регламентирующими состав и классификацию текущих расходов организации, являются Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) и глава 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организации». Для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, услуг.
Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.
Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности предприятия, отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на предприятии были организованны нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет опять же себестоимость, так как она является одним из факторов формирования ассортимента.
Кроме того, себестоимость составляет часть стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия, поэтому себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно, для увеличения прибыли необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в нее затрат. Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируются законодательно практически во всех странах. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты фирмы по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции и, следовательно, возмещаемые за счет цен на нее и возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей), а методы калькулирования себестоимости определяются самими предприятиями.
Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Себестоимость продукции не только важнейшая экономическая категория, но и качественный показатель, так как характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций2:
- учёт и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
- база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
- экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
- определение оптимальных размеров предприятия;
- экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений.
1.2. Состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции
Множество видов издержек, обусловливающих выпуск и реализацию продукции, требует для их системного изучения и управления определенной упорядоченности, которую можно осуществить путем классификации. Классификация издержек представляет собой их объединение в однородные группы по определенным признакам. Это необходимо для определения и учета издержек предприятия.
В зависимости от сферы возникновения различают издержки:
- производственные;
- внепроизводственные (реклама, сертификация производства);
- непроизводственные (потери: брак, рекламации, штрафы).
По экономическим элементам выделяют:
- материальные затраты;
- оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизацию;
- прочие расходы.
Группировка по экономическим элементам лежит в основе расчетов сметы затрат на производство в целом по предприятию.
По статьям калькуляции (по статьям расходов) различают следующие виды издержек3:
- сырье и материалы;
- покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;
- возвратные отходы (вычитаются);
- топливо и энергия на технологические нужды;
- заработная плата производственных рабочих;
- налоги и отчисления в бюджет от заработной платы производственных рабочих;
- отчисление на социальное страхование;
- расходы на подготовку и освоение производства;
- цеховые расходы;
- общепроизводственные расходы;
- общехозяйственные расходы;
- внепроизводственные (коммерческие расходы).
Суммарные расходы в соответствии с данной группировкой позволяют определить цеховую, производственную и полную себестоимость продукции.
Каждая из комплексных статей имеет свою специфику, но их объединяет то, что они учитываются и планируются по местам их возникновения, распределяются косвенно между отдельными видами производимой продукции, а также между законченной продукцией и незавершенным производством (НЗП).
Планирование этих расходов осуществляется путем разработки соответствующих годовых, квартальных смет с распределением на каждый месяц по каждой отдельной производственной единице, например, цеху, подразделению.
Общехозяйственные
расходы связаны с функцией управления
предприятием. В состав этих расходов
включается несколько групп: административно-
Сюда входят издержки:
- на содержание работников аппарата управления, материально-техническое, транспортное обслуживание их деятельности, затраты на командировки;
- содержание и обслуживание технических средств управления предприятием (вычислительной техники, средств связи, сигнализации, освещение, отопление и т.д.);
- оплату консультационных, информационных, аудиторских услуг, оплату услуг банка;
- подготовку и переподготовку кадров, набор рабочей силы;
- содержание фондов природоохранного назначения, очистных сооружений, уничтожение экологически опасных отходов и т.д.;
- амортизацию, ремонт основных фондов общепроизводственного назначения и др.
Смысл и содержание основных статей вытекают из их названия.
Кроме поэлементной и постатейной классификации, издержки классифицируются и по ряду других признаков.
По экономической роли в процессе производства:
- основные;
- накладные.
Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства (сырье, материалы, топливо и энергия на технологические нужды, кроме общепроизводственных расходов).
Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
По способу включения в себестоимость продукции различают затраты:
- прямые;
- косвенные.
Прямые затраты непосредственно связаны с изготовлением конкретных видов продукции и по установленным нормам относятся на себестоимость (сырье, материалы, топливо, заработная плата).
Косвенные затраты (на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и др.) связаны с производством различных видов продукции и включаются в их себестоимость пропорционально установленной базе (основной заработной плате производственных рабочих, производственной себестоимости и др.).
Информация о работе Пути снижения себестоимости на основе анализа ее формирования