Пути снижения себестоимости на основе анализа ее формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 01:03, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является выявление направлений и путей снижения себестоимости на основе анализа ее формирования. Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
раскрытие сущности себестоимости продукции;
характеристика основных нормативно-правовых документов, регламентирующих формирование себестоимости;
определение необходимости анализа себестоимости как элемента управления производством;
рассмотрение основных методов формирования себестоимости;
рассмотрение порядка определения размера снижения затрат на производство продукции;
анализ состава и структуры себестоимости продукции на предприятии ООО «Эльм-Холдинг» за 2010 - 2011 годы;
выявление факторов, оказавших влияние на себестоимость продукции предприятия;

Вложенные файлы: 1 файл

Себестоимость продукции предприятия и пути ее снижения (на материалах ООО Д.В.А.)(2).doc

— 2.90 Мб (Скачать файл)

Таблица 2.3- Показатели финансового состояния

Наименование коэффициента

Норматив

Значение коэффициента

на 31.12.2009

на 31.12.2010

на 31.12.2011

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2-0,7

0,02

0,08

0,16

Коэффициент промежуточной (срочной) ликвидности

> 0,7-0,8

0,7

0,67

0,8

Коэффициент текущей ликвидности

1-2

1,09

1,07

1,18

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

> 0,1

0,08

0,06

0,04

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

-

2,85

4,36

4,51


Как следует из представленных в табл. 2.3 данных, использованные в процессе анализа относительные показатели свидетельствуют о недостаточно устойчивом финансовом положении предприятия. Беспокойство не вызывают лишь значения показателей промежуточной и текущей ликвидности. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов за анализируемый период существенно вырос, что указывает на улучшение работы финансовых менеджеров ООО «Эльм-Холдинг»

2.2. Анализ динамики и структуры себестоимости продукции

 ООО «Эльм-Холдинг» за 2009-2011 годы

 

       Как уже говорилось выше, себестоимость продукции является важнейшим показателем, характеризующим деятельность предприятия.

      Анализ себестоимости продукции позволяет выявить возможности снижения цены единицы продукции, что особенно важно для предприятий, использующих в качестве базовой в конкурентной борьбе стратегию низких издержек производства.

     Задачами анализа себестоимости продукции являются:

     - оценка себестоимости продукции, издержек производства и обращения на основе анализа произведенных затрат;

     - установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;

     - анализ себестоимости отдельных видов продукции;

     - выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

    Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

     - полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;

     - затраты на 1 рубль товарной продукции;

     - себестоимость отдельных изделий;

     - отдельные элементы и статьи затрат.

Данные для анализа себестоимости продукции ООО «Эльм-Холдинг» за 2009-2011 годы  с изучением  общей суммы затрат, ее динамики и структуры в целом  по предприятию представлены в табл. 2.4.

На основании данных табл. 2.4 можно сказать, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом себестоимость продукции ООО «Эльм-Холдинг» увеличилась на 113,5%. В 2011 году фактические затраты связанные с выпуском  и реализацией   продукции ООО «Эльм-Холдинг» составили 3256320 тыс. руб. и по сравнению с 2010 годом они увеличились на 34,4%. Наибольший удельный вес в общей сумме затрат в 2011 году, как и в 2009 и 2010 годах занимают расходы по статье «Сырье и материалы» - 58,63%, сумма расходов по этой статье составляет 1909255 тыс.руб., причем расходы увеличились на 39,5% по сравнению с 2010 годом и на 96,1% по сравнению с 2009 годом. 11,4% в общей сумме затрат приходится на расходы по статье «Производственные расходы», всего 4,83% в общей сумме затрат занимают «Коммерческие расходы» или внепроизводственные расходы, т.е. расходы, связанные с реализацией продукции.

Анализируя динамику расходов по статьям, наблюдается значительное увеличение расходов в 2010 году по сравнению с 2009 годом по таким статьям как, «Сырье и материалы» на 96,12%, «Транспортно-заготовительные расходы» на 392,73%, «Прочие расходы» на 461,85%, и «Вспомогательные расходы» на 160,35%. Значительно, на 47,79% уменьшились расходы по статье «Коммерческие расходы».

В ходе анализа себестоимости выявляют факторы, вызвавшие увеличение расходов по статьям. Для этого проводят группировку по статьям расходов на условно-переменные, т.е. зависящие от объема производства и условно-постоянные

Условно-постоянные расходы в отчетном периоде составили 23,64% ,и наблюдается их рост и по сравнению с 2009 годом на 113,63%, и по сравнению с 2010 годом на 229,73%.

Тенденция к снижению удельного веса  наблюдается по статье «Производственные расходы» с 15,34% в 2009 году до 11,40% в 2011 году, а по статье «Коммерческие расходы» наоборот увеличение с 2,26% в 2009 году до 4,83% в 2011 году.

 

Таблица 2.4

Себестоимость продукции по статьям и структура затрат ООО «Эльм-Холдинг» за 2009-2011 годы

                       

Статьи

  2009 год

 

2010 год

 

2011 год

 

Отклонение

Динамика

п/

затрат

           

по уд.весу (+;-)

в %

 

п

 

тыс.руб.

уд.вес, %

тыс.руб.

уд.вес, %

тыс.руб.

уд.вес, %

2010г. от 2009г.

2011г. от 2010г.

2010г. к 2009г.

2011г. к 2010г.

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Сырье и материалы

697876

61,5

1368692

56,48

1909255

58,63

-5,02

-2,87

96,12

39,49

2

Заработная плата с отчислениями на социальные нужды

40944

3,6

48762

2,01

50504

1,56

-1,59

-2,04

19,09

3,57

3

Транспортно-заготовительные расходы

36011

3,17

177437

7,32

186062

5,71

4,16

2,55

392,73

4,86

4

Вспомогательные расходы

126 530

11,15

329421

13,59

340587

10,46

2,44

-0,69

160,35

3,39

5

Производственные расходы

174 086

15,34

360778

14,9

371269

11,40

-0,44

-3,94

107,24

2,91

6

Итого технологическая себестоимость

1075447

94,76

2285090

94,30

2857677

87,76

-0,46

-7

112,48

25,06

7

Управленческие расходы

14743

1,30

13789

0,57

69375

2,13

-0,73

0,83

-6,92

403,12

8

Коммерческие расходы

25638

2,26

17348

0,72

157325

4,83

-1,54

2,57

-47,79

806,88

9

Прочие расходы

19029

1,68

106914

4,41

171943

5,28

2,73

3,6

461,85

60,82

10

Итого себестоимость

1134857

100,00

2423141

100,00

3256320

100,00

0,00

0,00

113,52

34,38

11

в том числе:

                   

12

переменные расходы

901361

79,42

1924312

79,41

2486408

76,36

-0,01

-3,06

113,49

175,85

13

постоянные расходы

233496

20,58

498829

20,59

769912

23,64

0,01

3,06

113,63

229,73


 

Увеличился почти на 2 процентных пункта в 2011 году по сравнению с 2010 годом удельный вес статьи «Сырье и материалы», а «Вспомогательные расходы» уменьшился почти на 3 процентных пункта.

Особое внимание обращают на себя темпы изменения затрат в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Самые высокие темпы роста наблюдаются по статьям: «Прочие расходы»; «Управленческие расходы»; «Коммерческие расходы» и «Сырье и материалы». Факторы, оказавшие влияние на указанные темпы роста, могут как зависеть, так и не зависеть от деятельности предприятия.

Значительно позволяет снизить затраты эффективное использование основных средств, в результате чего сокращаются нормы расхода сырья и материалов и, что особенно важно, отходы, связанные с использованием устаревшего оборудования.

Следующей важной причиной является уровень квалификации работников. Высокий уровень квалификации рабочих позволяет добиться экономного расхода основных видов сырья, а высокий уровень квалификации управленческого персонала позволяет наладить оперативный экономический анализ с целью своевременного

вмешательства в производственные процессы.

Анализ расходов по статье «Производственные расходы» позволяет сделать вывод о том, что за последние три года ООО «Эльм-Холдинг» не произвело существенного обновления основных средств, т.к. является одним из основных поставщиков цементной продукции на рынки Москвы и области и его продукция и так пользуется спросом.

2.3. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции ООО «Эльм-Холдинг»

за 2009-2011 годы

 

     Затраты на рубль товарной продукции − очень важный обобщающий показатель,

который отличается тем, что, во-первых, дает обобщенную оценку эффективности затрат и характеризует уровень издержек на выработку продукции, во-вторых, является универсальным показателем, который может рассчитываться в любой отрасли производства и на любом коммерческом предприятии, и, в-третьих, показывает рентабельность производства отдельных видов продукции.

     Если его уровень ниже единицы, производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы − убыточным.

     Показатели затрат на 1 рубль товарной продукции представлены в табл.2.5.

     Объем  товарной продукции в 2011 году составил 3259734 тыс. руб., фактические затраты 3256320 тыс. руб., а затраты на 1 рубль товарной продукции 99,89 коп. В качестве отрицательного момента можно отметить повышение затрат на 1 рубль товарной продукции по сравнению с 2009 годом на 9,38 коп., хотя по сравнению с 2010 годом они увеличились на 1,99 коп.

Так как наибольший удельный вес в общей сумме расходов составляют условно-переменные затраты 76,36%, поэтому причинами роста себестоимости на 34,38% (данные табл.2.3) является: во-первых, увеличение объема товарной продукции на 31,6%, а во-вторых, увеличение себестоимости на 1 рубль продукции на 2,03%.

Рост себестоимости на 1 рубль товарной продукции на 1,99 коп. вызван в основном увеличением затрат по статье «Сырье и материалы» в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 3,27 коп., на  4,13 коп. повысились коммерческие расходы, на 1,57 коп. управленческие расходы и на 0,94 коп. прочие расходы.

Причины, вызвавшие данное увеличение могут быть связаны с деятельностью предприятия, так могут быть и причины внешнего порядка. Все причины можно представить в виде схемы, условно разделив их на два вида (рис.2.6).

Снижение затрат на 1 рубль товарной продукции наблюдается по таким статьям, как «Зарплата с отчислениями на социальные нужды» на 0,41 коп., «Вспомогательные материалы» на 2,85 коп., «Производственные расходы» на 3,19 коп. и на 1,47

коп. снизились «Транспортно-заготовительные расходы», связанные с реализацией товарной продукции.

 

 

                             Затраты на 1 рубль товарной продукции ООО «Эльм-Холдинг» за 2009-2011 годы

   
                   

Статьи

2009 год

 

2010 год

 

2011 год

 

Отклонение на 1руб.

п/

затрат

затраты

в т.ч.на 1 руб.

затраты

в т.ч.на 1 руб.

затраты

в т.ч.на 1 руб.

товарной продукции

п

 

всего, тыс.руб.

товарной продукции, коп.

всего, тыс.руб.

товарной продукции, коп.

всего, тыс.руб.

товарной продукции, коп.

 

от2009г.

от 2010г.

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Сырье и материалы

697876

55,66

1368692

55,30

1909255

58,57

-0,36

3,27

2

Заработная плата с отчислениями на социальные нужды

40944

3,27

48762

1,96

50504

1,55

-1,31

-0,41

3

Транспортно-заготовительные расходы

36011

2,87

177437

7,18

186062

5,71

4,31

-1,47

4

Вспомогательные расходы

126 530

10,09

329421

13,30

340587

10,45

3,21

-2,85

5

Производственные расходы

174 086

13,88

360778

14,58

371269

11,39

0,7

-3,19

6

Управленческие расходы

14743

1,18

13789

0,56

69375

2,13

-0,62

1,57

7

Коммерческие расходы

25638

2,04

17348

0,70

157325

4,83

-1,34

4,13

8

Прочие расходы

19029

1,52

106914

4,32

171943

5,26

2,8

0,94

9

Итого себестоимость

1134857

90,51

2423141

97,90

3256320

99,89

7,39

1,99

10

Товарная продукция, тыс. руб.

1253833

 

2475041

 

3259734

     



Таблица 2.3.

 

Если сравнивать затраты на 1 рубль товарной продукции в 2011 году с 2009 годом, то тенденция по большинству статей наблюдается растущая, как и по сравнению с 2010 годом.

Объяснить сложившуюся ситуацию можно только причинами, не связанными с деятельностью предприятия. Например, по статье «Сырье и материалы» это связано с увеличением отпускных цен на сырье и сменой поставщиков. В 2011 году ООО «Эльм-Холдинг» были приобретены мобильные транспортные средства, которые в дальнейшем позволят еще больше снизить транспортные расходы, связанные с поставками сырья.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 Схема факторов, оказывающих влияние на затраты на 1 рубль  товарной продукции

Глава 3. Пути снижения себестоимости продукции

ООО «Эльм-Холдинг»

Одним из путей снижения себестоимости продукции в ООО «Эльм-Холдинг» является освоение новой продукции по американскому стандарту (API) и реконструкция мощностей для упаковки цемента в мешкотару.

Реконструкция отделения по упаковке цемента предполагает демонтаж устаревшего оборудования и установку нового высокопроизводительного импортного оборудования по затариванию цемента в мешки весом 20-50 кг и пакетирования их в термоусадочную пленку (мощность - 200 тыс. тонн/год). Прежнее оборудование для упаковки цемента полностью износилось и самортизировано, морально и физически устарело.

Для освоения выпуска тампонажного цемента по американскому стандарту предполагается закупить по импорту необходимое лабораторное оборудование для испытаний цемента и оснастить им заводскую лабораторию, а также перевести одну из цементных мельниц на работу по замкнутому циклу с использованием современного импортного оборудования.

Предусматривается повышение конкурентоспособности цемента за счет реконструкции морально и физически устаревшего упаковочного отделения для выпуска тарированного цемента, пользующегося повышенным спросом у потребителей.

Реализация настоящего инвестиционного проекта позволит:

добиться существенного изменения структуры производимой продукции по ассортименту и качеству. На обновленной технологической основе предстоит обеспечить расширение масштабов производства, освоение и выпуск новых видов продукции, насыщение регионального рынка товарами, производимыми предприятиями;

организовать производство новых видов цемента - тампонажного по стандарту API;

расширить объемы тарирования, в том числе за счет использования различных видов упаковки по заказам покупателей, а также для выхода продукции предприятия на внешний рынок;

Информация о работе Пути снижения себестоимости на основе анализа ее формирования