Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 01:03, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является выявление направлений и путей снижения себестоимости на основе анализа ее формирования. Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
раскрытие сущности себестоимости продукции;
характеристика основных нормативно-правовых документов, регламентирующих формирование себестоимости;
определение необходимости анализа себестоимости как элемента управления производством;
рассмотрение основных методов формирования себестоимости;
рассмотрение порядка определения размера снижения затрат на производство продукции;
анализ состава и структуры себестоимости продукции на предприятии ООО «Эльм-Холдинг» за 2010 - 2011 годы;
выявление факторов, оказавших влияние на себестоимость продукции предприятия;
Таблица 2.3- Показатели финансового состояния
Наименование коэффициента |
Норматив |
Значение коэффициента | ||
на 31.12.2009 |
на 31.12.2010 |
на 31.12.2011 | ||
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,2-0,7 |
0,02 |
0,08 |
0,16 |
Коэффициент промежуточной (срочной) ликвидности |
> 0,7-0,8 |
0,7 |
0,67 |
0,8 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1-2 |
1,09 |
1,07 |
1,18 |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
> 0,1 |
0,08 |
0,06 |
0,04 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов |
- |
2,85 |
4,36 |
4,51 |
Как следует из представленных в табл. 2.3 данных, использованные в процессе анализа относительные показатели свидетельствуют о недостаточно устойчивом финансовом положении предприятия. Беспокойство не вызывают лишь значения показателей промежуточной и текущей ликвидности. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов за анализируемый период существенно вырос, что указывает на улучшение работы финансовых менеджеров ООО «Эльм-Холдинг»
2.2. Анализ динамики и структуры себестоимости продукции
ООО «Эльм-Холдинг» за 2009-2011 годы
Как уже говорилось выше, себестоимость продукции является важнейшим показателем, характеризующим деятельность предприятия.
Анализ себестоимости продукции позволяет выявить возможности снижения цены единицы продукции, что особенно важно для предприятий, использующих в качестве базовой в конкурентной борьбе стратегию низких издержек производства.
Задачами анализа себестоимости продукции являются:
- оценка себестоимости продукции, издержек производства и обращения на основе анализа произведенных затрат;
- установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
- анализ себестоимости отдельных видов продукции;
- выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
- полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;
- затраты на 1 рубль товарной продукции;
- себестоимость отдельных изделий;
- отдельные элементы и статьи затрат.
Данные для анализа себестоимости продукции ООО «Эльм-Холдинг» за 2009-2011 годы с изучением общей суммы затрат, ее динамики и структуры в целом по предприятию представлены в табл. 2.4.
На основании данных табл. 2.4 можно сказать, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом себестоимость продукции ООО «Эльм-Холдинг» увеличилась на 113,5%. В 2011 году фактические затраты связанные с выпуском и реализацией продукции ООО «Эльм-Холдинг» составили 3256320 тыс. руб. и по сравнению с 2010 годом они увеличились на 34,4%. Наибольший удельный вес в общей сумме затрат в 2011 году, как и в 2009 и 2010 годах занимают расходы по статье «Сырье и материалы» - 58,63%, сумма расходов по этой статье составляет 1909255 тыс.руб., причем расходы увеличились на 39,5% по сравнению с 2010 годом и на 96,1% по сравнению с 2009 годом. 11,4% в общей сумме затрат приходится на расходы по статье «Производственные расходы», всего 4,83% в общей сумме затрат занимают «Коммерческие расходы» или внепроизводственные расходы, т.е. расходы, связанные с реализацией продукции.
Анализируя динамику расходов по статьям, наблюдается значительное увеличение расходов в 2010 году по сравнению с 2009 годом по таким статьям как, «Сырье и материалы» на 96,12%, «Транспортно-заготовительные расходы» на 392,73%, «Прочие расходы» на 461,85%, и «Вспомогательные расходы» на 160,35%. Значительно, на 47,79% уменьшились расходы по статье «Коммерческие расходы».
В ходе анализа себестоимости выявляют факторы, вызвавшие увеличение расходов по статьям. Для этого проводят группировку по статьям расходов на условно-переменные, т.е. зависящие от объема производства и условно-постоянные
Условно-постоянные расходы в отчетном периоде составили 23,64% ,и наблюдается их рост и по сравнению с 2009 годом на 113,63%, и по сравнению с 2010 годом на 229,73%.
Тенденция к снижению удельного веса наблюдается по статье «Производственные расходы» с 15,34% в 2009 году до 11,40% в 2011 году, а по статье «Коммерческие расходы» наоборот увеличение с 2,26% в 2009 году до 4,83% в 2011 году.
Таблица 2.4 Себестоимость продукции по статьям и структура затрат ООО «Эльм-Холдинг» за 2009-2011 годы | |||||||||||
№ |
Статьи |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Отклонение |
Динамика | |||||
п/ |
затрат |
по уд.весу (+;-) |
в % |
||||||||
п |
тыс.руб. |
уд.вес, % |
тыс.руб. |
уд.вес, % |
тыс.руб. |
уд.вес, % |
2010г. от 2009г. |
2011г. от 2010г. |
2010г. к 2009г. |
2011г. к 2010г. | |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Сырье и материалы |
697876 |
61,5 |
1368692 |
56,48 |
1909255 |
58,63 |
-5,02 |
-2,87 |
96,12 |
39,49 |
2 |
Заработная плата с отчислениями на социальные нужды |
40944 |
3,6 |
48762 |
2,01 |
50504 |
1,56 |
-1,59 |
-2,04 |
19,09 |
3,57 |
3 |
Транспортно-заготовительные расходы |
36011 |
3,17 |
177437 |
7,32 |
186062 |
5,71 |
4,16 |
2,55 |
392,73 |
4,86 |
4 |
Вспомогательные расходы |
126 530 |
11,15 |
329421 |
13,59 |
340587 |
10,46 |
2,44 |
-0,69 |
160,35 |
3,39 |
5 |
Производственные расходы |
174 086 |
15,34 |
360778 |
14,9 |
371269 |
11,40 |
-0,44 |
-3,94 |
107,24 |
2,91 |
6 |
Итого технологическая себестоимость |
1075447 |
94,76 |
2285090 |
94,30 |
2857677 |
87,76 |
-0,46 |
-7 |
112,48 |
25,06 |
7 |
Управленческие расходы |
14743 |
1,30 |
13789 |
0,57 |
69375 |
2,13 |
-0,73 |
0,83 |
-6,92 |
403,12 |
8 |
Коммерческие расходы |
25638 |
2,26 |
17348 |
0,72 |
157325 |
4,83 |
-1,54 |
2,57 |
-47,79 |
806,88 |
9 |
Прочие расходы |
19029 |
1,68 |
106914 |
4,41 |
171943 |
5,28 |
2,73 |
3,6 |
461,85 |
60,82 |
10 |
Итого себестоимость |
1134857 |
100,00 |
2423141 |
100,00 |
3256320 |
100,00 |
0,00 |
0,00 |
113,52 |
34,38 |
11 |
в том числе: |
||||||||||
12 |
переменные расходы |
901361 |
79,42 |
1924312 |
79,41 |
2486408 |
76,36 |
-0,01 |
-3,06 |
113,49 |
175,85 |
13 |
постоянные расходы |
233496 |
20,58 |
498829 |
20,59 |
769912 |
23,64 |
0,01 |
3,06 |
113,63 |
229,73 |
Увеличился почти на 2 процентных пункта в 2011 году по сравнению с 2010 годом удельный вес статьи «Сырье и материалы», а «Вспомогательные расходы» уменьшился почти на 3 процентных пункта.
Особое внимание обращают на себя темпы изменения затрат в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Самые высокие темпы роста наблюдаются по статьям: «Прочие расходы»; «Управленческие расходы»; «Коммерческие расходы» и «Сырье и материалы». Факторы, оказавшие влияние на указанные темпы роста, могут как зависеть, так и не зависеть от деятельности предприятия.
Значительно позволяет снизить затраты эффективное использование основных средств, в результате чего сокращаются нормы расхода сырья и материалов и, что особенно важно, отходы, связанные с использованием устаревшего оборудования.
Следующей важной причиной является уровень квалификации работников. Высокий уровень квалификации рабочих позволяет добиться экономного расхода основных видов сырья, а высокий уровень квалификации управленческого персонала позволяет наладить оперативный экономический анализ с целью своевременного
вмешательства в производственные процессы.
Анализ расходов по статье «Производственные расходы» позволяет сделать вывод о том, что за последние три года ООО «Эльм-Холдинг» не произвело существенного обновления основных средств, т.к. является одним из основных поставщиков цементной продукции на рынки Москвы и области и его продукция и так пользуется спросом.
2.3. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции ООО «Эльм-Холдинг»
за 2009-2011 годы
Затраты на рубль товарной продукции − очень важный обобщающий показатель,
который отличается тем, что, во-первых, дает обобщенную оценку эффективности затрат и характеризует уровень издержек на выработку продукции, во-вторых, является универсальным показателем, который может рассчитываться в любой отрасли производства и на любом коммерческом предприятии, и, в-третьих, показывает рентабельность производства отдельных видов продукции.
Если его уровень ниже единицы, производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы − убыточным.
Показатели затрат на 1 рубль товарной продукции представлены в табл.2.5.
Объем товарной продукции в 2011 году составил 3259734 тыс. руб., фактические затраты 3256320 тыс. руб., а затраты на 1 рубль товарной продукции 99,89 коп. В качестве отрицательного момента можно отметить повышение затрат на 1 рубль товарной продукции по сравнению с 2009 годом на 9,38 коп., хотя по сравнению с 2010 годом они увеличились на 1,99 коп.
Так как наибольший удельный вес в общей сумме расходов составляют условно-переменные затраты 76,36%, поэтому причинами роста себестоимости на 34,38% (данные табл.2.3) является: во-первых, увеличение объема товарной продукции на 31,6%, а во-вторых, увеличение себестоимости на 1 рубль продукции на 2,03%.
Рост себестоимости на 1 рубль товарной продукции на 1,99 коп. вызван в основном увеличением затрат по статье «Сырье и материалы» в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 3,27 коп., на 4,13 коп. повысились коммерческие расходы, на 1,57 коп. управленческие расходы и на 0,94 коп. прочие расходы.
Причины, вызвавшие данное увеличение могут быть связаны с деятельностью предприятия, так могут быть и причины внешнего порядка. Все причины можно представить в виде схемы, условно разделив их на два вида (рис.2.6).
Снижение затрат на 1 рубль товарной продукции наблюдается по таким статьям, как «Зарплата с отчислениями на социальные нужды» на 0,41 коп., «Вспомогательные материалы» на 2,85 коп., «Производственные расходы» на 3,19 коп. и на 1,47
коп. снизились «Транспортно-заготовительные расходы», связанные с реализацией товарной продукции.
Затраты на 1 рубль товарной продукции ООО «Эльм-Холдинг» за 2009-2011 годы |
|||||||||
№ |
Статьи |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Отклонение на 1руб. | ||||
п/ |
затрат |
затраты |
в т.ч.на 1 руб. |
затраты |
в т.ч.на 1 руб. |
затраты |
в т.ч.на 1 руб. |
товарной продукции | |
п |
всего, тыс.руб. |
товарной продукции, коп. |
всего, тыс.руб. |
товарной продукции, коп. |
всего, тыс.руб. |
товарной продукции, коп. |
от2009г. |
от 2010г. | |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Сырье и материалы |
697876 |
55,66 |
1368692 |
55,30 |
1909255 |
58,57 |
-0,36 |
3,27 |
2 |
Заработная плата с отчислениями на социальные нужды |
40944 |
3,27 |
48762 |
1,96 |
50504 |
1,55 |
-1,31 |
-0,41 |
3 |
Транспортно-заготовительные расходы |
36011 |
2,87 |
177437 |
7,18 |
186062 |
5,71 |
4,31 |
-1,47 |
4 |
Вспомогательные расходы |
126 530 |
10,09 |
329421 |
13,30 |
340587 |
10,45 |
3,21 |
-2,85 |
5 |
Производственные расходы |
174 086 |
13,88 |
360778 |
14,58 |
371269 |
11,39 |
0,7 |
-3,19 |
6 |
Управленческие расходы |
14743 |
1,18 |
13789 |
0,56 |
69375 |
2,13 |
-0,62 |
1,57 |
7 |
Коммерческие расходы |
25638 |
2,04 |
17348 |
0,70 |
157325 |
4,83 |
-1,34 |
4,13 |
8 |
Прочие расходы |
19029 |
1,52 |
106914 |
4,32 |
171943 |
5,26 |
2,8 |
0,94 |
9 |
Итого себестоимость |
1134857 |
90,51 |
2423141 |
97,90 |
3256320 |
99,89 |
7,39 |
1,99 |
10 |
Товарная продукция, тыс. руб. |
1253833 |
2475041 |
3259734 |
Таблица 2.3.
Если сравнивать затраты на 1 рубль товарной продукции в 2011 году с 2009 годом, то тенденция по большинству статей наблюдается растущая, как и по сравнению с 2010 годом.
Объяснить сложившуюся ситуацию можно только причинами, не связанными с деятельностью предприятия. Например, по статье «Сырье и материалы» это связано с увеличением отпускных цен на сырье и сменой поставщиков. В 2011 году ООО «Эльм-Холдинг» были приобретены мобильные транспортные средства, которые в дальнейшем позволят еще больше снизить транспортные расходы, связанные с поставками сырья.
Рисунок 2.1 Схема факторов, оказывающих влияние на затраты на 1 рубль товарной продукции
Одним из путей снижения себестоимости продукции в ООО «Эльм-Холдинг» является освоение новой продукции по американскому стандарту (API) и реконструкция мощностей для упаковки цемента в мешкотару.
Реконструкция отделения по упаковке цемента предполагает демонтаж устаревшего оборудования и установку нового высокопроизводительного импортного оборудования по затариванию цемента в мешки весом 20-50 кг и пакетирования их в термоусадочную пленку (мощность - 200 тыс. тонн/год). Прежнее оборудование для упаковки цемента полностью износилось и самортизировано, морально и физически устарело.
Для освоения выпуска тампонажного цемента по американскому стандарту предполагается закупить по импорту необходимое лабораторное оборудование для испытаний цемента и оснастить им заводскую лабораторию, а также перевести одну из цементных мельниц на работу по замкнутому циклу с использованием современного импортного оборудования.
Предусматривается повышение конкурентоспособности цемента за счет реконструкции морально и физически устаревшего упаковочного отделения для выпуска тарированного цемента, пользующегося повышенным спросом у потребителей.
Реализация настоящего инвестиционного проекта позволит:
добиться существенного изменения структуры производимой продукции по ассортименту и качеству. На обновленной технологической основе предстоит обеспечить расширение масштабов производства, освоение и выпуск новых видов продукции, насыщение регионального рынка товарами, производимыми предприятиями;
организовать производство новых видов цемента - тампонажного по стандарту API;
расширить объемы тарирования, в том числе за счет использования различных видов упаковки по заказам покупателей, а также для выхода продукции предприятия на внешний рынок;
Информация о работе Пути снижения себестоимости на основе анализа ее формирования