Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 01:03, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является выявление направлений и путей снижения себестоимости на основе анализа ее формирования. Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
раскрытие сущности себестоимости продукции;
характеристика основных нормативно-правовых документов, регламентирующих формирование себестоимости;
определение необходимости анализа себестоимости как элемента управления производством;
рассмотрение основных методов формирования себестоимости;
рассмотрение порядка определения размера снижения затрат на производство продукции;
анализ состава и структуры себестоимости продукции на предприятии ООО «Эльм-Холдинг» за 2010 - 2011 годы;
выявление факторов, оказавших влияние на себестоимость продукции предприятия;
Таблица 2.3- Показатели финансового состояния
| Наименование коэффициента | Норматив | Значение коэффициента | ||
| на 31.12.2009 | на 31.12.2010 | на 31.12.2011 | ||
| Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,2-0,7 | 0,02 | 0,08 | 0,16 | 
| Коэффициент промежуточной (срочной) ликвидности | > 0,7-0,8 | 0,7 | 0,67 | 0,8 | 
| Коэффициент текущей ликвидности | 1-2 | 1,09 | 1,07 | 1,18 | 
| Коэффициент обеспеченности собственными средствами | > 0,1 | 0,08 | 0,06 | 0,04 | 
| Коэффициент оборачиваемости оборотных активов | - | 2,85 | 4,36 | 4,51 | 
Как следует из представленных в табл. 2.3 данных, использованные в процессе анализа относительные показатели свидетельствуют о недостаточно устойчивом финансовом положении предприятия. Беспокойство не вызывают лишь значения показателей промежуточной и текущей ликвидности. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов за анализируемый период существенно вырос, что указывает на улучшение работы финансовых менеджеров ООО «Эльм-Холдинг»
2.2. Анализ динамики и структуры себестоимости продукции
ООО «Эльм-Холдинг» за 2009-2011 годы
Как уже говорилось выше, себестоимость продукции является важнейшим показателем, характеризующим деятельность предприятия.
Анализ себестоимости продукции позволяет выявить возможности снижения цены единицы продукции, что особенно важно для предприятий, использующих в качестве базовой в конкурентной борьбе стратегию низких издержек производства.
Задачами анализа себестоимости продукции являются:
- оценка себестоимости продукции, издержек производства и обращения на основе анализа произведенных затрат;
- установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
- анализ себестоимости отдельных видов продукции;
- выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
- полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;
- затраты на 1 рубль товарной продукции;
- себестоимость отдельных изделий;
- отдельные элементы и статьи затрат.
Данные для анализа себестоимости продукции ООО «Эльм-Холдинг» за 2009-2011 годы с изучением общей суммы затрат, ее динамики и структуры в целом по предприятию представлены в табл. 2.4.
На основании данных табл. 2.4 можно сказать, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом себестоимость продукции ООО «Эльм-Холдинг» увеличилась на 113,5%. В 2011 году фактические затраты связанные с выпуском и реализацией продукции ООО «Эльм-Холдинг» составили 3256320 тыс. руб. и по сравнению с 2010 годом они увеличились на 34,4%. Наибольший удельный вес в общей сумме затрат в 2011 году, как и в 2009 и 2010 годах занимают расходы по статье «Сырье и материалы» - 58,63%, сумма расходов по этой статье составляет 1909255 тыс.руб., причем расходы увеличились на 39,5% по сравнению с 2010 годом и на 96,1% по сравнению с 2009 годом. 11,4% в общей сумме затрат приходится на расходы по статье «Производственные расходы», всего 4,83% в общей сумме затрат занимают «Коммерческие расходы» или внепроизводственные расходы, т.е. расходы, связанные с реализацией продукции.
Анализируя динамику расходов по статьям, наблюдается значительное увеличение расходов в 2010 году по сравнению с 2009 годом по таким статьям как, «Сырье и материалы» на 96,12%, «Транспортно-заготовительные расходы» на 392,73%, «Прочие расходы» на 461,85%, и «Вспомогательные расходы» на 160,35%. Значительно, на 47,79% уменьшились расходы по статье «Коммерческие расходы».
В ходе анализа себестоимости выявляют факторы, вызвавшие увеличение расходов по статьям. Для этого проводят группировку по статьям расходов на условно-переменные, т.е. зависящие от объема производства и условно-постоянные
Условно-постоянные расходы в отчетном периоде составили 23,64% ,и наблюдается их рост и по сравнению с 2009 годом на 113,63%, и по сравнению с 2010 годом на 229,73%.
Тенденция к снижению удельного веса наблюдается по статье «Производственные расходы» с 15,34% в 2009 году до 11,40% в 2011 году, а по статье «Коммерческие расходы» наоборот увеличение с 2,26% в 2009 году до 4,83% в 2011 году.
 
| Таблица 2.4 Себестоимость продукции по статьям и структура затрат ООО «Эльм-Холдинг» за 2009-2011 годы | |||||||||||
| № | Статьи | 2009 год | 2010 год | 2011 год | Отклонение | Динамика | |||||
| п/ | затрат | по уд.весу (+;-) | в % | ||||||||
| п | тыс.руб. | уд.вес, % | тыс.руб. | уд.вес, % | тыс.руб. | уд.вес, % | 2010г. от 2009г. | 2011г. от 2010г. | 2010г. к 2009г. | 2011г. к 2010г. | |
| А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 
| 1 | Сырье и материалы | 697876 | 61,5 | 1368692 | 56,48 | 1909255 | 58,63 | -5,02 | -2,87 | 96,12 | 39,49 | 
| 2 | Заработная плата с отчислениями на социальные нужды | 40944 | 3,6 | 48762 | 2,01 | 50504 | 1,56 | -1,59 | -2,04 | 19,09 | 3,57 | 
| 3 | Транспортно-заготовительные расходы | 36011 | 3,17 | 177437 | 7,32 | 186062 | 5,71 | 4,16 | 2,55 | 392,73 | 4,86 | 
| 4 | Вспомогательные расходы | 126 530 | 11,15 | 329421 | 13,59 | 340587 | 10,46 | 2,44 | -0,69 | 160,35 | 3,39 | 
| 5 | Производственные расходы | 174 086 | 15,34 | 360778 | 14,9 | 371269 | 11,40 | -0,44 | -3,94 | 107,24 | 2,91 | 
| 6 | Итого технологическая себестоимость | 1075447 | 94,76 | 2285090 | 94,30 | 2857677 | 87,76 | -0,46 | -7 | 112,48 | 25,06 | 
| 7 | Управленческие расходы | 14743 | 1,30 | 13789 | 0,57 | 69375 | 2,13 | -0,73 | 0,83 | -6,92 | 403,12 | 
| 8 | Коммерческие расходы | 25638 | 2,26 | 17348 | 0,72 | 157325 | 4,83 | -1,54 | 2,57 | -47,79 | 806,88 | 
| 9 | Прочие расходы | 19029 | 1,68 | 106914 | 4,41 | 171943 | 5,28 | 2,73 | 3,6 | 461,85 | 60,82 | 
| 10 | Итого себестоимость | 1134857 | 100,00 | 2423141 | 100,00 | 3256320 | 100,00 | 0,00 | 0,00 | 113,52 | 34,38 | 
| 11 | в том числе: | ||||||||||
| 12 | переменные расходы | 901361 | 79,42 | 1924312 | 79,41 | 2486408 | 76,36 | -0,01 | -3,06 | 113,49 | 175,85 | 
| 13 | постоянные расходы | 233496 | 20,58 | 498829 | 20,59 | 769912 | 23,64 | 0,01 | 3,06 | 113,63 | 229,73 | 
 
Увеличился почти на 2 процентных пункта в 2011 году по сравнению с 2010 годом удельный вес статьи «Сырье и материалы», а «Вспомогательные расходы» уменьшился почти на 3 процентных пункта.
Особое внимание обращают на себя темпы изменения затрат в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Самые высокие темпы роста наблюдаются по статьям: «Прочие расходы»; «Управленческие расходы»; «Коммерческие расходы» и «Сырье и материалы». Факторы, оказавшие влияние на указанные темпы роста, могут как зависеть, так и не зависеть от деятельности предприятия.
Значительно позволяет снизить затраты эффективное использование основных средств, в результате чего сокращаются нормы расхода сырья и материалов и, что особенно важно, отходы, связанные с использованием устаревшего оборудования.
Следующей важной причиной является уровень квалификации работников. Высокий уровень квалификации рабочих позволяет добиться экономного расхода основных видов сырья, а высокий уровень квалификации управленческого персонала позволяет наладить оперативный экономический анализ с целью своевременного
вмешательства в производственные процессы.
Анализ расходов по статье «Производственные расходы» позволяет сделать вывод о том, что за последние три года ООО «Эльм-Холдинг» не произвело существенного обновления основных средств, т.к. является одним из основных поставщиков цементной продукции на рынки Москвы и области и его продукция и так пользуется спросом.
2.3. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции ООО «Эльм-Холдинг»
за 2009-2011 годы
Затраты на рубль товарной продукции − очень важный обобщающий показатель,
который отличается тем, что, во-первых, дает обобщенную оценку эффективности затрат и характеризует уровень издержек на выработку продукции, во-вторых, является универсальным показателем, который может рассчитываться в любой отрасли производства и на любом коммерческом предприятии, и, в-третьих, показывает рентабельность производства отдельных видов продукции.
Если его уровень ниже единицы, производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы − убыточным.
Показатели затрат на 1 рубль товарной продукции представлены в табл.2.5.
Объем товарной продукции в 2011 году составил 3259734 тыс. руб., фактические затраты 3256320 тыс. руб., а затраты на 1 рубль товарной продукции 99,89 коп. В качестве отрицательного момента можно отметить повышение затрат на 1 рубль товарной продукции по сравнению с 2009 годом на 9,38 коп., хотя по сравнению с 2010 годом они увеличились на 1,99 коп.
Так как наибольший удельный вес в общей сумме расходов составляют условно-переменные затраты 76,36%, поэтому причинами роста себестоимости на 34,38% (данные табл.2.3) является: во-первых, увеличение объема товарной продукции на 31,6%, а во-вторых, увеличение себестоимости на 1 рубль продукции на 2,03%.
Рост себестоимости на 1 рубль товарной продукции на 1,99 коп. вызван в основном увеличением затрат по статье «Сырье и материалы» в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 3,27 коп., на 4,13 коп. повысились коммерческие расходы, на 1,57 коп. управленческие расходы и на 0,94 коп. прочие расходы.
Причины, вызвавшие данное увеличение могут быть связаны с деятельностью предприятия, так могут быть и причины внешнего порядка. Все причины можно представить в виде схемы, условно разделив их на два вида (рис.2.6).
Снижение затрат на 1 рубль товарной продукции наблюдается по таким статьям, как «Зарплата с отчислениями на социальные нужды» на 0,41 коп., «Вспомогательные материалы» на 2,85 коп., «Производственные расходы» на 3,19 коп. и на 1,47
коп. снизились «Транспортно-заготовительные расходы», связанные с реализацией товарной продукции.
 
| Затраты на 1 рубль товарной продукции ООО «Эльм-Холдинг» за 2009-2011 годы | |||||||||
| № | Статьи | 2009 год | 2010 год | 2011 год | Отклонение на 1руб. | ||||
| п/ | затрат | затраты | в т.ч.на 1 руб. | затраты | в т.ч.на 1 руб. | затраты | в т.ч.на 1 руб. | товарной продукции | |
| п | всего, тыс.руб. | товарной продукции, коп. | всего, тыс.руб. | товарной продукции, коп. | всего, тыс.руб. | товарной продукции, коп. | 
 от2009г. | от 2010г. | |
| А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 
| 1 | Сырье и материалы | 697876 | 55,66 | 1368692 | 55,30 | 1909255 | 58,57 | -0,36 | 3,27 | 
| 2 | Заработная плата с отчислениями на социальные нужды | 40944 | 3,27 | 48762 | 1,96 | 50504 | 1,55 | -1,31 | -0,41 | 
| 3 | Транспортно-заготовительные расходы | 36011 | 2,87 | 177437 | 7,18 | 186062 | 5,71 | 4,31 | -1,47 | 
| 4 | Вспомогательные расходы | 126 530 | 10,09 | 329421 | 13,30 | 340587 | 10,45 | 3,21 | -2,85 | 
| 5 | Производственные расходы | 174 086 | 13,88 | 360778 | 14,58 | 371269 | 11,39 | 0,7 | -3,19 | 
| 6 | Управленческие расходы | 14743 | 1,18 | 13789 | 0,56 | 69375 | 2,13 | -0,62 | 1,57 | 
| 7 | Коммерческие расходы | 25638 | 2,04 | 17348 | 0,70 | 157325 | 4,83 | -1,34 | 4,13 | 
| 8 | Прочие расходы | 19029 | 1,52 | 106914 | 4,32 | 171943 | 5,26 | 2,8 | 0,94 | 
| 9 | Итого себестоимость | 1134857 | 90,51 | 2423141 | 97,90 | 3256320 | 99,89 | 7,39 | 1,99 | 
| 10 | Товарная продукция, тыс. руб. | 1253833 | 2475041 | 3259734 | |||||
Таблица 2.3.
 
Если сравнивать затраты на 1 рубль товарной продукции в 2011 году с 2009 годом, то тенденция по большинству статей наблюдается растущая, как и по сравнению с 2010 годом.
Объяснить сложившуюся ситуацию можно только причинами, не связанными с деятельностью предприятия. Например, по статье «Сырье и материалы» это связано с увеличением отпускных цен на сырье и сменой поставщиков. В 2011 году ООО «Эльм-Холдинг» были приобретены мобильные транспортные средства, которые в дальнейшем позволят еще больше снизить транспортные расходы, связанные с поставками сырья.
Рисунок 2.1 Схема факторов, оказывающих влияние на затраты на 1 рубль товарной продукции
Одним из путей снижения себестоимости продукции в ООО «Эльм-Холдинг» является освоение новой продукции по американскому стандарту (API) и реконструкция мощностей для упаковки цемента в мешкотару.
Реконструкция отделения по упаковке цемента предполагает демонтаж устаревшего оборудования и установку нового высокопроизводительного импортного оборудования по затариванию цемента в мешки весом 20-50 кг и пакетирования их в термоусадочную пленку (мощность - 200 тыс. тонн/год). Прежнее оборудование для упаковки цемента полностью износилось и самортизировано, морально и физически устарело.
Для освоения выпуска тампонажного цемента по американскому стандарту предполагается закупить по импорту необходимое лабораторное оборудование для испытаний цемента и оснастить им заводскую лабораторию, а также перевести одну из цементных мельниц на работу по замкнутому циклу с использованием современного импортного оборудования.
Предусматривается повышение конкурентоспособности цемента за счет реконструкции морально и физически устаревшего упаковочного отделения для выпуска тарированного цемента, пользующегося повышенным спросом у потребителей.
Реализация настоящего инвестиционного проекта позволит:
добиться существенного изменения структуры производимой продукции по ассортименту и качеству. На обновленной технологической основе предстоит обеспечить расширение масштабов производства, освоение и выпуск новых видов продукции, насыщение регионального рынка товарами, производимыми предприятиями;
организовать производство новых видов цемента - тампонажного по стандарту API;
расширить объемы тарирования, в том числе за счет использования различных видов упаковки по заказам покупателей, а также для выхода продукции предприятия на внешний рынок;
Информация о работе Пути снижения себестоимости на основе анализа ее формирования