Пути снижения себестоимости продукции на предприятии (на примере предприятия АО «VITA»г.Алматы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции. Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели: полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат; затраты на тенге товарной продукции; себестоимость сравнимой товарной продукции; себестоимость отдельных изделий; отдельные элементы и статьи затрат.

Вложенные файлы: 1 файл

себестоимость.doc

— 2.54 Мб (Скачать файл)

 

За 2010 год фактические  затраты превышают плановые показатели на 2150931,60 тыс. тенге или на 5,26%.  Перерасход произошел по прочим производственным затратам на 125124,95 тыс. тенге, по заработной плате и отчислениям в фонд страхования 645431,41 тыс.тенге, материальным затратам – 1318915,59 тыс. тенге, амортизация увеличилась на  61459,64 тыс.тенге, а по коммерческим расходам наблюдается снижение затрат на сумму – 1624563,6 тыс. тенге. Общая сумма затрат изменилась из-за снижения объема выпуска продукции, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов. По сравнению с предыдущим годом доля материальных затрат в общей структуре себестоимости увеличилась на 9%.

 

Рисунок 8 – Динамика финансовых результатов АО «VITA» за 2008-12 гг.

 

Таблица 9  - Затраты на производство продукции АО «VITA» за 2010 год.

Элемент затрат

Сумма, тыс. тенге

Структура затрат, %

план

факт

отклон.

план

факт

отклон.

Материальные  затраты

5734415,61

7053331,20

1318915,59

57,34

67,00

9,66

Заработная  плата

688129,87

1269599,62

581469,74

6,88

12,06

5,18

Отчисления  в фонд социальной защиты

75694,29

139655,96

63961,67

0,76

1,33

0,57

Амортизация основных средств

368757,86

430217,51

1536491,10

3,69

4,09

0,40

Прочие производственные расходы

114688,31

239813,26

125124,95

1,15

2,28

1,13

Итого произв. расходы

6981685,95

9132617,54

2150931,60

69,81

86,75

16,94

Коммерческие  расходы

3019306,05

1394742,46

-1624563,60

30,19

13,25

-16,94

Полная себестоимость

10000992,00

10527360,00

526368,00

100,00

100

 

Переменная  часть

6498239,77

8462586,77

1964347,00

64,98

80,39

15,41

Постоянная  часть

3502752,23

2064773,23

-1437979,00

35,02

19,61

-15,41


 

Рисунок 9– Структура затрат на производство продукции в 2010 году

 

Таблица 10  - Затраты на производство продукции АО «VITA» за 2011 год.

Элемент затрат

Сумма, тыс. тенге

Структура затрат,%

план

факт

отклон.

план

факт

отклон.

Материальные  затраты

2460202,20

2733558

273355,80

79,41

75,00

-4,41

Заработная  плата

147612,13

164013,48

16401,35

4,76

4,50

-0,26

Отчисления  в фонд социальной защиты

16237,33

18041,48

1804,15

0,52

0,50

-0,03

Амортизация основных средств

30422,52

338028,04

307605,52

0,98

9,27

8,29

Прочие производственные расходы

73806,07

82006,74

8200,67

2,38

2,25

-0,13

Итого произв. расходы

2728280,26

3335647,74

607367,49

88,06

91,52

3,45

Коммерческие  расходы

369752,14

309096,26

-60655,89

11,94

8,48

-3,45

Полная себестоимость

3098032,40

3644744,00

546711,60

100,00

100,00

 

Переменная  часть

2624051,67

2915612,96

291561,30

84,70

80,00

-4,71

Постоянная  часть

473980,73

729131,04

255150,30

15,30

20,01

4,71


 

Рисунок 10 – Структура затрат на производство продукции в 2011 году

Как видно из таблицы 10, фактические затраты АО «VITA» в 2011 году выше плановых на 273355,80 тыс. тенге, или на 11,1%. Перерасход произошел по заработной плате, амортизации и прочим производственным затратам, по коммерческим расходам - экономия.

Таблица 11  - Затраты на производство продукции  АО «VITA» за 2012 год

 

Элемент затрат

Сумма, тыс. тенге

Структура затрат, %

план

факт

отклон.

план

факт

откл.

Материальные  затраты

2397876,94

2788229

390352,06

72,47

75,00

2,52

Заработная  плата

155862,00

181234,88

25372,88

4,71

4,87

0,16

Отчисления  в фонд социальной защиты

17144,82

19935,84

2791,02

0,52

0,54

0,02

Амортизация основных средств

208383,02

242305,84

33922,82

6,30

6,52

0,22

Прочие производственные расходы

28774,52

33458,74

4684,22

0,87

0,90

0,03

Итого произв. расходы

2808041,31

3265164,32

457123,00

84,87

87,83

2,96

Коммерческие  расходы

500657,40

452474,68

-48182,71

15,13

12,17

-2,96

Полная себестоимость

3308698,71

3717639,00

408940,29

100,00

100

 

Переменная  часть

2570883,76

2989399,72

418515,96

77,70

80,41

2,71

Постоянная  часть

737814,95

728239,28

-9575,67

22,30

19,59

-2,71


 

Рисунок 11 – Структура затрат на производство продукции в 2012 году

 

А в 2012 году существенное увеличение затрат на сырье и материалы  по сравнению с плановыми показателями связано с большим фактическим  объемом выпуска продукции. Что  касается структуры себестоимости. То она существенно изменилась по сравнению с начальным периодом с сторону уменьшения доли материальных затрат и увеличения доли затрат на заработную плату.

Далее приведен анализ факторов, влияющих на изменение  себестоимости продукции.

  1. Анализ производства и реализации продукции.

 

Таблица 12 - Выполнение плана по выпуску товарной продукциив 2010 году

 

Продукция

Объем продаж,

тыс. тенге

Отклонение  фактического

выпуска продукции

2009

год

Отчетный

2010 год

От плана

От прошлого

года

план

факт

тыс.

тенге

%

тыс.

тенге

%

Провансаль-VITA

20739,75

20480,44

21558,36

1077,92

5,26

818,61

3,95

Оливковый

4190,44

5886,1

6613,6

727,50

12,36

2423,16

57,83

Витасой

1424,1

1028,91

836,51

-192,40

-18,70

-587,59

-41,26

Итого:

26354,29

27395,45

29008,47

1613,02

5,89

2654,18

10,07


 

По результатам таблицы можно сделать следующие выводы:

По всем позициям наблюдается увеличение, за исключением майонеза «Витасой», где наблюдается фактическое снижение производства на 192 тыс.тенге или 18,7%, а в сравнении с прошлым годом фактический объем снизился на 587,59 тыс.тенге или 41,26%;

Выпуск майонеза провансаль-вита и оливковый повысился  не только в сравнении с прошлым  годом, но и в сравнении планом.

 

Таблица 13 - Выполнение плана по выпуску товарной продукциив 2011 году

 

Продукция

Объем продаж, тыс. тенге.

Отклонение  фактического

 выпуска  продукции

2010 год

Отчетный  2011 год

От плана

От прошлого

года

план

факт

тыс. тенге

%

тыс. тенге

%

Провансаль-VITA

21558,36

23561,44

27719,34

1397,87

5,31

6160,98

28,58

Оливковый

6613,60

4483,25

4820,69

-182,85

-3,65

-1792,90

-27,11

Витасой

836,51

686,56

880,21

59,09

7,20

43,70

5,22

Итого:

29008,47

28731,25

39106,29

1230,05

3,25

5935,24

17,89


 

Таблица 14 - Выполнение плана по выпуску товарной продукциив 2012 году

 

Продукция

Объем продаж, тыс. тенге.

Отклонение  фактического

выпуска продукции

2011 год

Отчетный

2012 год

От плана

От прошлого

года

план

факт

тыс. тг.

%

тыс. тг.

%

Провансаль-VITA

27719,34

214276,70

240760,34

26483,64

12,36

213041,00

768,56

Оливковый

4820,69

135338,71

112782,26

-22556,45

-16,67

107961,57

2239,55

Витасой

880,21

5720,03

5553,43

-166,60

-2,91

4673,22

530,92

Итого:

39106,29

355335,44

40163,86

-315171,58

-88,70

1057,57

2,70


 

В 2011 отклонение фактического выпуска товарной продукции в отрицательную сторону наблюдается по производству майонеза оливковый (-3,65%),  от прошлого года (-27,11%), что в абсолютном выражении составило -1792,9 тыс. тенге, а фактического выпуска от плана соответственно -182,85 тыс.тенге.

 

3 Пути снижения  себестоимости продукции АО «VITA»

 

3.1 Выявление  резервов снижения себестоимости  продукции АО «VITA»

 

 

Основными источниками  резервов снижения себестоимости продукции  являются:

1. Увеличение  объемов производства. Анализ внутреннего  рынка показывает насыщенность  продукцией данного вида. Увеличение объемов производства возможно за счет выхода предприятия на новые рынки сбыта. В частности, АО «VITA» может рассмотреть вариант продажи майонеза предприятиям общепита (весовой продукт). В настоящий момент предприятие реализует свою продукцию через розничную сеть – это магазины, оптовые склады, отдельные магазины и павильоны. По предварительным подсчетам специалистов АО «VITA» объемы продаж на данном рынке может составить до 1630 тонн в год. Но выходить на этот рынок с действующими марками майонеза нецелесообразно, поскольку достаточно важной характеристикой необходимого для этих целей майонеза является способность держать воду в салате, а не жирность и вкусовые характеристики. На предприятии разработан новый рецепт майонеза. Себестоимость одного кг составит 169,4 тенге, а продажная цена планируется на уровне 240 тенге за кг, что меньше цены майонеза, предлагаемой на рынке. При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты, сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется. В результате снижается себестоимость единицы продукции.

2. Резервы сокращения  затрат на производство продукции.  Совершенствование материально-сырьевого  снабжения и использования материальных  ресурсов находит отражение в  уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения закупочных цен на сырье и материалы. Транспортные расходы сокращаются в результате уменьшения затрат на доставку сырья и материалов от поставщика.

АО «VITA» необходимо обеспечить поступление сырья и материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, или использовать «сезонные» скидки на сырье. А также перевозить продукцию наиболее дешевым видом транспорта, используя при этом дисконтные карты, предоставляемые автозаправочными станциями.

 При заключении  договоров на поставку материальных  ресурсов необходимо заказывать  такие материалы, которые по  своим размерам и качеству  точно соответствуют плановой  спецификации на материалы.

Информация о работе Пути снижения себестоимости продукции на предприятии (на примере предприятия АО «VITA»г.Алматы)