Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:45, курсовая работа
Услуги как вид экономической деятельности существуют давно.
В Англии домашние слуги были самым многочисленным классом населения до 1870 г. Однако дать определение услуге оказалось нелегкой задачей. Особо оживленные дискуссии по этому поводу развернулись в конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ в. Именно тогда сфера услуг развитых стран стала приносить в ВВП примерно столько же, сколько промышленный и аграрный секторы экономики вместе взятые.
1
Сущность, значение
и классификация
бытовых услуг
Услуги
как вид экономической
В Англии домашние слуги были самым многочисленным
классом населения до 1870 г. Однако дать
определение услуге оказалось нелегкой
задачей. Особо оживленные дискуссии по
этому поводу развернулись в конце 60-х
– начале 70-х гг. ХХ в. Именно тогда сфера
услуг развитых стран стала приносить
в ВВП примерно столько же, сколько промышленный
и аграрный секторы экономики вместе взятые.
До сих пор в экономической литературе
можно найти различные определения услуги,
ниже приведены некоторые, самые типичные.
Сфера
услуг является одной из наиболее
перспективных и
Услугами иногда называют деятельность, не создающую самостоятельного продукта, материального объекта или материальных ценностей. Довольно часто можно встретить определение услуги как полезного действия, дел, поступков или же действий вообще.
Интересно определение Р. Малери: «Услуги – нематериальные активы, производимые для целей сбыта». По его определению, нематериальные активы (или неосязаемые ценности) – это ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, но имеющие стоимостную, денежную оценку. Услуга – это процесс, ряд действий. Эти действия могут быть инструментом для производства ценности, они могут создать ценность, но сами не являются самостоятельной ценностью. Если некие действия полезны только для того, кто их производит (например, зарядка по утрам), то вряд ли они могут считаться услугой.
По мнению К. Гренрооса, услуга – процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия – поставщика услуг. Этот процесс направлен на решение проблем покупателя услуги. Данное определение достаточно точно описывает услугу, однако некоторые услуги (косметические, парикмахерские и т. п.) могут быть осязаемыми.
Таким образом, под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные. Материальная услуга – это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей; создание условий для их потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и пр.
Социально-культурная услуга – это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя. Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и др.
Виды
услуг чрезвычайно
При всем разнообразии услуг их можно объединить в несколько групп( таблица 1.1)
Таблица 1.1 - Типы услуг
|
Характеристики услуг как товара следующие:
- неосязаемость;
- неразрывность
производства и потребления
- непостоянство качества;
- неспособность услуг к хранению.
Услуги классифицируются по различным признакам. наиболее распространенные сегодня классификации услуг приведены в табл. 1.2 на основании данных таблицы можно сделать выводы о том, что, во-первых, услуги многочисленны, во-вторых, они очень разнообразны.
Например,
в Республике Беларусь в Общегосударственном
классификаторе «Услуги населению»
(ОКУН) предусмотрено распределение
более 2000 видов услуг населению.
Данный классификатор входит в состав
Единой системы классификации и
кодирования технико-
Таблица 1.2 - Наиболее распространенные зарубежные и отечественные
классификации услуг
Услуги | |||
Классификация
Всемирной торговой ассоциации |
Международная стандартная промышленная классификация (ISIC) | Классификация
Организации экономического сотрудничества и развития |
Общегосударственный классификатор услуг населению Республики Беларусь |
Бытовые | |||
Жилищно-коммунального хозяйства | |||
Деловые | Посреднические | правового характера | |
Связи | Связи | Связи | |
Строительства и инжиниринга |
|||
Распределения | Складские, торговли, ресторанов, гостиниц | Поставок, планирования поставок | Торговли, общественного питания, рынков |
Образования | Образования | ||
Финансовые | Банковские, риэлторские, страхования | Банковские | |
Здравоохранения и социальные | Общественные, индивидуальные, социальные | Медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные | |
Туризма и путешествий | Туристские, гостиничные, средств размещения | ||
Отдыха, культуры, спорта | Культуры, физкультуры и спорта | ||
Транспортные | Транспорта | Перевозки | Транспортные |
Экологические | |||
Другие | Другие |
Объектами
классификации в классификаторе
услуг населению являются услуги
населению, оказываемые юридическими
лицами всех форм собственности, а также
физическими лицами, занимающимися
предпринимательской
Для
классификации услуг населению
принят иерархический метод
Рис. 1.1 Схема кодирования
услуг
Перечень
групп услуг населению приведен
в табл. 1.3
Таблица
1.3 - Перечень групп
услуг населению
Код | Наименование |
01 | Бытовые услуги |
02 | Транспортные услуги |
03 | Услуги связи |
04 | Жилищно-коммунальные услуги |
05 | Услуги организаций культуры |
06 | Туристские услуги, услуги гостиниц и аналогичных средств размещения |
07 | Услуги физической культуры и спорта |
08 | Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные, ветеринарные услуги |
09 | Услуги правового характера |
10 | Услуги банков |
11 | Услуги образования |
12 | Услуги торговли и общественного питания, услуги рынков |
80 | Прочие услуги населению |
Настоящий классификатор был утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 9 декабря 2003 г. № 49. Оказание платных услуг населению регламентируется Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» № 90-3 от 9 января 2002 г.
К
платным услугам населению
Показатель «объем платных услуг населению» отражает объем потребления населением различных видов услуг, статистически измеряется суммой денежных средств, полученных юридическими лицами от населения за оказанные им услуги или от других юридических лиц в оплату за оказанные населению услуги, и используется в целях характеристики уровня материального благосостояния населения в части потребления различных видов услуг, предоставляемых на возмездной (платной) основе, и информационной базы составления баланса денежных доходов и расходов населения.
Распределение
объема услуг населению по видам
осуществляется в соответствии с
общегосударственным
· бытовых;
· транспортных;
· связи;
· жилищного хозяйства;
· коммунальных;
· культуры;
· туристско-экскурсионных;
· гостиниц и аналогичных средств размещения;