Пути совершенствования земельных отношений в государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть землю как экономический ресурс, проанализировать особенности рынка земли в Республике Беларусь, и выявить пути совершенствования земельных отношений в нашем государстве.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
- изучить основные положения земли;
- рассмотреть вопрос определения земельной ренты;
- выявить показатели фиктивности использования земли;
- проанализировать структуру рынка земли в Республике Беларусь;
- изучить государственное регулирование землепользования и землевладения в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 348.21 Кб (Скачать файл)

Источник: 10

 

 

  •   земли водного фонда;

К землям водного фонда  относятся земли, занятые водными  объектами, а также земельные  участки, предоставленные для ведения  водного хозяйства, в том числе  для размещения водохозяйственных  сооружений и устройств. Площадь  таких земель относительно не велика и составляет лишь 2% от площади всей территории РБ. Однако стоит отметить, что в Беларуси сформирован устойчивый водный массив. (рис.2.1)

 

Рисунок 2.1 – Cамые длинные реки Беларуси

Источник: 11

 

Беларусь располагает  достаточными ресурсами возобновляемых поверхностных и подземных вод  для удовлетворения как текущих, так и ожидаемых в перспективе  потребностей в воде.

Поверхностные водные ресурсы  представлены в республике главным  образом речным стоком, который в  средние по водности годы составляет 57,9 км3. Около 55% годового стока приходится на реки бассейна Черного моря и, соответственно, 45% – Балтийского.

Общий объем воды, аккумулированной в озерах, оценивается в 6-7 км3; объем водохранилищ – 3,1 км3.

Отбор вод на бытовые и  хозяйственные нужды не превышает 5-7% от ежегодно возобновляемых водных ресурсов. Кроме того, более половины от объема забираемой воды после очистки  повторно сбрасывается в водные объекты.

На территории республики разведано 243 месторождения и участка  подземных вод, по которым утверждены запасы подземных вод в количестве 6643,72 тыс. м3/сут. На базе утвержденных запасов работает 132 групповых водозабора для водоснабжения 73 городов, промышленных центров и крупных населенных пунктов.

Значительное количество (109) разведанных месторождений подземных  вод с общими эксплуатационными  запасами 2067,3 тыс. м3/сут (что составляет 31% от утвержденных по республике запасов) вообще не освоено и только начинает разрабатываться.

Естественные ресурсы  подземных вод составляют 15,9 км3. [11]

  • земли запаса.

 К землям запаса относятся земли, земельные участки, не отнесенные к иным категориям и не предоставленные землепользователям. Земли запаса находятся в ведении соответствующего исполнительного комитета, рассматриваются как резерв и могут использоваться после перевода их в иные категории земель.

На данный момент времени  к землям запаса относятся 3,2% земель РБ (по сравнению с 2009 годом их численность сократилась 0,1%). Это относительно небольшая площадь, но, с течением времени, и она может быть переведена в одну из выше указанных категорий земель.[8]

Земли, земельные участки  распределяются по категориям земель в зависимости от их основного  целевого назначения и определенного  в соответствии с законодательством  правового режима их использования  и охраны. (Приложения 1,2,3)

Перевод земель, земельных  участков из одной категории в  другую производится в случаях изменения  основного целевого назначения этих земель, земельных участков при изъятии  и предоставлении земельных участков, прекращении права постоянного  или временного пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности  и аренды на земельные участки, подаче землепользователями заявлений  о переводе земель, земельных участков из одной категории в другую.

Отнесение земель к видам  осуществляется в соответствии с  их природно-историческими признаками, состоянием и характером использования.

Порядок перевода земель из одних категорий и видов в  другие и отнесения земель к определенным видам устанавливается Президентом  Республики Беларусь.

В странах с развитым рынком наблюдается следующая закономерность в обороте земли. В периоды  экономического подъема спрос на земельном рынке растет, увеличиваются  цены, повышается заинтересованность потенциальных продавцов земельных  участков. В периоды экономического спада или депрессии земельный  рынок приобретает сравнительно вялый характер. В течение года от 1,5 до 4% собственников стремятся продать свои участки.[12]

Экстраполируя эти пропорции  на возможный белорусский земельный  рынок, можно дать вероятные оценки его размеров. Например, сегмент  частного земельного рынка, где возможны сделки купли-продажи участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, может включать в среднегодовом исчислении примерно 15,4 тыс. га (из расчета продажи 2% площади, занятой под личными подсобными хозяйствами, равной сейчас чуть меньше 0,8 млн. га). Площадь земель, продаваемых фермерскими хозяйствами, может составить 3,96 тыс. га в год (из расчета продажи 3% площади земель фермерских хозяйств, составляющей в настоящее время 131,9 тыс. га). Владельцы садоводческих и огороднических кооперативов могут ежегодно продавать примерно 3,0 тыс. га площади своих участков (из расчета продажи 4% общей площади под этими кооперативами, которая равна в настоящее время 75 тыс. га).

Что касается вообще состояния сельскохозяйственных земель, которые на сегодня занимают весомую  часть территории, при  этом в весьма экономически выгодных для другой деятельности местах, то ситуация следующая. С каждым годом видно уменьшение площадей, что наряду с увеличивающимися объемами с/х производства говорит об интенсификации сельского хозяйства, увеличении свободных земель, и перспективах продолжения сложившейся тенденции. [13]

Таким образом, с высоким  уровнем вероятности можно предполагать, что около 22,0 тыс. га земель частного сектора будут ежегодно менять своих владельцев. Этот прогноз можно считать относительно реальным, поскольку он совпадает с динамикой показателей в период становления земельного рынка в смежных странах (России, Украине, Литве и др.). Вместе с тем с развитием рынка и повышением цен на земельные участки площадь оборота купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения в республике в частном секторе может даже превысить названный размер в 2,0-2,5 раза и составить 44,0-66,0 тыс. га.

Если в  стране законодательно будет урегулирован оборот земель, находящихся в пользовании  коллективных сельскохозяйственных предприятий, то в процесс купли-продажи может  быть вовлечено еще не менее 134,9 тыс. га сельскохозяйственных угодий (из расчета 1,5% площади (8,992 млн. га), находящейся в настоящее время в использовании крупных сельскохозяйственных организаций).

Следовательно, общая сумма в размере 157 тыс. га - это вероятный потенциал рынка земли в Республике Беларусь, представляющий только сделки купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, в общий  рыночный оборот сельскохозяйственных земель может ежегодно вовлекаться  площадь, равная 1,730 млн. га (табл. 2.2).

 

 

 

Табл. 2.2 - Прогнозируемое развитие рынка земель сельскохозяйственного             ооназначения

Виды землепользователей

Площадь сельскохозяйственных  угодий, тыс. га

Процент возможной купли-продажи  земель

Площадь возможной купли-продажи  сельхозземель, тыс. га

Процент возможной аренды земли

Площадь возможной арендованной земли, тыс. га

Предположительный размер общего рыночного оборота сельхозземель, тыс. га

Сельскохозяйственные организации

8992

1,5

34,9

15

1349

1484

Фермерские хозяйства

131,9

3,0

3,96

30

39,6

43,56

Личные подсобные хозяйства  граждан

768,5

2,01

15,4

20

153,7

169

Садоводческие кооперативы

75

4,0

3

40

30

33

Всего

9967

157

1572,3

1730

Источник: 12

 

Приведенные предположительные  расчеты показывают на возможность  формирования и функционирования в  перспективе в республике рыночного  земельного оборота.

Важнейшей проблемой на пути становления рынка земли является определение цены и на этой основе реальной величины арендной платы, земельного налога, залоговой стоимости и  т.д. Изучение показывает, что, с одной  стороны, земля должна быть стимулом для эффективного землепользования и достижения высоких хозяйственных  результатов. С другой - она должна позволять землепользователям получать соответствующую прибыль, которая наряду с личными доходами сделает возможным формирование частнособственнического капитала и его приоритетное вложение в развитие производства.

При сдаче в аренду площадок необходимо  соблюдать  определенные условия, которые связаны с вопросами целостности и сохранности площадок как  объектов  недвижимости,  например, недопущения возведения на них капитальных строений, а также иные условия,  связанные с их  эксплуатацией,  поскольку  согласно  статье  586 Гражданского  кодекса  арендатор  обязан  пользоваться  арендованным  имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены – в соответствии с назначением имущества. [14, стр. 7]

С учетом вышеизложенного  и используя величину цены земли  и арендной платы, целесообразен  вероятностный расчет денежной выручки  от возможного рыночного оборота  земель сельскохозяйственного назначения, который представлен в табл. 2.3.

 

Табл.2.3 - Расчет денежной выручки от возможного рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Беларусь

Виды землепользователей

Купля-продажа земли

Аренда земли

Общая сумма от оборота  сельскохозяйственных земель, млн. долл.

Площадь сельскохозяйственных угодий, тыс. га

Цена 1 га сельскохозяйственных угодий, долл.

Сумма от купли-продажи земли, млн. долл.

Площадь сельскохозяйственных угодий, тыс. га

Арендная плата за 1 га сельскохозяйственных угодий, долл.

Сумма от аренды земли, млн. долл.

Сельскохозяйственные организации

134,9

1000

140

1349

10

13,5

153,5

Фермерские хозяйства

3,96

1100

4,4

39,6

11

0,44

4,84

Личные подсобные хозяйства  граждан

15,4

1200

18,5

153,7

12

1,8

20,3

Садоводческие кооперативы

3

1500

5

30

15

0,5

5,5

Всего

157

167,9

1572,3

16,24

184,14

Информация о работе Пути совершенствования земельных отношений в государстве