Пути совершенствования земельных отношений в государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть землю как экономический ресурс, проанализировать особенности рынка земли в Республике Беларусь, и выявить пути совершенствования земельных отношений в нашем государстве.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
- изучить основные положения земли;
- рассмотреть вопрос определения земельной ренты;
- выявить показатели фиктивности использования земли;
- проанализировать структуру рынка земли в Республике Беларусь;
- изучить государственное регулирование землепользования и землевладения в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 348.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Источник: 12

 

Как показывают расчетные данные таблицы, годовая купля-продажа 157 тыс. га сельскохозяйственных земель обеспечит денежную выручку 167,9 млн. долл. Кроме того, от аренды может быть получено еще 16,24 млн. долл. В итоге годовой рыночный оборот земли может дать сельскохозяйственным товаропроизводителям доход в сумме 184,14 млн. долл., который возможно будет использовать как на улучшение плодородия земли, так и на развитие сельскохозяйственного производства.

Рыночные преобразования в аграрном секторе экономики  требуют согласованных действий по следующим основным направлениям:

- сбалансированность земельных  преобразований с другими мероприятиями  экономической реформы. Прежде всего, следует продолжить начатые мероприятия по реорганизации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных государственных и кооперативных сельскохозяйственных предприятий и крестьянских фермерских хозяйств;

- совершенствование работы  служб земельного кадастра, регистрации  сделок с землей; развитие сферы  консалтинговых услуг, оказываемых  землепользователям;

- постепенное (по мере  стабилизации социально-экономического  развития страны) формирование регулируемого  земельного рынка. Такое государственное  регулирование может включать  ограничения на размер (дифференцируемый  по регионам) земельной площади,  находящейся в собственности  физического лица; на куплю-продажу  земель, полученных из государственного  фонда; на изменение целевого  назначения сельскохозяйственных  земель. Например, приобретение земли  в собственность целесообразно  лицам, имеющим специальное образование  и опыт работы в сельском  хозяйстве. Предоставление же  сельскохозяйственных земель иностранным  фирмам и гражданам необходимо  только на выгодных условиях  аренды. [15]

Таким образом, главная задача, которую предстоит решить в области  земельных отношений в связи  с формированием рынка, - создание институциональных и экономических  условий для реализации прав собственности  на землю, становление развитой рыночной инфраструктуры, что даст возможность  увеличить доходы от использования  земли, повысить ее концентрацию (консолидацию) у перспективных владельцев и  собственников, способных организовывать эффективное землепользование и  производство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Национальную модель земельных  преобразований необходимо строить  исходя из сочетания принципов социальной справедливости и экономической  эффективности. В этой связи концепция  формирования новой системы земельных  отношений и механизм их регулирования  должны включать:

  • радикальные преобразования отношений собственности на землю, обеспечивающие создание конкурентной среды для эффективной работы многообразных форм землевладения, землепользования и распоряжения;
  • поэтапное внедрение рыночного оборота земель - вначале широкое использование различных видов аренды, затем введение таких рыночных форм и операций, как залог, передача в виде пая в неделимый фонд предприятия, обмен земельными участками, выкуп пая (возможно льготный) с правом получения кредита на эти цели и др. И только на третьем этапе -подконтрольная государству купля-продажа земель, в том числе и для целей сельскохозяйственного производства;
  • создание действенного механизма управления земельными ресурсами, обеспечивающего повышение эффективности землевладения и землепользования, последовательную интенсификацию производства.

Для регулирования земельных  отношений в нашем государстве  Президентом, Правительством, а также  Советом Министров разрабатываются, рассматриваются, а затем принимаются  соответствующие указы и законы. Среди них стоит отметить такие как:

  1. Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности». [16]

Данный Указ принят в целях  совершенствования системы взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной  собственности.

Указ предусматривает  определение размера ежегодной  арендной платы за земельные участки исходя из их кадастровой стоимости с применением коэффициентов в зависимости от функционального использования (видов оценочных зон) и целевого назначения этих участков, а также порядок уплаты ежегодной арендной платы юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Для определения размера  ежегодной арендной платы установлены  коэффициенты, аналогичные коэффициентам, применяемым в соответствии с  Налоговым кодексом Республики Беларусь для определения размера земельного налога. Вследствие чего размер ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не будет отличаться от размера земельного налога за такие же участки. Единый подход к размерам платежей за земельные участки для различных видов вещного права на них не вызовет нареканий у арендаторов и создаст привлекательный инвестиционный климат для иностранных инвесторов при предоставлении им земельных участков в аренду.

  1. Указ Президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. 622 «О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель». [17]

Указом передаются функции  землеустроительных и геодезических  служб Госкомимущества от его  территориальных органов местным  исполнительным комитетам с образованием в их структуре соответствующих  подразделений. Указ № 622 содержит положения  о совершенствовании законодательства об охране и использовании земель. Эти положения касаются:

  • упрощения порядка продажи неиспользуемого госимущества на аукционах с установлением нормальной цены продажи, равной одной базовой величине;
  • предоставления земельных участков без проведения аукционов и без взимания платы за право заключения договоров аренды земельных участков при реализации инвестпроектов;
  • совершенствования порядка обращения землепользователей за государственной регистрацией земельных участков и прав на них;
  • запрещения раздела земельных участков, предоставленных для строительства и обслуживания одноквартирных жилых домов, а также изменения целевого назначения земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства.

Информация о работе Пути совершенствования земельных отношений в государстве