Развитие государственно-частного партнерства в мировой и российской экономике
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 19:11, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы – анализ государственно-частного партнерства, его принципов, определение тенденций проектов, реализуемых на базе государственно-частного партнерства. Поставленная цель определяет следующие задачи: - выявить теоретические основы анализа государственно-частного партнерства и особенности этого понятия; - изучить и обозначить принципы государственно - частного партнерства; - рассмотреть основные модели и формы государственно-частного партнерства; - провести анализ взаимодействия государства и частного бизнеса на международном и российском рынках;
Содержание
Введение………………………………………………………………………3 Глава 1 Теоретические основы анализа государственно-частного партнерства …..5
Понятие, возникновение и структура государственно- частного партнерства. Концептуальные основы партнерства государства и частного сектора…………………………………………...5
На рубеже XIX – XX веков партнерства
проявляются в Германии и во Франции в
жилищно-коммунальной сфере хозяйства.
В 1882 году в Париже заключили контракт
с братьями Перрье на энергоснабжение
центральных районов. В начале XX века под
влиянием марксистской идеологии и теории
Дж. Кейнса произошли значительные изменения
в государственном подходе к проектам.
Все отрасли были переведены под государственный
контроль.
Однако к концу XX века интерес
к ГЧП проявился в связи с появлением новой
экономической неоклассической теорией,
которые говорили о частной собственности,
как об основной движущей силе общественного
развития. Впоследствии был взят новый
курс на привлечение частного капитала
и массовой приватизации предприятий,
находящихся в государственной собственности.
Лидером в применении нового
курса стала Великобритания. Правительство
страны разработала концепцию управления
государственной собственностью – «инициатива
частного предпринимательства»(PrivateFinancialInitiative(PFI)).
Ранее, в 1988 году был принят закон о местном
самоуправлении. Данным правовым актом
местным органам власти были предоставлены
полномочия заключать договора с представителями
частного капитала для оказания соответствующих
качественных услуг на региональном уровне.
Далее интерес и повышенную
активность проявили руководящие органы
Европейского союза. Начиная с 1992 года,
активно создавались директивы, в которых
прописывались правила и процедуры проведения
данной политики. Также начали формироваться
институты по управлению и регулированию
ГЧП в форме: агентств (Великобритания,
Нидерланды, Ирландия), акционерных компаний
и государственных корпораций (Италия),
ассоциаций (Франция).
Итак, отправная точка была
задана – началось широкое и активное
применение государственно-частного партнерства
в различных странах и регионах. Важное
значение имеет определение наиболее
приоритетных отраслей применения ГЧП.
Инвестирование сразу во все отрасли экономики
невозможно, и к тому же существуют также
отрасли, куда необходимо инвестировать
в первую очередь. Кроме всего прочего
отрасли, в странах с разным уровнем экономического
развития, в которые нужно привлекать
частный капитал, значительно различаются.
По данным анализа применения
ГЧП в различных странах, проведенными
отечественными экономистами, можно увидеть,
что партнерство успешно применяется
в транспорте (автодороги, железные дороги,
аэропорты, порты) и социальной инфраструктуре
(здравоохранение, образование, туризм),
ЖКХ (водоснабжение, электроснабжение,
газоснабжение) и в других сферах (тюрьмы,
оборона, объекты военной сферы).
Если анализировать использование
ГЧП по странам, то картина получиться
следующая. В странах «Большой семерки»
(США, Великобритания, Япония, Италия, Франция,
Германия, Канада) на 1-ом месте стоит здравоохранение
(185 из 615 проектов), 2-ое место - образование
(138 проектов) и на 3-ем месте – автодороги.
Анализ использования ГЧП проектов
отдельно по каждой стране из «Большой
семерки» представляет: США – автодороги
(32 из 36 проектов), Великобритания автодороги
составляют 123 проекта из 352 и образование
(113 из 352 проектов), В Германии – образование
(24 из 56 проектов)
Рассматривая другие развитые
страны (Австрия, Бельгия, Дания, Австралия,
Израиль, Ирландия, Финляндия, Испания,
Португалия, Греция, Южная Корея, Сингапур)
картина такова: на 1-ое место выступает
применение ГЧП в строительстве автодороги
их реконструкция (93 проекта), далее здравоохранение
(29 проектов), образование (23 проекта).
В развивающихся же странах
и странах с переходной экономикой указанные
выше отрасли (кроме автодорог) не будут
приоритетными. Вследствие более низкого
уровня социально – экономического развития
в этих странах на 1 место выдвигается
– транспортная инфраструктура (строительство,
реконструкция железных дорог, аэропортов,
портов).
В странах с переходной экономикой,
а именно – страны Центральной и Восточной
Европы (Болгария, Чехия, Венгрия, Хорватия,
Польша, Румыния); страны Балтии (Латвия);
страны СНГ (Украина) по применению ГЧП
лидируют - автодороги, строительство
мостов и тоннелей легкого наземного метро,
аэропортов. Им уделяется особое внимание
и в них в первую очередь вкладываются
средства.
Развивающиеся страны (22 из
95 проектов) - Индия, Бразилия, Чили, Гонконг,
Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные
Арабские Эмираты выделяют приоритетным
– автодороги, 2 место занимают аэропорта,
тюрьмы и водоочистительные сооружения.
В ряде восточноевропейских
стран в конце 1990 – начала 2000 г. стали активно
использоваться методы ГЧП в отраслях
транспортной инфраструктуры и в городском
хозяйстве, в связи с подготовкой вступления
в ЕС.
Чем же обусловлена такая разница
в применении партнерства в разных странах.
Во – первых, имеет место различие в экономическом
развитии (есть наиболее развитые экономические
системы и отсталые в социально – экономическом
развитии). Во-вторых, политика государства
влияет на развитие тех или иных структур
- (там, где наблюдается устойчивая рыночная
экономика, высокий показатель ВВП) государство
гарантирует высокий уровень социальной
защиты, где велика средняя продолжительность
жизни и наблюдается высокое качество
медицинского обслуживания и образования.
Еще один фактор это заинтересованность
стран в развитии этих отраслей (для каждого
типа страны индивидуальных), поскольку
партнерство позволяет привлечь инвестиции
частного сектора, распределить риски
между партнерами в реализуемых проектах.
Так же, как и во всех нововведениях,
в проектах государственно-частного партнерства
наблюдаются весьма успешные результаты
и не совсем удачный опыт, когда допускаются
ошибки в бизнес - планировании и пренебрегают
институциональными принципами, что в
дальнейшем является причинами прекращения
проектов и их национализация.
Рассмотрим пример эффективного
использования проекта ГЧП – расширение
и модернизация международного аэропорта
в Варшаве. Более 85 % пассажиров международных
авиарейсов пользовались именно варшавским
аэропортом, что требовало в относительно
короткие сроки обеспечить увеличение
пассажирского и грузового аэропорта
почти вдвое. Но развить такой проект до
нужных масштабов не представлялось возможным
без привлечения частного капитала, новых
разработок и технологий.
По результатам открытого европейского
конкурса в качестве частного партнера
проекта выступила германская фирма «Хохтиф
АГ», разработавшая специальную модель
финансирования ГЧП для аэропортов стран
Центральной и Восточной Европы. Был сформирован
консорциум (организационная форма временного
объединения независимых предприятий
и организаций, создаваемая для реализации
проектов, в том числе инвестиционных,
научно – технических, природоохранных
и др.), в который на правах партнеров вошли
малые и средние предприятия Польши и
Германии. Частное финансирование обеспечивал
консорциум банков, возглавляемый АО «Ситибанк».
Получателем кредитов и государственным
партнером проекта выступало агентство
«Польские аэропорты PPL».
Стоимость проекта составила
153,4 млн. евро, 80% его финансирования обеспечила
частная сторона. Государственная польская
авиакомпания LOT была включена в частное
кредитное соглашение об использовании
аэропорта. Работы завершились весьма
успешно, и в дальнейшем генеральный подрядчик
принял участие в проектах реконструкции
на принципах ГЧП аэропортов городов Дюссельдорфа,
Сиднея и Гамбурга.
Еще одним примером эффективного
и удачного использования ГЧП в реализации
инфраструктурных проектов на основе
частной финансовой инициативы наблюдается
в Японии. Экономический спад в 1990-е годы
(экономическая рецессия) заставил японские
власти прибегнуть к английскому опыту,
немного изменив концепцию и правила,
и принятие соответствующей законодательной
базы. С 1999 года вводится Закон о содействии
развитию общественных проектов путем
использования частного финансирования.
Это стало поистине знаменательным событием,
поскольку до этого за реализацию инфраструктур
отвечало государство и государственные
органы. Смысл всего заключался в привлечении
частных инвестиций для строительства
крупных государственных и социально
значимых инфраструктурных объектов,
когда бизнес сам осуществлял строительство
государственного объекта за счет собственных
средств. Компенсация расходов впоследствии
осуществляется за счет платежей из бюджета,
либо за счет доход с эксплуатации. Результатом
этого стало бурное развитие проектов
(к 2008 году – 333 проекта), опережающих показатели
английской страны.
Но нередки, как уже отмечалось
выше, и неэффективные проекты ГЧП из-за
просчетов со стороны государства.
Так, в Чехии был реализован
проблемный инфраструктурный проект.
Частные инвестиции в этой стране привлекаются
по британской модели частной финансовой
инициативе (PFI). Опыт этой страны говорит
о тех опасностях и проблемах, с которыми
может столкнуться государственный партнер,
имеющий недостаточный опыт и подготовку
в реализации и применении партнерства.
Итак, для сооружения отрезка автобана
D47, протяженностью 80 км, частным предпринимателем
был предложен весьма интересный и привлекательный
на первый взгляд проект, на что он получил
внеконкурсный подряд.
Проблема собственно состояла
в отсутствии достаточного опыта ГЧП и
недооценки командой государственного
партнера намерений частного подрядчика,
который в свою очередь изначально не
имел особого стремления в реализации
проекта. В конечном итоге предложенная
им структура финансирования сводилась
к перекладыванию всех рисков на государство.
И результатом было расторжение проекта,
и выплата, ко всему прочему, значительной
неустойки.
Удачной моделью эффективного
сочетания интересов публичного и частного
партнеров признан проект по реконструкции
крупнейшего аэропорта Германии во Франкфурте-на-Майне.
Проект предполагал предварительную стадию
приватизации – эмиссию акций, 29% которых
были проданы на фондовой бирже. Держателями
остальных акций стали земля Гессен(32,1%),
город Франкфурт (20,5%) и государство (18,4%).
Сформированное таким образом АО «Фрапорт»
намеренно сохранило контроль публичных
инвесторов. При этом АО является «частным»
акционером других германских аэропортов,
т.е. «частная» сторона партнерств в них
представлена структурой с преимущественно
государственным участием.
В настоящее время денежные
средства на развитие транспортной инфраструктуры
осуществляется двумя путями: напрямую
- для крупных проектов и опосредовано
– через государственный фонд развития
инфраструктуры.
Таким образом, на базе вышеизложенного
можно сделать выводы следующего характера:
1. Отмечается существенная
разница между уровнем социально
– экономического развития и
приоритетными отраслями для
применения в них ГЧП – проектов;
2. В любой стране каждой
подгруппы правительством выбирается
наиболее приоритетная отрасль
для реализации ГЧП – проектов
(в зависимости от степени важности
и возможности реализации). К примеру,
в Великобритании и Италии, сделки
ГЧП осуществлялись, в основном,
в сфере строительства автомобильных
и железных дорог;
3. В большей степени
успешное взаимодействие интересов
государственной структуры и
частных представителей, а также
полнота ясности и предсказуемости
стратегии дальнейшего развития
страны;
4. В каждой стране созданы
специализированные учреждения, несущие
ответственность за осуществление
определенной деятельности в
масштабах страны. Например, в Великобритании
это «публичные корпорации», в
Японии это публичные или публично-правовые
предприятия (котэки кигё), в Швеции право
заниматься предпринимательством получают
органы исполнительной власти;
5. Широкая и упорядоченная
нормативная база, регулирующая
контрактные отношения в различных
отраслях и позволяющая наиболее
полно учесть разнообразие условий
функционирования различных сфер.
2.2 Практика внедрения
государственно-частного партнерства
в России: результаты и проблемы
развития
Проанализировав различные
варианты взаимодействия бизнеса и власти
в мировом масштабе, рассмотрим развитие
и успехи взаимоотношений государственного
и частного секторов в России.
В жизни российской экономики
сама возможность партнерских отношений
между государством и бизнесом до начала
текущего столетия казалась маловероятной.
В советское время государство, при руководящей
роли партии, исполняло роль строгого,
но рачительного опекуна, заботящегося
об ускорении роста, перестройки экономики
и т.п., с развитием же либеральных реформ
наметилась противоположная тенденция
– освобождение экономики от прямого
государственного вмешательства, доминировавшего
в экономической стратегии, из-за слабости
механизмов экономического регулирования
в условиях спада во второй половине 90-х
годов. Вследствие этого взаимовыгодное
партнерство между государством и бизнесом
было признано необходимым элементом
государственной политики только в начале
2000-х гг., когда в экономической жизни страны
стал насущным переход от экономики, основанной
на эксплуатации сырьевых отраслей, к
экономике знаний и развитию высоких технологий.
В результате первостепенное значение
приобрели вопросы, касающиеся четкого
законодательного сопровождения развитию
партнерства и определения самого понятия
государственно-частного партнерства.
Вопросы приобрели особую остроту при
появлении признаков мирового финансового
кризиса.
В России законодательное определение
государственно-частного партнерства
появилось в 2005 году в разделах Гражданского
кодекса, определяющих типы собственности,
а также в положениях Конституции Российской
Федерации о признании и защите форм собственности.
Основные нормативные акты, принятые в
2005 году: 1)федеральные законы «О концессионных
соглашениях»,"Об особых экономических
зонах в Российской Федерации". Согласно
закону особой экономической зоной считается
часть территории РФ, на которой действует
особый режим предпринимательской деятельности:
налоговый, таможенный, визовый и лицензионный.
Далее закон "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных
нужд" (доля госзаказа для малого бизнеса
10-20%). Следует отметить, что частично проработан
механизм взаимодействия между тройкой
хозяйствующих субъектов — государством,
бизнес - структурами и некоммерческими
организациями — в недавно принятом Законе
"Об автономных учреждениях". В нем,
в частности, предусмотрено создание института
наблюдательных советов, в которые входят
представители исполнительных органов
власти, бизнеса, некоммерческих организаций,
а также независимые эксперты и ученые;
2)федеральные законы «О Банке развития»,
«О морских портах в РФ», «Об автомобильных
дорогах». Также сформированы государственный
Инвестиционный фонд, Венчурная компания
и Банк развития. 3) постановление Правительства
"О государственном учете результатов
научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ гражданского
назначения.