Развитие туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в обосновании необходимости формирования на территории Ленинградской области конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей иностранных граждан в туристско-рекреационных услугах и вносящей значительный вклад в социально-экономическое развитие Ленинградской области за счет увеличения доходной части областного и местных бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы функционирования туристического бизнеса
1.1 Основные понятия и положения туристской отрасли РФ
1.2 Исследование конъюнктуры рынка туризма
1.3 Анализ развития туристской отрасли в Ленинградской области
2.Анализ деятельности ООО «Вокруг Света» на туристическом рынке
2.1 Общая характеристика компании ООО «Вокруг Света»
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности турфирмы
2.3 Анализ конкурентных позиций ООО «Вокруг Света»
3. Направления совершенствования деятельности ООО «Вокруг Света»
3.1 Рекомендации по выбору эффективных средств продвижения
турфирмы
3.2 Расчет влияния показателей эффективности на результаты деятельности предприятия
3.3 Направления государственной политики развития туризма в России
3.4 Анализ мероприятий и рекомендации для развития туристско-рекреационной отрасли Ленинградской области
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по макроэк.docx

— 270.64 Кб (Скачать файл)

В качестве положительного момента  можно отметить, что в настоящий  момент турагентская деятельность освобождена от какого-либо избыточного административного регулирования. Деятельность турагентов регламентируется Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных в июле 2007 года Постановлением Правительства Российской Федерации, а также внутренними стандартами ассоциаций туроператоров и локальными актами турагентов и их объединений.

Помимо перечисленных нормативно-правовых актов активность государства в  реализации законодательных установлений, его заинтересованность в развитии туризма прослеживается также в  совокупности ведомственных подзаконных  актов. Так, Федеральным агентством по туризму (Ростуризм) разработана  Стратегия развития туризма в  Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная Приказом Ростуризма от 06 мая 2008 № 51. В данной стратегии предусматривается стимулирование развития туристкой инфраструктуры в рамках действующих, разрабатываемых и планируемых к разработке федеральных целевых программ, таких как «Юг России» (2008-2012 г.г.), «Развитие историко-культурных зон в России (2010-2013 г.г.), «Туристско-рекреационное развитие прибрежных территорий Азовского и Каспийского морей на период 2010-2015 г.г.» и др.

Важное место в деятельности федеральных органов исполнительной власти уделяется вопросам безопасности туризма. В январе 2008 года вступил в силу Административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания, который направлен на своевременное обеспечение туристов достоверной информацией об угрозах безопасности в стране (месте) временного пребывания.

В целях повышения качества туристских услуг и обеспечения безопасности туризма в области стандартизации и классификации объектов туристской индустрии Ростуризмом утверждены нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы классификации средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей.

Названные системы классификации, призванные существенно повысить уровень  безопасности отдыхающих и структурировать  российский рынок, включают в себя порядок проведения оценки соответствия гостиниц (пляжей, трасс) требованиям безопасности, информационному обеспечению, предоставлению дополнительных услуг для туристов и другие положения.

На федеральном уровне в виде государственных стандартов также устанавливаются требования к услугам, оказываемым предприятиями, участвующими в реализации турпродукта.

Общие требования к качеству туристских услуг, оказываемых туристскими  организациями и индивидуальными  предпринимателями, устанавливает  Госстандарт России 50690-2000 «Туристские  услуги. Общие требования». Имеется  множество объектов для временного проживания туристов, характеристика которых приведена в Госстандарте России 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».

Особое значение в развитии внутреннего  туризма в регионах имеет разработанный  и принятый Ростуризмом приказ «Об  утверждении Порядка определения  внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о  вкладе туризма в экономику субъектов  Российской Федерации» от 18 июля 2007 № 69.

Заинтересованность государственной  и муниципальной власти субъектов  Российской Федерации в развитии туризма можно проследить по характеру  и числу принимаемых в субъектах  Российской Федерации правовых актов.

В 48 субъектах Российской Федерации  приняты отдельные законы, регулирующие общественные отношения в сфере  туризма (Например, законы «О туризме», «О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации», «О поддержке  развития туризма», «О развитии внутреннего  и въездного туризма» и т.д.). Наряду с законами в 3 субъектах Российской Федерации реализуются концепции  развития туризма (санаторно-курортного, туристского комплекса) на среднесрочную  перспективу, а в 16 регионах приняты региональные целевые программы развития туризма. Все это подчеркивает значение туризма для социально-экономического, культурного, экологического и иного развития субъектов Российской Федерации.

К сожалению, действующие нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации не всегда в полной мере отвечают актуальным проблемам развития регионального туризма. Часто региональные законы создаются по кальке с Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем, следует понимать, что федеральный закон и законы субъектов Российской Федерации имеют несколько различные цели и задачи. Первый – призван заложить единые подходы к государственному регулированию в сфере туризма, а вторые – «настроить» данные подходы применительно к конкретной специфике субъектов Российской Федерации с учетом их уникальных природных, культурно-исторических, социально-экономических ресурсов.

Нельзя забывать о ресурсном  обеспечении туризма и на муниципальном  уровне. Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ приняты изменения в Федеральный  закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации». Эти изменения, связанные  с наделением полномочиями в сфере  туризма органов местного самоуправления, сформировали правовую основу для более активной реализации муниципальной политики в сфере туризма, которая является продолжением государственной политики на местном уровне. В настоящий момент органы местного самоуправления всех уровней имеют возможность более эффективно осуществлять мероприятия по поддержке и развитию туризма и создавать соответствующие органы муниципального правления сферой туризма.

Определенный импульс развитию туризма придал принятый в 2005 году Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 № 115-ФЗ. Законом регулируются отношения, возникающие с реализацией концессионных соглашений, устанавливаются гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения. В развитие указанного Закона, подготовлено Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения» от 09 февраля 2007 № 90. С принятием указанных нормативных правовых актов сформированы правовые основы привлечения инвестиций в развитие инженерной, транспортной и иной инфраструктуры туризма, а также обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Значительный социально-экономический  вклад принесла реализация Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки» от 07 мая 2009 № 397. Данный документ существенно упростил туристские формальности для иностранных туристов, прибывающих в Российскую Федерацию на круизных судах сроком не более чем на 72 часа. Такие туристы могут посещать туристские центры нашей страны без оформления визы, что способствует получению значительных выгод для российских портовых городских и иных поселений.

Динамика развития туристского  рынка обусловливают необходимость постоянного совершенствования законодательных актов сферы туризма, а также мониторинга смежного законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии.

3.4 Анализ мероприятий  и рекомендации для развития  туристско-рекреационной отрасли  Ленинградской области

 

Правительством Ленинградской  области в целях развития внутреннего  и въездного туризма в 2004 году была разработана региональная целевая  программа "Развитие сферы туризма  и рекреации Ленинградской области" до 2010 года от 21.06.2004 года № 226-ПГ. Программа  была принята на основании Закона ЛО "О туристской деятельности на территории Ленинградской области" от 31 декабря 1997г. № 73-оз и Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ.

Программой предусмотрено решение  проблемы взаимодействия в едином туристском пространстве Северо-Западного региона  России и Ленинградской области.

Программа носит комплексный характер и призвана интенсифицировать туристскую индустрию, стабилизировать процесс  рыночных отношений, а также упорядочить  влияние государства на развитие туристской отрасли.

Программа содержит наиболее актуальные предложения и мероприятия по созданию правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной  для дальнейшего формирования туристской индустрии в Ленинградской области.

На основе данной Программы работает Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму.

В рамках региональной целевой программы  существует система программных мероприятий, которые посвящены развитию въездного туризма на территории Ленинградской области. Мероприятия в сфере совершенствования институциональной структуры туризма включают в себя следующие:

  1. Создание системы информационно-туристских центров на территории области.

В 2006 году был создан ЛОГУ "Информационно-туристский центр" этот центр является единственным государственным учреждением в  отрасли туризма в Ленинградской  области.

"Информационно-туристский центр"  расположен в Санкт-Петербурге, и  его деятельность направлена  на обслуживание интересов рекреантов  из Санкт-Петербурга и других  регионов России, а также ближнего  и дальнего зарубежья.

По подобию Ленинградского областного "Информационно-туристского центра" предлагается создать несколько  информационно-туристских центров. Данные центры предполагается разместить в основных рекреационных зонах Ленинградской области: Выборгском, Лужском, Приозерском, Тихвинском и Волховском районах. В дальнейшем целесообразно открыть центры и в других районах Ленинградской области, а также в некоторых городах и поселках области.

Предполагаемой формой создаваемых  центров является государственное  унитарное предприятие.

В рамках реализации программы предполагается разработать положение о туристско-информационных центрах, создать соответствующее  предприятие и обеспечить начало его функционирования.

Основными задачами системы информационно-туристских центров должны стать:

  • сбор информации о возможных местах проживания туристов и рекреантов, в том числе и в индивидуальном секторе;
  • сбор информации и классификация мест проживания и отдыха туристов;
  • информирование туристов о достопримечательностях, условиях проезда, возможностях проживания и рекреации в различных частях Ленинградской области;
  • разработка планов развития определенных территорий и содействие их реализации;
  • размещение наружной рекламы достопримечательностей Ленинградской области;
  • разработка и продвижение турпродуктов, пакетов программ местных кампаний на российском и международном уровнях;
  • содействие созданию на территории области единой региональной системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и рекреационных зон, а также аналогичной системы по охране и рациональному использованию памятников истории и культуры;
  • ведение статистического учета автоматизированного кадастра туристских территорий Ленинградской области (предоставляющего собой составную часть земельного кадастра) и паспорта туристско-рекреационных округов и территорий;
  • ежегодное проведение социологических и маркетинговых исследований в сфере туризма, результаты которых могут быть доведены до туристских фирм, работающих на территории Ленинградской области.

Создание системы информационно-туристских центров позволит скоординировать  работу по продвижению регионального  туристского продукта на внутренний и международный туристские рынки  в отдельных районах области.

2. Обеспечение функционирования  координационного совета по туризму  при Правительстве Ленинградской  области.

Для развития туристско-рекреационной  сферы в Ленинградской области требуется значительное повышение уровня межведомственного (межотраслевого) кооперирования и координации, и прежде всего на уровне Правительства Ленинградской области. С этой целью, согласно Областному Закону "О туристкой деятельности на территории Ленинградской области" и в соответствии с Постановлением "О межведомственном координационном совете по туризму при Правительстве Ленинградской области" от 7 февраля 2003 года № 44-пг был создан координационный совет по туризму при Правительстве Ленинградской области, который позволяет объединить усилия правительственных структур, туроператоров и турагенств, банковских, страховых, научных и других организаций, заинтересованных в развитии туристско-рекреационной отрасли.

Мероприятия по совершенствованию  нормативно-правовой базы туристской отрасли

В целях развития санаторно-курортной  сферы планируется разработать  областной закон "О курортной  деятельности на территории Ленинградской  области". Закон должен уточнить классификацию учреждений лечебно-оздоровительного характера, установить требования к  ним, определить льготы, которые будут  устанавливаться по отношению к  данным учреждениям.

В целях совершенствования системы  статистического учета и анализа  в сфере туризма в 2007 году был  заключен договор с "Петербургкомстатом" и ЛОГУ "Информационно-туристским центром" на сбор туристской статистики по Ленинградской области.

Мероприятия по совершенствованию  информационной базы в туристской отрасли

В качестве усовершенствования информационной базы планируется создание единой для  Санкт-Петербурга и Ленинградской  области системы сбора и обработки  статистической информации, которая  позволила бы точнее учитывать изменения  в туристских потоках и измерять влияние на них различных управленческих воздействий.

В целях налаживания соответствующей  системы учета планируется реализовать  два мероприятия: пополнение и обновление кадастра туристско-рекреационных  ресурсов Ленинградской области, а  также совершенствовать соответствующую  систему учета использования  ресурсов. Совершенствование системы  позволит полнее учитывать доходы, получаемые от туристской деятельности на территории Ленинградской области, а также более эффективно воздействовать на предприятия, предоставляющие туристско-рекреационные услуги. Особенно важна эта задача в плане хозяйственного использования земель, которые могли бы иметь достаточно высокую отдачу с точки зрения туризма. Актуальным является выделение в Ленинградской области зон, особо ценных с точки зрения туризма. К числу подобных зон следует отнести Карельский перешеек, Лужский, Гатчинский и Волховский районы. Требуется выделить подобные туристские зоны и в других районах области. Хозяйственное использование земель в рамках туристских зон должно происходить с согласия структурного подразделения Правительства Ленинградской области, курирующего сферу туризма, или аналогичных подразделений в муниципальных образованиях.

Информация о работе Развитие туризма в России