Развитие туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в обосновании необходимости формирования на территории Ленинградской области конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей иностранных граждан в туристско-рекреационных услугах и вносящей значительный вклад в социально-экономическое развитие Ленинградской области за счет увеличения доходной части областного и местных бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы функционирования туристического бизнеса
1.1 Основные понятия и положения туристской отрасли РФ
1.2 Исследование конъюнктуры рынка туризма
1.3 Анализ развития туристской отрасли в Ленинградской области
2.Анализ деятельности ООО «Вокруг Света» на туристическом рынке
2.1 Общая характеристика компании ООО «Вокруг Света»
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности турфирмы
2.3 Анализ конкурентных позиций ООО «Вокруг Света»
3. Направления совершенствования деятельности ООО «Вокруг Света»
3.1 Рекомендации по выбору эффективных средств продвижения
турфирмы
3.2 Расчет влияния показателей эффективности на результаты деятельности предприятия
3.3 Направления государственной политики развития туризма в России
3.4 Анализ мероприятий и рекомендации для развития туристско-рекреационной отрасли Ленинградской области
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по макроэк.docx

— 270.64 Кб (Скачать файл)

Рекомендации Правительству и  Законодательному собранию Ленинградской  области:

        1. Разработать РЦП "Создание туристского кадастра Ленинградской области" с описанием всех туристских территорий области, где каждый сможет определить, как может использоваться эта территория и для чего она предназначена, а также что там можно размещать.
        2. Создать туристский маршрут "Серебряное кольцо России" совместно с другими регионами СЗФО.
        3. Организовать работу по созданию международных маршрутов с Финляндией, странами Скандинавии и Балтии.
        4. Оказывать финансовую поддержку продвижению туристского продукта Ленинградской области на мировой рынок, содействовать рекламной информационной деятельности на региональном и местном уровнях.
        5. Разработать систему стандартизации обслуживания и аккредитации экскурсоводов, ввести в практику интернет-экскурсии и электронное сопровождение экскурсий.
        6. Необходимо организовать информационные центры курортно-туристской службы во "въездных" районах, таких как Тосненский, Лодейнопольский и Кингисеппский, которые могут обеспечить самодеятельных туристов достаточно оперативной информацией о возможностях размещения и отдыха.
        7. Разработать концепцию создания на территории области ряда зон приоритетного развития туризма.Зарубежный опыт показывает, что успешное развитие туризма предполагает, помимо рекреационного потенциала, наличие определенных условий, стимулирующих развитие данной отрасли. В частности, оно связанно с созданием системы налоговых льгот, наличием на территории транспортной и коммунальной инфраструктур, а также с достаточно развитой индустрии развлечений. В целом система льготного налогообложения инвестиций в туризм определена областными законами "Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области" от 22 июля 1997 года № 24-оз (с изменениями, внесенными областным законом от 30 декабря 1999 года №63-оз) и "О туристской деятельности на территории Ленинградской области" от 31 декабря 1997 года №73-оз. Однако предприятия ряда отраслей инфраструктуры туризма и сферы развлечений не попадают под действие соответствующих законов. В связи с этим необходимо выделить ряд непромышленных территорий на Карельском перешейке, в Лужском, Гатчинском, Волховском и Тихвинском районах в особые зоны, для которых развитие туризма должно стать приоритетной задачей. В частности, в рамках данных территорий могли бы действовать льготные режимы налогообложения доходов от предоставления услуг в сфере индустрии развлечений, налогообложения имущественных прав туристических предприятий и т. д. Также необходимо разработать Положение о зонах развития туризма, в которых необходимо определить способы привлечения инвестиций в подобные зоны. В указанном положении предполагается предложить систему льготного налогообложения для предприятий инфраструктуры туризма и сферы развлечений, располагающихся в зонах развития туризма. На первом этапе целесообразно создать семь подобных зон (по одной на район), проведя на конкурсной основе отбор предложений от волостей соответствующих районов.Принятие положения о зонах развития туризма позволит больше привлечь инвестиционных потоков в эти зоны и развить систему индустрии развлечений.
        8. Содействовать совершенствованию материально-технической и транспортной инфраструктуры туризма, строительству и развитию малых и средних средств размещения, производству сувенирной продукции, товаров туристского назначения, совершенствованию придорожного сервиса и т. д.
        9. Разработать и принять областной закон "О предоставлении льгот по земельному налогу для объектов индустрии и инфраструктуры туризма" на первые три года существования.
        10. Наладить механизм передачи в аренду на длительный срок старинных усадеб, имеющих культурно-историческое значение, для превращения их в объекты туризма и отдыха. Создать национальные гостиничные цепи на базе усадеб по примеру Испании и Франции.
        11. Обеспечить регулярное повышение квалификации работников предприятий через систему дополнительного профессионального образования и центры повышения квалификации при ведущих туристских вузах.
        12. Разработать механизм микрокредитования субъектов малого туристско-рекреационного бизнеса, в том числе, предоставления льготных кредитов.
        13. Главам МО обеспечить приведение в порядок объектов, включенных в указанные туристские маршруты, и благоустройство прилегающей к ним территории.
        14. Наладить механизм предоставления беспроцентных целевых ссуд на реконструкцию муниципальных объектов размещения.
        15. В целях развития водного туризма содействовать строительству причалов на берегах Финского залива, Ладожского озера, реки Свири, созданию благоустроенных яхтенно-катерных стоянок с заправочными станциями и другими объектами инфраструктуры на Березовых островах, о. Гогланд, на побережье вблизи Приморска и т. д.
        16. Развивать идею финских бизнесменов по созданию "бизнес-бульвара", предполагающего развитие инфраструктуры и создание условий, благоприятных для бизнеса, на всем пути от российско-финской границы до Москвы. Первым шагом должны стать работы по реорганизации контрольно-пропускных пунктов на границе.
        17. Организовать областную транспортную кампанию.
        18. Создать производство по изготовлению оригинальной сувенирной продукции и центров торговли.
        19. В целях усовершенствования работы с инвесторами необходимо:
  • Создать общедоступную базу данных по туристско-рекреационным объектам Ленинградской области, предлагаемым к инвестированию.
  • Усовершенствовать нормативно-правовую базу по туристско-рекреационным зонам.
  • Содействовать процессу проведения правовой "очистки" земли и объектов, предназначенных для привлечения инвесторов. Процесс оформления, перевода земель из категории в категорию оказывается более длительным зачастую, чем строительство самого объекта. Это содействует, в том числе, стремительному росту стоимости земли на вторичном рынке.
  • Проведение кадастрового учета земельных ресурсов, определение границ и лотов территорий.
  • Осуществлять регулярную инвентаризация существующих объектов размещения, рекомендации собственникам и арендаторам объектов размещения закончить оформление закрепленных территорий, либо отказаться от их использования.
  • Осуществить разработку бизнес-планов различных категорий объектов размещения – мотели, пансионаты, кемпинги, туристские деревни.

Таким образом, на местном уровне развитие въездного туризма должно проявляться  в поддержке предпринимательских  инициатив, создании благоприятного инвестиционного  климата, подготовке и переподготовке кадров, создании и внедрении (совместно  со всеми заинтересованными сторонами) эффективных программ развития туризма, перспективном планировании.

 

Заключение

 

В начале ХХI в. туризм приобрел по-настоящему глобальные масштабы. Туристские услуги стали самым «продаваемым» в мире продуктом, оставив позади себя важнейшие товары, определявшие до последнего времени структуру международной торговли. Туристская деятельность получила распространение практически во всех странах мира, за исключением лишь тех, которые охвачены военными конфликтами. Индустрия туризма и смежные отрасли дают работу все большему количеству людей, и для все большего числа жителей планеты туристские поездки и путешествия становятся основным видом проведения отдыха.

Мировая тенденция глобализации туризма  пока ещё в меньшей степени  коснулась России, но необходимость  отстаивания российских коммерческих интересов на мировом рынке туризма  диктует нам необходимость выработки  стратегии интеграции в этот огромный и очень доходный сегмент мирового рынка услуг. Таким образом, российский туризм стоит на пороге коренных преобразований и те туристические компании, которые  не только осознают одними из первых, но и своевременно подготовятся к стратегической интеграции в глобальную туристическую  систему, получат возможность максимально  выгодно использовать сложившуюся  ситуацию в своих коммерческих интересах.

В настоящее время основными  принимающими рынками для иностранного туризма являются Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградская область, а также  приграничные районы Восточной Сибири, Дальнего Востока и Калининградской  области.

У Ленинградской области в отличие  от других регионов туризма есть два  преимущества: во-первых, соседство  с мировым культурным центром, как  Санкт-Петербург и, во-вторых приграничное положение с Финляндией и Эстонией.

На сегодняшний день Ленинградская  область располагает одной из наиболее развитых в России систем отдыха и туризма. Область обеспечивает потребности как себя самой, так и Санкт-Петербурга, и Северо-Запада России.

Развитая система железнодорожного (3 тыс. км.) и автомобильного (13 тыс. км.) транспорта, судоходных путей (1,9 тыс. км.), наличие крупнейшего аэропорта "Пулково", морского пассажирского порта Санкт-Петербурга, а также достаточное количество и высокая пропускная способность  погранпереходов с сопредельными  государствами, обеспечивают быстрый  доступ, как в область, так и  к объектам туристского интереса и местам отдыха.

Ежегодно область с населением около 1,7 млн. человек посещает столько  же гостей. Рекреационный спрос, при  наличии в соседях почти пятимиллионного, успешно развивающего, мегаполиса, огромен, но пока в значительной степени  не удовлетворен.

Богатейшие природные ресурсы  региона создают необходимые  предпосылки строительства больших  и мелких объектов для восстановления здоровья и отдыха, в том числе  для активного зимнего, охоты, рыболовства, морского и речного водноспортивного туризма.

Кроме, туров создаваемых исключительно  на территории области, приоритетным должно стать развитие совместных туров  с Финляндией, Германией, странами Скандинавии  и Балтии.

В процессе проведения анализа деятельности турфирмы ООО «Вокруг Света» установлено, установлено, что основными составляющие эффективного управления корпоративным портфелем предприятия, предоставляющим услуги туристического бизнеса являются:

  • благоприятное географическое положение вблизи важнейших транспортных магистралей и сетей,
  • наличие в комплексе туристических продуктов, достопримечательностей, обладающих эксклюзивностью,
  • наличие инфраструктуры, обладающей преимуществами по сравнению с конкурентами,
  • наличие благоприятной социальной инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам,
  • относительно дешевая, но высококвалифицированная рабочая сила,
  • высокий уровень обеспечения банковскими услугами и доступная связь с международными финансовыми центрами и рынками,
  • комфортные услуги связи и информации,
  • благоприятная среда, создаваемая предоставлением комплекса различных сервисных услуг,
  • минимум административно-бюрократических препятствий,
  • общая политическая и социально-экономическая обстановка в стране осуществления туристического бизнеса.

При оценке собственных ресурсов туристической  компании при внедрении инноваций, установлено, что на фоне благоприятных  внешних условий (PEST – анализ), внутренний традиционный тактический менеджмент туристических компаний близок к зоне насыщения, а стратегический инновационный менеджмент на этом фоне реализуется отечественными туристическими компаниями достаточно слабо.

В настоящее время туроператор  «Вокруг Света» - динамично развивающаяся  компания с большим опытом работы и профессиональным коллективом.

Одним из главных показателей работы любой коммерческой организации является объем реализуемой продукции (работ, услуг). По данным бухгалтерской отчетности в течение предыдущих трех лет в турфирме «Вокруг Света» наблюдался существенный рост общего объема реализации.

Объем реализованных услуг в  период 2007-2009 гг. увеличился на 12690,4 тыс. руб. или на 30,1 %

Можно отметить уверенное положение  на рынке фирмы «Вокруг Света» по сравнению с конкурентами. Но вместе с тем можно выделить показатели, негативно сказывающиеся на деятельность фирмы, – отсутствие действующей маркетинговой стратегии и не самое лучшее качество обслуживания.

Необходимо выделить несколько  основных ключевых моментов, на которые  следует обратить внимание при организации  каких-либо изменений в деятельности компании.

Компания стремиться увеличить  свою долю на региональном рынке и  привлекать все новые и новые  региональные компании, предлагая им систему скидок и различные поощрения. Но к сожалению, прилагаемых усилий оказывается недостаточно, именно поэтому  компания активно участвует в  региональных рекламных встречах с  потенциальными потребителями. Более  того, стоит обратить внимание на существующие в регионах газеты и журналы, ориентированные  на туристические компании. В этих изданиях необходимо размещать информацию о компании и ее предложениях. Это  однозначно будет способствовать увеличению привлекаемых к сотрудничеству агентств.

Выручка за 2010 год с учетом внедрения  мероприятий по совершенствованию  деятельности турфирмы ООО «Вокруг Света» составит 57736,4 тыс. руб.

Таким образом, наличие положительной  динамики показателей деятельности турфирмы показывает, что реализация мероприятий по совершенствованию деятельности ООО «Вокруг Света» будет экономически эффективным.

Также в дипломной работе были разработаны  рекомендации по развитию въездного  туризма для органов государственной  власти всех уровней:

1. Организовать работу по совершенствованию  туристского законодательства РФ  и субъектов федерации Северо-запада, других законов, подзаконных актов  и норм, отражающих проблемы туризма.

2. Упростить визовый режим для  приграничных территорий Ленинградской области.

3. Наладить механизм предоставления  беспроцентных целевых ссуд на  реконструкцию муниципальных объектов  размещения.

4. Улучшать качество предлагаемого  туристского продукта, ориентируясь  на международные стандарты обслуживания.

5. Сформировать привлекательный  туристский имидж Ленинградской  области при помощи зарубежных  и отечественных средств массовой  информации.

Обобщая необходимо добавить, что  частный сектор, безусловно, является двигателем туризма, но тем не менее  государство играет важную роль в  стимулировании данной отрасли.

На федеральном уровне эта поддержка  должна выражаться в координации  туристской деятельности, оказании финансовой поддержки, совершенствовании законодательной  и налоговой системы, системы  управления туризмом, продвижении страны как безопасного и "дружественного по отношению к туристу" направления.

На местном уровне это должно проявляться в поддержке предпринимательских  инициатив, создании благоприятного инвестиционного  климата, подготовке и переподготовке кадров, создании и внедрении (совместно  со всеми заинтересованными сторонами) эффективных программ развития туризма, перспективном планировании.

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (вступила в действие 12.12.1993). - М.: «Экспопресс», 2006.- 96 с.
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая. Принят Государственной Думой 21.10.1994, с дополнениями, внесенными ФЗ от 20.02.2008 №18-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 28.06.2009)
  4. Указ Президента РФ «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» от 18.11.2004 N 1453
  5. Закон Ленинградской области «О туристкой деятельности на территории Ленинградской области» от 31 декабря 1997г. № 73-оз. (с изменениями от 12 января 2004г. и 7 марта 2007г.)
  6. ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения».
  7. ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения».
  8. ГОСТ Р 50690-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования».
  9. Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб.пособие. - М., 2008. -356с.
  10. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник. - М. : КНОРУС, 2006. - 672 с.
  11. Биржаков М.Б., Кузнецов Ю.В. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации // Туристские фирмы. - 2008. - № 12. – с. 5-9.
  12. Бланк И.А. Курортно-туристский комплекс как объект управления. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 146 с.
  13. Боголюбов В.С. Экономика туризма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2008. – 292 с.
  14. Бреев Б. Развитие сферы гостиничных услуг в России // Российский экономический журнал.- 2009. - № 6. - С. 56-60.
  15. Быстров С.А., Воронцова М.Г.. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. – 464 с.
  16. Велединский В. Туристический рынок сегодня: тенденции и перспективы // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2009. - №4. – с. 18-21.
  17. Виноградова М.В., Панина З.И. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства : учеб. пособие – 2-е изд., испр. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К◦», 2010. – 289с.
  18. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес: Учеб. пособие. 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 348 с.
  19. Волошин Н.И. Международный туризм: правовые акты. – М., 2008.
  20. Гелета И.В., Калинская Е.С. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие –М.: Магистр, 2010. – 351с.
  21. Голубков Е. П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 2008. - 222 с.
  22. Гукова О.Н., Петрова А.М. Предпринимательство в сфере сервиса: учебное пособие –М.: ФОРУМ, 2009. – 362с.
  23. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности - М.: Финансы и статистика, 2008.
  24. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации: Учебное пособие. – М.: «Теис», 2008. – 482 с.
  25. Демьяненко С.Р. Основы бизнес-планирования туристской фирмы. – М.: Советский спорт, 2007.
  26. Дехтярь Г. Лицензирование и сертификация в туризме.– М., 2009. – 246 с.
  27. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: Учебное пособие. – М.: Академия, 2007.
  28. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. - 368 c.
  29. Дурович А. П. Реклама в туризме. - СПб., Питер. 2009. – 296с..
  30. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: учеб. пособие – 7-е изд., стер. – Минск: Новое знание, 2007. – 412с.
  31. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: 3В Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2007. - 496 с.
  32. Зайцева Н.А. – Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме, 2-е издание. – М., 2005.
  33. Зорин И.В. Энциклопедия туризма – М.: Финансы и статистика, 2009.
  34. Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент: российский менталитет и практика бизнеса. 3 – е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 392 с.
  35. Ильина Е. Туроперейтинг. Организация деятельности. – М.: ФиС, 2007. – 156 с.
  36. Информационный статистический сборник «Развитие туристской отрасли Ленинградской области в 2005-2009 гг. и прогноз на 2010г.»/ под ред. Гавриловой Т.В. Ленинградская область, 2010.
  37. Квартальнов В. А. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности: Учебник. - М., 2008. – 351c.
  38. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: Учеб. для вузов турист. Профиля. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 671 с.: ил.
  39. Кириллов А. Т., Маслова Е. В. Реклама в туризме. - СПб., Питер. 2008. – 156с..
  40. Котлер Ф., БоуенДж., МейкензДж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм / Пер, с англ. М.: ЮНИТИ, 2006. – 287с.
  41. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. 3-е изд. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. - 272 с.
  42. Кузнецов Ю.В. Туризм как социальный феномен конца ХХ - начала ХХI веков // Труды Академии Туризма. Вып. 2. - СПб.: Олбис, 2008.
  43. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского.- СПб.: Наука, 2006. - 589c.
  44. Лапина А.Ю. Организации и технологии гостиничного обслуживания – М., 2007.
  45. Лафта Дж. К. Менеджмент: Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2009.
  46. Лысикова О.В. Социокультурные практики туризма: социологический анализ. - Саратов, 2008. – 123с.
  47. Маринин М. Как измерить выгоду от туризма? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2008. - № 9. - с. 47-52.
  48. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме: Учебное пособие. – М., 2007.
  49. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие / М.А. Жукова. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2009. - 192 с.
  50. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  51. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.
  52. Платов В.Я. Современные управленческие технологии. - М.: «Дело», 2009. - 384 с.
  53. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: Учебное пособие. 3-е издание. 2008. – 384с.
  54. Саак А. Э., Пшеничных Ю. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. - СПб.: Издательство: Питер. 2007. – 415с.
  55. Семенов И.В. Маркетинг и стратегия организации // Маркетинг. - 2008. - № 2. – с. 11-14
  56. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
  57. Соболева Е.А. Статистика туризма. Статистическое наблюдение: Учеб. пособие. – М., 2008.
  58. Соболева Е.А. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы: Учебно-методическое пособие. – М., 2009.
  59. Темный Ю.В. Экономика туризма: Учебник. - М., 2008. – 412с.
  60. Туризм на Северо-Западе России: развитие и инвестиции. Сборник тезисов докладов и выступлений на международной научно-практической конференции/ Под ред.проф. Власовой Т. И., – СПб: СПбГУ, 2008. – 305 с.
  61. Туристский путеводитель по Ленинградской области – 2010 // Под. ред. М. Б. Биржакова. – СПб.: Невский Фонд, 2009. – 320с.
  62. Ушаков Д.С. Прикладной туроперэйтинг. Изд. 2-е, переработ. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ», 2009. – 245с.
  63. Федцов В.Г. Культура сервиса: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2008. – 421 с.
  64. Черных Н.Б. – Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности. - М., 2009.
  65. Чудновский А.Д. Жукова М.А. – Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. - М., 2006. - 212 с.
  66. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: КноРус, 2008. - 437 с.: ил. .
  67. Юрик Р.А. Маркетинг как необходимый инструмент управления турфирмой // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - № 2. - с. 109-118.
  68. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учеб. пособие. - М., 2009. – 371с.
  69. Янкевич В.С., Безрукова А.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и зарубежный опыт. – М., 2008
  70. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 416 с.
  71. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/
  72. Федеральное агентство по туризму: http://russiatourism.ru/
  73. Туризм в Ленинградской области: http://www.lentravel.ru/
  74. Российский союз туристской индустрии. Северо-Западное региональное отделение: www.rata.spb.ru/rspti/turizm-r.html/

Информация о работе Развитие туризма в России