Развитие экономической основы муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим поставленной целью данной курсовой работы является рассмотрение экономической основы муниципального хозяйства.
В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
разобрать правовую основу местного самоуправления и муниципального хозяйства;
рассмотреть сущность местных бюджетов;
рассмотреть структуру конкретного муниципального образования и дать ему характеристику;
рассмотреть пути повышения эффективности местных бюджетов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Нормативно-правовое обеспечение экономической основы
муниципального хозяйства…………………………………………………………...…..5
1.1. Пределы компетенции органов муниципального самоуправления. Взаимосвязь местного хозяйства и местного самоуправления…………………………………….5
1.2. Происхождение и нормативно-правовое регулирования в сфере управления муниципальной собственностью……………………………………………………....8
1.3. Местный бюджет и муниципальное имущество местного самоуправления…..11
2. Муниципальная собственность и полномочия органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом………..17
2.1. Общие основы управления муниципальным имуществом.……………………..17
2.2. Особенность управления муниципальной собственностью на землю………....24
2.3. Характеристика и структура муниципального образования «Город Брянск»...26
3. Направления развития экономической основы муниципального хозяйства……...31
3.1. Проблемы и рационализация местных бюджетов…………………………..…...31
3.2. Программа повышения эффективности бюджетных расходов…………...…….36
3.3. Региональные и муниципальные программы.…………………………………....40
3.4. Проблемы и перспективы управления муниципальной собственностью…..….41
Заключение……………………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………………...48
Приложения.……………………………………………………………………………...50

Вложенные файлы: 1 файл

ЭМС готовая курсовая.docx

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Объекты приватизации: здания, сооружения, нежилые помещения, незавершенные  строительством объекты, МУП, иные объекты.

Процесс приватизации муниципального имущества осуществляется в соответствии с ежегодно принимаемой программой. Готовится такая программа департаментом  муниципальной собственности, рассматривается  и утверждается представительным органом.

Приобретение  муниципального имущества

Формы приобретения муниципального имущества:

  1. Приобретение имущества, признанного бесхозным
  2. Получение имущества посредством передачи
  3. Приобретение имущества за счет муниципальной казны
  4. Строительство объектов за счет муниципальной казны

У каждой из указанной формы  существует свой порядок приобретения.

Все приобретаемые объекты  передаются в хозяйственное ведение  или оперативное управление соответствующим  МУП или учреждениям.

 

 

2.2. Особенность управления муниципальной собственностью на землю

Муниципальная собственность  на землю – это собственность  муниципальных образований. Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривает, что финансово-экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная  собственность, в состав которой  входят муниципальные земли.

Объектами права муниципальной  собственности на землю являются земельные участки в границах муниципальных образований, отнесенных к муниципальной собственности  на основании законодательных актов. Т. е. в муниципальной собственности  находятся все земли в пределах черты города (поселения), за исключением  земель, находящихся в государственной  собственности и переданных в  частную собственность, также земельные  участки за чертой города, переданные в муниципальную собственность  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации.

В собственность муниципальных  образований для обеспечения  их развития могут дополнительно  безвозмездно передаваться земли, находящиеся  в государственной собственности

Субъектами права муниципальной  собственности на землю являются городские, районные, поселковые и другие муниципальные образования, в лице органов местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования собственной компетенцией в решении вопросов владения, пользования  и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности.

Муниципальные земли городов  устанавливаются методом так  называемого вычитания – это  земли на территории муниципального образования, за исключением земель федеральных, субъектов Федерации  и находящихся в собственности  физических и юридических лиц.

Основанием отнесения  городских земель к объектам муниципальной  собственности являются:

  • решение об отводе земельных участков под объекты муниципальной собственности;
  • решение органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, за исключением земель, занятых объектами государственной собственности и необходимых для их обслуживания;
  • решения о предоставлении органами местного самоуправления земли в аренду юридическим и физическим лицам, кроме земельных участков, на которых размещены объекты государственной собственности;
  • решения органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в срочное пользование;
  • решения о предоставлении органами местного самоуправления земельных участков физическим лицам в пожизненное наследуемое владение;
  • договоры о приобретении земельных участков в муниципальную собственность как в границах, так и за пределами территории муниципального образования, в том числе посредством выкупа;
  • отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки (включая земли общего пользования, инженерной инфраструктуры), кроме земель, отнесенных действующим законодательством к государственной собственности;
  • отсутствие собственника или отказ собственника от права владения земельным участком (бесхозная недвижимая вещь);
  • решения органов государственной власти о передаче земельных участков, находящихся в государственной собственности в муниципальную собственность.

Передача земель, находящихся  в государственной собственности  Российской Федерации, осуществляется Правительством РФ, земель, находящихся  в государственной собственности  субъекта РФ, органами государственной  власти субъекта Федерации.

Споры, возникающие в связи  с отнесением земельных участков к объектам права муниципальной  собственности на землю, разрешаются  посредством согласительных процедур или в судебном порядке.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством  вправе передавать земельные участки, находящиеся в муниципальной  собственности, другим лицам в собственность, срочное или постоянное пользование, сдавать в аренду, отчуждать, передавать гражданам в пожизненное наследуемое  владение, а также совершать с  ними иные сделки. Безвозмездная передача земель, находящихся в муниципальной  собственности, в государственную  не допускается.

Представительный орган  местного самоуправления устанавливает  порядок управления и распоряжения землями, находящимися в муниципальной  собственности, в соответствии с  федеральными законами, законами субъектов  Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам регулирования земельных  отношений, не противоречащие действующему законодательству и изданные в соответствии с их полномочиями, действуют на всей территории муниципального образования  и обязательны для всех владельцев земельных участков, независимо от формы собственности и других прав на земельный участок.

2.3. Характеристика  и структура муниципального образования  «Город Брянск»

Официальное наименование муниципального образования - город Брянск. Официальный  статус города Брянска – городской  округ.

Город Брянск административно  разделен на четыре района:

- Бежицкий – бывшее  село Бежица, вошедшее в городскую  границу с 1956 года;

- Володарский район, в  том числе поселок Большое Полпино;

- Советский район; 

- Фокинский район, в  том числе поселок городского  типа Белые Берега.

Границы названных внутригородских  административных районов определяются законодательно актом Брянского  городского Совета народных депутатов  с учетом мнения населения, исторических традиций города Брянска, демографических  и экономико-географических особенностей территории, а также с учетом плана  города, разработанного в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Органы местного самоуправления города Брянска включают учреждения:

1) Брянский городской  Совет народных депутатов - представительный орган городской власти;

2) Глава города Брянска  - глава муниципального образования;

3) Брянская городская  администрация - исполнительно-распорядительный  орган городской власти;

4) Контрольно-счетная палата  города Брянска - контрольный  орган городской власти.

Глава города Брянска, как  высшее должностное лицо муниципального образования, избирается тайным голосованием из своего состава городским Советом  народных депутатов и является председателем  Совета.

Городской Совет народных депутатов избирается населением города Брянска на муниципальных выборах  и состоит из 32 депутатов. Городской  Совет вправе осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей установленной численности  депутатов. Срок полномочий Совета - 5 лет. Заседание городского Совета проводится не реже, чем один раз в три  месяца, и правомочно, если на нем  присутствует более 50 процентов избранных  депутатов. Городской Совет народных депутатов самостоятельно определяет свою структуру. Городской Совет  из числа депутатов образует Малый  Совет городского Совета, районные территориальные депутатские группы, постоянные комитеты, временные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов ведения городского Совета.

Городская администрация  обладает всеми правами юридического лица. В структуру администрации, обязательно утверждаемую городским  Советом народных депутатов, могут входить функциональные и территориальные ее органы. Глава городской администрации руководит городской администрацией на принципах единоначалия. Глава городской администрации ответственен перед Главой города Брянска и городским Советом народных депутатов за деятельность городской администрации. Городская администрация работает, опираясь на правовые акты России, Брянской области, Устав города Брянска, решения городского Совета и постановления Главы администрации города Брянска.

На территории области функционируют 289 муниципальных образований, в  том числе 27 муниципальных районов, 6 городских округов, 31 городское  и 225 сельских поселений. В 40 городах  и поселках городского типа и 2678 сельских населенных пунктах области в  настоящее время проживает 1299,7 тысячи человек.

Управление имущественных  и земельных отношений Брянской городской администрации является отраслевым (функциональным) органом  Брянской городской администрации, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности  города Брянска, за исключением жилых  помещений в муниципальном жилищном фонде.

Управление является правопреемником  комитета по управлению собственностью города Брянска и комитета по земельным  ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации [16].

Основными задачами Управления являются:

- проведение единой политики  в области имущественных и  земельных отношений на территории  города Брянска; 

- эффективное управление, распоряжение, а также рациональное  использование муниципального имущества; 

- защита в соответствии  с законодательством Российской  Федерации имущественных прав  и интересов города Брянска; 

- создание и обеспечение  функционирования системы учета  муниципального имущества и контроля  за его использованием;

- обеспечение системного  и планового подхода к приватизационному процессу [16].

Последние несколько лет  Брянске продолжена работа по уточнению  состава муниципальной собственности: проведена инвентаризация тепловых и водопроводно-канализационных  сетей, сетей уличного освещения  и жилищного фонда. За 2010 год в  муниципальную собственность принято 23 жилых зданий общей площадью 95980 кв.м., нежилые помещения площадью 4561 кв.м., 19 зданий технического назначения, 38,155 км. сетей различного назначения и другие объекты инфраструктуры города. Балансовая стоимость муниципального имущества увеличилась на 10,5 млн. рублей за счёт капитальных ремонтов и реконструкции объектов.

Жилищный фонд города Брянска  по состоянию на начало 2011 года составил 18,2 млн. кв.м. общей площади. Для сравнения, в большинстве муниципальных  образований Брянской области жилищный фонд относительно небольшой. К примеру, в таких крупных районах, как  Бежицкий или Фокинский, жилищный фонд составляет 0,307 и 0,394 млн. кв.м. соответственно, а доля муниципального жилищного  фонда здесь ещё меньше. В то же время в муниципальной собственности  Брянска находятся 12341 жилых домов  общей площадью более 10 млн. кв.м., в  том числе 3413 домов – в деревянном исполнении, из них 782 дома – в ветхом состоянии, физический износ которых  свыше 60%. Согласно нормативному сроку  службы значительное количество домов  требует различного рода действий, направленных на поддержание их в  функционально пригодном состоянии. Например, 2296 домов требуют замены свай.

Всё это свидетельствует  о значительности жилищного фонда  города Брянска и – соответственно – о больших сложностях в его  содержании и использовании.

В Едином государственном  регистре предприятий и организаций  на 1 января 2011 года из общего числа  хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики на территории  Брянска  было учтено 349 организаций с муниципальной  формой собственности, что составляет 8,1% от общего числа организаций 

Информация о работе Развитие экономической основы муниципального хозяйства