Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:41, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении формирования и эффективности управления рынка труда на макроуровне.
Объект исследования - рынок труда.
Предмет исследования - основные тенденции, проблемы и перспективы формирования и эффективного управления рынка труда в РФ на современном этапе.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. рассмотрены теоретико-методологические основы формирования и эффективного управления рынком труда;
2. проанализированы тенденции, динамика и проблемы формирования и управления рынком труда РФ на современном этапе;
3. разработаны перспективные направления и механизмы повышения эффективности управления рынком труда РФ.
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы формирования и эффективного управления рынком труда 5
1.1. Сущность и особенности формирования рынка труда 5
1.2. Управление рынком труда: обеспечение эффективности данного процесса 8
2. Анализ формирования и управления рынком труда РФ на современном этапе 17
2.1. Тенденции и динамика 17
2.2. Актуальные проблемы эффективного управления и формирования рынка труда 23
3. Разработка перспективных направлений и механизмов повышения эффективности управления рынком труда РФ 30
Заключение 42
Список литературы 45
Содержание
Рынок труда - динамичная система, зависящая от политических, экономических, социальных и других микро- и макроэкономических условий.
В РФ рынок труда активно формируется и развивается в последние двадцать лет в условиях рынка, так как именно в условиях рынка, появляются новые виды занятости, меняются масштабы трудовой миграции, происходит активная расстановка сил между субъектами рынка труда, что требует своей оценки и характеристики.
Тема исследования «рынка труда – формирования и эффективности управления» приобретает дополнительную значимость и актуальность в контексте последствий мирового финансового кризиса 2008 г., оказавшего сильное влияние на все сферы экономики, в том числе на рынок труда. Спад производства, закрытие предприятий, массовый рост безработицы1, снижение размера заработков и повышение задолженности по их выплате, резкое сокращение потребительского спроса - далеко не полный перечень проблем, с которыми столкнулся рынок труда РФ уже с первых месяцев кризиса.
Несмотря на то, что сегодня мировой финансовый кризис воспринимается многими, скорее, уже как пройденный этап, признаки постепенного восстановления от его пагубных последствий на российском рынке труда стали заметны лишь в 2010 г. Это еще раз подтверждает назревшую необходимость тщательной оценки текущих экономических реалий рынка труда.
Актуальность выбранной темы также вызвана необходимостью изучения проблемы в интересах эффективного решения стратегических задач намеченной программы модернизации экономики РФ до 2020 г., что требует повышения доступности, качества и эффективности высшего образования, формирования полноценного рынка труда, стимулирующего предпринимательскую активность, инициативность и мобильность работников, обеспечивающего рост занятости.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении формирования и эффективности управления рынка труда на макроуровне.
Объект исследования - рынок труда.
Предмет исследования - основные тенденции, проблемы и перспективы формирования и эффективного управления рынка труда в РФ на современном этапе.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. рассмотрены теоретико-методологические основы формирования и эффективного управления рынком труда;
2. проанализированы тенденции, динамика и проблемы формирования и управления рынком труда РФ на современном этапе;
3. разработаны перспективные направления и механизмы повышения эффективности управления рынком труда РФ.
При написании работы были использованы учебные пособия и монографии, а также наиболее актуальные периодические издания (газеты, журналы) по исследуемой проблематике, Интернет-ресурсы, официальная статистика.
Рынок труда представляет собой систему, в которой взаимодействуют субъекты собственности на факторы производства — средства производства и рабочую силу, происходит стоимостная оценка разнокачественной рабочей силы, формируются объем и структура спроса на рабочую силу и ее предложения.
Условиями формирования рынка труда являются существование товарного рынка и денег, а также наличие свободного наемного рабочего-продавца и капиталиста-покупателя.
Основными элементами механизма рынка труда являются: спрос на рабочую силу, ее предложение, цена рабочей силы, конкуренция между наемными работниками (за лучшие рабочие места), между работодателями (за лучших работников), между наемными работниками и работодателями (при заключении тарифных соглашений об условиях труда, его оплате, коллективных договоров и т.д.), трудовые ресурсы, работа государственной службы занятости. 2
Трудовые ресурсы – главный элемент производительных сил и основной источник развития общества. Под ними понимается та часть населения, которая, благодаря совокупности физических и духовных способностей может трудиться: мужчины от 16 до 60 лет; женщины 16 – 55 лет; население за пределами трудоспособного возраста, но принимающая участие в общественном труде.3
Основной «внешней» задачей государственной службы занятости является обеспечение - если нужно, в сотрудничестве с другими заинтересованными государственными, общественными и частными учреждениями – наилучшей организации рынка труда в качестве неотъемлемой части национальной стратегии достижения и поддержания полной занятости.
«Внутренняя» задача службы занятости состоит в том, чтобы найти средства расширения «позитивного выхода» из числа безработных, препятствовать их дрейфу в длительную безработицу и за счет этого минимизировать период поиска работы гражданами, ускорить заполнение вакансий работодателями и, тем самым, снизить объем зарегистрированной безработицы (а, следовательно, объем общей безработицы).
Так важнейший показатель состояния рынка труда - уровень безработицы - определяется как удельный вес безработных в общей численности экономически активного населения (рабочей силы).
В индустриально развитых странах наличие какого-то числа безработных ни у кого не вызывает беспокойства, поскольку до определенного предела не является проблемой. Многие исследователи считают, что безработица вызывает беспокойство только тогда, когда поднимается выше “фрикционного” уровня, отражающего обычную “текучесть рабочей силы”. 4
Между тем, «рынок труда не сводится к отношению безработные - вакансии, а охватывает всю сферу наемного труда… Из этого следует, что объектом политики рынка труда и занятости должен быть широкий спектр трудовых отношений и вовлеченных в них лиц. Сюда входят проблемы оплаты, условий труда, объема и интенсивности выполняемой работы, стабилизации занятости на предприятии, трудовой мотивации, обеспечение гибкости рынка труда, подготовки и переподготовки работников. Трактовка рынка труда как феномена, охватывающего лиц, занятых активным поиском работы, ведет к зацикливанию хотя и на очень важной, но далеко не единственной проблемы в сфере трудовых отношений», складывающихся на этом рынке.5
Приведенная выше расширительная трактовка рынка труда и включение в субъекты рынка труда занятых предполагают выделение внутрифирменных рынков труда. «Цель разделения рынков труда на внешний и внутренний заключается в разработке механизма, связывающего рынки труда всех уровней для обеспечения эффективного использования человеческих ресурсов. Из-за его отсутствия меры государственного регулирования рынка труда практически не затрагивают уровень организаций, что ведет к стихийному развитию внутренних рынков труда. Если же государство в вопросах управления социально-трудовой сферой не доходит до уровня организации, то это значительно сужает масштабы государственного регулирования рынка труда, так как основная масса экономически активного населения имеет статус занятых и сосредоточена на внутренних рынках труда».6
Рынку труда принадлежит ведущая роль в решении проблемы адаптации всей совокупности процессов воспроизводства рабочей силы, занятости и трудовых отношений к рыночным условиям хозяйствования, в преодолении сложившейся в России неэффективной системы занятости населения, застоя ее отраслевой, функциональной и профессиональной структур. 7
Современный российский рынок труда - формирующаяся, нестабильная целостная совокупность взаимодействующих субъектов (государства, предприятий, наёмных работников) и их отношений по распределению, обмену и потреблению труда на основе закона спроса и предложения, слабо адаптирующаяся к достижениям научно-технического прогресса и обладающая недостаточной степенью гибкости. Он ещё окончательно не сформирован, характеризуется нестабильным развитием, слабо адаптирован к достижениям НТП, обладает нарушенной равновесной конъюнктурой.8
Сегодня, чтобы обеспечивать функциональное формирование и развитие рынка труда, нужно прогнозировать потребности социально-экономического комплекса в кадрах по всем отраслям.
Условия эффективного формирования рынка труда требуют качественно нового трудоспособного человека.
Необходимым условием реализации потребностей общества в производстве высококачественных товаров и услуг является обеспечение экономики квалифицированными кадрами и их непрерывное воспроизводство, поэтому формирующийся в России рынок труда в своём дальнейшем развитии должен взаимодействовать с динамично развивающимся рынком образовательных услуг ВУЗов. Очевидно, что достижение намеченных результатов напрямую зависит от применяемых способов, методов и форм управления общественными отношениями, возникающими в процессе взаимодействия данных социально-значимых систем.
Данные факторы указывают на необходимость и значимость эффективного управления рынком труда на макроуровне: страны, регионов, муниципальных властей, что подробней рассмотрим в следующей части работы.
Меры, направленные на регулирование и эффективное управление рынком труда, как условие экономического развития страны, создают предпосылки к формированию эффективной политики занятости и адекватной стратегии экономических реформ.
Доходы от трудовой деятельности являются основой благосостояния большей части населения, неполная занятость ведет к негативным последствиям, выражающимся в росте социальной напряженности, ухудшении социально-экономических. Экономический рост в стране напрямую зависит от качества, количества и эффективности использования трудовых ресурсов, являющихся основным фактором производства.
Еще при вступлении в 1990 гг. России в рыночные отношения означало неизбежный переход экономики к формированию рынка труда с его экономическими методами регулирования. В этих условиях рабочая сила, признанная товаром, предполагает более справедливую оплату труда для тех, кто действительно трудится, актуальным является формирование государственной экономико-правовой политики управления рынком труда, основанной на развитии трудового законодательства и повышении эффективности механизмов, призванных обеспечивать его соблюдение на основе Трудового кодекса РФ.9 Концепции новой модели государственного управления в сфере занятости населения РФ предусматривала более широкое участие регионов в регулировании рынка труда. Так в регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротства убыточных организаций, прибегая в случае необходимости к их целевой поддержке путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы. Особое внимание следует уделять организациям, являющимся основой жизнедеятельности населения малых и средних городов.
В слаборазвитых районах, где ситуация осложняется наличием избытка трудовых ресурсов, необходимо оказывать поддержку развитию мелкотоварного производства как в городской, так и в сельской местности, стимулировать малое предпринимательство в сфере услуг и в агропромышленном комплексе. 10
С 2007 г. осуществление ряда федеральных полномочий по оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения в РФ делегируется на региональный уровень. Средства на осуществление передаваемых полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций региональным бюджетам. Между тем, основная нагрузка в реализации мероприятий по повышению занятости населения ложится на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Региональная политика в этой сфере заключается в регулировании процесса высвобождения рабочих мест в тех регионах, где в силу структурных особенностей хозяйственного комплекса или изменения государственной экономической политики складывается особенно острая ситуация с занятостью населения, для изменения которой местных сил и возможностей недостаточно. Поэтому федеральные органы государственной власти должны активно участвовать в осуществлении мероприятий в сфере занятости в районах концентрации государственных организаций, относящихся к отраслям естественных монополий и военно-промышленного комплекса. 11 В свою очередь передача полномочий на региональный уровень способствует: повышению эффективности реализуемых мероприятий за счет более гибкого и адресного механизма финансирования и оказания государственных услуг по содействию трудоустройству безработных граждан; координации территориальных программ содействия занятости населения с региональными программами социально-экономического развития, инвестиционными проектами и др.; возможности установления дополнительных социальных гарантий и расширения перечня государственных услуг по содействию трудоустройству безработных граждан за счет средств бюджетов субъектов Федерации.
Детализированная структурная модель системы управления рынком труда и занятостью населения приведена на рис. 1.12
Данная структурная модель отражает систему управления как определенную целостность, состоящую из обеспечивающих подсистем. Направленность действий системы управления состоит в оптимальной увязке целей управляемого объекта и возможностей обеспечивающих подсистем, функциональная роль показателей эффективности системы управления заключается в отражении уровня, динамики ее развития, качественной и количественной стороны данного процесса. Эффективность управления находится под влиянием мероприятий по оптимизации системы управления.