Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства в Саратовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства Саратовской области показала, что к 2010 году в области требуется построить 493 км дорог с твердым покрытием, причем 60% из них составляют дороги IV технической категории.
Бюджетные субсидии, направленные в регион, составили 1395 млн. руб. Этих субсидий недостаточно для покрытия расходов на строительство автомобильных дорог, поэтому необходимо привлечение дополнительных источников финансирования.
Дополнительное финансирование может, как закладываться в бюджет региона, так и осуществляться в рамках отдельных целевых программ и концепций по привлечению инвестиций в дорожное хозяйство Саратовской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Часть 1. Характеристика автомобильно-дорожного комплекса региона……...5
1.1. Единая транспортная система, ее значение в экономике региона…….…..5
1. 2. Анализ состояния автомобильно-дорожного комплекса региона………12
1. 3. Понятие и классификация автомобильных дорог………………………..17
1.4 Финансирование дорожной деятельности………………………….……...20
1.5. Дорожное хозяйство Саратовской области………………………………..22
Часть 2. Анализ экономического развития субъекта………………………….26
2.1. Административно-территориальное устройство России………………...26
2.2. Анализ отраслевой структуры промышленности
и сельского хозяйства региона………………………………………………….29
2.3. Общая характеристика Саратовской области……………………………..31
2.4. Экономика Саратовской области…………………………………………..32
2.5. Прогноз показателей обеспеченности автомобильными дорогами……..40
Часть 3. Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства Саратовской области…………………………………………………………….44
3.1. Расчет потребности региона в автомобильных дорогах………………….44
3.2. Определение ресурсного обеспечения программы……………………….47
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………51

Вложенные файлы: 1 файл

kurbatov_planirovanie.docx

— 1.13 Мб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По  дисциплине:

«Стратегическое планирование»

на  тему:

«Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства в Саратовской области»

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

Москва  2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

  Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Часть 1. Характеристика автомобильно-дорожного  комплекса региона……...5

1.1. Единая транспортная система,  ее значение в экономике региона…….…..5

1. 2. Анализ состояния автомобильно-дорожного  комплекса региона………12

1. 3. Понятие и классификация  автомобильных дорог………………………..17

1.4 Финансирование дорожной деятельности………………………….……...20

1.5. Дорожное хозяйство Саратовской области………………………………..22

Часть 2. Анализ экономического развития субъекта………………………….26

2.1.  Административно-территориальное  устройство России………………...26

2.2. Анализ отраслевой структуры  промышленности 

и сельского хозяйства региона………………………………………………….29

2.3. Общая характеристика Саратовской области……………………………..31

2.4. Экономика Саратовской области…………………………………………..32

2.5. Прогноз показателей обеспеченности  автомобильными дорогами……..40

Часть 3. Разработка региональной программы  развития дорожного хозяйства Саратовской области…………………………………………………………….44

3.1. Расчет потребности региона  в автомобильных дорогах………………….44

3.2. Определение ресурсного обеспечения  программы……………………….47

Заключение……………………………………………………………………….49

Список литературы………………………………………………………………51

 

 

 

 

Введение

Развитие  единой транспортной системы, отвечающей современным требованиям экономики  и общества, предполагает совершенствование  всех её подсистем, в том числе  автомобильно-дорожного комплекса. Ключевую роль играет дорожное хозяйство, характеризующее степень обеспеченности экономики и населения в перевозках автомобильным транспортом и  величину транспортных издержек на их осуществление.

Дорожное  хозяйство является важнейшим элементом  производственной и социальной инфраструктуры России. Его эффективное функционирование и устойчивое развитие – необходимые  условия для стабилизации и перехода к подъему экономики, обеспечение  целостности и национальной безопасности страны, а также для повышения  уровня и улучшения условий жизни  населения. Все это требует реализации программы создания качественно  новой дорожной сети за счет строительства, реконструкции, повышения транспортно-эксплуатационного  состояния автомобильной дороги.

Автомобильная дорога является одним из важнейших  звеньев экономики страны, определяющих ее экономическое, социальное развитие. Накопившееся с годами отставание в  развитии автомобильных дорог от потребностей экономики России, бурный рост автомобилизации населения  сдерживают развитие целого ряда регионов страны, снижая их транспортную доступность  из-за высокой стоимости автомобильных  перевозок, негативно сказываются  на конкурентоспособности отечественных  товаров. Все эти факторы сдерживают экономический рост. В сложившейся  ситуации,   главным условием осуществления  требуемых объемов развития сети автомобильных дорог становится их устойчивое финансирование во все  возрастающих размерах. При сокращении существующего объема финансирования дорожного хозяйства решение  существующих на данный момент проблем  будет возможным не через одно десятилетие. Для решения проблемы финансирования правительством страны разрабатываются целевые программы и концепции по привлечению инвестиций в дорожное хозяйство. Основной задачей является установление стратегических источников финансирования и их расширения. Необходимым условием эффективного функционирования дорожного хозяйства является сохранение и дальнейшее совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования и последовательное выравнивание уровня их развития по всей территории РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Глава 1. Характеристика автомобильно-дорожного 

комплекса региона

 

1.1. Единая транспортная система,  ее значение в экономике региона

На всех этапах развития экономики страны транспорт  обеспечивает потребность ее отраслей и населения в оперативном  перемещении грузов и пассажиров. Недоучет роли транспорта в экономике  приводит к отставанию отдельных  отраслей промышленного производства и сельского хозяйства.

Одним из показателей уровня развития страны является состояние транспорта. Экономическое  значение транспорта в жизни общества состоит в обеспечении развития связей и координации работы всех отраслей экономики. Транспортный комплекс представляет собой совокупность отраслей транспортного машиностроения, транспортного  строительства, топливно-энергетического  производства, а также всех видов  транспорта, образующих единую транспортную систему.

Единая транспортная система – сбалансированная экономически, технически и технологически совокупность всех видов транспорта, в которой каждый вид транспорта осуществляет перевозки в сфере своего рационального применения. Система в целом должна обеспечивать полное удовлетворение всех потребностей народного хозяйства и населения в перевозках и сообщении с минимальными совокупными издержками.

Рис. 1. Схема  Единой транспортной системы РФ

Единство  транспортной системы позволяет  осуществлять рациональное распределение  перевозок между различными видами транспорта с учетом их технико-экономических  особенностей. Это способствует наиболее эффективному развитию не только транспортной системы, но и экономики страны в  целом. В единой транспортной системе  автомобильный транспорт занимает очень важное место: он является одним  из наиболее универсальных видов  транспорта. Анализ динамики основных показателей деятельности транспорта в РФ, Московской области и Саратовской  области за период 2001-2008гг. представлен  в таблицах 1.1., 1.2., 1.3.:

 

Таблица 1.1.

Основные  показатели деятельности транспорта в  РФ

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

I. Перевозка грузов по видам транспорта (млрд. т)

 

Транспорт всего:

8174,2

8457,6

8733,9

8942,6

9167

9300

9450

9451

7469

в т.ч. ж/д

1058

1084

1161

1221

1273

1312

1345

1304

1109

автомобильный

6125,3

6347,7

6468,1

6567,8

6685

6753

6861

6893

5240

трубопроводный

853

899

976

1024

1048

1070

1062

1067

985

морской

24

26

24

18

26

25

28

35

37

внутренний водный

113

100

104

111

134

139

153

151

97

воздушный

0,9

0,9

0,8

0,9

0,8

0,9

1,0

1,0

0,9

II. Грузооборот по видам транспорта общего пользования (млрд. т-км)

 

Транспорт всего:

3591,6

3801,7

4105,7

4371,0

4676

4801

4915

4948

4446

в т.ч. ж/д

1434

1510

1669

1802

1858

1951

2090

2116

1865

автомобильный

159

167

173

182

194

199

206

216

180

трубопроводный

1962

2100

2273

2413

2474

2499

2465

2464

2246

морской

94

93

65

47

60

62

65

84

98

внутренний водный

76

73

71

78

87

87

86

64

53

воздушный

2,6

2,7

2,7

3,0

2,8

2,9

3,4

3,7

3,6

III. Индексы тарифов на грузовые перевозки (декабрь к декабрю предыдущего года, в %)

 
 

138,6

118,3

123,5

109,3

116,6

115,8

106,8

132,3

 

IV. Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования (млн. чел)

 

Транспорт всего:

42419

40322

37083

34649

29390

25829

23078

22351

20426

в т.ч. ж/д

1306

1271

1304

1335

1339

1339

1282

1296

1137

автобусный

20883

19620

17898

16552

15636

13914

12559

12112

11278

таксомоторный

13

12

10

10

6

7

8

7

7

трамвайный

       

4123

3267

2660

2537

2217

троллейбусный

8604

8181

7291

6680

4653

3775

2972

2733

2414

метрополитенный

4205

4200

4205

4211

3574

3466

3528

3594

3307

морской

0,7

0,6

0,6

0,6

1,3

1,4

1,4

1,4

1,5

внутренний водный

27

27

22

21

21

20

21

20

17

воздушный

26

28

31

35

37

40

47

51

47

V. Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования (млрд. пасс-км)

 

Транспорт всего:

476,8

468,5

463,4

469,2

464,5

466,7

465,5

475,5

429,6

в т.ч. ж/д

157,9

152,9

157,6

164,3

172,2

177,6

174,1

175,9

151,5

автобусный

154,9

149,9

138,5

129,4

133,5

126,4

118,1

115,4

106,9

таксомоторный

0,2

0,2

0,1

0,2

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

трамвайный

23,2

21,9

20,2

18,7

13,5

11,1

8,7

8,2

7,1

троллейбусный

27,8

26,6

23,8

21,4

15,0

12,4

9,8

9,0

7,9

метрополитенный

51,3

51,3

51,3

51,4

43,4

44,2

42,6

43,4

42,7

морской

0,04

0,04

0,04

0,03

0,09

0,06

0,07

0,07

0,06

внутренний водный

0,9

1,0

0,8

0,8

0,9

0,9

1,0

0,8

0,8

воздушный

60,6

64,7

71,1

83,0

85,8

93,9

111,0

122,6

112,5

VI. Индексы тарифов на услуги пассажирского транспорта

(декабрь к декабрю  предыдущего года, в %)

 
 

125,3

126,0

113,7

118,0

115,8

114,2

113,6

122,5

 

                                                                 

 

 

Таблица 1.2.

Основные показатели деятельности транспорта в Московской области

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (млн. т)

Транспорт всего:

122,1

109

122,9

113,4

91,7

93,7

94,8

98,6

в т.ч. ж/д

17,4

17,8

17,9

19,4

18,5

17,6

16,6

15,5

автомобильный

97,2

84,3

98,9

88,5

69,2

70,8

72,7

77,3

Внутренний водный

7,5

6,9

6,1

5,5

4,0

5,3

5,5

5,8

II. Грузооборот по видам транспорта общего пользования (млн. т-км)

Автомобильный

3225

3125

6244

3597

2777

3897

4124

5697

III. Индексы тарифов на грузовые перевозки

(декабрь к декабрю  предыдущего года, в %)

 

86,4

145,4

117,6

96,0

130,0

155,9

97,0

124,5

IV. Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования (млн. чел)

Транспорт всего:

1056,3

1089,7

1106,9

1121,4

1064,7

1028,6

841,5

873,9

в т.ч. ж\д

200,89

207,215

235,30

251,21

237,27

233,92

225,62

247,5

автомобильный

855,4

882,4

871,6

870,1

827,4

794,6

615,8

626,4

Внутренний

водый

0,044

0,0529

0,047

0,044

0,042

0,037

0,039

0,041

V. Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования (млн. пасс-км)

автомобильный

7284

8330

8712

9046

8991

8356

7498

7315

VI. Индексы тарифов на услуги пассажирского транспорта

(декабрь к декабрю  предыдущего года, в %)

 

107,4

109,2

113,2

117,4

119,2

117,4

119,9

115,6


 

                                                                                                               Таблица  1.3.

Основные показатели деятельности транспорта в Саратовской области

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (млн. т)

Транспорт всего:

44,8

44,3

53,9

43,5

45,9

53,3

47,8

45,4

в т.ч. ж/д

10,1

12,0

13,4

14,1

14,7

14,7

15,5

14,7

автомобильный

34,7

32,3

40,5

29,4

31,2

38,6

32,3

30,7

II. Грузооборот по видам транспорта общего пользования (млн. т-км)

Автомобильный

1167

1193

1794

1447

1259

2240

1655

1817

III. Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования (млн. чел)

Транспорт всего:

505,143

454,213

395,047

360,356

303,387

299,897

245,355

254,614

в т.ч. ж\д

13,743

13,813

12,947

12,456

12,687

11,897

11,055

10,614

автобусный

100,5

85,9

66,5

45,0

33,0

35,5

39,1

37,8

трамваи

156,4

141,1

120,4

115,0

93,1

85,5

49,4

51,5

троллейбусы

155,6

137,7

115,4

108,2

86,8

81,9

45,9

45,5

воздушный

78,9

75,7

79,8

79,7

77,8

85,1

99,9

109,2

IV. Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования (млн. пасс-км)

автобусный

1220

1136

921

693

594

663

706

785

Информация о работе Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства в Саратовской области