Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства в Саратовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства Саратовской области показала, что к 2010 году в области требуется построить 493 км дорог с твердым покрытием, причем 60% из них составляют дороги IV технической категории.
Бюджетные субсидии, направленные в регион, составили 1395 млн. руб. Этих субсидий недостаточно для покрытия расходов на строительство автомобильных дорог, поэтому необходимо привлечение дополнительных источников финансирования.
Дополнительное финансирование может, как закладываться в бюджет региона, так и осуществляться в рамках отдельных целевых программ и концепций по привлечению инвестиций в дорожное хозяйство Саратовской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Часть 1. Характеристика автомобильно-дорожного комплекса региона……...5
1.1. Единая транспортная система, ее значение в экономике региона…….…..5
1. 2. Анализ состояния автомобильно-дорожного комплекса региона………12
1. 3. Понятие и классификация автомобильных дорог………………………..17
1.4 Финансирование дорожной деятельности………………………….……...20
1.5. Дорожное хозяйство Саратовской области………………………………..22
Часть 2. Анализ экономического развития субъекта………………………….26
2.1. Административно-территориальное устройство России………………...26
2.2. Анализ отраслевой структуры промышленности
и сельского хозяйства региона………………………………………………….29
2.3. Общая характеристика Саратовской области……………………………..31
2.4. Экономика Саратовской области…………………………………………..32
2.5. Прогноз показателей обеспеченности автомобильными дорогами……..40
Часть 3. Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства Саратовской области…………………………………………………………….44
3.1. Расчет потребности региона в автомобильных дорогах………………….44
3.2. Определение ресурсного обеспечения программы……………………….47
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………51

Вложенные файлы: 1 файл

kurbatov_planirovanie.docx

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Пользователи автомобильными дорогами – физические или юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.

 

Классификация автомобильных  дорог

Автомобильные дороги в зависимости от значения подразделяются на:

  1. автомобильные дороги федерального значения;
  2. автомобильные дороги регионального и международного значения;
  3. автомобильные дороги местного значения;
  4. частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на:

  1. автомобильные дороги общего пользования;
  2. автомобильные дороги не общего пользования.

К автомобильным  дорогам общего пользования относят  автомобильные дороги, предназначенные  для движения транспортных средств  неограниченного круга лиц.

К автомобильным  дорогам не общего пользования относят  автомобильные дороги, находящиеся  в собственности, во владении или  в пользовании исполнительных органов  государственной власти, физических или юридических лиц и используемых ими исключительно для обеспечения  собственных, государственных нужд.

Автомобильными  дорогами общего пользования федерального значения являются дороги:

  1. соединяющие столицу РФ со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов РФ.
  2. автомобильные дороги, включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями РФ.

К частным  автомобильным дорогам общего пользования  относят автомобильные дороги, находящиеся  в собственности физических или  юридических лиц, не оборудованных  устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного  числа лиц.

Автомобильные дороги общего пользования в зависимости  от условий проезда по ним и  доступа на них транспортных средств  подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные  автомобильные дороги.

Классификация автомобильных дорог и их отнесение  к категориям     (I-V) осуществляется в зависимости от транспортно-эксплуатационной характеристики и потребительских свойств автомобильной дороги в порядке, установленном правительством РФ.

Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским  свойствам подразделяют на категории  в зависимости от:

  • количества и ширины полос движения;
  • наличия центральной разделительной полосы;
  • типа пересечения с автомобильными и железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  • условий доступа на автомобильную дорогу с примыканием в одном уровне.

              

 

Класс а/д

Категория   а/д

Общее количество

полос движения

Ширина полосы движения (м)

Центральная разделительная полоса

Пересечение с а/д, велосипедными  и пешеходными дорожками

Пересечение

с ж/д и

трамвайными путями

Доступ на дорогу с примыканием

в одном уровне

Автомагистрали

4 и более

3,75

обязательна

В разных уровнях

Не допускается

Скоростные дороги

4 и более

3,75

В разных уровнях

Дороги обычного типа

4 и более

3,75

Допускается в одном уровне со светофорным  регулированием

В разных уровнях

Допускается

2

4

3,5

Допускается отсутствие

 

2 или 3

3,75

Не требуется

Допускается в одном уровне

3

2

3,5

4

2

3,0

Допускается

в одном уровне



 


 

Таблица 1.71

Классификация автомобильных  дорог по категориям

 

 

Целями  ФЗ №257 «Об автомобильных дорогах  и дорожной деятельности» являются:

● определение основ функционирования автомобильных дорог, их использование, осуществление дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильных дорог, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований;

● совершенствование  государственного управления в области  дорожной деятельности;

● обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния;

● содействие внедрению перспективных технологий и стандартов в области дорожного хозяйства;

● обеспечение  эффективности и добросовестной конкуренции на рынке работ и  услуг и осуществление дорожной деятельности;

● улучшение  инвестиционного климата в области  использования автомобильных дорог  и осуществления дорожной деятельности;

● обеспечение  интеграции автомобильных дорог  в международную транспортную сеть.

ФЗ также  содержит:

    1. определение собственности на автомобильные дороги;
    2. правила определения наименования автомобильных дорог и их идентификационных номеров;
    3. правила исчисления протяженности автомобильных дорог и занесения их в единый государственный реестр автомобильных дорог;
    4. полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности,
    5. определение планирования и осуществления дорожной деятельности,
    6. особенности использования земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог,
    7. характеристика финансового обеспечения дорожной деятельности,
    8. правила использования платных автомобильных дорог,
    9. характеристика осуществления международного сотрудничества РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

 

1.4. Финансирование дорожной деятельности

Дорожная  деятельность в отношении автомобильных  дорог федерального значения осуществляется за счет средств федерального бюджета  и иных предусмотренных законодательством  РФ источников финансирования, а также  средств физических и юридических  лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые  предусмотрены законодательством  РФ о концессионных соглашениях.

Финансирование  автомобильных дорог регионального  значения (территориальных дорог) осуществляется за счет средств субъектов РФ, а  также за счет субсидий из федерального бюджета, выделяемых на строительство  и реконструкцию дорог при  условиях софинансирования из бюджетов субъектов, а также средств физических и юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством РФ о концессионных соглашениях.

Финансирование  работ по обеспечению функционирования и развития автомобильных дорог  местного значения, согласно принципам  новой классификации автомобильных  дорог, должно осуществляться муниципальными образованиями.

После упразднения  в 2000 году федерального дорожного фонда, отмены закрепления на уровне федерального законодательства обязанностей федеральных  территориальных дорожных фондов, отмечается значительное сокращение объема финансирования автомобильных дорог общего пользования (с 2,9% ВВП в 2000 году до 1,1% ВВП в 2006 году). В развитых странах данный показатель составляет 3-4% ВВП. Исключения составляют Япония и США, где достаточная развитость дорожной сети и высокий уровень ВВП (около 80-120 млрд. долларов соответственно, что в 10-15 раз выше, чем в РФ). Налоги, которые являются закрепленными источниками формирования доходной части, направленные на финансирование автомобильных дорог в настоящее время потеряли целевое назначение и поступление в федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ.

После ликвидации дорожного фонда произошло обвальное  сокращение финансирования территориальных  дорог. Из-за недостатка финансовых средств  выполняемые работы по ремонту автомобильных  дорог не обеспечивают компенсации  ежегодного износа, что увеличивает  последующие расходы на восстановление дорожной сети.

 

Рис 1.6. Доля расходов на дорожное хозяйство в бюджетах разных уровней

 

На сокращение объема финансирования автомобильных  дорог повлияло также увеличение платежей за изъятие земель для строительства  в соответствии с законодательством  РФ. Из-за недостатка финансовых средств  выполняемее объемы работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования не обеспечивают компенсации ежегодного износа, что увеличивает последующие расходы на восстановление дорожной сети. Поскольку бюджетные ассигнования, выделяемые на дорожное хозяйство, в первую очередь направляются на обеспечение нормативов транспортно-эксплуатационного состояния существующих автомобильных дорог общего пользования (работы по содержанию и ремонту). Недофинансирование прежде всего бьет по инвестиционным проектам, вызывая сокращение годовых программ строительно-монтажных работ и нарастающее отставание по вводу мощностей.

 

1.5. Дорожное хозяйство Саратовской области.

Площадь территории Саратовской области  — 101,2 тысячи квадратных километров, из них сельскохозяйственные угодья занимают 80,6% территории.

Численность населения — 2719 тысяч человек, из них городского — два миллиона человек.

Административный  центр — Саратов. Другие крупные  города: Балаково, Энгельс, Балашов, Вольск. В Саратовской области 38 районов, 18 городов, 30 поселков городского типа. Она образована 10 января 1934 и входит в состав Приволжского федерального округа.

Область граничит с Самарской, Ульяновской, Пензенской, Оренбургской, Тамбовской, Воронежской, Волгоградской областями  и Республикой Казахстан.

Издавна на территории области находился  перекресток торговых дорог, включая  «шелковый» и «соляной» караванные пути, а по Волге осуществлялась связь Европы с Азией.

Протяженность дорожной сети — 29,4 тысячи километров, из них 0,7 тысячи — федеральные; 9,9 тысячи — региональные; 14,4 тысячи — муниципальные; 4,3 тысячи — межмуниципальные дороги.

В сеть автомобильных  дорог общего пользования входит 766 мостовых переходов (38,8 тысячи погонных метров).

Протяженность опорной дорожной сети области, обеспечивающей основной объем автомобильных грузо- и пассажироперевозок, составляет 1007 километров.

В 2007 году по автомобильным дорогам перевезено 9,7 миллиона пассажиров и 10,2 миллиона тонн грузов.

Основные  трассы: Самара—Пугачев—Энгельс—Волгоград (368,1 километра), Энгельс—Ершов—Озинки—граница Республики Казахстан (295,25 километра), Тамбов—Ртищево—Саратов (224,25 километра).

Дорожный  комплекс области обеспечивает работой (с учетом взаимодействия дорожников с автотранспортниками, железнодорожниками, карьерным хозяйством, проектными организациями, научными учреждениями, бюджетными организациями, работающими на отрасль) 80 тысяч  человек.

За период с 1992 по 2007 год в Саратовской области  построено и реконструировано:

— 1821 километр дорог, в том числе 184 — федеральных и 1637 км — региональных;

— 12 256 погонных метров мостов, в том числе 1790 —  на федеральных дорогах и 10 466 —  на региональных дорогах.

Отремонтировано:

— 9425 километров дорог, в том числе 790 — федеральных и 8635 км — региональных;

— 15 204 погонных метра мостов, в том числе 3780 —  на федеральных дорогах и 11 424 —  на региональных дорогах.

В рамках реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой  программы «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)» в 2000 году введена в эксплуатацию I очередь  внеклассного мостового перехода через  реку Волгу у села Пристанное протяженностью 4336,18 погонного метра (общая протяженность мостового перехода с подходами составляет 12,7 километра).

Информация о работе Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства в Саратовской области