Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства в Саратовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства Саратовской области показала, что к 2010 году в области требуется построить 493 км дорог с твердым покрытием, причем 60% из них составляют дороги IV технической категории.
Бюджетные субсидии, направленные в регион, составили 1395 млн. руб. Этих субсидий недостаточно для покрытия расходов на строительство автомобильных дорог, поэтому необходимо привлечение дополнительных источников финансирования.
Дополнительное финансирование может, как закладываться в бюджет региона, так и осуществляться в рамках отдельных целевых программ и концепций по привлечению инвестиций в дорожное хозяйство Саратовской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Часть 1. Характеристика автомобильно-дорожного комплекса региона……...5
1.1. Единая транспортная система, ее значение в экономике региона…….…..5
1. 2. Анализ состояния автомобильно-дорожного комплекса региона………12
1. 3. Понятие и классификация автомобильных дорог………………………..17
1.4 Финансирование дорожной деятельности………………………….……...20
1.5. Дорожное хозяйство Саратовской области………………………………..22
Часть 2. Анализ экономического развития субъекта………………………….26
2.1. Административно-территориальное устройство России………………...26
2.2. Анализ отраслевой структуры промышленности
и сельского хозяйства региона………………………………………………….29
2.3. Общая характеристика Саратовской области……………………………..31
2.4. Экономика Саратовской области…………………………………………..32
2.5. Прогноз показателей обеспеченности автомобильными дорогами……..40
Часть 3. Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства Саратовской области…………………………………………………………….44
3.1. Расчет потребности региона в автомобильных дорогах………………….44
3.2. Определение ресурсного обеспечения программы……………………….47
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………51

Вложенные файлы: 1 файл

kurbatov_planirovanie.docx

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Мостовой  переход сокращает путь из Центра России в Азию приблизительно на 500 километров и существенно улучшает транспортные связи со всеми регионами Урала и Сибири, а также имеет международное значение, становясь как бы составной частью международного коридора: граница Украины (Глухов)-Курск-Воронеж-Саратов-граница Казахстана.

В то же время необходимо отметить, что ввод в эксплуатацию только первой очереди  мостового перехода еще не решает основных задач Саратовского транспортного  узла как части международного транспортного  коридора. В IV квартале 2009 года будет  введена II очередь объекта. Кроме  того, возможен вариант строительства  нового мостового перехода через  Волгу южнее Саратова протяженностью 20 километров.

Таким образом, вокруг городов Саратова и Энгельса образуется замкнутое кольцо, которое  позволит обеспечить пропуск большого грузопотока по намеченным проектом федеральной программы «Дороги  России XXI века» автодорожным транспортным коридорам: «Север—Юг» (Сыктывкар—Киров—Йошкар-Ола—Чебоксары—Ульяновск—Саратов—Волгоград) и «Восток—Запад» (граница Казахстана—Саратов—Воронеж—Курск—граница Украины).

До 95% объема работ по строительству, реконструкции  и ремонту сети дорог выполнены  за счет средств целевого областного дорожного фонда в период с 1992 года по 2002 год.

Потребность области в автомобильных дорогах  общего пользования регионального  значения составляет около 16 тысяч  километров, что в полтора раза больше имеющейся сети.

Основу  дорожной сети региона составляют федеральные  и бывшие республиканские дороги общей протяженностью 1724,2 километра. Доля названных дорог составляет 16,5%, однако их состояние и развитие оказывают определяющее влияние на дорожное хозяйство области. На них приходится значительная доля услуг, оказываемых автомобильным транспортом.

Дорогами  общего пользования с твердым  покрытием соединено 1277 сельских населенных пунктов с числом жителей 660,3 тысячи человек. В ближайшие годы предстоит  построить еще примерно 4493 километра дорог с твердым покрытием к 500 селам с числом жителей 58,6 тысячи человек и завершить оптимизацию областной сети дорог.

В дорожном хозяйстве результативность бюджетных  расходов носит мультипликативный  эффект. Конечный результат от вложений средств в дороги умножается в 10—12 раз, не говоря уже об улучшении качества жизни.

За период 2005—2007 годов общий объем бюджетных  ассигнований на дорожное хозяйство  области составил 7,2 миллиарда рублей, из них на содержание и ремонт дорог  и сооружений — 3,26 миллиарда (45,3%), на модернизацию и развитие — 3,97 миллиарда (54,7%).

Правительством  области проводится работа, направленная на более широкое вовлечение региона  в программы развития международных  транспортных коридоров.

Включение в перечень федеральных автодороги Энгельс—Ершов—Озинки—граница Республики Казахстан, как составляющей международного транспортного коридора, обеспечит  кратчайшую связь юга России с  Казахстаном, позволит связать южные  и юго-восточные регионы и их грузопотоки, будет поддерживать программу  развития Транссибирской магистрали, а также способствовать развитию международного транспортного коридора «Север—Юг» (Хельсинки—Мумбай).

Индустриально-логистический  центр Озинки—Таскала включен в  подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг» Федеральной целевой программы  «Модернизация транспортной системы  России (2002—2010 годы)».

 

Часть 2. Анализ экономического развития субъекта

2.1.  Административно-территориальное  устройство России

Россия  – это федеративное государство, состоящее из 83 субъектов, среди  них республики, края, области, автономные округа, автономные области и 2 города федерального значения.

Особенность территориального устройства РФ в том, что 9 автономных округов входят в  состав более крупных территориальных  единиц, но в соответствии с конституцией РФ и автономные и округа области  являются равными субъектами федерации. В 2008 году административно-территориальное  устройство РФ включало:

• 21 республику

• 9 краев

• 46 областей

• 2 города федерального значения

• 1 автономную область (Еврейскую)

• 4 автономных округов

• 1867 районов

• 1091 город

• 329 городских  районов

• 1922 поселка  городского типа

• 24444 сельские администрации

В мае 2000 года в РФ образовано 7 федеральных  округов. Во главе каждого округа стоит полномочный представитель  президента РФ. Эти округа не затрагивает  административно-территориальное деление  страны, а служит целям управления государственной власти. Центрами федеральных  округов считаются общепризнанные столицы регионов:

Центральный округ – Москва

Северо-Западный округ – Санкт-Петербург

Приволжский округ – Нижний Новгород

Северо-Кавказский округ (Южный округ) – Ростов-на-Дону

Уральский округ – Екатеринбург

Сибирский округ – Новосибирск

Дальневосточный округ – Хабаровск

Федеральный округ – это экономический  район высшего звена, представляющий собой крупный территориально-производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли  рыночной специализации с отраслями  дополнительного территориального комплекса и инфраструктурой.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ  ДЕЛЕНИЕ

ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

на 1 января 2006 г.

 

Карта Российской Федерации

 

2.2. Анализ отраслевой структуры  промышленности 

и сельского хозяйства региона

Особенностью  отраслевой структуры РФ является повышение  удельного веса производства товаров  и низкой доли услуг. Наибольший удельный вес ВВП занимает промышленность –  32,9%, второе место – торговля и общественное питание (23,1%), 3-е место  – сельское хозяйство (6,7%), 4-е место  – строительство (5,5%), 5-е место  – связь (1,8%).

В сфере  услуг наиболее динамично развиваются  отрасли торговли и общественного  питания. МВФ дает классификацию  отраслей услуг:

1. Фрахт

2. Транспортные  услуги

3. Туризм

4. Деловые  услуги (профессиональные и консультационные, информационные, персональные, операционные, банковские и страховые, рыночные  и прогнозные исследования, реклама,  аренда, ремонт и техническое  обслуживание).

В РФ предлагается другая классификация услуг:

- торговля, общественное питание

- ЖКХ,  бытовое обслуживание

- транспорт  и связь

- оборудование

- наука  и научное обслуживание

- здравоохранение

- культура  и искусство

- физическая  культура и спорт

- государственное  управление

- охране  общественного порядка

- оборона.

 

Отраслевая  структура промышленности РФ характеризуется  следующими чертами:

1) преобладание отраслей по добыче и переработке топлива и сырья;

  1. низкой долей отраслей, ориентированных на непосредственные нужды населения;
  2. высокая доля отраслей ВПК

Место РФ в  международном разделении труда  определяют:

- Топливно-энергетический комплекс

- металлургия

- военно-промышленный комплекс

Разновидности промышленности – это пространственные формы развития производства.

Факторы развития промышленности представляют собой совокупность условий и  факторов, определяющих конкретное место  любого производства. К таким факторам относят:

  1. природные условия и ресурсы играют определяющую роль в разновидностях топливной и добывающей промышленностей;
  2. социально-экономические факторы определяют географическое размещение населения и территориальную концентрацию;
  3. технико-экономические факторы определяют затраты на производство и реализацию сырья, материалы и готовую продукцию (материалоемкость, водоемкость, энергоемкость, трудоемкость, наукоемкость, фондоемкость, капиталоемкость транспорта, рентабельность);
  4. организационно-экономические факторы определяют специфику производства, кооперирование и комбинирование;
  5. экономико-географическое положение;
  6. особенности общественно-исторического развития.

 

 

 

                   2.3. Общая характеристика Саратовской области

Территория  Саратовской области составляет 101,6 тыс. кв. км. Административно-территориально в регион входит 18 городов. По состоянию на 1 января 2008 года численность постоянного населения области составила 2583,8 тыс., из которых 1913,5 тысячи (74,1 %) – городское население, 670,3 (25,9 %) – сельское. Плотность населения составляет 25,5 на 1 кв. км.

Саратовская область расположена на юго-востоке  Европейской части России, в северной части Нижнего Поволжья. С запада на восток территория вытянута на 575 км, с севера на юг — на 330 км. Через область протекает река Волга, которая делит область на 2 части: Левобережье и Правобережье.

В области  разведано более 40 малых нефтяных и газовых (значительны Степновское и Урицкое) месторождений, при неизученности основной части перспективных районов. Разведано множество месторож-дений горючего сланца, в том числе крупное Озинкское, месторождения качественного цементного сырья, фосфоритов, строительных, балластных и стекольных песков, строительных глин и камня.

Климат  в области умеренно континентальный: продолжительное сухое жаркое лето, в Левобережье значительное количество дней с температурой выше 30 °C. Зима морозная, среднее количество дней с осадками — 12—15 в месяц, с туманами в среднем 4—10 дней в месяц, метелями в среднем 4—10 дней в месяц. Весна короткая. В марте возможны метели, заносы на дорогах, в среднем 5—7 дней. Дней с туманами в марте в среднем 5—9. Весной, обычно с последней декады марта по третью декаду апреля, на дорогах с твёрдым покрытием вводится ограничение на движение большегрузного автотранспорта, начало которого приурочено к переходу среднесуточной температуры через 0. Осень не отличается из года в год постоянством погоды. Устойчивый снежный покров образуется в северных районах к 25 ноября, а в центральных и южных — с 29 ноября по 8 декабря. Весна начинается в последней декаде марта. Лето длится 4,5 месяца и делится на три периода: "предлетье", "разгар" и "спад" лета. Осень начинается в середине сентября и продолжается до начала ноября. Зима начинается в первую декаду ноября.

 

2.4. Экономика Саратовской области.

Экономика Саратовской области хорошо сбалансирована. Наряду со значительными перспективными запасами нефти и газа область  располагает плодородными почвами, водными и электроэнергетическими ресурсами, разнообразной промышленностью.

В структуре  промышленности Саратовской области  наибольший удельный вес принадлежит  топливно-энергетическому комплексу (45,5 %), машиностроению (19,1 %), химической и нефтехимической (15,6 %), пищевой (9,2 %) промышленности.

По уровню и масштабам развития промышленного  производства Саратовская область  занимает одно из ведущих мест в  Поволжском экономическом регионе. Промышленность области - это более 2000 крупных и средних предприятий. Здесь выпускают троллейбусы, свечи  зажигания, точные приборы, холодильники и морозильники, строительное стекло, минеральные удобрения, производят бензин, продукты нефтехимии, печатают школьные учебники и книги, работают химическое, дизельное и мебельное  производства.

Промышленность - это наиболее динамично развивающаяся  отрасль экономики области. Здесь  формируется более 26 процентов валовой  добавленной стоимости области  и трудится почти четверть работающих (22 процента) в экономике области.

В структуре  промышленного производства наибольший удельный вес принадлежит топливно-энергетическому  комплексу (около 44 процентов), машиностроению и металлообработке (около 23 процентов), химической и нефтехимической промышленности (свыше 15 процентов).

В разрезе  видов экономической деятельности наибольший прирост дали «производство  и распределение электроэнергии, газа и воды»: ИПП – 111,9%. Также  продолжают динамично развиваться  такие виды деятельности как «обрабатывающие  производства» – 105,9% и «добыча  полезных ископаемых» – 101,8%.

В разрезе  отраслей, курируемых министерством  промышленности и энергетики, наилучшие  результаты по объему отгрузки товарной продукции и оказанных услуг  за год достигнуты в электроэнергетике  – 26,9 млрд. руб.; машиностроении и металлообработке – 24,2 млрд. руб.;химической промышленности – 16,9 млрд. руб.;топливной промышленности – 12,6 млрд. руб.; на предприятиях трубопроводного транспорта – 17,0 млрд. руб.,напредприятиях связи и телекоммуникаций– 8,2 млрд. руб.

Саратовская область традиционно является сельскохозяйственным регионом. По объёму произведённой  сельскохозяйственной продукции область  занимает 10 место среди российских регионов[15]. Земли сельскохозяйственного  назначения 8417,6 тысяч га[16]. Особенностью Саратовской области является высокая  доля крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объёме производства и  посевных площадей. Так, в 2009 году удельный вес фермерских хозяйств в посевных площадях области составил 45%.

На долю области приходится 53,9% производства в стране троллейбусов, 28,6% – химических волокон и нитей, 10,6% – тракторных прицепов и полуприцепов, 7,6% – бытовых  холодильников и морозильников.

Инвестиционный  рейтинг региона – 3В1, что означает пониженный потенциал – умеренный  риск. Среди регионов России по инвестиционному  риску область занимает 34-е место, по инвестиционному потенциалу – 24-е  место. Наименьший инвестиционный риск – криминальный, наибольший – финансовый. Наибольший потенциал – инновационный.

Информация о работе Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства в Саратовской области