Ревизия и котроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 18:42, курс лекций

Краткое описание

Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Вложенные файлы: 1 файл

Ревизия и контроль. Курс лекций..doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

5. Рук-ль ревиз. группы предост. рук-лю проверяемого предприятия приказ,  осуществляет ознакомление с объектом ревизии на месте (знакомство с рук-ем, глбухом, со структурой объекта, с центрами ответственности, учредит. док-ми)

6. Проведение ревизии. Ревизия начинается, как правило, с внезапной инвентаризации кассовой наличности. Но иногда этот порядок изменяется. На начальной стадии ревизии следует проверить выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей ревизией. Результаты этой проверки надо отразить отдельным пунктом в основном акте ревизии с последующим принятием мер по выправлению положения. Содержание объекта контроля предопределяет выбор и последовательность приемов экономического анализа и специальных приемов документального и фактического контроля.

7. Оформление ее результатов. Результаты ревизии оформляются промежуточным и основным актами. Промежуточный акт составляется для оформления результатов ревизии соответствующего участка деятельности предприятия и подписывается ревизором и специалистами, участвовавшими в проведении ревизии, а также материально-ответственными лицами, деятельность которых проверяется. Основной акт ревизии предназначен для оформления и отражения результатов ревизии, он служит основанием для принятия решения по результатам проведенной ревизии. В акт ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты. В акте ревизии излагаются итоговые данные и содержание допущенных нарушений. В нем не должно быть помарок, подчисток и неоговоренных исправлений.

8. Принятие решения по результатам ревизии. Ознакомившись с содержанием акта ревизии, выводами и предложениями ревизора руководитель предприятия поручает соответствующим должностным лицам подготовить решение по результатам ревизии. Приказом оформляются результаты ревизии, в процессе поведения которой установлены злоупотребления и серьезные нарушения. В приказе выделяется два раздела: констатирующий (излагаются допущенные недостатки в работе) и приказной (перечисляются конкретные мероприятия по выправлению недочетов в работе).

9. Организация контроля за выполнением решения, принятого по результатам ревизии. За выполнением решения по результатам ревизии устанавливается систематический контроль, осуществляемый назначенными приказом работниками в установленные сроки.

Методы фактического контроля.

1.Самый распространенный  метод фактического контроля  – инвентаризация. С ее помощью не только осуществляется контроль за сохранностью собственности организации, но и обеспечивается достоверность фактических данных. Общий порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов определен Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995г. №49, а Постановлениями Госкомстата РФ от 18 августа 1998г. №88 и от 27 марта 2000г. №26 утверждены унифицированные формы учёта результатов инвентаризации.

К началу инвентаризации все товарно-материальные ценности должны быть уложены по наименованиям, сортам, размерам. К ним нужно  прикрепить ярлыки со сведениями, характеризующими эти ценности. Если ценности находятся в различных местах, то их все, кроме проверяемых, запирают и опечатывают. Ключи от мест хранения находятся у материально ответственного лица, а пломбир или печать – у ревизора. Одновременно проверяются измерительные приборы, весы и т.д., наличие запасных ключей от мест хранения ценностей. Фактическое наличие ценностей проверяется путем пересчета, взвешивания, перемеривания в натуре исходя из установленных соответствующих единиц измерения. Количество материала и товаров, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов при обязательной выборочной проверке в натуре части этих ценностей.

Недостатком в организации  и проведении инвентаризации является то, что отдельные вопросы в процессе пересчета денежных средств, материальных ценностей и проверки расчетов некоторые ревизоры передоверяют материально-ответственным лицам.

В результате проведения инвентаризации может быть выявлено расхождение между фактическим  наличием имущества и данными бухгалтерского учета - излишек имущества либо недостача. Еще м.б пересортица.

Недостача представляет собой установленное при инвентаризации, ревизии или проверке несоответствие по товарно-материальным ценностям  или денежным средствам данным бухгалтерского учёта.

 Выявленные излишки  имущества нужно оприходовать  по рыночной цене на дату  проведения инвентаризации.

Пересортица- это появление  излишков одного сорта и недостача  другого сорта товаров одного и того же наименования.

2. Другие методы фактического контроля

    • проверка ревизуемых операций в натуре. Цель - удостовериться в совершении операций по приобретению ТМЦ, правдивости составления актов на ввод объектов в эксплуатацию после окончания строительства, наличие ТМЦ, принятие на ответств. хранение.
    • проверка фактов по конечной операции - подробную проверку рекоменд. применять в тех случ, когда для экономии времени можно не проверять док-ты и бух записи. Этот метод можно использовать для определения план расхода сырья и материалов за отч период.(не надо проверять данные о расходе сырья на каждой стадии изг. изделий).
    • лабораторные анализы - этот метод прим, когда по другому нельзя определить кач-ые признаки сырья, мат, гот изд, вып работ. Рез-ты анализов оформ письмен заключениями. Обычно к ним прибегают, чтоб выявить причины брака или значит отходов сырья и мат-ов.
    • экспертная оценка – исследуются хоз операций специалистами различных отраслей знаний по поручению ревизора
    • контрольный обмер - этот обмер работ ревизор может проводить самостоят-но и с привлечением специалистов строительной орг-ии или банка, финансирующихих эти работы.
    • контрольный запуск сырья и материалов в производство –э тот метод используется в целях определения достоверности действующих норм расходов сырья и мат на пр-во пр-ии или объемов стр-монтажных работ.
    • контрольная приемка продукции по количеству и качеству - эта приемка нужна для определения достоверности данных отдела технического контроля о кол-ве и кач-ве пр-ии. Этот метод лучше исп в случае выявления приписок в сведениях о выпуске и реализ пр-ии.
    • обследование на месте проверяемых операций -этот метод нужен при проверках: соблюдения порядка хранения и отпуска ТМЦ, установлении степени готовности объектов кап ремонта, изношенности ОС, орг-ии пр-ва и технолог процессов.
    • проверка соблюдения трудовой дисциплины и использования рабочего времени - эта проверка ведется на производственныхых местах путем выборочного наблюдения, хронометража и фото раб дня.
    • проверка исполнения принятых решений - этот метод прим для изучения и анализа соблюдения исполнительнойой дисциплины и нужен, когда ревизуемая орг-ия не вып-ет предложение по акту предыдущ ревизии.

Организационно-правовые основы инвентаризации и порядок  подведения её итогов.

 Самый распростр  метод фактич контроля- инвентаризация. С ей помощью не только осуществляется контроль за сохранностью собственности организации, но и обеспечивается достоверность фактич данных. Порядок инвентаризации имущества и финансовых обязательств юридических лиц и организаций, которые финансируются за счет средств бюджета, определяется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от 13 июня 1995г №49).   Сроки провед инвентаризации определяет сам руководитель орг-ции. Закон о бухг учете обязывает проводить инвентаризации ОС не реже 1 раза в3 года, библиотечных фондов- не реже 1 раза в 5 лет, сырья товаров и материалов в районах Крайнего Севера- при составлении годовой бухгалтерской отчетности,  а во всех остальных случаях – в период наименьших остатков ценностей на счетах. Кр того в соотв с Положением по ведению бухг учета и бухг отчетности в РФ инвентаризации обязательны:

  1. при передаче имущества а аренду, выкупе, продаже;
  2. перед составлением годовой бухг отчетности;
  3. при смене матер-ответств лиц;
  4. при установлении фактов хищений и злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  5. в случае стихийных бедствий;
  6. при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса.

Инвентаризация –  это  способ  проверки  фактического  наличия  материальных ценностей и его соответствие данным б/у на одну и ту же дату.  Сопоставление данных инвентаризации  с  соответствующими  остатками  в  учетных  регистрах позволяет установить их реальное состояние,  т.е.  правильность  фактических остатков, излишки  или  недостачи  материальных  ценностей.  Для  проведения инвентаризации  приказом  руководителя  ревизуемого  предприятия   создается

комиссия из соответствующих  специалистов,  включая  работника  бухгалтерии.

Методическими рекомендациями определена форма распорядительного документа на создание комиссии и проведение инвентаризации. распорядительный документ должен иметь название: приказ, распоряжение или постановление. Приказ издает руководитель организации, распоряжение- руководитель подразделения, постановление- вышестоящая организация или коллективный орган, например, правление, совет директоров.

Инвентаризация проводится в присутствии  материально-ответственного  лица  и ревизора. Данные о фактическом  наличии каждого вида  материальных  ценностей фиксируются в инвентаризационных описях или соответствующих  актах,  которые подписываются всеми членами  инвентаризационной  комиссии.  При  обнаружении расхождений ревизор  должен  потребовать  от  материально-ответственных  лиц письменные объяснения о  причинах  расхождений,  определить  их  характер  и

порядок урегулирования. По  результатам  инвентаризации  ревизор  составляет

промежуточный акт. Ревизор  проверяет  наличие  имеющихся  для  хранения  ТМЦ недлежаще  оборудованных складских помещений. Одновременно  он  выявляет,  не хранятся  ли  материалы   в   неприспособленных   складских   помещениях   и устанавливает  последствия  такого   складирования   и   виновных   в   этом должностных лиц.  Посещая  склады,  необходимо  проверить,  как соблюдаются правила складирования материалов, нет ли потерь при хранении ТМЦ.

      Ревизор  в ходе ревизии операций  по  приемке  ТМЦ  обязан  проверить,  своевременность и правильность  составления актов приема материалов.  Ревизор должен установить, соблюдает ли предприятие порядок выдачи доверенностей на получение ТМЦ и отпуска материалов по доверенностям. Одной из  важных  задач проверки является установление полноты оприходования поступивших ТМЦ.  Для этого сопоставляют наименования  и количество  оприходованных  материальных ценностей с аналогичными данными  сопроводительных  документов  поставщиков.

Ревизору также следует  проверить соблюдение  действующего  порядка  списания недостач и оприходования  излишков, одновременно нужно выяснить,  какие  меры принимались  к  виновным  за  нарушение  правил  приема  материалов  и   для предупреждения  недостач. 

   Фактическое наличие ценностей проверяется путем пересчета, взвешивания,

перемеривания в натуре исходя из установленных соответствующих  единиц измерения. Количество материала и товаров, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов при обязательной выборочной проверке в натуре части этих ценностей

Порядок привлечения  эксперта к проведению ревизии и проверки

Привлечение эксперта необходимо в том случае, где есть необходимость, т.е где ревизор не может ответить на вопросы.

При согласовании программы  проведения ревизии (проверки) уточняются вопросы, относящиеся к компетенции  контрольно-ревизионного органа, круг должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации, присутствие которых необходимо при производстве ревизии (проверки), а также специалистов (экспертов) других ведомств и организаций, привлечение которых необходимо для проведения проверок и экспертиз, дачи заключений по вопросам, не входящим в компетенцию контрольно-ревизионных органов. Привлечение этих специалистов и получение материалов их проверок осуществляется правоохранительным органом, назначившим ревизию (проверку), с последующей передачей проверяющему (руководителю ревизионной группы).

Когда привлекается эксперт, ревизия будет не документальная, а комплексная - т.е  изучается широкий круг вопросов хоз деят-ти орг-ии. Эти ревизии проводят бригады, в кот  кроме ревизора входят работники планового отдела, отдела кадров и другие эксперты. Это наиболее эффективный способ проверки, т.к. привлекаются специалисты этих областей, кот проверяются.

Оформление результатов  ревизии и проверки.

Результаты комплексной  ревизии оформляются промежуточными и основными актами.

Промежуточный акт составляется для оформления результатов ревизии  какого-либо участка деятельности ревизуемого  предприятия. Эти акты подписываются  членами ревизионной группы, которые  участвовали в ревизии данного  участка деятельности предприятия, и должностными лицами, отвечающими за этот участок работы. Основной акт для оформления всей ревизии и служит основанием для принятия решения => должны включать лишь всесторонне провер. и документально обоснов. факты. По кажд. факту, отраж. в акте должно быть четко изложено его содержание со ссылкой на нарушение, нельзя отражать факты, основ. на заявлении отд. лиц и не подтвержденные документально. Акт должен быть представлен руководителю и главбуху на прочтение, ознакомление. Разногласия указ-ся в записке – приложении к акту.

Обобщенные данные промежуточных  актов отражаются в основном акте ревизии. Промежуточные акты пронумеровываются  и прилагаются к основному  акту, в котором отражаются результаты проведенной комплексной ревизии. В основной акт ревизии включаются всесторонне проверенные и документально обоснованные факты.

Излагая материалы ревизии, нельзя квалифицировать действия должностных  лиц ревизуемого предприятия (это  задача следственного органа). Например, не допускаются применения таких терминов, как "безответственное отношение", "преступная деятельность" и т.д.

Массовые нарушения  следует группировать в накопительных  ведомостях, которые в качестве приложения входят в акт ревизии. Эти приложения подписываются ревизором, главным бухгалтером другими должностными лицами, ответственными за приведенные факты.

В основном акте ревизии  не должно быть помарок, подчисток и  неоговоренных исправлений.

Результаты ревизии  оформляются актом, который состоит  из вводной и описательной частей.

Вводная часть содержит следующую информацию:

    • Наименование темы ревизии;
    • Дату и место составления акта ревизии;
    • Кем и на каком основании проведена ревизия;
    • Проверяемый период и сроки проведения ревизии;
    • Полное наименование и реквизиты организации, ИНН;
    • Ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;
    • Сведения об учредителях;
    • Основные цели и виды деятельности организации;
    • Лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
    • Перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета;
    • Кто в проверяемый период имеет право первой подписи и кто является главным бухгалтером;
    • Кем и когда проводилась предыдущая ревизия.
    • Описательная часть акта ревизии включает разделы в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.

Информация о работе Ревизия и котроль