Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:30, курсовая работа
Целью данной работы является выявление особенностей развития малого бизнеса на региональном уровне и изучение методов и инфраструктуры поддержки малого бизнеса в регионах.
Для этого необходимо решить ряд задач. Во-первых, дать характеристику малому предпринимательству, выявить его специфические особенности, определить его роль в экономике страны и региона. Во-вторых, рассмотреть приоритетные области развития малого бизнеса в разных экономических районах России. В-третьих, следует проанализировать проблемы, которые характерны для данного этапа развития малого бизнеса в России на региональном уровне. Затем необходимо рассмотреть существующие меры по поддержке малого предпринимательства в регионах России, в частности, в Саратовской области, оценить их эффективность и влияние на развитие малых предприятий.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Региональные особенности развития малого предпринимательства
Малое предпринимательство и этапы его развития в России……… 5
Уровень развития малого бизнеса в регионах Российской Федерации…………………………………………………..................11
Приоритетные области развития малого предпринимательства в регионах ……………………………………………………………….18
Глава 2. Региональные особенности стимулирования малого предпринимательства
Методы поддержки малого бизнеса в регионах…………………….23
Поддержка малого предпринимательства в Саратовской области...32
Заключение ……………………………………………………………….35
Приложение 1……………………………………………………………..37
Список используемой литературы……………………………………….38
Малые предприятия объективно находятся в неблагоприятных условиях вследствие ограниченности собственных ресурсов и отсутствия возможностей на равных конкурировать с более крупными компаниями по таким параметрам, как доступ к финансовым ресурсам и государственным инвестициям, приобретение современных технологий, получение и анализ информации4.
Для
минимизации негативного
Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов и кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого бизнеса. Можно выделить следующие объекты инфраструктуры поддержки малого бизнеса:
Бизнес-школы (БШ). Бизнес-школами являются структуры, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей и персонал малых предприятий (бухгалтеров, финансовых директоров, маркетологов и др.), государственных и муниципальных служащих, работающих в департаментах, отвечающих за развитие малого предпринимательства в городе, области, регионе и т.д., а также учащихся старших классов, а также граждан, желающих создать собственное дело, и безработных. Эти структуры могут называться иначе: школы управления, образовательные центры, школы предпринимателей и т.п., однако суть от этого не меняется. БШ осуществляют обучение путем организации и проведения краткосрочных семинаров. По окончании не всегда выдаются документы государственного образца. Как правило, БШ - негосударственные образовательные учреждения, зачастую создаваемые на базе вузов, техникумов, различных структур поддержки малого предпринимательства.
Агентства поддержки малого предпринимательства. По существу, это консалтинговые фирмы, оказывающие широкий спектр услуг малым предприятиям в регистрации, обучении персонала, получении инвестиций и др. Агентства поддержки малого предпринимательства впервые появились в Англии в период экономической депрессии 50-60 годов. В России этот термин был введен при создании в 1992 году первого агентства - АО “Российского агентства поддержки малого и среднего и бизнеса”, образованного согласно выполнению межправительственной программы России и Великобритании при поддержке Фонда “Ноу-Хау”. В настоящее время более чем в 30 городах созданы региональные агентства с участием Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса. Они являются негосударственными структурами, но функционируют при поддержке государства и местных администраций.
Региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства созданы в 73 субъектах Российской Федерации. Региональные фонды проводят отбор, экспертизу предпринимательских проектов и их финансирование, контролируют использование финансовых ресурсов, формируют региональную информационную базу предпринимательских проектов. Многие региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства тесно сотрудничают с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, часть из которых является агентами Федерального фонда. Через региональные фонды-агенты проходило финансирование региональных программ, мероприятий федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства. Некоторые региональные фонды помогают в выборе деловых партнеров. выступают в качестве гаранта для получении кредитных ресурсов.
Несколько региональных фондов договариваются об объединении своих усилий дл решения вопросов финансовой помощи в поддержке и развитии малого предпринимательства в регионах (Новосибирский государственный областной фонд и Алтайский фонд "Ноу-хау"; Коми региональный фонд поддержки малого и среднего бизнеса с соседними региональными фондами).
Технопарки. Это структуры, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Чаще технопарки создаются в крупных университетских центрах. Их создание и поддержка требует значительных стартовых средств. В России технопарки создавались на базе высшей школы. В настоящее время их зарегистрировано более 40. Большинство технопарков объединены в “Ассоциацию технопарков и бизнес-инкубаторов”, созданную в 1992 году.
Технологические центры (ТЦ). Инновационно-технологические центры (ИТЦ) создаются, как правило, на базе научно-исследовательских институтов и центров. Цели ИТЦ сходны с целями технопарков, с той лишь разницей, что в ИТЦ уделяют больше внимания коммерциализации и трансферу технологий, и не столько малым предприятиям, сколько корпорациям, способным реализовать данные технологии. В настоящее время Министерством науки и технологий РФ совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создается 12 ИТЦ, в том числе и на базе ведущих технопарков.
Бизнес-инкубаторы (БИ). К бизнес-инкубаторам мы относим структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги. Бизнес-инкубаторы могут действовать как самостоятельные структуры, так и в составе технопарков, техноцентров и др. Термин “бизнес-инкубатор” впервые появился в Америке. Первое упоминание о них появилось в Программе “Молодежь России” в 1992 году по предложению Союза МЖК России и Центра “Возрождение предпринимательства”. В настоящее время действует 50 структур, называющие себя бизнес-инкубаторами. В 1996 году образовано некоммерческое партнерство “Национальное содружество бизнес-инкубаторов”, объединившее 23 бизнес-инкубатора с целью содействия и оказания взаимопомощи, обмена опытом и решения общих проблем.
Учебно-деловые центры (УДЦ). Термин “учебно-деловые центры” введен в обиход Академией менеджмента и рынка, с 1992 года реализующей Морозовский проект - широкомасштабную программу поддержки малого предпринимательства и подготовки кадров дл рыночной экономики. УДЦ имеют сходные с агентствами и бизнес-школами функции, однако, в отличие от агентств, УДЦ нацелены на реализацию образовательных программ, а от бизнес-школ их отличает внимание к консалтинговому и организационному сопровождению проектов. В настоящее время в регионах России создано 77 УДЦ, а также 52 их филиала в небольших городах.
Социально-деловые центры (СДЦ). Это структуры, создаваемые при центрах занятости. Впервые СДЦ появились в Московской области в 1993 году. Опыт первого Орехово-Зуевского СДЦ был распространен в Московской области, а затем в регионах России. Цель СДЦ - создание новых рабочих мест для незанятого населения и безработных через развитие малого предпринимательства. Как правило, СДЦ - это государственными предприятиями с единственным учредителем - соответствующим центром занятости. В настоящее время в России зарегистрировано более 20 СДЦ.
Бизнес-центры
(БЦ) оказывают, как правило, сервисные
услуги предпринимателям и бизнесменам.
Очень часто БЦ создаются при гостиницах,
торговых центрах для обслуживани клиентов.
Бизнес-центры на платной основе предоставляют
помещения для переговоров, средства связи,
компьютерную и оргтехнику. Некотрые БЦ
сдают в аренду офисные помещения. В отличие
от бизнес-инкубаторов, бизнес-центры
оказывают услуги физическим лицам и по
коммерческим расценкам. В последние годы
структуры, называющиеся бизнес-центрами,
созданы во многих регионах при центрах
занятости. Однако они отличаются от вышеописанных
БЦ. Как правило, они предоставляют комплекс
услуг по работе с незанятыми гражданами,
желающими создать собственное дело, в
этом их деятельность сходна с деятельностью
СДЦ.
Региональные
информационно-аналитические
Вышеприведенный перечень не охватывает всего разнообразия объектов инфраструктуры, однако дает представление о наиболее распространенных.
Перспективным способом финансовой поддержки является микрофинансирование малых предпритятий. Это, прежде всего, кредитование потребительскими кооперативами. Средняя сумма микрокредита сегодня составляет 1 тысячу долларов, минимальная сумма - 17 долларов. Решение о выдаче микрокредита принимается за 2-5 дней. Объем невозвратов таких кредитов составляет 0,5-1%. Кроме того, такой вид кредитования способен учитывать в качестве залогов то, что банки не учитывают.
В 2010 году Правительство Российской Федерации планирует осуществить ряд мер по поддержке малого и среднего предпринимательства:
Программа
поддержки малого бизнеса в 2010 году
включает в себя ряд мер, которые
позволят малым предприятиям выжить
в сложный экономический
Таким образом, все эти меры поддержки малого бизнеса должны привести к созданию благоприятных условий для его развития, обеспечивать выравнивание потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России.
Если хотите\можете попробуйте дать обобщенную статистику(или какую-нибудь структурную схему) по методам поддержки.
2.2 Поддержка малого предпринимательства в Саратовской области
В
Саратовской области
Кроме того, в области начал свою работу фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства, учредителем которого выступило региональное министерство экономического развития и торговли. Фонд предоставляет дешевый заемный ресурс субъектам малого предпринимательства области под ставку рефинансирования ЦБ РФ на дату заключения договора займа плюс один процент.
Информация о работе Региональные особенности развития и стимулирования малого предпринимательства