Региональный рынок непродовольственных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы заключается в выявлении перспектив развития регионального рынка Кемеровской области.
Объектом исследования является региональный рынок непродовольственных товаров Кемеровской области.
Предмет исследования - состояние рынка непродовольственных товаров Кемеровской области.

Содержание

Введение
1. Региональный потребительский рынок непродовольственных товаров
1.1Общая характеристика рынка
1.2Показатели регионального потребительского рынка непродовольственных товаров
1.3 Субъекты рынка их характеристики и взаимодействие
1.4 Анализ тенденций развития и основные факторы, влияющие на развитие

2. Региональный потребительский рынок непродовольственных товаров
2.1Характеристика свойств определяющих удобство пользования и управления товаром, их роль в определении качества товаров
2.2Характеристика факторов непосредственно формирующих качество непродовольственных товаров
2.3Выборочный контроль качества непродовольственных товаров
3. Региональный рынок непродовольственный рынок Кемеровской области:
3.1. Состояние рынка
3.2. Перспективы развития
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

1 глава.docx

— 406.58 Кб (Скачать файл)

В работе Зверева А. В. в рамках подхода к экономической оценке состояния регионального потребительского рынка предлагается мультипликативная модель, отражающая изменение оборота розничной торговли на душу населения в зависимости от «неявных факторов», включая производительность труда, численность работников,  обеспеченность торговой сетью, плотность населения, денежные доходы на душу населения. При этом данный подход предполагает выделение трех групп показателей, характеризующих ресурсы потребительского рынка (торговая площадь, среднесписочная численность работников торговли и общественного питания, денежные доходы населения, стоимость потребительской корзины, количество предприятий торговли и общественного питания, объем потребительских товаров, индекс потребительских цен), затраты потребительского рынка (средняя заработная плата работников торговли и общественного питания) и результаты (оборот розничной торговли и общественного питания).

 Согласно подходу Черемисиной Т. Н., в рамках организационно-методического инструментария развития регионального потребительского рынка товаров, обоснована необходимость проведения экономической диагностики, как комплексного метода, использование которого позволяет определить уровень развития локальных потребительских рынков. Данный подход позволяет выявить закономерности развития регионального потребительского рынка, учитывая, что основными субъектами сферы товарно-денежных отношений, взаимодействие которых предопределяется внутренними факторами региональной среды.

При этом                 Черемисина Т. Н. предлагает определять уровень потребительского потенциала регионального рынка продовольственных товаров посредством интегрального показателя, основанного на оценке критериев физической доступности, экономической доступности, качества и достаточности потребления и качества продовольственных товаров, что в большей степени, характеризует продовольственную безопасность региона, как возможность удовлетворения потребностей населения в продовольственных и непроизводственных товарах. По нашему мнению, данный подход не позволяет в полной мере учитывать зависимость уровня развития регионального потребительского рынка от специализации экономики региона, структуры предложения и уровня конкурентоспособности предприятий (участники регионального рынка).

Таким образом, актуальной проблемой остается разработка подхода к оценке регионального потребительского рынка, реализация которого позволит определить потенциал регионального потребительского рынка, учитывая емкость рынка, обосновать модели межотраслевой кооперации и предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения защиты прав потребителя.

Подход к оценке развития регионального потребительского рынка должен предусматривать определение его пространственных характеристик. Это позволит определить характер межотраслевого взаимодействия элементов РПР, особенности развития его инфраструктуры, а также обосновать направления, обеспечивающие защиту прав потребителей. Реализация подхода предопределила необходимость постановки задач, обоснования методов и информационно-аналитического обеспечения. Так, с целью выявления характера межотраслевого взаимодействия элементов РПР следует определить вклад РПР в экономику региону, региональные особенности спроса, а также оценить промышленное производство региона с учетом особенностей спроса. В качестве методов оценки предлагается использовать структурно-аналитический метод, методы сравнительного экономического анализа, а также экономико-статистические методы.

В рамках оценки вклада регионального потребительского рынка в экономику региона необходимо определить удельный вес торговли в валовом региональном продукте (ВРП), долю торговли в налоговых поступлениях в бюджет региона, а также  удельный вес занятых в сфере торговли в общей численности занятых в экономике региона.

С целью оценки региональных особенностей спроса необходимо проанализировать совокупность показателей, отражающих долю оптовой торговли региона в общей структуре по стране, распределение оптового товарооборота по товарным группам, соотношение товаров отечественного и импортного производства в общем объёме оптового товарооборота, оптовый товарооборот по отдельным видам непродовольственных и продовольственных товаров, структуру товарооборота непродовольственных и продовольственных товаров, величину товарных запасов, розничный товарооборот  предприятий торговли в расчете на одного чел., структуру розничного товарооборота предприятий, включая продовольственные и непродовольственные товары,  соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в розничном товарообороте предприятий, оборот розничной торговли и ресторанного хозяйства, индексы физического объема розничного товарооборота предприятий,  структуру продаж продовольственных товаров через торговую сеть и сеть ресторанного хозяйства, количество объектов и предприятий розничной торговли и ресторанного хозяйства, уровень внутреннего  потребительского спроса, основные каналы реализации товаров, а также особенности внешнеторговой и биржевой деятельности как специфических сферой регионального потребительского рынка. Это позволит определить тенденции развития регионального потребительского рынка с учетом социальных и экономических трансформаций, характер которых переопределяет структуру и уровень потребительского спроса. Результаты данной оценки позволят выявить тенденции развития регионального потребительского рынка и группу наиболее востребованных товаров, что обусловлено, с одной стороны,  особенностями спроса, а с другой, специфическими характеристиками региона. Поэтому необходимо определить возможности промышленного производства региона в удовлетворении спроса на группу наиболее востребованных товаров.

С целью выявления особенностей инфраструктуры РПР необходимо рассчитать интегральный показатель, отражающий уровень развития РПР, а также уровень дифференциации РПР. При этом основными методами оценки являются индексный метод, экспертный метод, метод интегральной оценки, а также многомерные статистические методы. Расчет интегрального показателя, характеризующего уровень развития регионального потребительского рынка, предлагается осуществлять согласно подходу Черемисиной Т. Н. Данный подход предусматривает также определение интегрального показателя, отражающего «уровень развития потребительского рынка товаров региона», который рассчитывается как средняя геометрическая темпов изменения результативных показателей

Применение данного метода позволит сгруппировать АТО региона в зависимости от значений интегрального показателя развития регионального потребительского рынка, выделяя высокий, низкий и умеренный уровень.

Информационно-аналитическую основу подхода к оценке интегрального показателя, характеризующего уровень развития регионального потребительского рынка, составляет совокупность показателей, характеризующих валовую добавленную стоимость торговли, долю валовой добавленной стоимости торговли в валовом региональном продукте, реальные располагаемые денежные доходы населения, оборот розничной торговли, оборот розничной торговли, включая продукты питания, напитки и табачные изделия, оборот розничной торговли непродовольственных товаров, оборот розничной торговли на душу населения, оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка, продажу товаров на розничных рынках и ярмарках, долю непродовольственных товаров в общем обороте розничной торговли, количество организаций торговли, число индивидуальных предпринимателей в торговли (в % к предыдущему году, а стоимостные показатели — в сопоставимых ценах).

Решение задачи, предусматривающей определение уровня дифференциации потребительского рынка региона, позволяет ранжировать административно-территориальные образования региона по уровню развития потребительского рынка и представить типологию территорий, выделяя районы-лидеры и районы-аутсайдеры. С этой целью в качестве инструментария оценки целесообразно использовать многомерные статистические методы, а в качестве информационно-аналитической базы — совокупность показателей, которые включают следующие группы: географические показатели (площадь региона, плотность населения), социальные показатели (численность постоянного населения, среднемесячная начисленная заработная плата, оборот розничной торговли в расчете на душу населения, доля непродовольственных товаров в общем обороте розничной торговли) экономические показатели (оборот розничной торговли, индекс физического объема розничной торговли, индекс физического объема розничной торговли по торговым предприятиям, индекс физического объема розничной торговли по вещевым, смешанным и продовольственным рынкам); показатели инфраструктуры рынка товаров (число индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в розничной торговле, количество объектов розничной торговли, площадь торгового зала объектов розничной торговли, число торговых мест на рынках).

С целью совершенствования нормативно-правового обеспечения развития РПР необходимо выявить характер нарушений прав потребителей посредством использования экспертного метода, что позволит определить уровень удовлетворенности потребителей качеством товаров.

В целом решение данных задач позволит обосновать потенциал для развития РПР, включая определение емкости и предложить модели межотраслевой кооперации участников РПР (потребителя, посредники, производители). При этом оценка емкости РПР предполагает использование экономико-математической модели формирования реальной емкости рынка, предусматривает расчет интегрального показателя, отражающего изменение величины оборота розничной торговли региона в зависимости от влияния таких факторов, как численность постоянного населения, среднедушевые денежные доходы населения в месяц, доля расходов на покупку товаров в общей сумме потребительских расходов населения, коэффициент безработицы, доля городского населения в общей численности населения, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, доля непродовольственных товаров в общем объеме оборота розничной торговли, индекс потребительских цен на товары, коэффициент безработицы; доля городского населения в общей численности населения, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

Принимая во внимание, необходимость выявления и развития конкурентных преимуществ регионального потребительского рынка, учитывая экономический, инфраструктурный, промышленный и др. потенциалы региона, предлагается использовать методологию кластерного анализа. Реализация данного подхода предусматривает определение потенциала кластеризации АТО региона относительно выделения участников межотраслевой кооперации. С этой целью рассчитывается совокупность показателей, включая коэффициент локализации по объёму реализованной  продукции, коэффициент локализации по числу малых предприятий, коэффициент локализации по стоимости основных фондов, коэффициент  локализации по инвестициям в основной капитал, коэффициент  локализации по среднемесячной заработной плате, коэффициент душевого производства продукции отрасли, а также коэффициент специализации района в конкретной отрасли.

        Коэффициент локализации по объёму произведённой продукции рассчитывается по формуле:

 

 

 количестве действующих организаций в промышленности страны.

 

          Коэффициент локализации по числу малых предприятий рассчитывается по формуле:

 

 

         Коэффициент локализации по сальдированному финансовому результату определяется по формуле:

       

Определение интегрального показателя, характеризующего уровень потенциала кластеризации территории: 

Вместе с этим необходимо оценить предприятия оптовой торговли, как экономических субъектов РПР, обеспечивающих формирование значительного объема  товарооборота. Поэтому следует определить субъектов оптовой торговли, обеспечивающих высокий уровень конкурентоспособности регионального потребительского рынка, учитывая показатели, характеризующие рентабельность деятельности, обеспеченность основными и оборотными фондами, объем продаж, численность работающих, долю рынка и др. Решение данной задачи предусматривает реализацию последовательных этапов, включая анализ внутренней среды регионального потребительского рынка, его структуру, особенности и характер взаимодействия с другими элементами региональной системы, концентрируя внимание на оценке оптовой торговле.

 

 

     1.3 Субъекты рынка их характеристика и взаимодействие

 

Рыночные отношения требуют соблюдения пропорциональности между становлением, развитием товарного рынка и его субъектов. Субъектами рынка являются:

  1. Торговые предприятия и организации являются объектом воплощения экономических интересов субъектов товарного рынка.
  2. Ошибки в выборе торговца и проблемы взаимоотношения с ним могут лишить покупателя возможности приобретать нужный товар в требуемом количестве, ассортименте, качестве, в желаемое время по оптимальной цене, получать торговые услуги, сервисное обслуживание. Торговое предприятие или организация, в свою очередь, может лишиться потенциального покупателя и шансов на коммерческий успех.
  3. Коммерческо - посреднические организации играют активную роль в формировании и осуществлении товародвижения. Неумение правильно определить нужного партнёра в лице этих организаций приводит субъектов товарного рынка к дополнительным затратам, недополучению необходимых товаров, а коммерческо-посредническим организациям в такой ситуации не удаётся в полной мере реализовать свои потенциальные возможности.
  4. Организации по оказанию услуг влияют на рационализацию товародвижения, совершенствование материально – технической, инженерно – технологической базы товарного рынка, ресурсосбережение, решение проблем управления, планирования и организации коммерческо – хозяйственной деятельности субъектов товарного рынка. Отсутствие должностного контакта субъекта товарного рынка с этими организациями затрудняет самостоятельное решение им различных вопросов ведения коммерческо – хозяйственной деятельности, ведёт к финансовым потерям.
  5. Информационные организации существенным образом содействуют развитию товарного рынка, поскольку его субъекты в современных условиях не могут успешно конкурировать, если не располагают соответствующей информацией. Отсутствие информационного обеспечения усложняет ориентацию предприятий, организаций на товарном рынке, отрицательно влияет на выбор деловых партнёров, необходимых товаров, способов товародвижения, а также объёмы и структуру товарной реализации, материально – техническое, финансовое и кадровое обеспечение.
  6. Финансовые организации способствуют функционированию товарного рынка, а его субъекты располагают соответствующими финансовыми возможностями. Нечёткие и недостаточно скоординированные взаимоотношения между субъектом товарного рынка и финансовыми организациями не позволяют ему в достаточной мере реализовать свои потенциальные коммерческо – хозяйственные возможности.
  7. Контролирующие организации содействуют рациональному функционированию товарного рынка во всех его звеньях. Отсутствие надлежащего контроля за товарным рынком приводит к финансовым, правовым, налоговым и прочим нарушениям, нерациональному товародвижению, наличию некачественных, экологически опасных товаров, недобросовестной конкуренции.
  8. Юридические организации во многом определяют функционирование товарного рынка, а также успешное осуществление коммерческо – хозяйственной деятельности его конкретным субъектом. Отсутствие правовой помощи субъектам товарного рынка может привести к ошибкам в формировании договорных отношений и сбоям при их выполнении незнании прав и обязанностей участников рынка, неспособности защитится от посягательств, неправомерных действий конкурентов, деловых партнёров, обслуживающих систем.
  9. Организации по трудовому обеспечению играют значительную роль в процессе выработки и реализации трудовой политики на товарном рынке, поскольку именно высокопрофессиональные кадры способны успешно решать его проблемы. Нечёткая организация управления, недостаточная связь с субъектами товарного рынка приводят к неэффективному поиску нужных специалистов, умеющих планировать, организовывать, контролировать товародвижение, налаживать деловые отношения с партнёрами, конкурентами, обслуживающими предприятиями, организациями и, в конечном счёте, обеспечивать коммерческий успех.
  10. Транспортная система является важным звеном в процесс формирования коммерческо – хозяйственных связей на товарном рынке и организации товародвижения. Ошибки в выборе вида транспорта, перевозочных средств, в планировании, организации маршрутов движения, неверные сведения об объёмах и структуре грузовых потоков усложняют коммерческо – хозяйственные связи, приводят к удорожанию товара, ухудшению его качества, препятствует правильному его сосредоточению в запасах на всём протяжении товародвижения.
  11. Система связи представляем собой  необходимый инструмент установления контакта между субъектами товарного рынка. Любой сбой в этой системе приводит к неполучению оперативной и достоверной деловой информации, что негативно сказывается на коммерческо – хозяйственной деятельности, отношениях с партнёрами, конкурентами и исполнительной властью.
  12. Складское и товарное хозяйство служит важным звеном, обеспечивающим товародвижение, место распределения, сортировки, комплектации, хранения и экспедирования товарно – материальных ценностей. Недостатки в ведении этого хозяйства отрицательно влияют на управление товарными запасами, издержки обращения, сохранность и качество товара, своевременное получение его субъектами товарного рынка в нужном количестве и ассортименте.
  13. Топливно – энергетический комплекс  способствует успешной деятельности всех субъектов товарного рынка. Недостатки в работе комплекса нарушают соответствующие режимы, тормозят, а зачастую и приостанавливают нормальное функционирование  предприятий, организаций товарного рынка.

Информация о работе Региональный рынок непродовольственных товаров