Региональный рынок непродовольственных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы заключается в выявлении перспектив развития регионального рынка Кемеровской области.
Объектом исследования является региональный рынок непродовольственных товаров Кемеровской области.
Предмет исследования - состояние рынка непродовольственных товаров Кемеровской области.

Содержание

Введение
1. Региональный потребительский рынок непродовольственных товаров
1.1Общая характеристика рынка
1.2Показатели регионального потребительского рынка непродовольственных товаров
1.3 Субъекты рынка их характеристики и взаимодействие
1.4 Анализ тенденций развития и основные факторы, влияющие на развитие

2. Региональный потребительский рынок непродовольственных товаров
2.1Характеристика свойств определяющих удобство пользования и управления товаром, их роль в определении качества товаров
2.2Характеристика факторов непосредственно формирующих качество непродовольственных товаров
2.3Выборочный контроль качества непродовольственных товаров
3. Региональный рынок непродовольственный рынок Кемеровской области:
3.1. Состояние рынка
3.2. Перспективы развития
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

1 глава.docx

— 406.58 Кб (Скачать файл)

Наряду с основным сырьем-технологические процессы оказывают решающее воздействие на формирование реального качества и количества конкретного продукта, его ассортиментной принадлежности. В процессе производства компоненты сырья подвергаются большим или меньшим изменениям, в результате чего качество готового продукта определяется тремя группами компонентов:

компоненты, перешедшие в готовую продукцию без существенных изменений;

компоненты сырья, изменившие исходные свойства;

вновь образовавшиеся компоненты.

Например, при производстве виноградных вин без изменения остаются вода, винная кислота и минеральные вещества, изменяются количество и свойства дубильных и красящих веществ, вновь образуются спирт этиловый, ароматические вещества, органические кислоты. Соотношение указанных групп компонентов зависит от глубины и продолжительности технологической обработки, а также от этапа технологии производства2.

Различают три основных этапа технологии производства: подготовительный, основной и окончательный.

Подготовительный этап — совокупность операций по подготовке основного и вспомогательного сырья и комплектующих изделий к переработке или сборке. На этом этапе исходные свойства сырья практически не изменяются или эти изменения касаются отделения малоценных частей. Например, при производстве колбас на подготовительном этапе проводят обвалку и жилочку мяса; при производстве плодоовощных консервов — мойку и сортировку сырья по качеству.

Основными операциями подготовительного этапа могут быть раскрой, мойка, резка, обвалка, измельчение, сортировка, растворение в воде, плавление и т. п. Эти операции относятся к способам механической и гидромеханической обработок.

Основной этап — совокупность операции по переработке сырья (материалов, полуфабрикатов) или сборке комплектующих изделий для получения готовой продукции.

Этот этап имеет решающее значение для формирования качества готовой продукции на стадии производства.

Для него характерно существенное изменение исходных свойств сырья, материалов, полуфабрикатов, если применяется их глубокая переработка. Эти изменения обусловлены взаимодействием отдельных компонентов сырья, а также термическими, механическими и иными воздействиями, вследствие чего товары утрачивают исходные свойства или приобретают новые свойства, в том числе и назначение.

В результате сборки готовые изделия приобретают новые свойства, отличные от свойств комплектующих деталей.

В этом случае количество переходит в качество, если соблюдается принцип совместимости. Например, при пошиве обуви, одежды происходит сборка готовых деталей изделия.

На основном этапе применяются разнообразные технологические операции: смешивание по рецептуре, термическая, механическая, электрическая и иная обработка, сборка.

Окончательный этап — совокупность операций по обработке готовой продукции с целью придания ей товарного вида, улучшения сохраняемости и подтверждения соответствия установленным требованиям.

Исходные свойства сырья на этом этапе не изменяются, так как новое качество готового продукта уже сформировано. Все операции этого этапа направлены либо на дополнительные улучшения качества готовой продукции (упаковка, сортировка по градациям качества, обработка поверхности защитными покрытиями, окраска, маркирование и т. п.), либо на окончательный контроль качества.

Хотя каждый этап технологии производства вносит определенный вклад в формирование качества готового продукта, наибольшее значение все же имеют операции основного этапа.

Для создания заданного качества очень важно также соблюдение установленных технологических режимов, что способствует предупреждению возникновения производственных дефектов единичных или всех экземпляров готовой продукции. Так, из-за несоблюдения температурного режима выпечки хлеба могут появиться дефекты — подгорелость снаружи или непропеченость внутренности хлеба.

Одним из необходимых элементов системы качества на производстве является контроль за соблюдением установленных требований к технологическому режиму путем проведения рабочих испытаний после каждой операции и окончательного контроля готовой продукции. В результате этого контроля проводятся корректирующие мероприятия.

К таким корректирующим мероприятиям могут быть отнесены: подбор сырья с определенными технологическими свойствами, совершенствование и модернизация технологических операций и режимов с учетом свойств исходного сырья, сортировка готовой продукции по градациям качества, изъятие, переработка, ремонт или уничтожение некачественной продукции. Указанные мероприятия должны обеспечивать формирование гарантированного качества заданного уровня.

Корректирующие мероприятия на производстве могут быть результатом взаимодействия промышленных и торговых организаций, которые в равной мере должны быть заинтересованы в реализации произведенных товаров конечному потребителю.

Для того чтобы в результате некачественные товары не попадали покупателю, проводится приемосдаточный контроль, а также окончательный контроль на рабочем месте продавца. В случае выявления покупателем скрытых дефектов изделия продавец или изготовитель должен обеспечить возврат некачественных товаров или устранение выявленных неполадок.

Всё же взаимодействие торговых и промышленных организаций не ограничивается только корректирующими мероприятиями по обеспечению качества. Важное место в формировании качества товаров должна занимать совместная деятельность изготовителей и продавцов по выявлению потребностей, а также характеристик товаров, которые их удовлетворяют. Наряду с технологами и маркетологами в этой работе должны участвовать товароведные службы организаций-изготовителей и продавцов, так как их специалисты — товароведы обладают знаниями о важнейших характеристиках потребительских товаров и информацией о том, насколько эти характеристики удовлетворяют реальные потребности покупателей.

Кроме того, при приемке по качеству и отпуске товаров товароведы регистрируют выявленные дефекты, а затем составляют рекламации для предъявления претензий поставщику, что также служит основанием для корректирующих мероприятий на стадии производства.3

 

 

    1. Выборочный контроль качества непродовольственных товаров.

 

Правила и методы отбора проб при выборочном контроле

   Выборка — определенное минимально допустимое количество упаковочных единиц, составляющих представительную часть товарной партии и отобранных для составления исходной пробы, предназначенной для оценки (контроля, испытаний) качества по установленным или заранее оговоренным правилам.

Правила отбора проб и выборок устанавливаются стандартами на методы испытаний или в разделе с аналогичным названием общетехнических условий стандартов на продукцию.

При отсутствии в этих нормативных документах регламентированных правил отбора проб они должны быть заранее установлены в договорах купли-продажи или дополнительных соглашениях к ним.

При проведении исследовательских испытаний правила отбора проб определяются соответствующими руководствами, методиками или инструкциями.

Правила отбора проб, регламентируемые нормативными документами и договорами, носят обязательный характер, а указанные в руководствах, методиках и т. п. — рекомендательный.

Несоблюдение правил обязательного характера может привести к серьезным последствиям:

  1. признанию недействительными результатов оценки (испытаний) качества,
  2. отказу от принятия претензий торговой организации по качеству,
  3. а также перерасчету стоимости партий пониженного качества.

Правилами отбора устанавливаются размер единичных и совокупных проб и выборок в зависимости от размера товарной партии, методика отбора проб и выборок с указанием места их изъятия, размера проб для разных испытаний.

Различают пробы точечные, объединенные и исходные.

Точечная проба — единичная проба определенного размера, отбираемая из одного места товарной партии. Размер проб в зависимости от объекта и назначения колеблется от нескольких мг до кг.

Так, для испытаний товаров сверхчувствительными методами (спектрографическим, хромотографическим и т.п.) проба может быть незначительной. Для оценки качества товарной партии размер пробы должен быть, как правило, достаточно большим.

Так, точечная проба при оценке качества товарной пробы картофеля — не менее 3 кг, а корнеплодов — не менее 1 кг. Точечные пробы отбирают из разных мест товарной партии: сверху, из середины, снизу, сбоку и из центра. Для отбора точечных проб применяют различные приспособления: щупы, отборники.

Объединенная проба — совокупность точечных проб, отобранных от одной товарной партии. Размер объединенной пробы зависит от количества точечных проб, а представительность — от того, насколько установленные правилами количество проб и места их отбора позволили сформировать суммарный образец, отражающий действительное качество всей партии с определенной степенью достоверности (или в пределах допустимых погрешностей).

Порядок отбора точечных проб для разных товаров, а также для одних и тех же товаров, но в разной упаковке отличается большим разнообразием, и для обеспечения единообразия необходима унификация. Требуются совместные усилия стандартизаторов, товароведов и математиков для того, чтобы в действующих стандартах были установлены правила отбора проб, обеспечивающие достоверность их оценки.

В качестве подтверждения несовершенства действующих правил приведем пример расчета объединенной пробы картофеля от двух товарных партий по 100 т каждая, поступивших навалом (I) и в контейнерах массой по 700 кг.

Согласно ГОСТ 7194-81 «Картофель свежий. Правила приемки и методы определения качества» от первой партии необходимо отобрать 30 точечных проб массой по 3 кг. Объединенная проба составит 90 кг. От второй партии, состоящей из 143 контейнеров (массой 100 т), следует отобрать выборку из 9 контейнеров. Из каждого контейнера отбирают по 3 пробы массой по 3 кг. Общий размер объединенной пробы составит 81 кг. Таким образом, разница между массами объединенных проб первой и второй товарных партий составляет 10% и относится к грубой погрешности.

Вопрос об оптимальном размере объединенной пробы непростой. Чем больше объединенная проба, тем она представительнее, а результаты оценки — достовернее. Однако для отбора и разбраковки большой объединенной пробы требуются значительные затраты труда и средств работников торговых организаций, что не всегда рационально, так как повышенных гарантий достоверности выборочный метод не может дать из-за случайных погрешностей.

С увеличением размера объединенных проб, кроме случайно попавших в точечную пробу объектов, возрастают ошибки сортировщиков при оценке качества пробы из-за того, что рассеивается внимание и повышается утомляемость.

Этим объясняется то, что в стандартах объединенная проба возрастает с увеличением товарной пробы не в арифметической прогрессии, а по определенным правилам.

Иногда для уменьшения объединенной пробы без ущерба для ее представительности, определяемой в числе прочих факторов и количеством точечных проб, отбирают исходную пробу (образец)4.

Исходная проба (образец) — установленная часть объединенной пробы или совокупность выборок, предназначенная для оценки (испытаний) качества. Исходную пробу устанавливают в большинстве случаев в процентах от объединенной пробы.

Для ее составления может быть использован метод квадратов, или квантования: все попавшие в объединенную пробу объекты перемешивают, высыпают на ровную поверхность, разравнивают в виде квадрата и делят по диагонали на 2 или 4 части. Одну часть берут для оценки качества или вновь делят, если исходная проба значительно превышает установленный размер. Такой метод применяют для единичных экземпляров товаров малых размеров (зерно, орехи и т. п.)5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              3. Региональный непродовольственный рынок Кемеровской области

3.1 Состояние рынка

 

Состояние потребительского рынка непродовольственных товаров Кемеровской области в 1996-2000 году характеризовалось следующим:

  1. ростом доли отрасли «Торговля и общественное питание» в рыночных услугах ВВП области с 33% в 1996 г. до 43% в 2000 г.;
  2. устойчивым наращиванием числа торговых организаций и предприятий общественного питания, дальнейшим развитием малого предпринимательства. На 1.01.2000 г. в системе функционирования почти 15 тыс. хозяйствующих субъектов, что на 22% больше,чем на соответствующую дату 1997 г.
  3. увеличением в 2000 г. по сравнению с 1996 г. среднегодовой численности занятых в торговле и общественном питании на 11,5%;
  4. снижением физической массы оборота розничной торговли в 2000 г. по сравнению с 1996 г. на 9% и оборота общественного питания на 15%.

Уменьшение этих показателей происходило на фоне роста потребительских цен (в 2,8 раза) и снижением реальных располагаемых денежных доходах населения (96%):

  1. Увеличением доли непродовольственных товаров в обороте розничной торговли по сравнению с 1996 г. как в фактических ценах( на 3%), так и в ценах 1996 г. (на 1%), являющийся одним из показателей качества жизни населения;
  2. Устойчивым наращиванием удельного веса негосударственного сектора в объёме оборота розничной торговли (с 89,9% в 1996 г. до 95,3% в 2000 г.);
  3. Наращиванием объемов оборота оптовой торговли на 7% в 2000г. по сравнению с 1997 г., в том числе по организациям оптовой торговли-54 %.

Информация о работе Региональный рынок непродовольственных товаров