Регулирование монополии в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - провести исследование по вопросам возникновения и особенностей поведения монополии, а так же её видов, монопольного и антимонопольного законодательства. Эта цель может быть достигнута после раскрытия следующих задач:
Возникновение и сущность монополий;
Монополистическая фирма на рынке;
Законодательные аспекты по отношению к монополии;
Регулирование монополии государственными органами

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Возникновение и сущность монополий 5
1.2 Монополистическая фирма на рынке и ее ценовая политика 8
2.РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1 Общее понятие антимонопольного регулирования 13
2.2 Государственный механизмы контроля за работой монополии 17
3.РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
3.1 Особенности контроля и монопольное законодательство 19
3.2 Политика регулирования цен на рынке монополий 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

Вложенные файлы: 1 файл

monopolia_RB_2.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

- Поправка Селлера-Кефовера  к Акту Клейтона (1950). Уточняет понятие незаконного слияния, запрещает слияния путем скупки активов, в отличие от акта Клейтона, ограничивает горизонтальные слияния путем приобретения неакционерного капитала компании и вертикальные слияния, ведущие к ограничению конкуренции;

- Акт Харта-Скотта-Родино (1976). Ужесточает требования по предотвращению слияний, ориентированных на создание монополий или ослабление конкуренции, расширяет полномочия агентств по обеспечению выполнения антитрестовского законодательства[16].

При ослаблении экономического регулирования, служащего основным инструментом предотвращений монополистических злоупотреблений, правительство начинает всячески способствовать конкуренции применять антимонопольную политику, что выступает основными условиями для повышения экономической эффективности на рынках.

Законы антимонопольной  политики были выработаны в течении  многолетнего опыта судебной практики.

Для достижения поставленных целей, кроме ограничения поведения  действующих предприятий, антимонопольной  законодательство направлено на предотвращение слияний, в результате которых может снизиться уровень конкуренции, а вследствие чего может начаться продажа Плохих и дорогих товаров в немонополизированной отрасли.

 Рассмотрим основные постулаты экономической теории, которые относятся к государственной антимонопольной политике:

- Предприятия, действующие в условиях несовершенной конкуренции, работают неэффективно, так как устанавливаемые ими цены превышают предельные издержки. При существовании монополии или олигополии потребители приобретают меньше товаров, чем могли бы купить, если бы производство было более эффективным.

- Деятельность предприятий во многих отраслях основана на использовании технологий, обеспечивающих значительный положительный эффект масштаба. Трудно представить, что производство в подобных отраслях может быть осуществлено совершенно конкурентными предприятиями, постольку размеры предприятий в этом случае неэффективно малы.

- В долгосрочном периоде развитие экономики обусловлено технологическими изменениями. Согласно шумпетеровой гипотезе, именно крупные предприятия, обладающие значительной рыночной властью, осуществляют наибольшее количество изобретений и технологических изменений. Государственная политика должна проводиться особенно осторожно в отношении нововведений, чтобы не подорвать стимулы к их осуществлению.

- Основными злоупотреблениями  на рынке являются завышение  цен или низкое качество товаров.  Они имеют место в том случае, если отрасль эффективно монополизирована. Признаком того, что отрасль монополизирована, является то, что одно предприятие или группа предприятий производят более одной трети всего отраслевого объема производства.

- Правительство берет  на себя ответственность за  предотвращение возникновения монополии и регулирование деятельности монополизированных предприятий, если их существование неизбежно. Антимонопольная политика направлена на предотвращение монопольных или антиконкурентных злоупотреблений.

Чтобы избежать негативных явлений в результате монополистической деятельности, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование, а именно: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

Административный  контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, которые применяются в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

Организационный механизм ставит своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства имеют нацеленность на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это — снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот — поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, к т.д.

Наиболее эффективная и развитая форма государственного регулирования монопольной власти - это антимонопольное законодательство. Его целью является - регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии.

Антимонопольное законодательство должно бытьгибким, чтобы не подавлять деятельности конкурирующих субъектов. В переходной экономике антимонопольное регулирование должно осуществляться через проведение государством институционально-правовой деятельности.

Развитие экономической мысли за последние два десятилетия оказало сильное влияние на антимонопольную политику. В результате антимонопольная политика сейчас почти полностью сфокусирована на повышении эффективности, игнорируя ранние опасения по поводу крупных размеров предприятий.

2.2 Государственные механизмы контроля над работой монополии

С точки зрения антимонопольной  политики, монополии имеют много достоинств и недостатков. Однозначно определить, что перевешивает - «плюсы» или «минусы» - очень сложно.

Монополизация производства может повлечет за собой существенные потери общества:

  • В сравнении с конкурентным рынком, монополия обычно устанавливает более высокие цены и при этом уменьшает объемы производства;
  • Монополия имеет возможность извлекать сверхприбыли, и при этом присваивать значительную часть потребительских излишек;
  • Монополия препятствует эффективному распределению ресурсов, так как монополистические фирмы необязательно производят по минимальным средним издержкам, как это делается при совершенной конкуренции;
  • Монополия препятствует рыночной конкуренции через установления фиксированных цен, и создание барьеров для входа на рынок, заключения контрактов на жестких условиях, вытеснения конкурентов из бизнеса посредством хищений.

Исходя из этого, общество не может жить в такой неопределенности и зависимости от монополистов. Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом – это регулированием монополии.

Часто, в случае регулируемой монополии государство разрешает фирме устанавливать свои расценки и тарифы, обеспечивающие получение «справедливой прибыли», которая дает возможность поддерживать производство, а так же и расширять его.

Нерегулируемая монополия  осуществляет значительный контроль над  ценой и может диктовать  свои цены рынку. Но предприятие - монополист не всегда устанавливает максимальную цену на товары. Это объясняется рядом факторов: нежелание введения государственного регулирования, опасение привлекать конкурентов, а также стремление расширить возможный объем сбыта за счет снижения цен.

Специалисты говорят, что, монополии – это экономическое зло, поэтому в большинстве стран борются с монополиями. Например, Джон Рокфеллер в США возглавил нефтяную фирму «Стандарт Ойл» в 1870 г. и сделал её монополией на нефтяном рынке США. После этого он решил, что пришла пора пожинать плоды монопольного положения своей фирмы. Он закрыл половину своих нефтеперерабатывающих заводов, резко сократил предложение на рынке нефтепродуктов. Впервые действия монополии вызвали организованный протест и сопротивление жителей США. Парламент США в 1890 г. принял антимонопольный закон Шермана. В 1892 г. суд штата Огайо постановил разделить «Стандарт Ойл» на несколько частей. Суды США стали считать монополистом любую фирму, которая имеет 50% и более продаж любого товара в стране. В Великобритании размер этой запретной доли ещё ниже – 33%. Суды стали приговаривать руководителей фирм-монополистов к тюремному заключению на срок до 1 года, а сами фирмы – к денежным штрафам, превышающими в три раза ущерб, нанесённый покупателям.

Монополист выбирает тот путь своего развития, то соотношение объёма производства и себестоимости продукции, которое ему наиболее выгодно. На монопольном рынке нарушается равноправие продавца и покупателя, здесь продавец сильнее покупателя и заставляет переплачивать за свой товар, здесь монополист не заботится об экономической эффективности и экономии ресурсов. Поэтому монопольный рынок крайне не выгоден для общества, и оно научилось бороться против монополистов. Это заставило общество найти способы регулирования монополии.

Проблемы практической реализации антимонопольной политики связаны с тем, что она использует в большем экономические механизмы, которые не достаточно развиты. Следовательно, эффективность антимонопольной политики определяется прежде всего развитостью национального рынка и объективностью государственной экономической политики.

Регулирование заключается  в издании государственных законодательных  актов или создании рыночных стимулов, используемых для контроля над деятельностью  предприятий в области ценообразования, сбытовой политики или методов и объемов производства.

Среди основных государственных средств для регулировании монополии чаще всего выделяют меры законодательного и экономического характера.

Законодательные меры обычно включают в себя правовые норм, которые предотвращают монопольные проявления на рынках, а так же запрещают договора и ценах и разделении рынка, производят контроль за разделением и слиянием рынка.

Экономические меры содержат экономические инструменты, которые  могут ограничивать возможность реализации рыночной власти продавцов. Среди главных инструментов можно выделить основные: регулирование цен, путем установления предельных цен, а так же налогообложения, которое включает в себя налог на прибыль, налог на добавочную стоимость.

 

 

3.РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Особенности контроля и монопольное законодательство

На протяжении послевоенного  периода конкурентная политика в  развитых странах с рыночной экономикой пережила ряд периодов активности и  упадка. Так же, наблюдаются большие межстрановые различия в строгости и направленности антимонопольной политики. Понять эту эволюцию можно лишь в общем контексте политики экономического развития в каждой конкретной стране, в данном случае мы исследуем монопольную власть Республики Беларусь.

Монополия, как мы убедились, связана с большим количеством резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь средину монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениям пренебрежения интересами потребителя.

           Еще более опасно то, что монополия  полностью блокирует механизмы  саморегуляции рынка. Плохая и  дорогая продукция может появиться  и в немонополизированной отрасли. Но там подобные деяния являются лишь временным случаем. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.

           Власти монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в данную отрасль ничто не грозит. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Республика Беларусь в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

В Республике Беларусь антимонопольная политика начала свое развитие в 1990-ых гг. для трансформации института собственности, а так же демонополизации экономики и развития механизмов конкуренции. Здесь были заложены особые условия монополизма. Большая часть крупных предприятий, созданных еще в советское время, занимают доминирующее положение на рынке, однако многие из них не являются естественными монополиями. Они не всегда являются эффективными, используют довольно старые технологии и оборудование, менее подвержены управленческим и производственным инновациям.

Сохранение такого монополизма  обусловлено: низкими темпами приватизации; преобладанием государственной собственности; государственной поддержкой крупных предприятий; медленным развитием малого и среднего бизнеса; созданием объединений концернов, предприятий, хозяйственных групп; преобладанием дифференцированного подхода к монополиям, с учетом их роли в национальной экономике и экспортного потенциала.

С 2001 г. Министерство экономики  является координирующим органом Республики Беларусь. Оно занимается вопросами по решению задач антимонопольной политики. Министерство реализует государственную политику, направленную на: развитие добросовестной конкуренции; защиту прав потребителей; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. “Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, а так же Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь. При необходимости более подробного разбора какого-либо закона, можно воспользоваться Уголовным Кодексом Республики Беларусь, а также антимонопольным законодательством, и законодательством в области предпринимательства, малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы и внешнеэкономической деятельности” [10].

Информация о работе Регулирование монополии в Республике Беларусь