Рентабельность и пути повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: на основании теоретических данных и анализа основных экономических показателей ОАО «Пензарыба», разработать мероприятия по повышению рентабельности, обосновав их целесообразность и экономическую эффективность.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить рентабельность как экономические категории, выявить сущность, функции и виды рентабельности;
- определить основные показатели рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деят

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......4
1.СУЩНОСТЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ……………………………………......6
1.1 Понятие рентабельности…………………………………………………..6
1.2 Показатели рентабельности ……………………………………………..11
1.3 Методика анализа общей рентабельности.……………………………..15
1.4 Порог рентабельности……………………………………………………16
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «ПЕНЗАРЫБА».....................................................................................26
2.1 Анализ технико-экономических показателей ОАО «Пензарыба»……26
2.1.1 Анализ объема производства………………………………………….30
2.1.2 Анализ реализации продукции………………………………………..32
2.1.3 Анализ себестоимости……………………………………………........34
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ…………………………………………………….37
3.1 Факторы, влияющие на себестоимость продукции……………………37
3.2 Место затрат на охрану окружающей среды в себестоимости продукции…………………………………………………………………….43
3.3 Основные возможности снижения затрат при снижении себестоимости продукции на ОАО «Пензарыба»…………………………………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………55
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 154.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономика предприятия»

на тему: Рентабельность и пути повышения

(на примере ОАО «Пензарыба»)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Выполнила: студентка                                       Федотова Г.Н.

Руководитель работы                      Щеглова Т.Б

Работа защищена                                                Оценка ______

 

 

 

 

 

 

ПЕНЗА, 2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

              ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......4

      1.СУЩНОСТЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ……………………………………......6

1.1 Понятие рентабельности…………………………………………………..6

1.2 Показатели рентабельности ……………………………………………..11

1.3 Методика анализа общей рентабельности.……………………………..15

1.4 Порог рентабельности……………………………………………………16

2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОАО «ПЕНЗАРЫБА».....................................................................................26

2.1 Анализ технико-экономических показателей ОАО «Пензарыба»……26

2.1.1 Анализ объема производства………………………………………….30

2.1.2 Анализ реализации продукции………………………………………..32

2.1.3 Анализ себестоимости……………………………………………........34

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ…………………………………………………….37

3.1 Факторы, влияющие на  себестоимость продукции……………………37

3.2 Место затрат на охрану  окружающей среды в себестоимости  продукции…………………………………………………………………….43

3.3 Основные возможности  снижения затрат при снижении  себестоимости продукции на ОАО  «Пензарыба»…………………………………………...47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………55

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из основных требований функционирования предприятий в  условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и  другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение  в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.

Каждое предприятие сталкивается с рядом проблем, требующих решения: получение установленного размера  прибыли, покрытие издержек, снижение себестоимости продукции, повышение  экономического и социального уровня предприятия и др.

Являясь источником производственного  и социального развития, прибыль  занимает ведущее место в обеспечении  самофинансирования предприятий и  объединений, возможности которых  во многом определяются тем, насколько  доходы превышают затраты.

Чтобы сохранить ведущие  позиции как на внутреннем, так  и на внешних рынках, эффективно функционировать, быть конкурентоспособным, предприятию необходимо не только сохранить  высокие темпы роста объемных показателей, но и повышать качество продукции при минимальных затратах на ее производство, выпускать высокорентабельную продукцию.

Проблема снижения уровня затрат производства и реализации продукции, увеличение прибыли и рентабельности насущны не только для ОАО «Пензарыба», но и для всех предприятий. А тема прибыли и рентабельности особенно остра для предприятий, поскольку экономический кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли. Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.

Объектом курсовой работы является ОАО «Пензарыба», один из производителей копчено-провесной рыбопродукции, рыбных деликатесов и пресервов.

Предметом исследования курсовой работы является рентабельность и пути повышения.

Цель исследования: на основании  теоретических данных и анализа  основных экономических показателей  ОАО «Пензарыба», разработать мероприятия по повышению рентабельности, обосновав их целесообразность и экономическую эффективность.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить рентабельность  как экономические категории,  выявить сущность, функции и виды  рентабельности;

- определить основные  показатели рентабельности, их роль  и значение в оценке эффективности  деятельности предприятия;

- выявить основные экономические  факторы, влияющие на показатели  рентабельности на ОАО «Пензарыба»;

- определить пути повышения  рентабельности на ОАО «Пензарыба».

Для решения поставленных задач использовались статистические, аналитические, экономико-математические методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
    1. Понятие рентабельности

 

      В условиях рыночной экономики большое значение приобретают показатели рентабельности, которые являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

          Рентабельность более полно, чем прибыль отражает окончательные результаты хозяйствования, так как ее величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

          Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

           Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей.

Так с помощью показателей  первой группы можно проанализировать динамику различных показателей  прибыли (балансовой, прибыли от реализации, работ, услуг, оставшейся в распоряжении предприятия) за ряд лет. Такие расчеты  будут иметь скорее арифметический, чем экономический смысл (если при  этом не используются соответствующие  способы пересчета в сопоставимые цены). При этом следует отметить, что для получения более объективных  результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.

  Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, поскольку представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.

По абсолютной сумме прибыли  не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и  масштабы деятельности. Поэтому для  характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.

В условиях рыночных отношений  велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень  прибыльности её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов  и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную  доходность предприятия, измеряемую в  процентах к затратам средств  или капитала с различных позиций.

Основными функциями рентабельности являются:

–  учетная;

–  оценочная;

–  стимулирующая.

С точки зрения бухгалтерского учета, рентабельность состоит из двух составляющих. Первый компонент −  доход от обычной (повседневной) хозяйственной  деятельности предприятия (определяется как разность между валовыми доходами от реализации и издержками обращения). При этом на величину рентабельности от хозяйственной деятельности оказывает  влияние соответствующая методика исчисления издержек, затрат на содержание персонала, оценки стоимости основных фондов, запасов и других составляющих. Второй компонент − потенциальная  рентабельность (доход от владения ценными бумагами, долговыми обязательствами  и материальными ценностями). Разновидностью потенциального дохода выступает чрезвычайный доход, который складывается из дохода от реализации активов, безнадежных  финансовых обязательств, использования  сумм от ускоренной амортизации, резервов.

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они  позволяют дать оценку финансовых результатов  предприятия и, в конечном счете, его эффективность. По этой причине  они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, или коэффициент рентабельности, который выражается как отношение  того или иного вида прибыли к  какой-либо базе. Все показатели рентабельности могут быть рассчитаны как на основе балансовой прибыли, так и прибыли  от реализации или чистой прибыли. Разные показатели отражают разные стороны  деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность  работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности. Рассмотрим показатели рентабельности.

Рентабельность реализованной  продукции (рентабельность продаж) , %, рассчитывается по формуле

 (1)

где  – прибыль от реализации продукции, р.;

 – выручка от реализации продукции, р.

Значение этого коэффициента показывает, какую прибыль имеет  предприятие с каждого рубля  реализованной продукции. Тенденция  к его снижению позволяет предположить сокращение спроса на продукцию предприятия. Снижение коэффициента рентабельности реализованной продукции может  быть вызвано изменениями в структуре  реализации, снижением индивидуальной рентабельности изделий, входящих в  реализованную продукцию, и др.

Рентабельность производственной деятельности (Pз), %, вычисляется путем отношения валовой прибыли (П), р., к сумме затрат по реализованной продукции (Зp), р.

 (2)

Она показывает, сколько  предприятие получило прибыли с  каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Еще одним важным показателем  рентабельности деятельности предприятия  является рентабельность активов. Коэффициент  рентабельности активов, PQ, %, рассчитывается как отношение валовой прибыли, П, р., к величине активов, А, р.

 (3)

Этот коэффициент показывает, сколько прибыли приходится на каждый рубль активов, т.е. насколько эффективно используются ресурсы организации.

Собственников организации  интересует не только общая эффективность  использования ресурсов, но и эффективность  ресурсов, принадлежащих им, т.е. рентабельность собственного капитала.  Коэффициент рентабельности собственного капитала, , %, рассчитывается следующим образом

 (4)

где СК – величина собственного капитала организации;

П – валовая прибыль.

Данный коэффициент показывает, сколько прибыли приходится на каждый рубль собственного капитала. Рентабельность собственного капитала тем выше, чем  ниже его доля в общем объеме ресурсов, используемых предприятием, иными словами, чем больше доля заемных ресурсов.

Таким образом, можно сделать  вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия  с различных позиций и систематизируются  в соответствии с интересами участников экономического процесса.

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые  в экономических расчетах, характеризуют  относительную прибыльность.

Результативность и экономическая  целесообразность функционирования предприятия  могут оцениваться с помощью  абсолютных и относительных показателей.

Абсолютные показатели позволяют  проанализировать динамику различных  показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что  для получения более объективных  результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.

Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции т.к. представляют собой различные соотношения  прибыли и вложенного капитала, или  прибыли и производственных затрат.

По абсолютной сумме прибыли  не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и  масштабы деятельности. Поэтому для  характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный  показатель – уровень рентабельности.

Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного  информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о  работе предприятия.

В условиях рыночных отношений  велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

1.2  Показатели рентабельности

Информация о работе Рентабельность и пути повышения