Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:48, курсовая работа
Цель исследования: на основании теоретических данных и анализа основных экономических показателей ОАО «Пензарыба», разработать мероприятия по повышению рентабельности, обосновав их целесообразность и экономическую эффективность.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить рентабельность как экономические категории, выявить сущность, функции и виды рентабельности;
- определить основные показатели рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деят
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......4
1.СУЩНОСТЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ……………………………………......6
1.1 Понятие рентабельности…………………………………………………..6
1.2 Показатели рентабельности ……………………………………………..11
1.3 Методика анализа общей рентабельности.……………………………..15
1.4 Порог рентабельности……………………………………………………16
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «ПЕНЗАРЫБА».....................................................................................26
2.1 Анализ технико-экономических показателей ОАО «Пензарыба»……26
2.1.1 Анализ объема производства………………………………………….30
2.1.2 Анализ реализации продукции………………………………………..32
2.1.3 Анализ себестоимости……………………………………………........34
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ…………………………………………………….37
3.1 Факторы, влияющие на себестоимость продукции……………………37
3.2 Место затрат на охрану окружающей среды в себестоимости продукции…………………………………………………………………….43
3.3 Основные возможности снижения затрат при снижении себестоимости продукции на ОАО «Пензарыба»…………………………………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………55
ПРИЛОЖЕНИЕ
В целях чёткости и согласованности работы, все подразделения предприятия скоординированы по виду деятельности и подчинены соответствующим главным специалистам.
В состав ОАО «Пензарыба» входят следующие основные структурные подразделения.
Управление:
– аппарат управления; здравпункт; отдел кадров; юридический отдел.
– бухгалтерско-финансовое управление:
– бухгалтерско-финансовый отдел;
– группа бухгалтерского учета удалённых участков;
– группа складского учёта;
– отдел компьютерных технологий;
– отдел маркетинга;
– планово-производственный отдел.
Торгово-производственное управление:
– отдел закупок;
– отдел реализации;
– отдел розничных продаж;
– производственно-
– производственный цех;
– технологический цех;
– лаборатория;
– отдел контроля качества и сертификации;
– отдел главного технолога.
Вспомогательная служба:
– компрессорный цех; ремонтно-механический цех; энергетический цех.
Руководство и управление ОАО «Пензарыба» осуществляется главными специалистами предприятия, в состав которых входят:
– генеральный директор;
– первый заместитель генерального директора;
– заместитель генерального директора по экономике и финансам;
– заместитель генерального директора по реализации;
– главный инженер;
– главный бухгалтер;
– главный технолог;
– главный санитарный врач.
Все документы денежного, материально-имущественного, расчетного характера, а также отчеты подписываются генеральным директором.
В подчинении у генерального директора есть три заместителя.
Первый заместитель отвечает
за отдел закупок и отдел
Вся работа, связанная с подготовкой и комплектованием, а также обучением кадров, а также проведению корпоративных мероприятий возлагается на отдел кадров.
Общее руководство плановой работой на предприятии осуществляется планово–производственным отделом.
Планово – производственный отдел на предприятии состоит из главного экономиста, который разрабатывает бизнес-план, производит анализ хозяйственной деятельности, и экономистов, выполняющих разные функции (ценообразование, себестоимость, планирование, анализ и отчетность, заработная плата и ее нормирования и т. д.). Все показатели выполнения этой деятельности отражаются в отчетах.
В работе по составлению
плана принимают активное участие
все звенья управления предприятием.
Органы технической службы разрабатывают
план совершенствования технической
базы предприятия и организации
производства, уточняют техника - экономические
нормы использования
Исполнители действуют в соответствии с разработанными должностными обязанностями, представляющими собой совокупность функций и задач, необходимыми для выполнения.
Каждое структурное
В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что действующая на предприятии структура управления является достаточно эффективной, так как позволяет разграничить компетенцию служб, углубить их специализацию, что позволяет профессионально решать задачи специалистам функциональных служб, рационально сочетать линейные и функциональные взаимосвязи. Данная структура обладает такими преимуществами, как единство и четкость распорядительства, оперативное принятие и выполнение решений, стабильность полномочий и ответственности за персоналом. Однако необходимо отметить ее недостатки: дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности в связи с тем, что разделение функций линейных и функциональных специалистов никогда не может быть проведено на 100 %, медленное принятие решений из-за недостаточного разграничения полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями, в связи с чем необходимо применение процессного подхода, заключающегося в непрерывной цепи логически взаимосвязанных управленческих функций, воздействующих на производство. Преимущества процессного подхода проявляются в снижении операционных издержек, сокращении временных затрат на выполнение процедур и повышении точности их исполнения, повышении скорости реакции на изменения, улучшении использования основных фондов, повышении чувства ответственности работников.
Важным моментом работы предприятия
является анализ. Анализ технико-экономических
показателей играет важную роль, так
же как и маркетинговый анализ,
который изучает спрос на продукцию
и формирует портфель заказов. От
портфеля заказов зависят
Так, анализ деятельности предприятия основывается на детальном рассмотрении некоторых показателей: объем производства и реализации продукции; себестоимость продукции, прибыль; рентабельность; оборот; конкурентоспособность; финансовое состояние и др. Рассмотрим эти показатели и проведем анализ некоторых из них.
2.1.1 Анализ объема производства
Стратегической целью развития предприятия является выпуск рыбопродукции с высокими качественными параметрами, соответствующими мировым стандартам, повышение эффективности хозяйственной деятельности на основе проведения модернизации технологических линий по первичной переработке рыбы.
Производственная программа ОАО «Пензарыба» по выпуску продукции прогнозируется на основе данных о потребительском спросе на выпускаемую продукцию.
Специфика рыбоперерабатывающей отрасли отражается в материалоемкости производства. Так как г.Пенза находится вдали от морских бассейнов, рыботовары завозятся из-за ее пределов. Многолетний период работы на рыбном рынке страны у предприятия сложились устойчивые партнерские отношения с поставщиками рыбы и морепродуктов. Договоры поставки, в основном, заключаются на год, в которых определяются намерения и порядок поставки. Поставка продукции по конкретным перечням, установление цен на нее производится на основании дополнений к договорам и спецификаций.
Так основные показатели предприятия по торгово-закупочной деятельности и по производству представлены в приложение 1 и в приложение 2 (см. в приложении).
Как видно из приложения 1, 2009г. характеризуется ростом торгово-закупочной деятельностью, практически, по всем видам товаров. Самый высокий темп изменения по объему отгрузки пресервов, что связано с налаживанием контактов и заключением контрактов с поставщиками. Уменьшение объема отгрузки пресерв в 2010г. связано с корректировкой его со спросом потребителей. Снижение темпа отгрузки рыбной кулинарии и сурими связано с освоением и расширением собственного производства данной продукции. Снижение объема закупки консерв на 1765 т. в 2010г. по сравнению с 2009г. связано с увеличением объема консерв собственного производства. Снизился объем закупки морских деликатесов на 49,6 % в
2009г. и на 21,5% в 2010г., что связано с величиной спроса на данную продукцию. По той же причине в 2009 г. снизился объем закупки икры и ее аналогов на 21% в 2009г. и на 50,2% в 2010г. Торгово-закупочная деятельность с 2009 по 2010гг. снизилась на 29,4%, что связано с программой импорт-замещения.
Из приложения 2 видно, что годовой объем производства в натуральном, также как и в стоимостном выражении с 2008 по 2010гг. растет в основном за счет роста производства консерв. Так темп роста консерв к 2008г. в стоимостном выражении составил 226,8%, а к 2009 г. – 202,4%, что связано с наращиванием мощностей в г. Пенза. Снижение объема производства в натуральном выражении пресерв с 866,9 т. до 808,3 т. в 2010г. связано с увеличением затрат на их производство, так в стоимостном выражении в 2009г. производство пресерв составило 7360,3 млн. р. и 7575,2 млн. р. в 2010г.. В 2009г. вырос объем производства сельди соленой на 9,8%, а в 2010г. снизился на 21,3%, что связано также с увеличением в 2010г. затрат на производство данного вида продукции. Так в 2009г. было произведено 156,2 т. данной продукции, что в стоимостном выражение составляет 557,9 млн. р., а в 2010г. было произведено 138,6 т., что в стоимостном выражении 595,8 млн. р. т.е. объем производства в натуральном выражении снизился, а в стоимостном вырос. Увеличение доли затрат связано с перезаключением договоров в 2010г. и ростом цен на товар. В силу ограниченности производственных площадей произошло снижение объемов выпуска рыбы вяленой на 34,2% с 2008 по 2010гг. и копченой на 33,5% с 2007 по 2010гг.
Необходимо отметить, что основную долю в выпуске 44,1 % в
2008г., 84,6% в 2009г. и 90,1% в 2010г., занимают материалоемкие и энергоемкие виды продукции, такие как консервы, пресервы, салаты из морской капусты, рыбные салаты. Также наблюдается тенденция к увеличению выпуска продукции мелкой фасовки в вакуумной упаковке.
2.1.2 Анализ реализации продукции
С 2008г. в г.Пенза наметилась тенденция увеличения потребления рыбы. Сохранение этой тенденции в перспективе требует принятия мер, важнейшие из которых создание условий для наращивания объемов производства рыбной пищевой продукции, расширение ассортимента, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемых изделий, дальнейшее налаживание контактов с поставщиками рыбы и рыбной продукции.
Для нашей страны рыба и морепродукты являются товарами критического импорта, которые республика не может произвести в полном объеме и вынуждена импортировать. Импортные поставки на сегодняшний день составляют 90 процентов потребляемой в г.Пенза рыбы.
Исходя из имеющихся производственных мощностей, руководство ОАО «Пензарыба» придерживается следующей базовой стратегии - стратегия расширения ассортимента конкурентной продукции с целью завоевания ключевого положения на рынке. Данные по реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении представлены в приложение 3.
Анализируя данные приложения 3, можно сделать вывод, что реализация собственного производства с 2008г. по 2009г. выросла на 43,7% - это связано с наращиванием производственных мощностей в г.Пенза, увеличением объема производства, а с 2009г. по 2010г. на 14,9% - дальнейшим освоением данного производства.
Рассмотрим собственное производство ОАО «Пензарыба». Снизился объем реализации рыбы соленой и копченой в 2009г. на 8,7% и на 1,4% в 2010г. в связи с уменьшением объемов ее производства. На 73,8% в 2009г. и на 15% в 2010г. вырос объем реализации рыбы фасованной, что основано на максимальном количестве полезных элементов в данном продукте для человека и более доступных ценах. Объем реализации пресерв с 2008 по 2009гг. вырос на 6,9% и уменьшился на 6,97% с 2009 по 2010гг., что взаимосвязано с объемом производства и ростом затрат на их производство. На 10,6% в 2009г. снизился объем реализации морской капусты, что связано с уменьшением объема ее производства на 9,9%. Рост реализации консерв с 2008 по 2009гг. на 11,5% связан с увеличением их производства, в результате наращенный мощностей в г.Пенза, и на 14,9% в 2010г. с дальнейшим освоением производства.
А так же рассмотрим торгово-закупочная деятельность
ОАО «Пензарыба». В 2010г. увеличился объем реализации рыбы мороженной на 16,4%, а в 2010г. снизился на 17,3%, что связано с увеличением объема продаж рыбы фасованной собственного производства в 2010г. на 15%. Снизился объем продаж кулинарии в 2009г. на 8,4% и на 48,9% в 2010г., что является следствием роста цены на данную закупочную продукцию и роста производства собственного производства данной продукции по более низким ценам. Значительно снизился объем реализации деликатесной продукции. В 2009г. объем реализации в натуральном выражении снизился на 14,8%, а в 2010г. на 34,7%, при этом объем реализации в стоимостном выражении в 2008г. вырос на 6,7%, а в 2010г. на 24,9%, что говорит о значительном подорожании данного вида продукции. Такая же тенденция наблюдается и по рыбе соленой и копченой, так в 2009г. объем реализации в натуральном выражении снизился на 29,2%, а в 2009г. на 6,2%, при этом объем продаж в стоимостном выражении в 2008г. вырос на 60,4%, а в 2010 на 25%.
В 2009г. увеличился объем продаж икры на 13,2% в натуральном выражении и на 52,7% в стоимостном выражении, в 2010г. отмечается падение продаж в натуральном и стоимостном выражении на 36,4% и 10,7% соответственно. Падение продаж связано с более сложной экономической ситуацией и падением спроса на данный вид продукции. Уменьшение продаж консерв в 2010г. на 25,5% в натуральном выражении связано с увеличением собственного производства данного вида продукции и расширением ассортимента.
Сравнив приложение 1, приложение 2 и приложение 3 (см. в приложение) можно сделать вывод, что производственная программа совпадает с программой реализации и продукция особо не залеживается на складах.