Рентабельность и пути повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: на основании теоретических данных и анализа основных экономических показателей ОАО «Пензарыба», разработать мероприятия по повышению рентабельности, обосновав их целесообразность и экономическую эффективность.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить рентабельность как экономические категории, выявить сущность, функции и виды рентабельности;
- определить основные показатели рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деят

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......4
1.СУЩНОСТЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ……………………………………......6
1.1 Понятие рентабельности…………………………………………………..6
1.2 Показатели рентабельности ……………………………………………..11
1.3 Методика анализа общей рентабельности.……………………………..15
1.4 Порог рентабельности……………………………………………………16
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «ПЕНЗАРЫБА».....................................................................................26
2.1 Анализ технико-экономических показателей ОАО «Пензарыба»……26
2.1.1 Анализ объема производства………………………………………….30
2.1.2 Анализ реализации продукции………………………………………..32
2.1.3 Анализ себестоимости……………………………………………........34
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ…………………………………………………….37
3.1 Факторы, влияющие на себестоимость продукции……………………37
3.2 Место затрат на охрану окружающей среды в себестоимости продукции…………………………………………………………………….43
3.3 Основные возможности снижения затрат при снижении себестоимости продукции на ОАО «Пензарыба»…………………………………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………55
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 154.60 Кб (Скачать файл)

            Себестоимость продукции – это затраты предприятия, выраженные в денежной форме, на производство и реализацию продукции.

Технико-экономические факторы, влияющие на себестоимость продукции, можно объединить в четыре группы: повышение технического уровня производства, совершенствование управления, организации  производства и труда, изменение  объема и структуры продукции  и производства; а также факторы, которые отражают изменение условий  хозяйствования .

             В первой группе факторов – повышение технического уровня производства – в качестве основных следует выделить:

-  внедрение новой и совершенствование применяемой техники и технологии;

-  расширение масштабов применения новой техники, технологии, модернизация и улучшение эксплуатации действующего оборудования;

-  применение новых видов и замена потребляемого сырья, материалов, топлива и энергии, улучшение из использования;

-  повышение качества выпускаемой продукции, улучшение ее характеристик.

             К основным в группе факторов – совершенствование управления, организации производства и труда – относятся:

-  рационализация управления производством;

-  улучшение организации и обслуживания производства;

-  улучшение организации труда и использования рабочего времени;

-  ликвидация излишних затрат и потерь (включая потери от брака).

             В третьей группе – изменение объема и структуры продукции и структуры производства выделяют следующие факторы:

-  относительное изменение условно-постоянных расходов как следствие изменения объема производства продукции;

-  относительное изменение амортизационных отчислений;

-  изменение структуры выпускаемой продукции;

-  ввод новых производств (а в объединениях также и ввод новых предприятий);

-  освоение новых предприятий и подготовка производства на действующих предприятиях.

            В четвертую группу – факторы, отражающие изменение условий хозяйствования - включаются:

-  изменение цен на производимую продукцию;

-  изменение цен на потребляемые сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, энергию;

-  изменение оплаты труда в соответствии с решением правительства;

-  изменение системы налогообложения;

-  переоценка основных фондов и изменение норм амортизации.

 

3.2 Место затрат  на охрану окружающей среды  в себестоимости продукции

Для обеспечения экологического равновесия, для предотвращения негативных последствий антропогенного влияния, для восстановления и воспроизводства компонентов окружающей среды, для снижения нанесенного ей ущерба необходим комплекс природоохранных мероприятий, требующих значительного объема затрат на их реализацию.

Часть проводимых мероприятий, связанных с производственной деятельностью, обеспечивает достижение не только экономического, но и экологического эффекта. Поэтому  помимо затрат целевого экологического назначения достижение экологического результата обеспечивается и такими производственными затратами, как  затраты на разработку безотходных  и малоотходных технологий, выпуск экологически чистой продукции, снижение материалоемкости производства и др.

Затраты на охрану окружающей среды – общая сумма расходов государства, предприятий (организаций, учреждений), имеющих целевое или  опосредованное природоохранное значение. К ним относятся как целевые  капитальные вложения, текущие затраты  на содержание и эксплуатацию природоохранных  основных фондов, так и операционные бюджетные расходы по содержанию государственных структур, основная деятельность которых связана с  охраной окружающей среды. В состав затрат на охрану природы также могут  входить расходы коммерческих, общественных и иных организаций по научно-техническому, рекламному, образовательному, просветительскому  и иному, обслуживанию природоохранной  деятельности.

Предметом изучения при этом являются затраты экологического назначения, объектом – средозащитные мероприятия, т.е. мероприятия по охране, воспроизводству  и рациональному использованию  элементов окружающей среды.

Все затраты на природоохранные  мероприятия подразделяются на следующие группы :

-  затраты на мероприятия, направленные на снижение или полное предотвращение выбросов (сбросов) вредных веществ;

-  затраты на мероприятия, ликвидирующие негативные последствия антропогенного воздействия на окружающую среду и нерационального природопользования;

-  затраты, связанные со строительством и оборудованием пунктов контроля за состоянием окружающей среды, за загрязнением;

-  затраты на возведение объектов природоохранного назначения, создание природоохранной индустрии, улавливающих установок и т.п. основных фондов;

-  затраты на предохранение от загрязнения акустической среды;

-  затраты на предупреждение воздействия загрязненных компонентов окружающей среды на реципиентов и на ликвидацию последствий этого влияния;

-  затраты на предупреждение вредного воздействия отходов на окружающую среду, на захоронение и уничтожение отходов, включая затраты на отчуждение земель на организацию мест захоронения и др.

В системе мер по рационализации природопользования важная роль отводится  организации статистического наблюдения и учета экологических затрат, разработке методологии статистической оценки их эффективности, что также  является одним из направлений природоохранных  затрат.

Целью затрат экологического назначения является осуществление  мероприятий по защите окружающей среде. Целью разработки средозащитных  мероприятий является достижение таких  характеристик окружающей среды, которые  находились бы в пределах действующих медико-санитарных норм.

При расчете себестоимости  продукции по калькуляционным статьям  затраты на охрану окружающей среды  в себестоимости продукции относят  к общехозяйственным расходам. В  пункт «Расходы на охрану окружающей среды» включаются следующие элементы:

- стоимость материалов, топлива,  энергии на содержание, эксплуатацию, текущий ремонт зданий, сооружений, инвентаря, приборов, ведение технологических  процессов для охраны окружающей  среды;

- оплата труда и расходы,  связанные с использованием труда  персонала, занятого охраной окружающей  среды в обособленных структурных  подразделениях;

- амортизация зданий, сооружений, оборудования, используемых в структурных  подразделениях для охраны окружающей  среды (в части, относящейся  к данной статье затрат);

- износ малоценных, быстроизнашивающихся  предметов, инвентаря, приборов, используемых для охраны окружающей  среды;

- платежи за выбросы  (сбросы) загрязняющих веществ в  части, относимой на себестоимость  продукции;

- другие затраты, осуществляемые  для охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 21 закона РФ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (природопользователей) устанавливаются следующие виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду:

- нормативы допустимых  выбросов и сбросов химических  и иных веществ;

- нормативы образования  отходов производства;

- нормативы допустимых  физических воздействий (количество  тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего  излучения, напряженности электромагнитных  полей и иных физических воздействий);

- нормативы допустимого  изъятия природных ресурсов;

- нормативы допустимой  антропогенной нагрузки на окружающую  среду;

- нормативы иного допустимого  воздействия на окружающую среду  при осуществлении хозяйственной  и иной деятельности, устанавливаемые  законодательством РФ.

Нормативы допустимого воздействия  на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий.

 

3.3 Основные возможности снижения затрат при снижении себестоимости продукции на ОАО «Пензарыба»            

Снижение себестоимости  выпускаемой продукции на предприятии  может быть получено разными путями, в том числе за счет, сокращения налогов, разных типов субсидий, воздействия  на наличный капитал, сокращения размеров страховых взносов, помощи в области  маркетинга и др. Каждый из этих инструментов может быть использован и в  негативном плане, т.е. в виде повышения  налогов, размеров страховых взносов  и т.д.

Рассмотрим о порядке  исчисления и уплаты налога за использования  природных ресурсов (экологического налога).

Налогом за использование  природных ресурсов (экологическим  налогом) облагаются объемы:

- используемых (изымаемых,  добываемых) природных ресурсов;

- выбросов загрязняющих  веществ в атмосферный воздух;

- сбросов сточных вод  или загрязняющих веществ в  окружающую среду;

- отходов производства, размещенных  на объектах размещения отходов;

- размещенных товаров,  помещенных под таможенный режим  уничтожения и утративших свои  потребительские свойства, а также  отходов, образующихся в результате  уничтожения товаров, помещенных  под этот режим;

- полезных ископаемых, добытых  на разведанных за счет средств  бюджета месторождениях, в стоимостном  выражении;

- производимой и (или)  импортируемой пластмассовой тары  и иных товаров, после утраты  потребительских свойств которых  образуются отходы, оказывающие  вредное воздействие на окружающую  среду и требующие организации  систем их сбора, обезвреживания  и (или) использования.

За превышение установленных  лимитов объемов использования (изъятия, добычи) природных ресурсов либо использование (изъятие, добычу) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов) налог взимается в десятикратном  размере установленной ставки налога.

Превышение установленных  лимитов (объемов) использования (изъятия, добычи) природных ресурсов определяется по данным бухгалтерского учета, в том  числе первичных учетных документов, а также соответствующим формам государственной статистической и  бухгалтерской отчетности.

За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства сверх установленных  лимитов либо без установленных  лимитов в случаях, когда их установление предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размере  установленной ставки налога.

Превышение уровня остаточных концентраций загрязняющих веществ  в сточных водах устанавливается  посредством сравнения фактических  концентраций загрязняющих веществ, полученных на основании анализов, выполненных  ведомственными лабораториями, лабораториями  плательщиков, лабораториями органов  Минприроды, и концентраций, установленных  в разрешениях на специальное  водопользование, выданных Минприроды и его территориальными органами.

В спорных случаях в  качестве достоверных принимаются  результаты анализов, выполненных аккредитованными в установленном порядке лабораториями  органов Минприроды. Результаты анализов действительны до повторного отбора проб, выполненного лабораториями органов  Минприроды, но не более шести месяцев  со дня отбора проб.

По результатам анализов, выполненных ведомственными лабораториями  и лабораториями плательщиков, превышение уровня остаточных концентраций загрязняющих веществ определяется по среднемесячному показателю концентраций, результат согласовывается с органами Минприроды и отражается плательщиками в налоговых декларациях (расчетах) по налогу за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в водные объекты.

Но основе вышеизложенного  уменьшение затрат на природоохранные  мероприятия возможно при выполнении всех установленных лимитов на использование  природных ресурсов, размера выброса  загрязняющих веществ в атмосферный  воздух, сбросы сточных вод или  загрязняющих веществ в окружающую среду.

Предприятие ОАО «Пензарыба» в результате своей производственной деятельности наносит определенный вред окружающей среде, выбрасывая в атмосферный воздух загрязняющие вещества. При этом следует отметить, что выбросы не превышают установленных лимитов.

Оценка годового ущерба от загрязнения атмосферы (Уа) осуществляется по формуле 

(12)

Информация о работе Рентабельность и пути повышения