Рентные отношения в добывающей промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Проблема собственности в период перехода к рыночным отношениям, которыми характеризуется в настоящее время экономика России, является достаточно актуальной. До сих пор продолжаются дискуссии о методах и путях приватизации, о рентных отношениях, в том числе о способах учета и изъятия дифференциальной горной ренты при приватизации горнодобывающих предприятий, о соотношениях государственной и частной собственности и вообще о том, какая форма собственности эффективнее.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теория ренты 5
1.1. Понятие ренты 5
1.2. Виды ренты 6
1.3. Договор ренты 8
Глава 2. Теоретические и методологические основы рентных отношений, их государственное регулирование в добывающей промышленности 10
2.1. Рентные отношения в добывающей промышленности в системе экономических законов 10
2.2. Теория и практика образования и обращения ренты добывающей промышленности 14
Глава 3. Изъятие ренты как фактор создания равных экономических условий воспроизводства и развития рыночной конкуренции 18
3.1. Предпосылки и возможности изъятия ренты в добывающей отрасли 18
3.2. Экономические законы в изъятии и перераспределении ренты 21
3.3. Отношения собственности в распределении ренты добывающей промышленности 23
Глава 4. Рентные отношения и пути улучшения использования природных ресурсов в добывающей промышленности 26
4.1. Опыт изъятия и распределения ренты добывающей промышленности в странах и регионах 26
4.2. Совершенствование механизма изъятия и использования ренты добывающей промышленности в отечественной экономике 28
Заключение 30
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Рента в добывающей промышленности.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, цена нефти на бирже - это не окончательная ее цена. Последняя  устанавливается на внутреннем рынке  нефтепотребляющей страны и она может быть в несколько раз выше, чем на мировых сырьевых биржах. Такое положение имеет свои предпосылки. Происходит оно из-за ограниченности источников нефти как невоспроизводимого ресурса и возрастания степени ее экономической редкости из-за все большей затребованное(tm) в воспроизводственном процессе. Это явление, резкое возрастание рентной составляющей в выручке от продажи природного ресурса на внутреннем рынке ввозящей страны, стало обычным. И оно позволяет производить перераспределение как самих природных ресурсов, так и ренты, образующейся в процессе их добычи и производственного использования.

Открытая экономика, международные  отношения и мировой рынок  вносят резкие и жесткие коррективы как в само рентообразование на рынке  природных ресурсов, так и в изъятие, распределение и использование природных ресурсов. На международном рынке происходит изменение в самой величине рентной доли стоимости продукта. Соотношение количественных и качественных показателей наличия того или иного вида ресурса там совсем иные, чем в экономических системах отдельных стран.

Совершенно иная и общая затребованность  ресурсов на мировом рынке. Соответственно это отражается на объемах предложения  и спроса ресурсов на нем и на уровне формирующейся цены. Меняются и параметры абсолютной ренты и дифференциальной ренты как для каждой страны, поставляющей ресурс на международные рынки, так и для каждого добывающего предприятия.

Сама необходимость международного обмена возникает из-за непропорциональной обеспеченности стран производственными ресурсами.

Недостаток некоторых ресурсов необходимо восполнить для обеспечения  нормального воспроизводственного процесса.

 

4.2. Совершенствование механизма изъятия и использования ренты добывающей промышленности в отечественной экономике

 

Задачи системы управления собственностью на недра сужаются практически до обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы, то есть до подготовки и реализации (передачи в пользование) участков государственного фонда недр.

Сужаются и экономические рамки рентных отношений, которые в основном будут сведены к налогообложению. Поскольку с помощью налогов "уловить" всю ренту невозможно, ее весомая доля будет оставаться у недропользователей как собственников добытых полезных ископаемых.

В таком случае при частной форме собственности на добытые полезные ископаемые целесообразно:

- сохранить действующую систему  лицензирования доступа к недропользованию;

- отказаться от применения закона "О соглашениях о разделе  продукции" (СРП) на новых участках  недр, сохранив его только для некоторых действующих проектов СРП (например, "Сахалин-1", "Сахалин-2" и Харьягинское нефтяное месторождение);

- ввести в закон "О недрах", сохранив его концепцию и структуру,  положение о дифференцированном  по месторождениям рентном платеже в виде роялти с пределами (максимальным и минимальным) изменения ставки налогообложения, конкретный размер которой должен определяться стоимостной оценкой месторождения с учетом действующей системы налогообложения.

При частном присвоении добытых полезных ископаемых рынок становится доминирующим регулятором горных отношений. Большая часть ренты остается у недропользователей и распоряжение ею также будет подчиняться рыночным механизмам.

В случае государственной собственности  на добытые полезные ископаемые общая схема управления фондом недр и система рентных отношений должны претерпеть глубокие изменения:

- доступ к недропользованию  следует осуществлять исключительно  по договорам концессий (на  добычу полезных ископаемых) и договорам подряда (на геологическое изучение недр, поиск и разведку полезных ископаемых);

- закон "О СРП" потребует  значительных изменений с тем,  чтобы он стал основным нормативным  регулятором прямого действия;

- необходимо подготовить, принять  и ввести в действие закон  "О концессиях при пользовании недрами";

- нужно изменить концепцию, подготовить  и принять новую редакцию закона "О недрах";

- в недропользовании вводится  специальный налоговый режим,  направленный прежде всего на  изъятие рентных платежей;

- предприятия-недропользователи независимо от их организационной формы собственности, по сути, становятся подрядчиками но договорам концессии или подряда;

- собственность на добытые  полезные ископаемые переходит в пункте раздела (по терминологии закона "О СРП") к государству, которое самостоятельно в лице уполномоченных им организаций занимается реализацией добытого сырья. В этом случае отпадает необходимость в установлении вывозных таможенных пошлин;

- необходимо изменение системы,  механизмов и структуры управления  государственным фондом недр, причем как их воспроизводством, так и горным делом (добычей полезных ископаемых). Это потребует, в частности, разработки и принятия "Горного кодекса", включающего свод правил по технологии добычи различных видов ПИ.

 

Заключение

 

В отличие от землепользователя недропользователь всегда выступает временщиком, что обусловлено двумя факторами: во-первых, добываемые полезные ископаемые являются невоспроизводимыми ресурсами; во-вторых, участок недр предоставляется во временное пользование и должен быть затем возвращен государству.

Поэтому любой инвестор - российский или тем более иностранный - всегда будет заинтересован в максимальной эксплуатации участка недр, не исключая и его хищническую разработку.

Но экономика горнодобывающих  предприятий не может быть ориентирована на достижение краткосрочных целей. Отличительная особенность эксплуатации месторождения - необходимость неукоснительного соблюдения требований ТЭО и критериев оптимальной технологии его разработки.

Это служит еще одним аргументом в пользу того, что только государство может выступать эффективным собственником недр и обеспечивать их рациональную эксплуатацию.

В настоящее время провозглашенная  в России государственная собственность  на недра по существу сводится к  двум компонентам - лицензированию права пользования участком недр и налогообложению обладателя лицензии.

Сам же участок недр, передаваемый в пользование, устанавливается  произвольно.

Это могут быть: месторождение; его  часть; несколько месторождений; площадь, предназначенная для геологического изучения недр, ограниченная географическими координатами.

Но нигде не фиксируется государственная  собственность на участок недр.

Передаваемый в пользование  участок не имеет регистрации  как государственная собственность  и признаков, присущих объекту недвижимости (недвижимому имуществу) в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ. Регистрируется только лицензия.

Можно констатировать, что российская система государственного управления недропользованием в настоящее  время малоэффективна.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Андреев Б. Ф. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Учебное пособие / Пол ред. акад. В. А. Петрищева.— СПб.: Лениздат, 1998. - 574 с.
  2. Башун В.И. Изъятие и распределение ренты добывающей промышленности в зарубежных странах / В.И. Башун // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. - 2006. № 5.
  3. Буздалов И. Природная рента как категория рыночной экономики. Вопросы экономики, 2004. - N 3. - С. 26-32.
  4. Кимельман С., Андрюшин С. Проблема горной ренты в современной России. - Вопросы экономики, 2004. - N 2.
  5. Кудров В.М. Мировая экономика. - М.: Бек, 2010. - 464 с.
  6. Планирование на предприятии: Учебное пособие / Сост. В. Д. Жариков, В. В. Жариков - Тамб. гос. техн. ун - т. Тамбов, 2007. - 30 с.
  7. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие / под      ред. проф. М.Н. Чепурина.-11-е изд., - М.: Юстицинформ, 2004. – 416 с.
  8. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика: Учебник - М.: Проспект, 2007. - 248 с.
  9. Экономика предприятия. Учебник/Под ред. О.И.Волкова. - М.: Инфра - М, 2007. - 416с.
  10. Экономика: Учебное пособие / Под ред. А.С. Булатова. - М.: изд-во БЕК, 2006. - 518 с.

 

 

 

 

 




Информация о работе Рентные отношения в добывающей промышленности