Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:40, статья
В связи с относительно более быстрым экономиче-ским ростом ряда развивающихся стран и стран с формирующимся рынком степень их влияния на де-ятельность мВф, определяемая величиной принадлежащих им квот и, соответственно, количества голосов, пришла в явное противоречие с возросшей ролью этих стран в гло-бальной экономике. По этим причинам у фонда возникла необходимость предпринять поиск мер для снижения уровня несоответствия между удельными весами стран в мировом хозяйстве и их положением в мВф. Принятие таких мер было ускорено разразившимся в 2008 г. глобальным финан-сово-экономическим кризисом.
Перестройка кредитного механизма. с учетом опыта финансовых и валютных кризисов 1990-х годов мВф стал применять существенные новации, относящиеся к его кре-дитной деятельности, т. е. оказанию государствам-членам финансовой помощи с целью противодействия развитию кризисных процессов (так называемое «управление кризис-ными ситуациями» – crisis management). Эти новации были нацелены на расширение доступа стран к финансовым ре-сурсам фонда, а также повышение быстроты его реакции на возникновение кризисов на валютных и финансовых рынках.В контексте указанных мер, в дополнение к обычным кредитным механизмам мВф (договоренности «стэнд-бай» – Stand-by Arrangements и «Механизм расширенного кредитования» – Extended Fund Facility), в декабре 1997 г. был образован «Механизм финансирования дополнительных резервов», МФДР (Supplemental Reserve Facility, SRF), а в ап-реле 1999 г. учреждены «Обусловленные кредитные линии», ОКЛ (Contingent Credit Lines, CCL). Предусматривалось, что в рамках этого механизма мВф должен был открывать в чрезвычайном порядке краткосрочные кредитные линии государствам-членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса вследствие возможного негатив-ного воздействия ситуации на мировом рынке капиталов, т. е. факторов, находящихся вне сферы их контроля. В результате быстрого экономического роста после спада 2001 – 2002 гг. финансовое и экономическое поло-жение ряда стран с формирующимися рынками и других развивающихся стран со средними доходами, которые тра-диционно являлись основными пользователями кредитных ресурсов мВф, значительно укрепилось. Это позволило им (в частности, России) расплатиться по полученным ранее в мВф кредитам и избавило от необходимости обращаться в то время за новыми займами. Кроме того, такого рода страны имели практически свободный доступ к частному рынку ка-питалов. Поэтому их потребность в использовании кредитно-го потенциала мВф на том этапе существенно сократилась. В результате этого образованные в конце 1990-х годов кре-дитные механизмы практически не использовались, и в кон-це концов их существование было официально прекращено. стремительное развитие с середины 2008 г. глобального финансово-экономического кризиса резко ухудшило эконо-мическое положение ряда стран, скачкообразно увеличило их потребность в финансовой помощи со стороны мВф. По этой причине, а также под давлением мирового сообщества, мВф интенсифицировал работу по модернизации своего кредитного устройства. В коммюнике мВфК по итогам заседания, состояв-шегося 11 октября 2008 г., говорится: «Комитет призывает
мВф быть в состоянии готовности к тому, чтобы помочь
государствам-членам своевременно подготовить эффектив-ные и надлежащие ответные меры для того, чтобы смягчить
негативные последствия
Комитет подчеркивает, что осуществляемое фондом фи-нансирование – при соблюдении необходимых мер предо-сторожности – должно играть решающую роль в придании
государствам-членам уверенности, помогая им справляться
с вызовами глобализации в целом и нынешним финансовым
кризисом, в частности»2
1.
Происходившую под воздействием кризиса эволюцию
позиции мВф по вопросу о кредитовании государств-чле-нов можно было бы схематично представить таким образом:
в докризисный период – это осуществление мониторинга
экономической политики страны (надзор) без получения ею
фактической финансовой поддержки; в условиях кризиса,
напротив, – предоставление стране финансовых средств на
короткий срок при наличии у мВф уверенности в том, что
экономика государства-заемщика находится в принципе в
благополучном состоянии и проводимый властями курс эко-номической политики вполне соответствует традиционным
требованиям фонда.
29 октября 2008 г. Исполнительный совет одобрил
образование нового кредитного механизма, получившего
наименование «Механизм краткосрочной поддержки лик-видности», СЛФ (Short-Term Liquidity Facility – SLF). Хотя
образование слф представляло собой существенный шаг
на пути расширения возможностей получения государства-ми-членами кредитов мВф, все-таки некоторые его осо-бенности вызывали недовольство ряда стран и «Группы
20». Поэтому он
24 марта 2009 г. фонд в рамках существенного пересмотра
своей системы кредитования учредил, взамен слф, новый
кредитный инструмент под названием «Гибкая кредитная
линия» – ГКЛ (Flexible Credit Line – FCL).
Кредитные договоренности в рамках
ГКл применяются только к странам,
удовлетворяющим заранее
основные положения ГКЛ предусматривают:
– возможность предоставления странам, отвечающим
установленным требованиям, крупного
единовременного до-ступа к
экономической политики; объем кредитной договоренности
в рамках ГКл определяется в каждом отдельном случае;
– отсутствие жесткого лимита доступа к ресурсам фонда,
который устанавливается в каждом конкретном случае с уче-том реальных потребностей данной страны во внешнем фи-нансировании (по условиям слф существовал потолок до-ступа в размере 500% величины квоты страны);
– открытие возобновляемой кредитной линии, которая
по усмотрению заемщика может первоначально предостав-ляться на срок в шесть либо 12 месяцев, при условии прове-дения по истечении шести месяцев обзора соответствия эко-номической политики страны установленным требованиям;
– возможность применения кредитной линии в качестве
превентивного инструмента (что не допускалось при слф)
или ее использования в любое время с момента утвержде-ния; при этом выплаты не делятся на определенные этапы
и не обусловливаются
политике, как это имеет место в случае с финансируемыми
фондом традиционными
– более продолжительный период погашения задолжен-ности (от 3 ¼ до 5 лет, по сравнению с максимальным перио-дом пролонгации в рамках слф в девять месяцев).
образование механизма ГКл не являлось единственным
новшеством в кредитной системе мВф. Исполнительный
совет фонда в упоминавшемся постановлении от 24 марта
2009 г. одобрил и ряд других относящихся к этой системе
мер. они ориентированы на страны с относительно более
низким уровнем дохода, которые, однако, позволяют себе ис-пользовать кредитование, не имеющее льготного характера.
В числе этих мер:
Расширение договоренностей о резервных креди-тах «стэнд-бай» (Stand-by Arrangements, CBA). СВА представляют собой основной, «рабочий» кредитный ин-струмент мВф, предназначенный для оказания финансо-вой поддержки государствам-членам и противодействия кризисам. Реформирование сВа направлено на повышение степени их гибкости, обеспечение доступности в качестве антикризисного механизма для тех стран, которые не могут соответствовать требованиям, предъявляемым фондом при использовании ГКл. Новые условия сВа обеспечивают на-званным государствам-членам более высокий уровень досту-па к ресурсам мВф и возможность их получения в превен-тивном порядке.
Удвоение лимитов доступа лимиты доступа стран к стандартным (нельготным) кредитам мВф удваиваются: новые годовые и кумулятивные лимиты составляют, соот-ветственно, 200 и 600% величины квоты. Эти более высокие лимиты имеют целью вселить в страны уверенность в том, что им будут доступны достаточные для удовлетворения их финансовых потребностей ресурсы.
Модернизация предъявляемых условий. Предполагается, что она должна быть достигнута двумя основными способами. Во-первых, мВф будет шире использовать в соответствующих случаях заранее установленные квалифи-кационные критерии (обусловленность ex ante) в качестве основы для предоставления доступа к его ресурсам (этот принцип применен в «Гибкой кредитной линии») вместо тра-диционных, ретроспективных (ex post) предъявляемых условий. Во-вторых, в дальнейшем осуществление структурной политики в рамках поддерживаемых мВф программ будет подвергаться мониторингу в связи с обзорами этих программ, а не путем применения структурных критериев реализации, которые будут отменены во всех кредитных договоренностях фонда, включая относящиеся к странам с низкими доходами. суть осуществляемых изменений в отношении предъ-являемых фондом государствам-заемщикам условий состоит в том, что контроль над экономической политикой этих госу-дарств посредством строгого отслеживания выполнения на-бора согласованных мероприятий заменяется более гибким подходом на основе контрольных показателей, используемых в рамках более широкого обзора процесса реализации дан-ной программы. Предполагается, что все эти модификации будут побуждать страны обращаться к мВф заблаговремен-но, до того, как возникшие у них проблемы приобретут чрез-мерную остроту.
Адаптация и упрощение механизмов определения сто-имости и сроков погашения кредитов. В целях создания надлежащих стимулов для заимствования средств у мВф пе-ресматриваются механизмы определения стоимости и сроков погашения заимствований у фонда. отказ от так называемой «политики ожидаемых сроков выкупа средств» (администра-тивного механизма, предназначенного для поощрения более раннего выкупа) на практике должен приводить к удлинению льготных периодов и упрощению графиков погашения креди-тов. Этот механизм заменяется введением дополнительного сбора, основанного на фактической продолжительности за-имствования. Новый порядок должен помочь странам, кото-рые своевременно погашают кредиты фонда, смягчить кре-дитные риски без увеличения стоимости заимствования. 30 августа 2010 г. Исполнительный совет мВф осуще-ствил еще ряд мер,направленных на дальнейшее совершен-ствование механизма ГКл. Нововведения, относящиеся к этому механизму, включают: увеличение вдвое допустимого срока действия договоренностей об использовании кредитной линии (с этого времени они могут утверждаться на один или два года с промежуточным обзором соответствия квалификационным критериям по прошествии одного года); устранение неявно подразумевавшегося ранее предела доступа в размере 1000% квоты государства-члена; введение требования об участии Исполнительного совета на раннем этапе оценки рассматриваемого уровня доступа к кредиту и воздействия такого доступа на ликвидную позицию МВФ. «сверхзадачей» принятия фондом концепции ГКл является преодоление – а еще лучше, предотвращение, недопущение – финансово-экономических кризисов. согласно утверждению первого заместителя Директора-распорядителя мВф Джона липски (John Lipsky), учреждение ГКл – «это, пожалуй, самое существенное изменение в процедуре взаимодействия мВф со странами-членами после краха Бреттонвудской системы»1. Данный инструмент играет роль своего рода страхового полиса для отвечающих его условиям государств-членов. Своим решением от 30 августа 2010 г. Исполнительный совет мВф одобрил создание «Превентивной кредитной линии», ПКЛ (Precautionary Credit Line, PCL). Этот механизм предназначен для стран с «хорошей экономической полити-кой», которые, однако, не отвечают более требовательным ква-лификационным критериям ГКл. ПКл упрощает ретроспек-тивные предъявляемые стране-заем щику условия, требующие устранения остающихся уязвимых мест в его экономической политике (допустимы «умеренные факторы уязвимости» в од-ной или двух областях). Таким образом, ПКл дает более ши-рокой группе стран, по сравнению со странами, отвечающими критериям ГКл, возможность использовать кредитные линии мВф для пополнения запаса международной ликвидности.
Две основные особенности ПКЛ:
– облегченные предварительные условия, призванные ослабить любые факторы экономической уязвимости, вы-явленные в процессе определения соответствия квалифи-кационным критериям при отслеживании соблюдения этих критериев с помощью полугодовых обзоров выполнения программы;
– доступ в пределах 500% квоты, предоставляемый пос-ле утверждения кредитной договоренности, и в общей слож-ности до 1000% по прошествии 12 месяцев.21 ноября 2011 г. мВф принял решение об осуществле-нии еще одного пакета реформ своих кредитных механизмов. согласно пресс-релизу мВф этот пакет «призван повысить гибкость и расширить сферу охвата кредитными инструмен-тами фонда в целях более эффективного предоставления ликвидности и экстренной помощи государствам – членам фонда во всем мире»2.Новая реформа, во-первых, предусматривает замену ПКл «Превентивной линией для предоставления ликвид-ности», ПЛЛ (Precautionary and Liquidity Line, PLL). Этот механизм может быть использован в более разнообразных обстоятельствах, в том числе в качестве средства страхова-ния от грозящих шоков и инструмента для краткосрочного пополнения запаса ликвидности, имеющего своим назначе-нием останавливать цепную реакцию передачи экономиче-ских потрясений. Превентивная линия для предоставления ликвидности:
– может использоваться для поддержки государства-члена, если на момент утверждения кредитной договоренно-сти это государство испытывает либо потенциальную, либо фактическую (а это значит не только потенциальную, как предусматривалось условиями ПКл) потребность в финансировании платежного баланса. Квалификационные условия остаются теми же, что и в случае с ПКл. отсюда следует, что кредиты в рамках Плл доступны только странам, экономика
которых сама по себе находится в принципе в устойчивом состоянии, а экономическая политика признается обоснован-ной и не внушает опасений;
– может использоваться как механизм предоставления ликвидности для удовлетворения краткосрочных потребно-стей в финансировании платежного баланса на условиях шес-тимесячных кредитных договоренностей. Лимит доступа к ресурсам мВф в рамках таких договоренностей не может превышать 250% квоты государства-члена. При исключи-тельных обстоятельствах и если потребность в финанси-ровании имеет краткосрочный характер или вызывается вне-шними шоками, то лимит может быть увеличен до 500%;
– может также использоваться в
рамках договоренности сроком от 12 до
24 месяцев с максимальным доступом
с мо-мента утверждения в
Информация о работе Реформирование международного валютного фонда