Реформирование международного валютного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:40, статья

Краткое описание

В связи с относительно более быстрым экономиче-ским ростом ряда развивающихся стран и стран с формирующимся рынком степень их влияния на де-ятельность мВф, определяемая величиной принадлежащих им квот и, соответственно, количества голосов, пришла в явное противоречие с возросшей ролью этих стран в гло-бальной экономике. По этим причинам у фонда возникла необходимость предпринять поиск мер для снижения уровня несоответствия между удельными весами стран в мировом хозяйстве и их положением в мВф. Принятие таких мер было ускорено разразившимся в 2008 г. глобальным финан-сово-экономическим кризисом.

Вложенные файлы: 1 файл

валюшке.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Перестройка кредитного механизма. с учетом опыта финансовых и валютных кризисов 1990-х годов мВф стал применять существенные новации, относящиеся к его кре-дитной  деятельности,  т.  е.  оказанию  государствам-членам финансовой  помощи  с  целью  противодействия  развитию кризисных процессов (так называемое «управление кризис-ными ситуациями» – crisis management). Эти новации были нацелены на расширение доступа стран к финансовым ре-сурсам фонда, а также повышение быстроты его реакции на возникновение кризисов на валютных и финансовых рынках.В контексте указанных мер, в дополнение к обычным кредитным механизмам  мВф (договоренности  «стэнд-бай» – Stand-by Arrangements и «Механизм расширенного кредитования» – Extended Fund Facility), в декабре 1997 г. был образован «Механизм финансирования дополнительных резервов», МФДР (Supplemental Reserve Facility, SRF), а в ап-реле 1999 г. учреждены «Обусловленные кредитные линии», ОКЛ  (Contingent  Credit  Lines,  CCL).  Предусматривалось, что в рамках этого механизма мВф должен был открывать в  чрезвычайном  порядке  краткосрочные  кредитные  линии государствам-членам,  сталкивающимся  с  угрозой  острого кризиса платежного баланса вследствие возможного негатив-ного воздействия ситуации на мировом рынке капиталов, т. е. факторов, находящихся вне сферы их контроля. В  результате  быстрого  экономического  роста  после спада  2001  –  2002  гг.  финансовое  и  экономическое  поло-жение  ряда  стран  с  формирующимися  рынками  и  других развивающихся стран со средними доходами, которые тра-диционно  являлись  основными  пользователями  кредитных ресурсов мВф, значительно укрепилось. Это позволило им (в частности, России) расплатиться по полученным ранее в мВф кредитам и избавило от необходимости обращаться в то время за новыми займами. Кроме того, такого рода страны имели практически свободный доступ к частному рынку ка-питалов. Поэтому их потребность в использовании кредитно-го потенциала мВф на том этапе существенно сократилась. В результате этого образованные в конце 1990-х годов кре-дитные механизмы практически не использовались, и в кон-це концов их существование было официально прекращено. стремительное развитие с середины 2008 г. глобального финансово-экономического  кризиса  резко  ухудшило  эконо-мическое  положение  ряда  стран,  скачкообразно  увеличило их потребность в финансовой помощи со стороны мВф. По этой причине, а также под давлением мирового сообщества, мВф  интенсифицировал  работу  по  модернизации  своего кредитного устройства. В  коммюнике  мВфК  по  итогам  заседания,  состояв-шегося 11 октября 2008 г., говорится: «Комитет призывает

мВф  быть  в  состоянии  готовности  к  тому,  чтобы  помочь

государствам-членам  своевременно  подготовить  эффектив-ные и надлежащие ответные меры для того, чтобы смягчить

негативные последствия заражения  финансовым кризисом… 

Комитет  подчеркивает,  что  осуществляемое  фондом  фи-нансирование  –  при  соблюдении  необходимых  мер  предо-сторожности – должно играть решающую роль в придании

государствам-членам уверенности, помогая  им справляться 

с вызовами глобализации в целом  и нынешним финансовым

кризисом, в частности»2

1.

Происходившую под воздействием кризиса  эволюцию

позиции  мВф  по  вопросу  о  кредитовании  государств-чле-нов  можно было бы схематично представить  таким образом:

в  докризисный  период  –  это  осуществление  мониторинга 

экономической политики страны (надзор) без получения ею

фактической  финансовой  поддержки;  в  условиях  кризиса,

напротив, – предоставление стране финансовых средств на

короткий срок при наличии у  мВф уверенности в том, что 

экономика  государства-заемщика  находится  в  принципе  в 

благополучном состоянии и проводимый властями курс эко-номической политики вполне соответствует традиционным

требованиям фонда.

29  октября  2008  г.  Исполнительный  совет  одобрил 

образование  нового  кредитного  механизма,  получившего 

наименование  «Механизм  краткосрочной  поддержки  лик-видности», СЛФ (Short-Term Liquidity Facility – SLF). Хотя

образование  слф  представляло  собой  существенный  шаг 

на пути расширения возможностей получения  государства-ми-членами  кредитов  мВф,  все-таки  некоторые  его  осо-бенности  вызывали  недовольство  ряда  стран  и  «Группы

20». Поэтому он просуществовал  лишь менее пяти месяцев. 

24 марта 2009 г. фонд в рамках  существенного пересмотра 

своей системы кредитования учредил, взамен слф, новый 

кредитный инструмент под названием «Гибкая кредитная

линия» – ГКЛ (Flexible Credit Line – FCL).

Кредитные договоренности в рамках ГКл применяются только к странам, удовлетворяющим заранее установленным  квалификационным  критериям.  Эти  критерии  предполагают наличие  у страны прочных («очень хороших») базовых показателей,  проведение  ею  обоснованной  и  эффективной экономической политики, успешный опыт предыдущего осуществления такой политики, готовность к применению при возникновении шоковых потрясений надлежащих корректирующих мер.

основные  положения ГКЛ предусматривают:

–  возможность  предоставления  странам,  отвечающим

установленным требованиям, крупного единовременного до-ступа к ресурсам фонда без предъявления каких-либо пред-варительных, постоянно действующих  в период срока дого-воренности ретроспективных (ex post) условий относительно

экономической политики; объем кредитной  договоренности

в рамках ГКл определяется в каждом отдельном случае;

– отсутствие жесткого лимита доступа  к ресурсам фонда,

который устанавливается в каждом конкретном случае с уче-том реальных потребностей данной страны во внешнем фи-нансировании  (по  условиям  слф  существовал  потолок  до-ступа в размере 500% величины квоты страны);

– открытие возобновляемой кредитной  линии, которая 

по усмотрению заемщика может первоначально предостав-ляться на срок в шесть либо 12 месяцев, при условии прове-дения по истечении шести месяцев обзора соответствия  эко-номической политики страны установленным требованиям;

– возможность применения кредитной  линии в качестве

превентивного инструмента (что не допускалось при слф)

или ее использования в любое  время с момента утвержде-ния; при этом выплаты не делятся на определенные этапы 

и не обусловливаются договоренностями об экономической 

политике, как это имеет место  в случае с финансируемыми

фондом традиционными программами;

– более продолжительный период погашения задолжен-ности (от 3 ¼  до 5 лет, по сравнению с максимальным перио-дом пролонгации в рамках слф в девять месяцев).

образование механизма ГКл не являлось единственным

новшеством  в  кредитной  системе  мВф.  Исполнительный

совет фонда в упоминавшемся  постановлении от 24 марта 

2009 г. одобрил и ряд других  относящихся к этой системе 

мер.  они  ориентированы  на  страны  с  относительно  более 

низким уровнем дохода, которые, однако, позволяют себе ис-пользовать кредитование, не имеющее льготного характера.

В числе этих мер:

Расширение  договоренностей  о  резервных  креди-тах  «стэнд-бай»  (Stand-by  Arrangements,  CBA).  СВА представляют  собой основной,  «рабочий» кредитный  ин-струмент  мВф,  предназначенный  для  оказания  финансо-вой  поддержки  государствам-членам  и  противодействия кризисам. Реформирование сВа направлено на повышение степени  их  гибкости,  обеспечение  доступности  в  качестве антикризисного механизма для тех стран, которые не могут соответствовать требованиям, предъявляемым фондом при использовании ГКл. Новые условия сВа обеспечивают на-званным государствам-членам более высокий уровень досту-па к ресурсам мВф и возможность их получения в превен-тивном порядке.

Удвоение лимитов  доступа  лимиты  доступа стран к  стандартным  (нельготным)  кредитам  мВф удваиваются: новые  годовые  и  кумулятивные  лимиты  составляют,  соот-ветственно, 200 и 600% величины квоты. Эти более высокие лимиты имеют целью вселить в страны уверенность в том, что им будут доступны достаточные для удовлетворения их финансовых потребностей ресурсы.

Модернизация  предъявляемых  условий.  Предполагается,  что  она  должна  быть  достигнута  двумя  основными способами.  Во-первых,  мВф  будет шире  использовать  в соответствующих случаях заранее установленные квалифи-кационные  критерии  (обусловленность  ex  ante)  в  качестве основы  для  предоставления  доступа  к  его  ресурсам  (этот принцип применен в «Гибкой кредитной линии») вместо тра-диционных, ретроспективных (ex post) предъявляемых условий. Во-вторых, в дальнейшем осуществление структурной политики в рамках поддерживаемых мВф программ будет подвергаться мониторингу в связи с обзорами этих программ, а не путем применения структурных критериев реализации, которые будут отменены во всех кредитных договоренностях фонда, включая относящиеся к странам с низкими доходами. суть осуществляемых изменений в отношении предъ-являемых фондом государствам-заемщикам условий состоит в том, что контроль над экономической политикой этих госу-дарств посредством строгого отслеживания выполнения на-бора согласованных мероприятий заменяется более гибким подходом на основе контрольных показателей, используемых в рамках более широкого обзора процесса реализации дан-ной программы. Предполагается, что все эти модификации будут побуждать страны обращаться к мВф заблаговремен-но, до того, как возникшие у них проблемы приобретут чрез-мерную остроту.

Адаптация и упрощение механизмов определения  сто-имости и сроков погашения кредитов. В целях создания надлежащих стимулов для заимствования средств у мВф пе-ресматриваются механизмы определения стоимости и сроков погашения заимствований у фонда. отказ от так называемой «политики ожидаемых сроков выкупа средств» (администра-тивного механизма, предназначенного для поощрения более раннего выкупа) на практике должен приводить к удлинению льготных периодов и упрощению графиков погашения креди-тов. Этот механизм заменяется  введением дополнительного сбора,  основанного  на  фактической  продолжительности  за-имствования. Новый порядок должен помочь странам, кото-рые своевременно погашают кредиты фонда, смягчить кре-дитные риски без увеличения стоимости заимствования. 30 августа 2010 г. Исполнительный совет мВф осуще-ствил еще ряд мер,направленных на дальнейшее  совершен-ствование  механизма  ГКл. Нововведения,  относящиеся к этому механизму, включают: увеличение вдвое допустимого срока  действия  договоренностей  об  использовании  кредитной линии (с этого времени они могут утверждаться на один или два года с промежуточным обзором соответствия квалификационным критериям по прошествии одного года); устранение неявно подразумевавшегося ранее предела доступа в размере 1000% квоты государства-члена; введение требования об участии Исполнительного совета на раннем этапе оценки рассматриваемого уровня доступа к кредиту и воздействия такого доступа на ликвидную позицию МВФ. «сверхзадачей» принятия фондом концепции ГКл является преодоление – а еще лучше, предотвращение, недопущение  –  финансово-экономических  кризисов.  согласно утверждению  первого  заместителя  Директора-распорядителя мВф Джона липски (John Lipsky), учреждение ГКл – «это, пожалуй, самое существенное изменение в процедуре взаимодействия  мВф  со  странами-членами  после  краха Бреттонвудской системы»1. Данный инструмент играет роль своего рода страхового полиса для отвечающих его условиям государств-членов. Своим решением от 30 августа 2010 г. Исполнительный совет  мВф  одобрил  создание  «Превентивной кредитной линии», ПКЛ (Precautionary Credit Line, PCL). Этот механизм предназначен  для  стран  с  «хорошей  экономической  полити-кой», которые, однако, не отвечают более требовательным ква-лификационным критериям ГКл. ПКл упрощает ретроспек-тивные предъявляемые стране-заем щику условия, требующие устранения остающихся уязвимых мест в его экономической политике (допустимы «умеренные факторы уязвимости» в од-ной или двух областях). Таким образом, ПКл дает более ши-рокой группе стран, по сравнению со странами, отвечающими критериям ГКл, возможность использовать кредитные линии мВф для пополнения запаса международной ликвидности.

Две основные особенности ПКЛ:

–  облегченные  предварительные  условия,  призванные ослабить  любые  факторы  экономической  уязвимости,  вы-явленные  в  процессе  определения  соответствия  квалифи-кационным критериям при отслеживании соблюдения этих критериев  с  помощью  полугодовых  обзоров  выполнения программы;

– доступ в пределах 500% квоты, предоставляемый  пос-ле утверждения кредитной договоренности, и в общей слож-ности до 1000% по прошествии 12 месяцев.21 ноября 2011 г. мВф принял решение об осуществле-нии еще одного пакета реформ своих кредитных механизмов. согласно пресс-релизу мВф этот пакет «призван повысить гибкость и расширить сферу охвата кредитными инструмен-тами  фонда  в  целях  более  эффективного  предоставления ликвидности и экстренной помощи государствам – членам фонда во всем мире»2.Новая  реформа,  во-первых,  предусматривает  замену ПКл «Превентивной линией для предоставления ликвид-ности», ПЛЛ (Precautionary and Liquidity Line, PLL). Этот механизм может быть использован в более разнообразных обстоятельствах, в том числе в качестве средства страхова-ния от грозящих шоков и инструмента для краткосрочного пополнения запаса ликвидности, имеющего своим назначе-нием  останавливать  цепную  реакцию  передачи  экономиче-ских потрясений. Превентивная линия для предоставления ликвидности:

–  может  использоваться  для  поддержки  государства-члена, если на момент утверждения кредитной договоренно-сти это государство испытывает либо потенциальную, либо фактическую  (а  это  значит  не  только  потенциальную,  как предусматривалось условиями ПКл) потребность в финансировании платежного баланса. Квалификационные условия  остаются теми же, что и в случае с ПКл. отсюда следует, что кредиты в рамках Плл доступны только странам, экономика

которых сама по себе находится в  принципе в устойчивом состоянии, а  экономическая политика признается обоснован-ной и не внушает опасений;

– может использоваться как механизм предоставления ликвидности для  удовлетворения  краткосрочных  потребно-стей в финансировании платежного баланса на условиях шес-тимесячных кредитных договоренностей. Лимит доступа к ресурсам мВф в рамках таких договоренностей не может превышать  250%  квоты  государства-члена.  При  исключи-тельных обстоятельствах и если потребность в финанси-ровании имеет краткосрочный характер или вызывается вне-шними шоками, то лимит может быть увеличен до 500%;

– может также использоваться в  рамках договоренности сроком от 12 до 24 месяцев с максимальным доступом с мо-мента утверждения в размере 500% квоты государства-члена в первый год и до 1000% квоты во второй год. Как и по ус-ловиям ПКл, договоренности на эти сроки предусматривают проведение обзоров (мониторинга) Исполнительным советом раз в шесть месяцев.

Информация о работе Реформирование международного валютного фонда