Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:01, курсовая работа
В современных условиях со стороны политических лидеров и экономистов многих стран наблюдается признание необходимости усиления роли государства в обеспечении предпосылок долгосрочного экономического роста и поддержания социальной стабильности. Особое значение регулирующая функция государства приобретает в экономиках переходного периода в связи с задачами формирования новой конкурентной среды, структурной перестройки, создания условий для экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Содержание: 2
Введение 3
1 Теоретические подходы к пониманию конкурентной среды и роли государства в ее обеспечении 5
2 Зарубежный опыт государственной политики в сфере формирования и поддержания конкурентной среды 10
2.1 Этапы развития законодательства в сфере госрегулирования экономики 10
2.2 Зарубежная практика развития конкуренции в секторе розничной торговли 13
2.3 Основные направления деятельности по защите конкуренции в секторе розничной торговли 14
2.4 Основные направления развития конкуренции в секторе розничной торговли 21
3 Опыт формирования конкурентной среды в России в годы реформ
23
3.1 Антимонопольная политика 28
3.2 Методы антимонопольной политики 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Тема: Роль государства в формировании конкурентной среды
В
современных условиях со стороны
политических лидеров и экономистов
многих стран наблюдается признание
необходимости усиления роли государства
в обеспечении предпосылок
Реализация в России в 1992-1997 г.г. концепции, согласно которой чем меньше государственного вмешательства в экономику, тем больше возможностей для ее либерализации и восстановления рыночного равновесия, привела к еще большей неуправляемости и нестабильности в обществе, неуклонному снижению ВВП, свертыванию национального производства, сужению рынка для национальных производителей.
Переход к рыночной экономике требует от государства более зрелого подхода в использовании различных методов экономической политики, позволяющих сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма и поддержать макроэкономическое равновесие системы в целом. Однако необходимость государственного регулирования рыночной экономики долгое время в России отрицалась, поскольку предполагалось, что рыночная система как саморегулирующаяся целостность может существовать и развиваться без вмешательства государства. Опыт развития западных стран показывает, что для успешного функционирования рыночного механизма создана соответствующая система прав собственности, законов и правил, обеспечивающая их передачу, юридических институтов, механизмов принятия решений. В данном случае уместно вспомнить высказывание Ф. Хайека о том, что только в понимании вульгарных либералов, способных лишь скомпрометировать идею экономического либерализма, все делается “само собой” под безошибочным водительством пресловутой “невидимой руки”. Развитие рыночной экономики и обеспечение равной конкуренции требует проведения целенаправленной и последовательной государственной политики по обеспечению экономической свободы. Стратегией долгосрочной экономической политики развитых стран в послевоенный период являлось восстановление и развитие производственных рыночных структур, которые непосредственно относятся к формированию новой конкурентной среды. Смысл этих преобразований в развитых странах заключался в снятии монополистических ограничений и создании законодательной базы с целью защиты конкуренции от принудительных акций монополии.
Наличие рыночных структур и их способность работать в режиме рыночной конкуренции определяет конкурентоспособность страны, которая является показателем состояния и перспектив развития национальной экономики, основой для участия в международном разделении труда и торговле. Конкурентоспособность национальной экономики - сравнительная характеристика, содержащая комплексную оценку состояния важнейших показателей экономики относительно внешних параметров, в силу этого конкурентоспособность национальной экономики проявляется в международной конкуренции. Ее изменения характеризуются такими показателями, как темп роста ВНП, темп роста производительности труда, заработной платы, доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в стране, расходы на образование, фундаментальную науку, НИОКР в процентах к ВНП, доля в экспорте страны сырьевых и трудоемких отраслей, капиталоемких отраслей, отраслей высоких технологий, доля в мировом экспорте и т.д. Опыт развитых западных стран в области управления конкурентоспособностью национальной экономики представляет несомненный интерес, ибо вопросы создания новых конкурентоспособных отраслей неразрывно связаны со стратегией национального развития. Для нашей страны проблема сохранения конкурентных позиций на мировом рывке стоит особенно остро, так как в современных условиях в значительной степени утрачиваются те факторы, которые могли бы обеспечить рост конкурентоспособности в будущем. В связи с этим, еще большее значение приобретает та государственная политика, целью которой является наращивание конкурентоспособных отраслей экономики.
Проблемы, связанные с местом, ролью, функциями государства в экономике, занимали умы учёных с самого возникновения экономической науки. В истории развития мировой цивилизации были разные подходы к оценке роли государства в экономике.
В XV – XVII вв., в период первоначального накопления капитала, представители школы меркантилизма обосновывали необходимость активной государственной экономической политики. Характерное для меркантилистов отождествление богатства с деньгами привело их к выводу, что и государство тем богаче, чем больше денег оно имеет. Накопление же денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти. Меркантилисты провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны. Учитывая специфику экономического развития в тот период, а именно то, что главный показатель богатства страны – количество золота, меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт. Для формирования активного торгового баланса и захвата внешних рынков правительство должно было регулировать ввоз путём обложения пошлинами иностранных товаров и поощрять вывоз, выдавая, в частности, премии организаторам предприятий, продукция которых пользовалась большим спросом на внешних рынках. С этой целью, а также для того, чтобы освободить страну от необходимости импортировать промышленные изделия, предлагалось поощрять развитие промышленности. Идеи меркантилизма стали теоретической базой государственной политики, получившей название протекционизма, направленной на поощрение отечественной экономики, её защиту от иностранных конкурентов, на расширение внешних рынков.
В трудах экономистов всё чаще встречается резкая критика позиций меркантилизма. Всестороннее обоснование новых взглядов экономического либерализма дали создатели классической школы политической экономии А. Смит и Д. Риккардо. В основе учения Смита лежало представление об экономических законах, действующих подобно законам природы и определяющих развитие общества. Ему была близка идея «естественной гармонии», которая устанавливается в экономике стихийно при отсутствии государственного вмешательства и является оптимальным режимом функционирования рыночной экономической системы. Смит называл такое естественное функционирование экономики принципом «невидимой руки», а роль государства ограничивал функцией «ночного сторожа» - поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции. А. Смит считал, что государство, вмешиваясь в экономическую жизнь субъектов рыночного хозяйства, порождает систему неравенств, негативно влияющих на развитие стран. Государство оказывает неблагоприятное воздействие: «…во-первых, ограничивая конкуренцию в некоторых промыслах…, во-вторых, усиливая конкуренцию в других промыслах сравнительно с тем, что было бы при естественных условиях, и, в-третьих, стесняя свободный переход труда и капитала от одного промысла к другому и с одного места на другое». Свобода торговли и в широком смысле – свобода субъектов экономической деятельности от вмешательства государства явилась одним из центральных тезисов Смита, сформулировавшего целостную доктрину экономического развития государств.
В 30-е годы XX в. получила распространение кейнсианская концепция, которая опровергала взгляды классиков на роль государства. Дж. Кейнс подчёркивал, что условия процветания отдельного экономического человека или фирмы не идентичны процветанию всей экономики страны, между ними возникают противоречия, решение которых находится в сфере общих условий воспроизводства и с необходимостью подлежит государственному воздействию.
Теорию Кейнса можно назвать «кризисной», так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. При этом Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов: гибкая денежно-кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и прямое создание государством рабочих мест.
Наибольшее признание в практике государственного регулирования экономики получили теории антициклического регулирования и экономического роста. Они отводят главную роль государственному воздействию на инвестиции. Основными инструментами являются государственный бюджет, налоговая политика, регулирование нормы процента. Цель государственной экономической политики, по мнению кейнсианцев, - это высокий уровень занятости рабочей силы, стабильность экономического развития, стимулирование экономического роста, социальная политика, обеспечение социальной справедливости в распределении.
Неоклассическая теория представлена преимущественно неолиберальной и монетаристской доктринами. Представители монетаристского направления рассматривают ограниченный круг инструментов экономической политики. Единственная цель государства – поддержание экономической стабильности. Ведущую роль в формировании и утверждении монетаристской доктрины сыграл М. Фридмен. В основе его представлений на экономику страны лежит убеждение в том, что в самой сущности рыночной, капиталистической системы хозяйства заложены механизмы, приводящие хозяйство в равновесие при полном использовании всех ресурсов.
Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос и использовании вместо этого косвенных мер воздействия на предложение. В основу монетаристского подхода, положен постулат о жесткой связи предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен. При анализе экономических связей сторонники монетаристского подхода полагают, что скорость обращения денег стабильна. Это утверждение прямо противоречит кейнсианским постулатам о прямой пропорциональной зависимости скорости обращения денег от процентной ставки и обратно пропорциональной зависимости от предложения денег. По мнению монетаристов должны быть поставлены жёсткие пределы вмешательству правительства в эмиссионный механизм для финансирования бюджетного дефицита. М. Фридмен рекомендовал запретить федеральным резервным банкам регулирование процессов кредитования и величины банковских резервов и ограничения процентных ставок. Центральный банк должен поддерживать устойчивый темп роста денежной массы. Такая политика, по его мнению, способна заменить золотой стандарт, ограничить возможности правительства в использовании денежной эмиссии для покрытия бюджетного дефицита.
Вторым направлением в неоклассицизме является неолиберализм, крупнейшими представителями которого являются А. Пигу, Ф. Хайек, В. Ойкен, Л. Эрхард. Взгляды конкретных авторов на экономическую роль государства различаются, но всех их объединяет стремление к формированию рыночной системы с мягким государственным вмешательством, обеспечивающим социальный и экономический компромисс в обществе.
А.Пигу интересовал вопрос, как согласовать частные и общественные интересы, сочетать частные и общественные издержки. В центре решения вопроса – анализ соотношения между чистым и общественно чистым продуктом. Он считал, что достижение оптимума предполагает уравнивание частного и общественного предельного продукта. Необходимость государственного вмешательства в экономику А. Пигу связывает с несовершенством конкуренции как универсального регулятора социально-экономических процессов.
Однако Ф. Хайек полагает, что важнейшим приоритетом в обществе является свобода, то есть государство не должно заниматься ни социальным страхованием, ни организацией просвещения, ни иными вопросами экономического и социального благосостояния. Необходимость государственного вмешательства в экономику он видит лишь в узкой сфере социальной защиты пенсионеров и безработных.
В.
Ойкен одной из самых больших
проблем экономики считает
Институциональное направление в экономической мысли связано с особенностями институционального подхода, который носит преимущественно качественный, а не количественный анализ. Институционалисты рассматривают роль государства как сложное явление, включающее в себя технологические, экономические, юридические, нравственные аспекты. Д.К. Гэлбрейт рассматривал противоречия рыночной и планирующей систем (монополий). Монополия располагает значительной властью, позволяющей ей управлять действиями, как отдельных лиц, так и государства. «Возможно, что в силу какого-то невероятного стечения обстоятельств или сознательных усилий, эти интересы в основном совпадают с интересами общественности. Если же такое стечение обстоятельств или целенаправленные усилия отсутствуют, то нет ничего удивительного в том, что преследуются интересы организаций, а не общественности». Разрешение данного противоречия невозможно без участия государства.
Информация о работе Роль государства в формировании конкурентной среды