Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:01, курсовая работа
В современных условиях со стороны политических лидеров и экономистов многих стран наблюдается признание необходимости усиления роли государства в обеспечении предпосылок долгосрочного экономического роста и поддержания социальной стабильности. Особое значение регулирующая функция государства приобретает в экономиках переходного периода в связи с задачами формирования новой конкурентной среды, структурной перестройки, создания условий для экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Содержание: 2
Введение 3
1 Теоретические подходы к пониманию конкурентной среды и роли государства в ее обеспечении 5
2 Зарубежный опыт государственной политики в сфере формирования и поддержания конкурентной среды 10
2.1 Этапы развития законодательства в сфере госрегулирования экономики 10
2.2 Зарубежная практика развития конкуренции в секторе розничной торговли 13
2.3 Основные направления деятельности по защите конкуренции в секторе розничной торговли 14
2.4 Основные направления развития конкуренции в секторе розничной торговли 21
3 Опыт формирования конкурентной среды в России в годы реформ
23
3.1 Антимонопольная политика 28
3.2 Методы антимонопольной политики 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
В
настоящее время можно
В долгосрочной перспективе низкие закупочные цены, навязываемые супермаркетами поставщикам продукции, выстраивают барьеры вхождения и тормозят развитие и приток инвестиций в сектора производства продукции, которая затем продается в супермаркетах, что в конечном итоге может привести к замедлению прогресса в данных отраслях производства и снижению качества продукции, нанося непосредственный ущерб потребителям.
Пресечение ограничительных соглашений
Если говорить о пресечении антиконкурентных соглашений на рынке розничной торговли, то следует отметить, что горизонтальные соглашения между сетями розничной торговли по фиксированию цен достаточно редки. Так, например, Венгерское конкурентное ведомство за последние годы не открыло ни одного картеля на данном рынке. Существуют всего лишь несколько примеров, когда поставщики отдельных специфических товаров и конкурирующие с ними торговые сети были уличены в участии в картеле: «молочный картель» в Великобритании, расследование по которому было завершено в 2007 году, и «парфюмерный картель» во Франции, расследование по которому было завершено в 2006 году.
В
2008 году Конкурентное ведомство Финляндской
Республики проводило расследование
относительно обмена конфиденциальной
информацией между тремя
Осенью
2009 года Совет по конкуренции Румынии
начал расследование в
То, что дела в отношении картельной деятельности на рынке розничной торговли достаточно редки, можно объяснить структурой данного рынка: торговые сети предлагают большое количество разнообразнейших товаров, торговые сети конкурируют между собой не по цене, рыночная власть торговых сетей распределяется не всегда соразмерно их доли на рынке. Все эти факторы осложняют деятельность антимонопольных органов на данном рынке, в частности мониторинг, обнаружение и правоприменение.
Также достаточно редки картели на уровне производителей продукции, поскольку данный рынок очень фрагментарный. Деятельность различных самоорганизованных торговых ассоциаций в большей мере направлена на решение возникающих вокруг производителей проблем, и существует вероятность осуществления ими некоторых видов ценового регулирования или раздела рынка, например в 2005 году было закончено расследование Венгерского конкурентного ведомства в отношении Ассоциации производителей яиц, которые были наказаны за фиксирование цен и раздел рынка.
Производители могут значительно повысить свою эффективность или сбалансировать рыночную власть приобретающих у них товар торговых сетей путем осуществления некоторых видов (не рассматриваемых как особо опасные картели) горизонтального сотрудничества. К таким видам относится, например, общее пользование инфраструктурой: маркетинговыми исследованиями, складскими мощностями, логистическим сопровождением деятельности. Такие виды горизонтальных соглашений в основном являются проконкурентными, особенно, если совокупная доля участников такого соглашения менее 10 % и они подпадают под общее исключение по незначительности. Но даже такие типы соглашений зачастую трудно обнаружить: они раскрываются только из-за конфликта между участниками.
В этом же контексте небольшие операторы розничной торговли также могут осуществлять сотрудничество способами, которые не являются антиконкурентными, например, образуя так называемые «группы покупателей». В этих случаях зачастую позитивный эффект от подобного рода соглашений может превышать ущерб для конкуренции, приводя к снижению цен на потребительские товары, хотя конкурентным ведомствам необходимо их изучать в каждом конкретном случае. Например, Венгерское конкурентное ведомство изучало заключение подобного рода соглашение в 2003 году между сетевыми компаниями «Metro», «Spar» и «Praktiker», и признало их не нарушающими конкуренцию.
Также,
зачастую антимонопольные органы расследуют
вертикальные соглашения, которые заключаются
между производителями и
Так,
например, Комиссия по конкуренции
Южной Африки инициировала расследование
против главных южноафриканских
сетей супермаркетов «Pick’n’
Пресечение злоупотреблений доминирующим положением
Как было указано ранее, типичная структура рынка розничной торговли представляет собой олигополию со значительным количеством крупных торговых сетей (обычно 5-12 компаний), конкурирующих между собой, при этом барьеры для экспансии на данном рынке достаточно низкие. Существующие на данном рынке условия оставляют незначительные возможности компании, оперирующей на данном рынке, осуществлять независимую от своих конкурентов и потребителей политику, то есть занимать доминирующее положение. В связи с этим общие подходы по определению компании как доминирующей, исходя из ее доли на соответствующем товарном рынке, зачастую не позволяют конкурентным ведомствам расследовать дела о злоупотреблении торговыми сетями доминирующим положением, используя для этого конкурентное законодательство.
Однако, ряд ведомств используют в данных обстоятельствах другие подходы, например, Венгерское конкурентное ведомство имеет специальные полномочия по применению специальной статьи Закона о торговле, которая содержит специфическое определение «злоупотребление значительной рыночной властью», которое отличается от используемого в конкурентном законодательстве.
Так,
в соответствии с данным законом,
определение значительной рыночной
власти базируется не на значении рыночной
доли, а на размере чистого
- Прямая эксплуатация: включение в контракт необоснованных условий; чрезмерный риск от объединения условий контракта; взимание различных плат за услуги, которые фактически не нужны поставщикам продукции, как предварительное условие для включения в список постоянных поставщиков;
-
Дискриминация: чрезмерная
-
Снижение цен ниже
-
Фактический отказ:
При
рассмотрении дел по жалобам об осуществлении
розничными сетями подобных практик, конкурентное
ведомство в большинстве
Контроль экономической концентрации
Основное количество сделок экономической концентрации (слияния, приобретения, поглощения) рассматриваемых конкурентными органами на рынке розничной торговли осуществляются с участием крупных торговых сетей. При этом следует отметить, что сделки, осуществляемые некрупными супермаркетами, как правило, признаются не нарушающими конкуренцию на рассматриваемом рынке, и разрешение на их совершение выдается уже по итогам первой фазы рассмотрения сделки антимонопольным органом.
Гораздо большее внимание привлекают сделки с участием международных розничных сетей, поскольку эти компании обладают значительной рыночной властью с вытекающими из этого возможностями. Такие сделки, в случае, если сливаются компании, ранее бывшие конкурентами на рынке розничной торговли, могут оказать значительное негативное влияние на конкуренцию на данном рынке, что может в перспективе привести к резкому росту цен на товары, реализуемые данными торговыми сетями.
При предварительном согласовании сделок экономической концентрации с участием сетей розничной торговли, конкурентные ведомства обращают особое внимание на обеспечение присутствия на данном рынке достаточного для эффективной конкуренции игроков, в том числе с использованием механизма выставления поведенческих условий.
Например, в 2007 году Португальское конкурентное ведомство одобрило сделку по приобретению компании «Carrefour Portugal SA» компанией «Sonae Distribuicao SGPS SA». Сделка включала приобретение 12 гипермаркетов «Carrefour», 13 лицензий для открытия новых гипермаркетов и 8 автозаправочных станций, а также охватывала 16 местных розничных рынков потребительских товаров.
Ведомство сосредоточило внимание на анализе шести местных рынков розничной торговли продовольственными товарами, в которых, как оно посчитало, существует риск возникновения или усиления доминирующего положения, что выразится в существенном препятствии для развития конкуренции.
Решение Португальского конкурентного ведомства по одобрению приобретения сопровождалось рядом определенных структурных и поведенческих условий. Для того, чтобы соответствовать требованиям ведомства по предложенной сделке, компания «Sonae Distribuicao SGPS SA» должна была выполнить следующие условия:
-
продать два ранее
-
не превышать лимит торговых
площадей в 50 тысяч м2 для
розничной торговли
- не приобретать лицензии на открытие новых розничных точек на нескольких из рассмотренных рынков в течение года после принятия решения ведомством; и
-
сократить площади для
Структурные и поведенческие условия, установленные Португальским конкурентным ведомством как условия разрешения сделки, были предназначены обеспечить наличие эффективной конкуренции на рынках розничной торговли Португалии. В частности они были направлены на то, чтобы предотвратить создание компании, занимающей доминирующее положение на местном рынке, и сохранить потребителям возможность выбирать не только между различными розничными торговыми предприятиями, но также между различными форматами розничных продуктовых магазинов (например, дискаунтеры, супермаркеты и гипермаркеты).
Информация о работе Роль государства в формировании конкурентной среды