Роль государства в формировании конкурентной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях со стороны политических лидеров и экономистов многих стран наблюдается признание необходимости усиления роли государства в обеспечении предпосылок долгосрочного экономического роста и поддержания социальной стабильности. Особое значение регулирующая функция государства приобретает в экономиках переходного периода в связи с задачами формирования новой конкурентной среды, структурной перестройки, создания условий для экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Содержание

Содержание: 2
Введение 3
1 Теоретические подходы к пониманию конкурентной среды и роли го­сударства в ее обеспечении 5
2 Зарубежный опыт государственной политики в сфере формирования и поддержания конкурентной среды 10
2.1 Этапы развития законодательства в сфере госрегулирования экономики 10
2.2 Зарубежная практика развития конкуренции в секторе розничной торговли 13
2.3 Основные направления деятельности по защите конкуренции в секторе розничной торговли 14
2.4 Основные направления развития конкуренции в секторе розничной торговли 21
3 Опыт формирования конкурентной среды в России в годы реформ
23
3.1 Антимонопольная политика 28
3.2 Методы антимонопольной политики 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Вложенные файлы: 1 файл

Роль государства в формировании конкурентной среды.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

     Например, Ассоциация пользователей услуг транспорта обратилась в ГАК с заявлением о нарушении закона "О конкуренции" со стороны МПС, которое обязало собственников грузовых вагонов, не относящихся к парку МПС, приобретать новые узлы для ремонта вагонов за счет собственных средств, несмотря на единые правила планового ремонта подвижного состава для всех предприятий и организаций независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности. Это решение МПС, создавшее дискриминирующие условия для предприятий, имевших собственный вагонный парк, было отменено.

     Подобные  действия органов власти имеют экономическую  подоплеку, желание угодить "своим" предприятиям или тем, кто обещает  финансовую поддержку на выборах. Между  тем законодательство запрещает  должностным лицам государственной  власти и управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

     Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

     Реестр  как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния  товарного рынка и доли предприятий  на нем (более или менее 35%) они  включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

     В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями  в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский металлургический завод (листовая инструментальная холоднокатаная сталь), Магнитогорский металлургический комбинат (штрипсы сортовые качественные), "Уфанефтехим" (каучуки этиленпропиленовые), "Волжское химволокно" (нити полиуретановые текстильные) и др.

     Количество  включенных в реестр предприятий  зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем  детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

     Но  внесение предприятия в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями 5-8 закона "О конкуренции", причем расширительное применение термина "монополист" не допускается.

     Все товарные рынки можно, с оговорками, разделить на три типа:

     с развитой конкуренцией - рынки основных видов продовольствия, зерна, растительного  масла, а также рынки транспортного, строительного и машиностроительного комплексов;

     олигополистические  с небольшим числом производителей - рынки отдельных товаров длительного  пользования (автомобили, компьютеры, бытовая техника). Они особенно трудно поддаются демонополизации, потому что при формальном отсутствии доминирования какого-либо из производителей создаются благоприятные возможности для монополистического сговора, который юридически доказать довольно сложно;

     монополизированные, в том числе рынки естественных монополий.

     Структура товарных рынков, характер и уровень  монополизации экономики меняются в результате приватизации, либерализации  цен, открытия внутреннего рынка  для международной конкуренции, банкротства и санации убыточных  предприятий, регулирования естественных монополий.

     Естественная  монополия - компания, чье производство (транспортировка) из-за естественных технологических особенностей всегда прибыльнее, чем аналогичное производство двух или более фирм. Например, компания, построившая одну мощную ЛЭП, будет  нести меньшие затраты, чем две, протянувшие конкурирующие линии.

     Единственная  платная дорога к какому-нибудь населенному  пункту позволяет ее владельцам получать монопольную прибыль от сборов за проезд. Национализация дороги и бюджетное  финансирование расходов на ее эксплуатацию устраняют естественный монополизм, но снижают заинтересованность в эффективном использовании "ничейного" имущества. Ограничить монополизм и обеспечить конкуренцию между перевозчиками можно и при сохранении частной собственности и связанных с ней стимулов, если государство будет регулировать плату за проезд. Точно так же установление государством цены за транспортировку нефти по нефтепроводу ограничивает естественную монополию, позволяет сохранить конкуренцию и заключать двусторонние договоры между нефтедобытчиками и потребителями, избегая диктата транспортников.

     В России к естественным монополиям относят  прежде всего РАО "ЕЭС России", "Газпром" и Министерство путей  сообщения. Их судьба вызывает острые дискуссии. Меры, намеченные Указом Президента РФ "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий" от 28 апреля 1997 г. № 426, воспринимаются неоднозначно.

     Хотя  структурная реформа в этой сфере  направлена на повышение экономической  эффективности естественных монополий, рациональное использование их производственного потенциала, формирование конкурентных (рыночных) отношений, противники демонополизации считают, что реализация намеченных планов потребует затрат, которые превысят будущий эффект. Тем не менее реформирование естественных монополий - одна из главных задач реструктуризации российской экономики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Государственное регулирование – неотъемлемый элемент  механизма функционирования экономики. Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость реализации государственного регулирования заключается в нарастании проблем, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

     Исторический  опыт России показывает, что специфика  развития страны, разнообразие природных, социальных, национальных факторов предопределяют смешанную, взаимосвязанную, по сути, четко  интегрированную систему хозяйствования. Это не может быть в чистом виде ни капитализм, ни социализм, ни какой-нибудь другой «изм». Это должна быть система, отвечающая менталитету россиян с достаточно четким трансформированным госрегулированием, созданием институтов гражданского общества, обеспечивающих синхронность функционирования всех форм собственности и хозяйствования.

     Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного производства, оно особенно необходимо при проведении экономических реформ. Исключительно  важную роль государственное регулирование играет в территориальном развитии, определении внутрирегиональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально-экономического развития регионов, формировании региональных рынков. Необходимо также осуществлять регулирование природопользования и внешнеэкономических связей.

     Государственное регулирование экономики опирается  на объективные экономические законы общественного развития. Оно выступает  главным регулятором поведения  цивилизованного бизнеса и создает  условия для относительного нивелирования социального неравенства населения страны.

     Суть  государственного регулирования на современном этапе переходного  периода заключается не в полном демонтаже старой системы, а в  создании более эффективной системы  регулирования экономики с учетом накопленного позитивного опыта. Глобальной целью государственного регулирования экономики является достижение экономической и социальной стабильности, укрепление и совершенствование существующего строя, адаптация его к изменяющимся условиям.

     Определяя масштабы и механизмы системы  государственного регулирования экономики, государство, прежде всего, решает проблему создания предпосылок и условий, необходимых для нормального, эффективного функционирования цивилизованной рыночной экономики.

     Государственное регулирование – это не просто организационно-управленческая или экономическая, но и социальная проблема. Являясь важнейшим звеном экономических знаний, государственное регулирование тесно связано с другими научными дисциплинами, и прежде всего с системой государственного управления. Так же тесно связано государственное регулирование с экономической теорией, экономической географией, регионоведением, муниципальным менеджментом, экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками и другими.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. anticartel.ru – сайт «Антикартель».
  2. fas.gov.ru – официальный сайт Федеральной антимонопольной службы.
  3. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов. – М.: Гардарики, 2004. – 288 с.
  4. Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. Теория и практика государственного регулирования современной экономики. – М.: Изд-во «День Серебра», 2000. – С. 6-62.
  5. Сажина М.А. Научные основы экономической политики государства. – М.: Изд-во НОРМА, 2001. – 224 с.
  6. Степанов А.Г. Государственное регулирование экономики региона. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 5 – 25.
  7. Сушкевич А. Конкурентное право. – ГУ ВШЭ, 2010

Информация о работе Роль государства в формировании конкурентной среды