Роль и место олигополии в отечественной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

В конце XX века произошло существенное изменение условий функционирования большинства рынков, связанное с усилением власти ведущих олигополистических компаний, ключевым образом влияющих на устойчивость функционирования контрагентов, доходность бюджетов соответствующих уровней, занятость населения, экономическую политику. С данными компаниями связываются надежды на инновационное развитие страны, продвижение продукции на мировые рынки, усиление роли конкретной страны в глобальной экономике. От их устойчивости зависит экономическая безопасность национальной экономики, а в отдельных случаях – региональных экономических блоков и мировой экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - Олигополия.docx

— 265.22 Кб (Скачать файл)

Другие исследования показали, что реклама способствует повышению прибыли. Они указывают на то, что чем выше доля расходов на рекламу по отношению к объему продаж на рынке, тем выше норма прибыли. А так как более высокие нормы прибыли указывают на наличие монопольной власти, это подразумевает, что реклама ведет к большему контролю за ценой. Неясно, однако, обусловливают ли более высокие рекламные расходы более высокие прибыли или более высокие прибыли вызывают большие расходы на рекламу.

Подводя итоги, рынок 3G можно охарактеризовать как олигополию, преобладающую форму современной рыночной структуры, со всеми характерными особенностями, где всего три фирмы производят всю продукцию.

Каждая из фирм-олигополистов должна тщательно взвешивать свои решения с точки зрения реакции соперников. Стратегические соображения должны быть глубокими и всесторонними. Каждая фирма учитывает реакцию конкурентов, зная, что те в свою очередь будут взвешивать её реакцию на их собственные решения. При этом олигополист должен принимать во внимание возможность восстановления его стратегических рассуждений конкурентами, для чего поставить себя на место конкурентов и поразмыслить, какова была бы их реакция. Именно с этих позиция строятся принципы оптимального поведения олигополистов.

Одной из основных стратегических проблем, с которой сталкиваются предприятия в условиях олигополии, является проблема позиционирования организации по отношению к своим конкурентам для достижениях более высоких экономических результатов в долгосрочной перспективе.

Такие особенности олигополии 3G, как небольшое число участников рынка и сильная степень взаимозависимости участников, расширяют стратегические альтернативы предприятиях на рынках-олигополиях в сравнении с другими рыночными структурами. Это обусловлено возможностью проведения организацией стратегий противодействия, кооперации с другими участниками, а также реализации стратегии, направленной на достижение рыночного равновесия.

Определение основной стратегической альтернативы в процессе разработки конкурентной стратегии «большой тройки» потребует применения специфического набора аналитических инструментов, позволяющего осуществить обоснованный и рациональный выбор [2, 115-117].

В современных условиях происходит стремительное развитие олигополий, укрепление их позиций на национальных и международных рынках. В этой связи возрастает роль органов власти разного уровня в регулировании и координации деятельности олигополии в целях защиты национальных интересов и развития территорий, на которых они осуществляют функционирование.

Современные международные олигополии оказывают существенное влияние не только на национальную, но и на мировую экономику и приобретают все более зримые черты суверенности, ранее свойственные только национальным государствам. Они стремятся стать субъектами международного права, внедряются в международные организации.

В современных условиях государство и олигополии работают по принципу «бизнес и власть - партнеры». Их мирное сосуществование носит относительно устойчивый характер. Происходит развитие партнерских отношений между крупнейшими компаниями и национальными правительствами, региональными группами, общественными институтами.

В России крупные компании также стали реальным субъектом региональной экономики. Они осуществляют размещение ресурсов на территориях, создают и закрывают производства, распределяют между территориями свои приоритеты, лоббируют экономические интересы на местах.

Вступая в договорные отношения с органами власти, олигополии, тем самым, становятся активными участниками формирования региональной и муниципальной социально- экономической политики. Для ряда регионов такого рода соглашения и согласования имеют чрезвычайно важное, а в некоторых случаях и определяющее значение. Нередко договорные отношения используются корпорациями для вытеснения конкурентов и монополизации доступа к тем или иным ресурсам [4, 212-215].

Подводя итог развитию процессов концентрации на российских рынках можно сделать вывод, что российские олигополисты перешли к распространенной в экономически развитых странах структуре крупных фирм путем строительства новых предприятий, а также внутри- и межотраслевых слияний и поглощений. Высокая степень влияния ключевых олигополистов на экономическое развитие позволяет им повышать собственную устойчивость и в своих интересах оказывать воздействие на другие экономические субъекты, включая органы власти. Крупнейшие олигополисты обладают властью определять наравне с государством «правила игры». В условиях олигополии можно вести речь об институциональном олигополизме, когда «правила игры» формируются и контролируются государством и несколькими предприятиями-олиополистами [5, 57].

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В конце XX века произошло принципиальное изменение условий развития мировой экономической системы, связанное с формированием отношений по поводу раздела многих рынков между крупнейшими олигополистами. Процессы олигополизации нарастают и в российской экономике.

В данной курсовой работе были изучены роль и место олигополии в современной отечественной экономике, для чего были рассмотрены:

- сущность, виды и модели  олигополии;

- причины и последствия  олигополизации рынка;

- рынок услуг мобильной  связи как олигополия.

За более чем столетний период существования олигополии как рыночной структуры теоретические подходы к анализу сущности, форм, особенностей развития данного явления претерпели значительную эволюцию.

В первой главе курсовой работы были рассмотрены сущность олигополии и её виды. В узком смысле сущность олигополии заключается в господстве на рынке нескольких крупнейших фирм-производителей. Важнейшей чертой олигополистических рынков является малочисленность их участников. В зависимости от критерия классификации существует множество различных видов олигополии, приведенных в курсовой работе. Однако все их многообразие не исчерпывается названными.

В первой главе также проводится анализ различных моделей олигополии с приведением графических иллюстраций. Сегодняшняя экономическая теория для анализа олигополии использует разнообразные подходы и модели: модель Курно, модель Штакельберга, борьба за лидерство, модели Бертрана и Эджворта, картель, модели Бэйна и Модильяни, грабительское ценообразование.

При этом часто исследования проблем становления и функционирования олигополий оказываются фрагментарными и требуют систематизации воззрений представителей различных направлений экономической мысли, чтобы получить целостную картину данного явления.

Отсутствие единой модели олигополии объясняется сложностью данной рыночной структуры, значительной вариативностью экономических решений хозяйствующих субъектов и их слабой предсказуемостью, личной заинтересованностью олигополистов в вуалировании масштабов влияния олигополий.

Во второй главе курсовой работы рассматриваются причины олигополизации рынка. Процесс олигополизации богат противоречиями. В их число включены противоречия между субъективной и объективной, вещественной и духовной, предметно-материальной и поведенческой, всеобщей и личной, креативной и консервативной, инновационной и традиционной деятельностью.

Говоря об исторических и экономических причинах олигополизации рынка, можно сделать вывод о том, что в основе исторической тенденции образования олигополий лежит механизм рыночной конкуренции, который с неотвратимой силой вытесняет с рынка слабые предприятия путем либо их банкротства, либо поглощения и слияния с более сильными конкурентами. Другим существенным фактором формирования олигополистических структур рынка является стремление предприятий реализовать эффект масштаба производства.

Кроме того, во второй главе изучаются последствия олигополизации. Влияние олигополии на развитие общественного воспроизводства весьма неоднозначно: существуют как положительные, так и отрицательные примеры. В связи с этим очевидна задача государства по минимизации негативных и максимизации позитивных воздействий олигополий на общество.

В качестве примера олигополистического рынка во второй главе курсовой работы был рассмотрен рынок услуг мобильной связи. Ведущие игроки здесь – это МТС, Билайн, Мегафон. Особенностью российского рынка сотовой связи является то, что он характеризуется высоким уровнем конкуренции и опорой на дилерские сети. Возникшую на этом рынке олигополию в какой-то мере можно объяснить тем, что получить здесь лицензию достаточно сложно из-за высокого барьера входа.

На основании проведенного анализа российского рынка олигополии, можно сказать, что он находится на стадии становления. Ряд отечественных компаний становятся похожи некоторыми чертами на иностранные олигополистические корпорации. Кроме того, для него присущи два абсолютно противоположных процесса − увеличение и уменьшение доли концентрации фирмы в отрасли. Увеличение концентрации связано с слиянием компаний для получения большей выгоды от масштабов производства; уменьшение концентрации связано с притоком иностранных фирм на рынки. Так же необходимо отметить, что российские олигополисты сильно зависят от государства. Вопросы регулирования деятельности олигополистических структур являются сложными и неоднозначными.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Актуальные вопросы исследования  олигополистических рынков и  их ключевых акторов [Текст]: монография / Е.Г. Казанцева. – Кемерово : Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. – 204 с.

2. Гриценко, О.А. Рынок услуг мобильной связи третьего поколения как олигополия [Текст] / О.А. Гриценко // Экономические науки. – 2008. − № 5. – С. 115 – 117.

3. Груничев, А.С. О субъектах российской конкуренции [Текст] / А.С. Груничев // Экономические науки. – 2009. − № 6. – С. 76 – 81.

4. Казанцева, Е.Г. Направления взаимодействия органов власти и олигополистических структур в России в современных условиях [Электронный ресурс] // Научно-техническая библиотека Донецкого национального технического университета − Электрон. Дан. – Сор. 2004 - 2012. - Режим доступа:  http:// www.library.dgtu.donetsk.ua – Загл. с экрана.

5. Казанцева, Е.Г. Проблемы трансформации отношений собственности на российских олигополистических рынках [Текст] / Е.Г. Казанцева // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2010. – № 3. – С. 53 – 58.

6. Рой, Л.В. Анализ отраслевых рынков [Текст]: Учебник / Л.В. Рой, В.П. Третьяк. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 442 с.

7. Филатов, А.Ю. Модели олигополии : современное состояние [Электронный ресурс] // Институт математики, экономики и информатики ИГУ − Электрон. Дан. – Сор. 2009. - Режим доступа:  http://www.math.isu.ru – Загл. с экрана.

8. Экономическая теория [Текст] : учебник / под ред. Е.Ф. Борисова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 544 с.

9. Экономическая теория [Текст] : учеб. пособие / под ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского − М. : КНОРУС, 2008. – 463 с.

10. Экономическая теория [Текст] : учеб. пособие / под ред. Р.Г. Янбарисова. – М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2009. – 624 с.

 

 

 


Информация о работе Роль и место олигополии в отечественной экономике