Роль прогнозирования в разработке государственной экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности. Это повышает важность разработки грамотной экономической политики. Таким образом, актуальность данной темы становится очевидна.
Целью работы является изучение организации разработки государственной экономической политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Экономическая политика………………………………………5
1.1. Принципы и цели……………….…………………………………….5
1.2. Необходимость государственного регулирования экономики……7
1.3. Типология экономической политики государства………………..10

Глава 2. Виды инструментов экономической политики…………......12
2.1. Налогово-бюджетная политика (фискальная)…………………….12
2.2. Денежно-кредитная политика (монетарная)………………………20

Глава 3. Роль прогнозирования в разработке государственной экономической политики………………………………………………..24
3.1. Разработка государственной экономической политики………….27
3.2. Инструменты регулирования экономики АПК .........…………….29
3.3. Вступление РФ в ВТО как элемент экономической политики………………………………………………………………….32

Заключение………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

мой (готово) исправленный.docx

— 596.74 Кб (Скачать файл)

 

Политика учетной  ставки.

Ставка рефинансирования — это процент, под который  Центральный банк предоставляет  кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка — это процент или дисконт, по которому Центральный банк учитывает (покупает) банковские векселя, что равнозначно кредитованию коммерческих банков. Центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит. При этом увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими.

 

Изменение нормы  обязательных резервов.

В основе действия этого инструмента денежно-кредитной политики лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский (денежный) мультипликатор, а именно:

а) если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения;

б) при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег. Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее долгим по времени, но достаточно сильнодействующим, поскольку затрагивает основы банковской системы и движения денежной массы. Самое незначительное изменение нормы обязательных резервов вызывает сильные изменения в объеме банковских депозитов и всей денежной политики.

 

Кредитно-денежная политика проводится в жизнь совместными  усилиями правительства и центрального банка. При этом основным субъектом  кредитно-денежной политики является именно центральный банк, который  строит свою деятельность по двум важнейшим  направлениям. Первое обеспечивает нормальную работу валютной системы страны в  целом, т. к. устойчивая национальная валюта – важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление – влияние  на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков, причем строящееся так, чтобы должным образом обеспечивались интересы государства. Центральный  банк, таким образом, призван, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве. Для реализации кредитно-денежной политики государства центральный банк использует соответствующий набор инструментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Роль прогнозирования в разработке государственной экономической политики.

 

Прогнозирование – это составная часть системы государственного регулирования экономики, призванная выявить важнейшие проблемы и определить направления развития страны. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для выработки и обоснования социально-экономической политики государства. Разработка экономических прогнозов является важной и необходимой частью системы управления социально-экономическими процессами, как страны в целом, так и для каждого субъекта Российской Федерации.

Разработка комплексного экономического прогноза преследует две  цели:

Во-первых, он должен предоставить правительству информацию для принятия решений в области экономической  и социальной политики.

Во-вторых, его показатели служат основой для разработки показателей  проекта государственного бюджета  страны.

Ни одно хозяйственное, а  тем более стратегическое, решение не может быть принято и выполнено без предвидения возможных последствий, без выбора стратегических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Тем самым государство выполняет не только функцию общего регулирования экономической жизни, но и свою стратегически-инновационную функцию, определяющую направления структурных сдвигов и инновационного развития с учетом перспектив развития страны и ее места в мировом хозяйстве.

Прогнозированием, то есть предвидением тенденций будущего развития, последствий возможных сдвигов в экономике на микро- и макроуровнях и реализации принимаемых решений, занимается каждый агент хозяйственной жизни.

Прогнозирование выполняет  три основных функции в государственном регулировании рыночной экономики:

1) предвидение возможных тенденций и цикличных колебаний социально-экономического развития страны или региона в контексте общемировой динамики и направлений трансформации общества;

2) предвосхищение вариантов и возможных последствий принимаемых стратегических и тактических решений в области социально-экономического, научно-технического, экологического, внешнеэкономического, территориального развития;

3) своевременное внесение корректив или отмена решения, если этого потребуют изменившиеся условия окружающей среды, новая конъюнктура внутреннего и внешнего рынков.

Переход от централизованно-плановой к рыночной экономике существенно  повысил роль и значимость прогнозирования. Прежде основные решения принимали в союзном центре, который опирался на такие долгосрочные прогнозы, как комплексная программа научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на 20 лет, генеральная схема размещения и развития производительных сил страны на 15 лет. Теперь предприятия, организации, банки, холдинги принимают хозяйственные решения и несут ответственность за их последствия. Спрос на качественные прогнозы резко возрос. Они требуются теперь всем агентам рынка. Однако каждому предпринимателю предвидеть грядущие перемены в национальном и мировом хозяйстве не под силу. Повысилась роль и ответственность государственных органов и научных организаций за обоснованность и надежность прогнозов. [4]

Прогнозы нужны государственным  органам, прежде всего, для обоснования стратегии и приоритетов развития на долгосрочный  период, то есть для стратегического планирования.

Методы стратегического  планирования впервые были использованы в России в 1918 г. при разработке плана  ГОЭЛРО, далее в середине 20-х гг. при подготовке под руководством Н.Д. Кондратьева проекта пятилетнего  плана развития сельского и лесного  хозяйства, а затем при разработке проекта первого пятилетнего  плана развития народного хозяйства  СССР в двух вариантах. В дальнейшем стали разрабатываться директивные  одновариантные пятилетние планы, которые сыграли важную роль в индустриализации и предвоенном развитии народного хозяйства СССР. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Разработка государственной экономической политики.

Задача государственного регулирования экономики и лежащей  в ее основе концепции экономической  политики – это компромисс между  многочисленными и разнообразными интересами в целях достижения максимального  блага в рамках существующего  строя.

Системная реализация государственной  экономической политики требует  разработки концепции экономического развития, которая соответствовала  бы целям, и реальным возможностям, имеющимся в стране в данный момент времени.

Главной задачей при разработке концепции социально-экономического развития является рост благосостояния населения страны, формирование благоприятной  для жизни и трудовой деятельности среды. Это находит отражение  в показателях уровня жизни и  благосостояния населения, рассмотренных  выше.

Еще одной важной целевой  установкой при разработке и реализации концепции социально-экономического развития страны является обеспечение  дальнейшего экономического развития при соблюдении принципов общего экономического равновесия.

С одной стороны речь идет о достижении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением товаров и услуг. С другой стороны - соблюдение рыночных принципов при  воспроизводстве факторов производства (ограниченных производственных ресурсов), что достигается тогда, когда  распределение продукта по направлениям конечного использования (по факторам производства) осуществляется в соответствии с предельным вкладом данного  фактора в прирост произведенного продукта.

Разработка государственной  экономической политики базируется на следующих элементах:

1. Анализ положения дел  в экономике. С него начинается рациональная государственная экономическая политика. Анализ проводится на конкретном хозяйственном уровне, выделяются «болевые точки» в экономике страны, отрасли, региона, сферы, оценивается срочность решения проблем, альтернативные последствия устранения или не устранения отрицательных явлений.

2. Выработка и обоснование  целей. Он начинается с определения всех возможных целей вообще, с так называемой каталогизации целей. Затем определяется характеристика каждой цели; она относится к предварительным, опосредствующим или конечным, количественным или качественным, краткосрочным или среднесрочным целям. У некоторых целей могут быть одновременно разные характеристики, в этом случае следует выделить главные из них с точки зрения современной ситуации.

Цели также различают  по масштабам воздействия их исполнения на народное хозяйство и по количественным параметрам затрат, по возможности  институционального, финансового и  кадрового обеспечения. Далее выясняются взаимоотношения между целями: они  могут быть гармоничными, нейтральными или конфликтными.

3. Упорядочение целей,  построение дерева целей - это задача формирования динамичной системы целей социально-экономического развития, распределения их по временным интервалам и рангам.

Дерево целей – это систематизированный набор целевых установок социально-экономического развития.

Генеральной целью государственного регулирования экономики является укрепление и совершенствование существующего социально-экономического строя.

 

3.2. Инструменты регулирования экономики АПК.

Функционирование и развитие аграрного  сектора экономики в  значительной мере обуславливаются степенью развития экономического механизма хозяйствования. Падение объемов производства, технологическая отсталость отрасли, неустойчивое финансово-экономическое положение сельскохозяйственных предприятий предопределяют необходимость формирования конкурентоспособного агропромышленного производства на основе эффективного механизма хозяйствования.

Следовало ли изменять сложившуюся  в предыдущий период административно-хозяйственную систему, если аграрные преобразования ее привели к спаду производства? Объективная необходимость аграрного реформирования была вызвана тем, что сельское хозяйство России было затратным, в основном экстенсивным и разрушительным для природной среды. Показатели производительности труда и выхода продукции на единицу площади и потребляемых ресурсов оставались низкими, а разрыв между нашей страной и развитыми странами мира по этим показателям неуклонно увеличивался не в нашу пользу. Очевидно, что демонтаж системы был необходим. Другое дело, при каких условиях, каким образом и в какие сроки.

В условиях современного развала аграрного  сектора и нестабильной политической обстановки, блокирующей привлечение внешних и внутренних инвестиций, встает задача существенного изменения стратегии и тактики аграрной реформы. Речь идет об усилении государственного регулирования на переходном этапе, которое надо рассматривать в тесном взаимодействии с развитием предпринимательства, с проблемами саморегулирования на микроуровне. Приоритет следует отдавать госрегулированию, создающему условия для адаптации товаропроизводителей к рынку, обеспечивая как эффективность их производства, так и насыщение рынка отечественным продовольствием.

Одна из серьезных проблем сельскохозяйственного  производства, как и всей экономики, - резкое снижение объема инвестиции. Низкая рентабельность отраслей АПК в целом, закредитованность и постоянный недостаток собственных оборотных средств, а также отсутствие ликвидного залогового имущества делают его отрасли неперспективными для капитальных вложений, а, следовательно, обрекают их на стагнацию. Снижение инвестиционной активности ведет к физическому и моральному старению основных фондов, износ которых по отдельным отраслям АПК составляет от 50 до 70%.

Одним из вариантов улучшения финансирования сельского хозяйства может стать  возрождение в широком плане  сельской кредитной кооперации. Кооперативы  могут объединять собственные средства, свободные средства сельского населения, а также жителей малых городов. Но здесь на первых порах со стороны  государства должна быть оказана  конкретная помощь в виде льготных банковских кредитов.

Выделяют следующие основные направления  реформы агропромышленного комплекса. Надо сформировать систему государственной  поддержки сельского хозяйства  и тем самым усилить влияние  государства как гаранта развития рынка в аграрном секторе. Государство  должно косвенно воздействовать на спрос  и предложение сельскохозяйственных  товаров, межотраслевой обмен в  АПК с целью создания в его  отраслях равных условий для получения  доходов, заботиться наряду с муниципалитетами о социальном развитии села, улучшении  природоохраны. При этом необходим поэтапный переход от сложившейся системы государственной поддержки АПК, ориентированной в основном на дотирование производства, компенсацию производственных затрат и централизованное кредитование, к системе, предусматривающей программно-целевую, избирательную поддержку доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие рыночной инфраструктуры и рыночной информации, совершенствование системы кредитования, стимулирование спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие.

Информация о работе Роль прогнозирования в разработке государственной экономической политики