Роль транспорта в народном хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:59, реферат

Краткое описание

Две работы по региональной экономике: 1. Роль транспорта в народном хозяйстве, 2. демографические проблемы

Содержание

Введение 2
1. Определение транспорта и его виды. 3
2. Экономическая роль транспорта. 5
2.1 Транспортный комплекс, как самостоятельная отрасль
народного хозяйства. 5
2.2 Роль транспорта в рациональном размещении
производительных сил. 6
2.3 Влияние транспортного фактора на себестоимость продукции. 6
2.4 Транспорт, как важнейшая часть рыночной инфраструктуры. 7
3. Политическое значение транспорта. 8
4. Социальная функция транспорта. 9
5. Экологичность транспортной системы 10
6. Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России 11
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат. Роль транспорта.docx

— 68.97 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Роль транспорта в народном хозяйстве страны.

 

Введение            2

  1. Определение транспорта и его виды.      3
  2. Экономическая роль транспорта.      5
    1. Транспортный комплекс, как самостоятельная отрасль

народного хозяйства.         5

    1. Роль транспорта в рациональном размещении

производительных сил.         6

2.3 Влияние транспортного фактора на себестоимость продукции. 6

2.4 Транспорт, как важнейшая часть рыночной инфраструктуры.  7

    1. Политическое значение транспорта.      8
    2. Социальная функция транспорта.      9
  1. Экологичность транспортной системы            10
  1. Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России             11

Заключение                  12

 

 

Демографические проблемы.

Введение                   14

  1. Общая характеристика демографической ситуации

 в  Российской Федерации              15

1.1. Убыль  численности населения.             15

1.2 Старение  населения.              15

1.3 Высокая  смертность.              16

1.4 Гендерная диспропорция.              16

1.5.Низкий  уровень рождаемости.             16

1.6 Миграция  населения.              17

 

2. Демографическая  политика Российской федерации         18

2.1.Решение  задачи по сокращению уровня  смертности населения  19

2.2.Решение  задач по сокращению уровня  материнской и

младенческой  смертности              20

2.3.Решение  задачи по повышению уровня  рождаемости         21

2.4.Решение  задач по укреплению института  семьи, 

возрождению и сохранению духовно-нравственных

традиций  семейных отношений            22

2.5.Решение  задачи по привлечению мигрантов         23

Заключение                 24

 

Роль транспорта в народном хозяйстве страны.

Введение

Транспорт - одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны. Воздушный транспорт, морской транспорт, сельхозтехника, спецтехника – это то без чего современный мир не может развиваться. Транспорт является двигателем прогресса, поэтому выполняет огромное количество функций.

Основные из них:

  • перевозка;
  • строительство;
  • добыча полезных ископаемых;
  • сельское хозяйство.

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной  из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры. Значение транспорта для страны, занимающей 1/6 часть суши земного шара, исключительно велико.

Транспортные  коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым  условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым  сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических  связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Выгодное  географическое положение позволяет  России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том  числе от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.

О месте  и значении транспорта свидетельствует  также его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны, существенная доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте России (около 6%), в инвестициях на развитие отраслей экономики - 22-23%, и в численности занятых работников -более 6%., а также в потреблении энергоресурсов, металла и в ряде других важных показателей, характеризующих экономику страны.

Транспорт является неотъемлемой частью современного бизнеса. Транспорт выполняет важные экономические, политические, социальные, культурные и оборонные функции  в государстве.

Все эти обстоятельства позволяют отнести  транспорт к числу приоритетных отраслей экономики.

 

1. Определение транспорта и его виды.

Транспорт — совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое. Термин "транспорт " происходит от _la. транс («через») и _la. portare («нести»). Транспорт — одна из основных отраслей материального производства. Его продукция — изменение местоположения, перемещение грузов и людей. Транспортный процесс является обязательным продолжением любого производственного процесса промышленности и сельского хозяйства (в основном уже в сфере обращения). Кроме того, транспорт является материальным выразителем общественного территориально-географического разделения труда, международного и внутреннего. Транспорт -важная составная часть экономики Российской Федерации. Значение транспорта определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание ,нельзя достичь рационального размещения производительных сил.

В современном мире выделяют семь видов транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, трубопроводный, космический, (электро-)энергопроводный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются как для перевозки грузов, так и пассажиров

Автомобильный транспорт

Этот  вид транспорта относится к числу  динамично развивающихся видов  транспортной системы. Велика его роль и в осуществлении смешанных  перевозок, а также в обслуживании, главным образом на короткие расстояния отраслей промышленности, сельского  хозяйства, торговли и строительства.

Общая протяженность автомобильных дорог  страны составляет 945 тыс. км, в том  числе с твердым покрытием  – 748 тыс. км. Однако, более 1/3 автомобильных дорог приходится на гравийное, щебеночное, шлаковое, или булыжное покрытие, которое отличается низким качеством, не соответствующим техническим параметрам, а как следствие требует их частого ремонта. 34 процента населенных пунктов не имеет связи с дорогами общего пользования, что негативно отражается на развитии сельского хозяйства при вывозе сельскохозяйственной продукции. Дороги играют роль «кровеносных артерий» в автомобильном транспорте.

Железнодорожный транспорт

Железные  дороги являются важнейшей составной  частью транспортно-дорожного комплекса  страны. Их протяженность равна 7 процентов  всех железных дорог мира, но они  обеспечивают 35 процентов мирового грузооборота и 15 процентов пассажирооборота, произведенного железнодорожниками в  мире. Он относительно свободно размещается  по всей территории страны, отличается надежностью, не зависит от природно-климатических  условий, обеспечивает большие перевозки  грузов и пассажиров при относительно низких показателях себестоимости. Основными грузами железнодорожного транспорта являются уголь, нефть и  нефтепродукты, минеральные удобрения, строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, продукцию машиностроения и др. 
Железнодорожный транспорт имеет существенное значение и в пассажирских перевозках. На железнодорожном транспорте 9 из 10 пассажиров перевозятся в пригородном сообщении, в пассажирообороте же ведущую роль играют дальние перевозки (более 2/3 из всего пассажирооборота).

Водный  транспорт

Водный  транспорт является составной частью единого транспортного комплекса. Он подразделяется на морской и речной флоты. Морской транспорт, в свою очередь подразделяется на торговый флот и траулерный, или промысловый. В отличие от других видов транспорта этим видом транспортом главным образом перевозят экспортно-импортные грузы. При использовании морского транспорта нужно учитывать природный фактор. Структура перевозимых грузов морским видом транспорта такова: здесь преобладают, прежде всего, нефтепродукты, значительна также роль руды, строительных материалов, лесных и хлебных грузов.

Воздушный транспорт

В транспортной системе России воздушный транспорт  является одним из основных видов  пассажирского транспорта. В его  общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты  – 1/5. Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш (за счет большой скорости самолета и от спрямления трассы полета) по сравнению  с другими видами транспорта на средних  и особенно больших расстояниях.

Считается, что на расстоянии свыше 1000 км в пассажирских перевозках преобладает именно этот вид транспорта.

Трубопроводный  транспорт

За  последние 15-20 лет Россия стала крупнейшим государством, добывающим нефть и газа. Большинство добытого сырья транспортируется за рубеж. Бюджет России на прямую привязан к мировым ценам на нефть и газ и поэтому этому виду транспорта в нашей стране уделяется большое значение, так как это самый выгодный способ транспортировки. Этот вид транспорта отличается наименьшей себестоимостью и используется для перекачки нефти и нефтепродуктов, газа. По назначению магистральные трубопроводы разделяют на нефте-, продукто-, газопроводы. Преимуществом этого вида транспорта также являются возможность функционирования в течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа территории.

Космический транспорт

Это вид транспорта, используемый в безвоздушном пространстве для перевозки людей  или грузов. Что касается полетов  человека, то как правило, пассажиры являются одновременно и командой, которая управляет транспортным средством. Главные задачи это: исследование поверхности Земли и других планет, отслеживание метеоусловий, поддерживание телекоммуникаций (спутники), а также появившийся относительно недавно космический туризм

(Электро-)энергопроводный транспорт

Вид транспорта, использующий в качестве источника энергии электричество, в качестве привода - электродвигатель. Его преимуществами являются высокая производительность и экологичность.

 

2.Экономическая роль транспорта

 

Экономическая роль транспорта состоит прежде всего в том, что он является ограниченным звеном любого производства и материальной базой для глубокого разделения труда, специализации и кооперирования предприятий, а также для доставки всех видов сырья, топлива и продукции из пунктов производства в пункты потребления. Образно говоря, транспорт – это кровеносная система государства.

Основными задачами транспорта являются:

1) обеспечение  устойчивых связей между отдельными  отраслями и районами страны;

2) своевременное  и полное удовлетворение потребностей  народного хозяйства и населения  в перевозках;

3) повышение  экономической эффективности.

С помощью  какого-либо одного вида транспорта решить эти задачи невозможно. Поэтому в  России все виды транспорта взаимодействуют, дополняют друг друга, образуя транспортный комплекс (единую транспортную систему).

 

2.1 Транспортный комплекс, как самостоятельная отрасль народного хозяйства.

Транспортный комплекс представляет собой особую сферу материального  производства и выступает, как самостоятельная отрасль народного хозяйства страны. На транспорте занято более 4 млн работающих, стоимость его основных производственных фондов составляет порядка 14,5% стоимости фондов страны.

Распределение долей  рынка между видами транспорта, %:

- Железнодорожный = 41% грузов; 27% пассажиров.

- Автомобильный = 21% грузов; 71% пассажиров.

- Трубопроводный = 33% грузов.

- Морской = 1% грузов; 0,015 пассажиров.

- Внутренний водный = 4% грузов; 1% пассажиров.

- Воздушный = 0,03% грузов; 1% пассажиров.

Кроме того, ряд отраслей промышленности частично или почти полностью  работает для транспорта. К первой подгруппе (частично занятых) отраслей относятся топливная промышленность, цементная и многие другие. Во вторую подгруппу отраслей, практически  целиком работающих для транспорта, входят локомотиво - и вагоностроительная промышленность, в значительной степени автомобильная, судостроительная, самолето-строительная и некоторые другие. С учетом всего этого число работающих на транспорте и для транспорта превысит 20% общегосударственного контингента. Следовательно, транспорт – гигантская сфера приложения человеческого труда.

Здесь уместно также подчеркнуть, что  транспорт потребляет значительную долю полезных ископаемых и вырабатываемой в стране продукции.

Рассматривая  транспорт как отрасль материального  производства, необходимо отметить ряд  его специфических особенностей. Он не создает новую продукцию, а  лишь перемещает уже созданную другими  отраслями хозяйства.

2.2 Роль транспорта в рациональном размещении производительных сил.

Транспорт играет огромную роль в рациональном размещении производительных сил, освоении новых территорий, совершенствовании  территориального разделения труда  не только между районами РФ, но и  мирового хозяйства. Успешное развитие России, наряду с прочими условиями, требует хорошо развитой и организованной транспортной системы. Без транспорта немыслимо освоение новых районов и природных богатств. Представляя собой часть производительных сил, он служит непременным условием рационального размещения производства и высокой производительности общественного труда. Он выступает фактически в качестве пионера при формировании территориально-производственных комплексов, особенно в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке. Транспорт – важный фактор в экономической интеграции между странами, а также в международной торговле.

Информация о работе Роль транспорта в народном хозяйстве