Рынок земли и его функционирование в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:36, реферат

Краткое описание

В Советском Союзе, в состав которого входила Беларусь, все земли были национализированы и стали исключительно собственностью государства. Обретение республикой независимости в начале 1990-х гг. и переход к рыночным отношениям обусловили необходимость подготовки законодательных основ для становления частного сектора в экономике, в том числе и в сфере земельных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Теоретические основы изучения потребления и сбережений
домашних хозяйств………………………………………………………………... 5
1.1 Теория потребления и сбережений Дж.М.Кейнса…………………………… 5
1.2 Альтернативные теории потребления………………………………………… 9
2 Формы и методы государственного регулирования сбережений……………..14
2.1 Современные формы сбережений домашних хозяйств развитых стран……14
2.2 Опыт государственного стимулирования сбережений ФРГ………………...17
3 Особенности потребления и сбережений населения Республики Беларусь….21
3.1 Динамика и структура потребления и сбережений домашних хозяйств Республики Беларусь……………………………………………………………………………..21
3.2 Основные направления регулирования сбережений населения Республики Беларусь……………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 108.16 Кб (Скачать файл)

Несмотря на снятие на рубеже XX столетия некоторых ограничений  на пользование землей и права  собственности, по-прежнему не только не разрешена частная собственность  на землю сельскохозяйственного  назначения, но и жестко ограничена передача земли на уровне сельхозпроизводителей. Нерешенные вопросы собственности  на землю и ее передачи оставались и остаются главным препятствием на пути реформирования аграрного сектора  экономики Республики Беларусь.

В соответствии с  Гражданским кодексом Республики Беларусь коммерческие организации могут  осуществлять свою деятельность только в форме хозяйственных обществ  и товариществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских хозяйств. В связи с этим было установлено, что колхоз является сельскохозяйственным производственным кооперативом, совхоз - государственным унитарным предприятием.

Приняты две новые  программы реформирования агропромышленного  комплекса: Республиканская программа повышения эффективности агропромышленного комплекса на 2000-2005 гг. и Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 гг. В качестве основных целей современной аграрной политики государства были определены: обеспечение роста объемов производства и реализации агропромышленной продукции для стабилизации и сбалансированного функционирования внутреннего сырьевого и продовольственного рынка; увеличение поставок агропродовольственной продукции на экспорт; привлечение иностранных инвестиций; повышение качества сельскохозяйственной продукции; углубление специализации, рационализация размещения производства, концентрация ресурсов на наиболее эффективных направлениях хозяйствования; внедрение интенсивных, ресурсоэкономных и природосберегающих технологий; развитие кооперации и интеграции в системе АПК.

В отличие от предшествующих программ Программа совершенствования  агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 гг. оказалась более востребованной. В целях её выполнения было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. №1653 «О дополнительных мерах по реализации Программы совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 гг.», определившее дополнительные меры по ее реализации. Этим постановлением предусматривалось:

* разработать соответствующие  областные и районные программы  совершенствования агропромышленного  комплекса;

* определить и  утвердить перечень сельскохозяйственных  организаций для их реформирования  с учетом моделей, указанных  в Программе;

* создать республиканскую  и областные комиссии по аттестации  юридических и физических лиц,  претендующих на получение в  собственность либо аренду сельскохозяйственных  и перерабатывающих сельскохозяйственную  продукцию организаций, подлежащих  реструктуризации;

* разработать проекты  законов Республики Беларусь  «О сельскохозяйственной кооперации»,  «О государственном регулировании  агропромышленного производства»,  «О личных подсобных хозяйствах  граждан», а также осуществить  целый ряд других мероприятий.

Подлежит реорганизации  как государственный, так и частный  сектор экономики, а также преследуется цель поэтапного перехода всех сельскохозяйственных организаций на полный экономический  расчет, самоокупаемость и самофинансирование. В Программе совершенствования  агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 гг. предлагалось использовать дифференцированный подход при определении перспективных организационных форм и методов хозяйствования с выделением следующих трех групп организаций:

1. Сельскохозяйственные  организации, обеспечивающие высокоэффективное  производство, вправе сохранять  свой статус или реорганизоваться  в иные виды юридических лиц  на основании правовых и экономических механизмов, позволяющих им нормально функционировать.

2. Сельскохозяйственные  организации, ориентированные на  выполнение своей производственной  программы, но не обеспечивающие  рентабельное производство, следует  реформировать посредством совершенствования  внутрихозяйственных отношений  при сохранении размеров и  производственной направленности.

3. Сельскохозяйственные  организации с критическим экономическим  положением подлежат реструктуризации  с применением для каждого  случая определенной модели.

В Программе определены десять возможных моделей реструктуризации последней группы сельскохозяйственных организаций:

Первая модель. Предполагает принятие неотложных мер  по возврату дебиторской и реструктуризации кредиторской задолженности перед  банком и другими кредиторами, а  также разработку каждой сельскохозяйственной организацией программы структурных  преобразований: по реорганизации производства и управления, организации труда, переспециализации, технико-технологической переоснащенности и т.д.

Вторая модель. Создание в границах реформируемой  сельскохозяйственной организации  нескольких небольших внутрихозяйственных  подразделений, которые через подрядные  отношения, экономический расчет, усиление мотивации труда выходят на рентабельное производство. В данном случае, как  мы полагаем, следует использовать нормы закона «Об аренде» о  внутрихозяйственном арендном подряде  с учетом норм Гражданского кодекса.

Третья модель. Реструктуризация сельскохозяйственной организации путем создания в  установленном законодательством  порядке обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, других видов юридических лиц. Таким  образом, речь идет о реорганизации  сельскохозяйственной организации  посредством преобразования в иную организационно-правовую форму.

Четвертая модель. Кооперирование неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций с другими экономически крепкими организациями, осуществляющими  производство, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции, включение  их в сырьевую зону по производству сельскохозяйственной продукции или  передача в установленном законодательством  порядке юридическому лицу в качестве подсобного производства.

Пятая модель. Создание на территории бесперспективной сельскохозяйственной организации крестьянских хозяйств с дальнейшим объединением их в союзы  с целью более эффективного использования  ресурсов, капитала, средств для организации совместного производства, агросервиса, переработки и сбыта продукции.

Шестая модель. Передача сельскохозяйственной организацией в установленном законодательством  порядке части основных и оборотных  средств в аренду другому юридическому лицу для организации эффективного производства сельскохозяйственной продукции.

Седьмая модель. Передача сельскохозяйственной организацией другому  юридическому лицу в аренду части  основных и оборотных средств  в установленном законодательством  порядке с условием последующего выкупа их этим лицом по цене не ниже остаточной стоимости указанных  средств,

С целью реализации шестой и седьмой моделей на республиканском  и областном уровнях сформированы комиссии по аттестации юридических  и физических лиц, претендующих на получение  в собственность либо аренду сельскохозяйственных и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию организации, подлежащих реструктуризации.

Восьмая модель. Присоединение  несостоятельной сельскохозяйственной организации к экономически крепкому колхозу или другой сельскохозяйственной организации, а также к промышленным, перерабатывающим и обслуживающим  организациям.

Законодательством предусмотрена государственная  поддержка предприятий, объединившихся с низкорентабельными колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными организациями.

Девятая модель. Разделение в установленном законодательством  порядке имущества колхоза между  его членами. Новые хозяева становятся полными собственниками созданной  продукции и наличных средств производства.

Десятая модель. Признание  в установленном законодательством  порядке сельскохозяйственной организации  банкротом.

Процесс реформирования аграрных отношений был направлен  на преодоление кризисного состояния  агропромышленного комплекса Беларуси. Достаточно сказать, что в течение 1991-2001 гг. экономическое положение сельскохозяйственных предприятий значительно ухудшилось. Так, если в 1990 г. в республике было только 8 убыточных сельхозпредприятий, а уровень рентабельности реализованной ими продукции составлял 42,8%, то в 2001 г. было уже более 1600 убыточных сельхозпредприятий, а уровень рентабельности - только 3%. Хотя в 2004 г. количество убыточных сельхозпредприятий несколько сократилось в результате принимаемых реорганизационных мер, но ситуация в АПК остается сложной. Изношенность технических средств в агропромышленном комплексе страны превысила 70%, более чем на треть уменьшилась численность работников сельского хозяйства.

Демографические проблемы села, старение и износ материально-технической  базы производства и социальной инфраструктуры, падение объемов производства обусловлены  тяжелым финансовым положением производителей сельскохозяйственной продукции, в  основе которого лежит низкий уровень  цен и диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

В целом, необходимо отметить непоследовательность и противоречивость проводимой аграрной политики. С одной  стороны, провозглашается расширение прав субъектов хозяйствования, их самостоятельности в вопросах производства, необходимость перехода на принципы хозрасчета и самоуправления. С другой стороны, сохраняются административно-управленческие методы и рычаги воздействия на аграрные отношения, устанавливаются задания  по определению структуры и сбыта  продукции, сохраняется госзаказ и  централизованное ценообразование  на сельскохозяйственную продукцию  и т.д. Все это свидетельствует  о необходимости принятия более кардинальных мер, направленных на реализацию аграрной реформы в Беларуси.

3. Рынок земли в РБ. Особенности  функционирования, проблемы и перспективы  развития

Обретение республикой  независимости в начале 1990-х гг. и переход к рыночным отношениям обусловили необходимость подготовки законодательных основ для становления частного сектора в экономике, в том числе и в сфере земельных отношений.

Согласно Закону Республики Беларусь «О праве собственности  на землю» 1993 г. и Кодексу Республики Беларусь о земле 2005 г., собственность на нее выступает в государственной и частной формах. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Этими законами государственная собственность сохранена для ведения крупного товарного сельского хозяйства, частная разрешена для ведения всех видов личных подсобных хозяйств населения, т.е. для развития мелкотоварного и любительского сельского хозяйства. С 1993 г. доля первой сокращается, второй - увеличивается. На них приходится соответственно примерно 80 и 20% общей площади сельхозугодий республики.

Таким образом было положено начало созданию нормативно-правовой базы для формирования рынка земли. Впервые за многие десятилетия была признана правомерность существования частной собственности на землю и разработан правовой механизм ее функционирования.

Известно, что Беларусь при общественной собственности  на землю и сельхозпредприятия к 1990 г. по производству зерна, молока, мяса и картофеля в расчете на душу населения вышла на одно из первых мест в мире. И по производству яиц и льноволокна на душу населения мы также были в числе первых! Занимая менее 1,7% сельхозугодий бывшего СССР, Беларусь к 1990 г. довела свою долю в общесоюзном производстве: зерна - почти до 4%, картофеля - 15, льноволокна - 25, мяса - 6, молока - почти 7%. В 1986-1990 гг. среднегодовой темп прироста производитель-Производство зерна, молока, мяса и картофеля на душу населения в 1990 г., кг

Среднегодовой темп прироста производительности сельскохозяйственного  труда в общественном производстве составлял 9%, а рентабельность к 1990 г. выросла до 42% и была достаточной для обеспечения нормальных темпов расширенного воспроизводства за счет собственных средств.

Исследование вопроса  показывает, что в последние два  десятилетия прошлого века как у  нас, так и за рубежом сельское хозяйство переводилось на интенсивные  технологии индустриального типа и  в этих целях и тут и там  нарастал объем государственных  субсидий и внедрялся более прогрессивный  экономический механизм государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства. Это и есть то общее, что нас объединяло в рассматриваемый период и что привело к равным результатам при разных формах собственности. Следовательно, в век урбанизации и НТП в индустриально развитых странах, к которым относится и наша республика, решающее влияние на продуктивность и эффективность сельского хозяйства оказывает не форма собственности, а степень и культура внедрения в землепользование новейших достижений НТП, которые имеются в технике, технологии, организации, управлении, подготовке и использовании кадров села, что убедительно подтверждается опытом наших передовых хозяйств, работающих на государственных землях, и зарубежным опытом частных фермерских хозяйств, работающих как па собственных, так и на арендуемых землях.

Важно, чтоб наши результаты были достигнуты при меньшей, чем  у них, энерговооруженности труда  и при намного меньших размерах удельных субсидий государства на поддержку  сельского хозяйства. Такое стало  возможным благодаря созданию у  нас крупнотоварных хозяйств оптимальных размеров землепользования, углублению их специализации и росту обеспеченности кадрами высокой квалификации.

Итогом явилось  то, что белорусские крестьяне  при весьма ограниченных ресурсах посредством  своих госхозов, колхозов и личных подсобных хозяйств обеспечили для  страны не только производство, но и  потребление основных видов продукции  сельского хозяйства в расчете  на душу населения на уровне, наиболее развитых стран мира. К 1990 г. потребление на душу населения молока и молочных продуктов было доведено в Беларуси до 424 кг, мяса и мясопродуктов -74 кг, яиц - 324 шт. Для сравнения: в США эти показатели составляли соответственно 263 и 113 кг, 229 шт. Из названных продуктов мы только мяса потребляли меньше уровня США. Существовавшая здесь разница вызывалась большими поставками продукции животноводства в союзный фонд.

Приведенные данные свидетельствуют о больших потенциальных  возможностях действующей у нас  системы земельных отношений. Это  означает, что в нашем товарном сельском хозяйстве нет серьезных  причин для полной замены государственной  земельной собственности на частную, для полного перехода от общественных к частным формам предприятий и, тем более, нет причин для отказа от крупнотоварного производства.

Информация о работе Рынок земли и его функционирование в Республике Беларусь