Рынок труда в народном хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о рынке труда, обращение внимания на опыт других стран в данной проблеме, анализ нормативно-правовой базы, а также органов государственной власти, ответственных за эту сферу, анализ состояния рынка труда в Нижегородской области на данный период, рассмотрение существующих проблем, на основе которых базируются выводы о путях и перспективах развития нашей страны в данном вопросе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..2
I. Теоретические основы регулирования рынка труда……………….…….4
1.1. Понятие и сущность рынка труда…………………………….….…….…4
1.2.Типология и структура рынка труда…………………………….……......9
1.3.Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда…...13
II. Анализ состояния рынка труда в народном хозяйстве………………...16
2.1. Состояние нормативной базы, регулирующей рынок труда………....16
2.2. Система государственных органов управления, осуществляющих регулирование рынка труда в народном хозяйстве………………………...18
2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти на регулирование рынка труда…………………………………………………..24
III. Стратегия решения регулирования рынка труда в народном хозяйстве........................................................................................................29
3.1. Анализ уровня и динамики рынка труда в Нижегородской области….29
3.2. Возможности и перспективы совершенствование государственного регулирования рынка труда на федеральном и региональном уровне…….37
Заключение……………………………………………………………………..41
Список использованной литературы……………………………………...45
Приложение……………………………………………………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

рынок труда в народном хозяйстве изм1.docx

— 298.07 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………..…..2

I. Теоретические основы регулирования рынка труда……………….…….4

1.1. Понятие и сущность  рынка труда…………………………….….…….…4

1.2.Типология и структура  рынка труда…………………………….……......9

1.3.Зарубежный опыт государственного  регулирования рынка труда…...13

II. Анализ состояния рынка труда в народном хозяйстве………………...16

2.1. Состояние нормативной  базы, регулирующей рынок труда………....16

2.2. Система государственных  органов управления, осуществляющих  регулирование рынка труда в  народном хозяйстве………………………...18

2.3. Анализ механизмов  воздействия органов государственной  власти на регулирование рынка  труда…………………………………………………..24

III. Стратегия решения регулирования рынка труда в народном хозяйстве........................................................................................................29

3.1. Анализ уровня и  динамики рынка труда в Нижегородской  области….29

3.2. Возможности и перспективы  совершенствование государственного  регулирования рынка труда на  федеральном и региональном уровне…….37

Заключение……………………………………………………………………..41

Список использованной литературы……………………………………...45

Приложение……………………………………………………………………..46

 

 

Введение.

          В связи с тем, что российская  экономика относительно недавно  перешла к рыночным отношениям, вопрос рынка труда особенно  актуален. В советской экономике  труд рассматривался как всеобщая  обязанность, что совершенно не  способствовало его стимулированию, пониманию вопроса о рынке  труда. В 1990-е годы произошло  перестроение экономики, в связи  с этим остро встали вопросы  уровня занятости, безработицы и их регулирования. Требовалось создавать структуру управления, законодательную базу рынка труда, а также обращаться к опыту других стран в этом вопросе. Уровень занятости и безработицы являются одними из важнейших показателей уровня развития страны, из чего следует то, что данным вопросам требуется особое внимание и регулирование со стороны государства.  В период мирового финансового кризиса вопрос регулирования рынка труда поднимается правительствами всех стран в большей или меньшей степени, в зависимости от истории и направлении развития. Несомненным остается тот факт, что в период кризиса государство должно больше, нежели обычно, уделять внимание вопросам регулирования рынка труда.           

Современный этап развития связан с новым взглядом на рынок  труда, который является одним из ключевых ресурсов социально-экономического развития. Противоречивость и сложность  ситуации на рынке труда в России проявляется в том, что, с одной  стороны, рынок расширил многообразие форм занятости и мест приложения труда, увеличив таким образом возможность  самореализации населения в сфере  экономики, но с другой стороны, институциональные  преобразования и кризисные явления  в российском обществе привели к  значительным потерям живого труда. Исследования последних лет показывают, что в результате общей трудоизбыточности  экономики многие производства испытывают дефицит кадров. Не хватает высококвалифицированных специалистов, менеджеров, рабочих. Наблюдается старение кадрового потенциала. Выявленные тенденции характеризуют ситуацию, сложившуюся как в хозяйственной системе в целом, так и в отдельных подсистемах, которые имеют свою региональную специфику.

 Целью данной работы  является рассмотрение вопроса  о рынке труда, обращение внимания  на опыт других стран в данной  проблеме, анализ нормативно-правовой  базы, а также органов государственной  власти, ответственных за эту  сферу, анализ состояния рынка  труда в Нижегородской области на данный период, рассмотрение существующих проблем, на основе которых базируются выводы о путях и перспективах развития нашей страны в данном вопросе.

 

     

 

     

 

         

 

 

 

 

 

 

I. Теоретические  основы регулирования рынка труда.

1.1. Понятие  и сущность рынка  труда.

  В западных экономических  теориях  рынок труда – где  реализуется  лишь один из  прочих производственных ресурсов  здесь можно выделить четыре  основных концептуальных подхода   к  анализу функционирования  современного рынка труда. В  основе первой концепции  лежат  постулаты классической политэкономии.  Ее придерживаются в основном  неоклассики (Дж. Перри, М. Фелдстайн,  Р. Холл), а в 80-х гг. ее поддерживали  также сторонники концепции экономики  предложения. (Д. Гилдер, А. Лаффер). Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все  прочие рынки, действует на  основе ценового равновесия, т.е.  основным рыночным регулятором  служит цена – в данном случае  рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной  платы, по их мнению, регулируются  спрос и предложение рабочей  силы, поддерживается их равновесие. Инвестиции в образование и  квалификацию (в человеческий капитал)  – это аналоги инвестиций в  машины и оборудование. Согласно  модели ценового равновесия, индивид  «инвестирует в квалификацию»  до тех пор, пока не понижается  норма прибыли на эти вложения. Из неоклассической концепции  следует, что цена на рабочую  силу гибко реагирует на потребности  рынка, увеличиваясь или уменьшаясь  в зависимости от спроса и  предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует  равновесие.         

      Поскольку  всерьез говорить об изменении  заработной платы в точном  соответствии с  колебаниями  спроса и предложения, тем более  об отсутствии безработицы, не  приходится, сторонники этой концепции   ссылаются на некие «несовершенства»  рынка, которые приводят к несоответствию  их теории с жизнью. К ним  относят  влияние профсоюзов, установление государством минимальных  ставок заработной платы, отсутствие  информации и т.п.   Выдвигается  также тезис о якобы добровольном  характере безработицы. Однако если безработица носит добровольный характер, то почему она колеблется в зависимости от фазы экономического цикла? Выдвигается тезис о «поиске» рабочего места как явлении, вызывающем нестабильность рынка. Суть его заключается в том, что наемные работники очень разборчивы и стремятся к выгодной работе. В этом случае не ясно, почему таких работников бывает то 4-5%, то 15%. Но главный вопрос, на который не могут ответить сторонники неоклассического подхода, заключается в том, почему все наемные работники в случае превышения их предложения над спросом не предлагают свою рабочую силу по более низкой цене.

      Иного подхода  к функционированию рынка   труда придерживаются кейнсианцы  и  монетаристы. В отличие  от неоклассиков они рассматривают  рынок труда  как явление  постоянного и  фундаментального  неравновесия. Кейнсианская модель (Дж. М. Кейнс, позже Р. Гордон), в частности, исходит из того, что цена рабочей силы (заработная  плата) жестко фиксирована и  фактически не меняется (особенно  в сторону уменьшения). Этот элемент  модели никак не доказывается  он берется, как безусловный  факт. Поскольку же цена (заработная  плата) по данной концепции  не является регулятором рынка,  такой регулятор должен быть  привнесен извне. Его роль отводится  государству, которое, уменьшая  или увеличивая совокупный спрос,  может данное неравновесие ликвидировать.  Таким образом, спрос на рабочую  силу по этой модели регулируется  не колебаниями рыночных цен  на труд, а совокупным спросом,  иначе – объемом производства.

      Как и  сторонники кейнсианского подхода,  представители школы монетаристов ( прежде всего М. Фридмен) исходят   из жесткой структуры цен на  рабочую  силу, более того –  из предпосылки  их однонаправленного,  повышательного движения. Монетаристами  вводится понятие  некоего  «естественного» уровня безработицы,  отражающего структурные  характеристики рынка труда, делающего  цены на нем негибкими препятствующими  нормальному его функционированию, усугубляющими его неравновесие, и стало быть, безработицу.

      По  мнению  представителей данной школы,  для, например, американского рынка  труда  таким негативным фактором, усиливающим  рыночное неравновесие  является установление государством  минимального уровня заработной  платы, сильные позиции профсоюзов, отсутствие необходимой информации  о наличии вакансий и резервной   рабочей силы. Для уравновешивания   рынка монетаристы предлагают  использовать инструменты денежно-кредитной  политики. Речь, в частности, идет  о необходимости  использовать  такие рычаги, как учетная   ставка центрального банка, размеры   обязательных резервов коммерческих  банков на счетах центрального  банка.

      Еще один  распространенный теоретический   подход к механизму функционирования  рынка труда представлен школой  институционалистов (например, Дж. Данлоп, Л. Ульман). Основное внимание  в ней уделяется анализу профессиональных  и отраслевых различий в структуре  рабочей силы и соответствующих  уровней заработной платы. Здесь  прослеживается отход от макроэкономического  анализа и попытка объяснить  характер рынка особенностями  динамики отдельных отраслей, профессиональных  демографических групп.

      В марксистской  экономической теории рынок труда  определяется как рынок особого  рода. Его отличает от других  рынков разница товара «рабочая  сила» и физического капитала. Если рабочая сила в процессе  труда создает стоимость, то  все прочие виды ресурсов лишь  переносят на новую стоимость  самим трудом. В силу этого,  марксисты полагают, что рынок  рабочей силы, хотя и подчиняется  общим рыночным закономерностям,  имеет существенные особенности,  поскольку сама рабочая сила  как субъективный фактор производства, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения, на свою рыночную цену.

      Ни  один  из перечисленных выше подходов  не дает полной и адекватной  картины  механизма функционирования  рынка  рабочей силы, хотя они  и отражают отдельные его элементы.

      Представляется, что большинство рассматриваемых   концепций построены на неверной  посылке сопоставимости рынка  рабочей  силы со всеми другими  рынками  ресурсов, например, о  заданности и  неизменности  ряда параметров рабочей  силы, приходящей на рынок труда.  Полагают, в частности, что квалификация  работника  всегда приобретается  до прихода  его на рынок  труда, а это далеко не всегда  верно, так как во многих  случаях работник получает квалификацию  уже на производстве, то есть  после приема на работу. Это  значит, что оценить его потенциал  на рынке достаточно сложно.

      Другой  постулат гласит, что производительность  труда человека заранее известна. Ясно, что и это не так, поскольку   существует множество методов  мотивации, способных поднять  производительность труда. Очевидно  также, что не только заработная  плата служит для работника   достаточной оценкой его труда   и отражением степени его удовлетворенности   своим положением в производстве  и на рынке труда. Это так  же ставит под сомнение упрощенный  рыночно-ценовой  подход к человеку. Весьма нелегко оценить потенциал  человека на рынке труда еще  и потому, что в процессе труда  основной вклад в производство  достигается в большинстве случаев  путем не индивидуальных, а коллективных  усилий.

      Таким образом,  рынок труда, подчиняясь законам   спроса и предложения, по многим  принципам  механизма своего  функционирования представляют  собой рынок особого  рода, имеющий ряд существенных отличий   от других товарных рынков. Регуляторами здесь являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и  социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение  к цене рабочей силы – заработной плате.                              

     Рынок труда - это составная часть структуры рыночной экономики, который функционирует в ней наряду с другими рынками: сырых материалов, товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг и т.д.

В самом общем виде под  рынком труда понимают систему  общественных отношений, связанных с наймом и  предложением рабочей  силы, или  ее куплей и продажей.1

     На рынке  труда существуют три основных  агента: предприниматели, профсоюзы  и государство. Государство же  выступает в качестве работодателя  на государственных предприятиях  и инвестора, финансируя крупные  проекты и программы развития. Однако, главная его функция заключается  в определении правил регулирования  интересов партнеров и противостоящих  сил. В результате определяется  та равнодействующая, которая служит  базой решений и основой механизма  регулирования рынка труда, куда  включается и система социальной  защиты, и система стимулирования  развития производительных сил.

     Механизм  регулирования  рынка труда охватывает весь  спектр экономических, юридических,  социальных и психологических  факторов, определяющих функционирования  рынка  труда. Оно осуществляется  через  систему трудоустройства,  включая  широкую сеть бюро  по занятости, банки  данных  о рабочих местах, государственные   программы помощи в приобретении  профессиональных знаний и трудоустройстве   незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой  модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные  части рыночного механизма регулирования  занятости в разных отраслях находятся  в разном соотношении в зависимости  от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

Информация о работе Рынок труда в народном хозяйстве