Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Анализ основных причин и показателей, характеризующих уровень занятости и безработицы. Основные направления регулирования рынка труда в Республике Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..
1 Теоретические основы рынка труда …………………………………..
1.1 Сущность рынка труда, трудовой потенциал ………………………
1.2 Составные элементы и конъюнктура рынка труда ………………..
1.3 Формы заработной платы и виды рынков труда …………………...
2 Занятость населения и безработица …………………………………..
2.1 Теории и виды занятости …………………………………………...
2.2 Понятие и виды безработицы. Определение уровня безработицы..
2.3 Причины и социально-экономические последствия безработицы ..
3 Анализ состояния рынка труда в Республике Беларусь ……………..
3.1 Анализ конъюнктуры рынка труда ………………………………….
3.2 Анализ распределения занятого населения по отраслям экономики ………………………………………………………………...
3.4 Анализ распределения трудящихся по формам собственности …..
3.5 Анализ причин вторичной занятости ……………………………….
4 Основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь ……………………………………………
4.1 Активная и пассивная политики регулирования рынка труда …....
4.2 Направления государственного регулирования рынка труда ……..
Заключение
Список использованных источников …
Приложение А. Трудовые ресурсы по видам занятости
Приложение Б. Распределение безработных
Приложение В. Распределение занятых по отраслям экономики …….
Приложение Г. Распределение занятых по формам собственности ….
Приложение Д. Основные направления регулирования занятости …..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 546.00 Кб (Скачать файл)

    В отличие от фрикционной безработицы  потеря работы при структурной безработице  связана с необходимостью смены специальности, переподготовки, дополнительного обучения или перемены места жительства. В связи с этой особенностью структурная безработица является более продолжительной, чем фрикционная, а потому и более серьезной.

    Безработицу, связанную с краткосрочными экономическими циклами (3-4 года), называют циклической безработицей. Ее вызывает спад производства во время промышленного кризиса и депрессии. С переходом к оживлению и подъему производства безработных обычно становится меньше.

    Безработица в период нормального функционирования экономики зависит от величины фрикционной и структурной безработицы и определяется как естественная безработица. Естественный уровень безработицы достигается в том случае, если циклическая безработица находится на нулевой уровне, и означает реализацию производственного потенциала экономики. Уровень безработицы при полной занятости характеризуется полным использованием ресурсов и сбалансированностью рынков рабочей силы. Нормальный уровень безработицы не является величиной постоянной. В странах с рыночной экономикой он обычно колеблется в пределах 5-10% рабочей силы.

    Уровень естественной безработицы зависит от показателей трудоустройства и увольнения. Следовательно, экономическая политика, цель которой – снижение естественного уровня безработицы, должна содействовать либо уменьшению уровня увольнения, либо увеличению уровня трудоустройства.

    Определенный  уровень незанятости населения  существует при любом состоянии экономики и объясняется естественным движением трудовых ресурсов на рынке труда. Уровень фрикционной безработицы будет гораздо выше там, где государство обеспечивает крупные выплаты по безработице. Большое пособие по безработице увеличивает время ожидания наилучшего варианта трудоустройства. Многие сознательно остаются безработными до истечения срока выплаты пособия [3, с. 443 – 445]. 
 

    2.3 Причины и социально-экономические последствия безработицы 
 

    Дж.М.Кейнс разработал теорию безработицы, в которой впервые представил логическую модель механизма, отражающего экономическую нестабильность и ее составляющую — безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального богатства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции, необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса снижает интерес к вложению капитала, и, как следствие, сокращается спрос на инвестиции, что приводит к уменьшению занятости и росту безработицы.

    Также одной из причин безработицы является непропорционально высокий уровень заработной платы по отношению к производительности труда. Если объем заработной платы превышает стоимость выпущенной продукции, то в условиях рыночной экономики предприятия сокращают занятость.

    В краткосрочном периоде предприятие  не может увеличить производственные мощности, поэтому увеличение количества применяемого переменного фактора труда дает прирост предельного продукта лишь некоторое время. Согласно закону убывающей предельной отдачи наступает момент, когда каждая дополнительная единица переменного фактора приносит все меньший прирост объема производства (предельного продукта), т.е. предельный продукт переменного фактора начинает уменьшаться. Следовательно, при неизменной цене реализации продукта будут уменьшаться и стоимость предельного продукта, предельные доход и предельная прибыль.

    На  основании приведенных рассуждений  можно сделать вывод о том, что фирма должна нанимать дополнительного рабочего лишь в том случае, если стоимость предельного продукта превышает размер его заработной платы.

    При повышении заработной платы фирма будет сокращать количество занятых, при понижении оплаты труда уровень занятости будет повышаться. Если же будут расти цены на выпускаемую продукцию, то фирма будет привлекать дополнительную рабочую силу, падение цен на продукцию будет означать сокращение занятости.

    Фактически  фирма ориентируется на соотношение  уровня заработной платы и цены продукции. В случае если это соотношение растет, т.е. рост заработной платы обгоняет рост цен на продукцию, она нанимает меньше работников, при уменьшении этого соотношения количества применяемой рабочей силы увеличивается.

    Таким образом, слишком жесткой, негибкость и высокий уровень заработной платы в стране становится потенциальной причиной безработицы.

    Жесткость заработной платы – это ее неспособность к гибкому изменению, достаточному для приведения в соответствие спроса и предложения на рынке труда. Безработица, являющаяся результатом жесткости заработной платы, называется безработицей ожиданий. Безработица ожиданий возникает потому, что при данном уровне заработной платы предложение труда превышает спрос на труд со стороны фирм.

    Основные  причины, объясняющие жесткость заработной платы:

        - минимальная заработная плата;

        - дополнительные издержки труда;

        - налоги на труд;

        - влияние профсоюзов;

        - стимулирующая заработная плата.

    Падению заработной платы до равновесного уровня препятствуют законы о минимальной заработной плате, устанавливающие обязательные для всех фирм минимальные ставки оплаты труда. Установленный минимум, особенно для категории неквалифицированных и неопытных рабочих, поднимает заработок выше точки равновесия, что сокращает спрос фирм на данный вид труда. Так исследования занятости среди подростков показали, что увеличение минимальной заработной платы на 10% снижает занятость среди этой категории работников примерно на 1 – 3%.

    К причинам, обусловливающим жесткость заработной платы и рост безработицы, относятся дополнительные издержки труда и налоги на труд. Когда предприятие нанимает работника, в дополнение к заработной плате ему приходится нести множество связанных с этим затрат: оплачивать отпуск, медицинское обслуживание, иногда жилье. Кроме того, предприятия платят налог на заработную плату, исчисляемый как определенный процент от ее общего объема.

    Дополнительные  издержки на труд являются антистимулом при найме дополнительных рабочих и препятствием к снижению заработной платы.

    Монопольная власть профсоюзов и заключаемые  профсоюзами и предпринимателями коллективные договоры позволяют сохранять заработную плату на высоком уровне. Заработная плата рабочих, объединенных в профсоюзы, определяется не равновесием между спросом и предложением, а в ходе переговоров между руководством профсоюзов и фирм. Заключаемый в итоге коллективный договор часто предусматривает заработную плату выше равновесного уровня. Результатом в этом случае будет уменьшение количества нанятых работников и рост безработицы ожидания.

    Причина жесткости заработной платы состоит  и в существовании систем заработной платы, стимулирующих эффективный труд. Все теории стимулирующей (эффективной) заработной платы исходят из того, что высокая заработная плата повышает производительность труда, а значит, и прибыль фирмы.

    Существует  несколько теорий о влиянии заработной платы на производительность труда. Одна из них наиболее применима к развивающимся странам и утверждает, что при более высокой заработной плате рабочие могут позволить себе лучше питаться, а более здоровые работники трудиться более производительно.

    Согласно  другой высокие заработки сокращают  текучесть рабочей силы, так как у работников сохраняется больше стимулов остаться работать в фирме. Работодатель при этом сокращает время и средства, необходимые для приема и обучения новых рабочих.

    Сторонники  третьей теории считают, что более  высокая заработная плата определяет и более высокое среднее качество персонала, позволяет избежать так называемой отрицательной селекции, когда лучшие работники переходят на другую, более высокооплачиваемую работу.

    Четвертая теория исходит из того, что достаточно высокая заработная плата стимулирует старательность работников, побуждает их не уклоняться от работы и тем самым повышать производительность труда.

    Результатом в каждом из этих случаев является установление заработной платы выше равновесного уровня и безработица  ожиданий.

    Чрезмерная  безработица отрицательно сказывается  на всей жизни общества. Различают экономические и внеэкономические (социальные) издержки безработицы.

    Прежде  всего, безработица означает экономические потери для общества, когда часть потенциального объема производства товаров и услуг теряется безвозвратно, производственные возможность экономики не реализуются полностью. С ростом безработицы увеличивается также отставание ВНП (разница между фактическим и потенциальным ВНП).

    К внешнеэкономическим, или социальным, последствиям безработицы относятся:

    - потеря квалификации и самоуважения;

        - полная или частичная потеря дохода;

        - снижение уровня жизни;

        - возрастание преступности;

        - повышение смертности и количества психических заболеваний.

    Высокий уровень безработицы может привести к общественным и политическим беспорядкам [3, с. 445 – 448].  
 
 

    3 Анализ состояния рынка труда в Республике Беларусь 
 

    3.1 Анализ конъюнктуры рынка труда 
 

    Основным  источником формирования ресурсов труда  в Республике Беларусь является трудоспособное население в трудоспособном возрасте, доля которого согласно приложению А составила в 1995 г. – 94,2%, в 2000 г. – 95,2%, в 2004 г. – 95,8%, в 2007 г. – 95,7% наличных трудовых ресурсов. Тенденции изменения численности данной категории населения во многом связаны с демографическими факторами.

    Важнейшей составной частью трудовых ресурсов в соответствии с приложением А являются работающие лица старших возрастов, доля которых в 1995 г. составляла 5,8%, в 2000 г. – 4,8%, а в 2004 г. – 4,2%. Снижение доли участия лиц пенсионного возраста в общественном производстве объясняется переходом республики на рыночные принципы хозяйствования. Использование труда этой категории населения – сложная экономическая и социальная проблема. Однако, несомненно, что вовлечение в общественный труд лиц пенсионного возраста должно осуществляться и в будущем, как по экономическим причинам, так и в связи с нуждаемостью отдельных отраслей в их знаниях и опыте.

    С переходом к рыночным отношениям значительные изменения произошли в структуре трудовых ресурсов по видам занятости. Новой тенденцией явилось сокращение уровня занятости в экономике республики с 76,6% в 1995 г. до 75,5% в 2004 г. и дальнейшее снижение уровня занятости населения до 71,1% в 2007 г. Одновременно согласно приложению А повысился уровень незанятости населения – от 24,3% в 1995 г. до 28,0% в 2004 г. В незанятом населении стали выделяться категории, учитываемые статистикой (учащиеся и студенты, обучающиеся с отрывом от производства, зарегистрированные безработные), и категории, не учитываемые статистикой (незарегистрированные безработные, лица, ведущие домашнее хозяйство, прочие).

    Из  незанятого населения важнейшим  источником пополнения трудовых ресурсов выступают безработные, к которым  относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы и не занимающиеся предпринимательской деятельностью. По данным статистики (1997-1999 гг.) официально регистрировались в государственной службе занятости лишь 1/3 всех безработных; 2/3 не проходили официальной регистрации Политика государства в области влияния на уровень нерегистрируемой безработицы должна быть направлена на ее преобразование в регистрируемую занятость через введение механизмов стимулирования и мотивации экономического поведения незарегистрированных безработных.

    В последние годы ситуация на рынке  труда характеризуется устойчивой тенденцией роста предложения рабочей  силы при одновременном снижении спроса на нее [15, с. 46, 49].

    Спрос на рабочую силу во многом определяется использованием производственного потенциала в промышленности Беларуси. Начиная с августа 2003 г. обозначилась тенденция постепенного увеличения спроса на рабочую силу. Для 2004 г. характерна устойчивая тенденция увеличения спроса на рабочую силу по отношению к уровню предыдущего года, что позволило существенно снизить напряженность на рынке труда. Если в 2003 г. государственная служба занятости ежемесячно располагала в среднем 31,9 тыс. вакансий, то в 2004 г. – 40,2 тыс. По состоянию на начало 2005 г. в государственную службу занятости сообщили сведения о потребности в рабочей силе для замещения свободных вакантных мест около 5,9 тыс. нанимателей, а число заявленных вакансий увеличилось на 8,7% и составило 34,5 тыс.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь