Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Анализ основных причин и показателей, характеризующих уровень занятости и безработицы. Основные направления регулирования рынка труда в Республике Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..
1 Теоретические основы рынка труда …………………………………..
1.1 Сущность рынка труда, трудовой потенциал ………………………
1.2 Составные элементы и конъюнктура рынка труда ………………..
1.3 Формы заработной платы и виды рынков труда …………………...
2 Занятость населения и безработица …………………………………..
2.1 Теории и виды занятости …………………………………………...
2.2 Понятие и виды безработицы. Определение уровня безработицы..
2.3 Причины и социально-экономические последствия безработицы ..
3 Анализ состояния рынка труда в Республике Беларусь ……………..
3.1 Анализ конъюнктуры рынка труда ………………………………….
3.2 Анализ распределения занятого населения по отраслям экономики ………………………………………………………………...
3.4 Анализ распределения трудящихся по формам собственности …..
3.5 Анализ причин вторичной занятости ……………………………….
4 Основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь ……………………………………………
4.1 Активная и пассивная политики регулирования рынка труда …....
4.2 Направления государственного регулирования рынка труда ……..
Заключение
Список использованных источников …
Приложение А. Трудовые ресурсы по видам занятости
Приложение Б. Распределение безработных
Приложение В. Распределение занятых по отраслям экономики …….
Приложение Г. Распределение занятых по формам собственности ….
Приложение Д. Основные направления регулирования занятости …..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 546.00 Кб (Скачать файл)
lign="justify">    Считается, что наличие вторичной занятости  ухудшает отношение работников к труду, так как уменьшает их интерес к основной работе и снижает эффективность их трудовой деятельности. Но, с другой стороны, вторичная занятость является способом социальной адаптации населения к условиям переходного периода с характерной для него экономической нестабильностью.  

Таблица 2 – Распределение  трудящихся по видам  вторичной занятости (%)

         
  2001 2002 2003 2004
Не  подрабатывают 63,4 66,5 77,3 83,9
Подрабатывают на основном месте  работы 9,3 8,2 5,3 1,2
Подрабатывают на другом месте работы 11,8 10,8 10,4 3,9
Имеют дополнительные доходы от индивидуальной деятельности 15,5 14,5 13 11
 

    Примечание  – Источник [13, с. 166, таблица 7.13] 
 
 
 
 
 
 

    4 Основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь 
 

    4.1 Активная и пассивная политика регулирования рынка труда. 
 

    В странах с развитой рыночной экономикой проблемы функционирования и регулирования (дерегулирования) рынков возникают и решаются в контексте мировых тенденций. Растущие скорость и глубина изменений, связанных с распространением высоких технологий и обострением глобальной конкуренции, создают экономическую среду, требующую от компаний и организаций гибкого реагирования на рыночные сигналы. Подобные эластичные ответы возможны, как правило, при относительно низком уровне регулирования рынков капитала, труда, товаров и услуг.

    Сторонники  дерегулирования однозначно рассматривают регулирование как фактор, ограничивающий гибкое приспособление занятости к меняющимся требованиям работодателей и, следовательно, вызывающий дальнейший рост структурной безработицы, что грозит долговременной безработицей.

    Регулирование рынка труда в странах с  развитой рыночной экономикой охватывает ряд ключевых моментов, способствующих снижению издержек на труд (рабочую  силу) и приспособлению спроса на него к изменению рыночных условий:

    - правовую защиту занятости;

        - минимальную заработную плату;

        - обязательную налоговую нагрузку на труд;

        - трудовые отношения (на уровне сделок, коллективных соглашений; роли профсоюзов).

    Несмотря  на различие в методах и степени  регулирования рынка труда, зарубежные страны в своей экономической политике в области занятости решают и ряд общих проблем:

         - повышение производительности труда и занятости одновременно на основе структурных изменений, комплексной трансформации в направлении «новой экономики»;

         - обеспечение необходимой степени гибкости в политике занятости, непрерывное повышение образовательного уровня служащих;

         - совершенствование системы образования (его направлений и качества знаний) с учетом структурной трансформации и меняющихся требований рынка;

          - сочетание действия факторов регулирования и дерегулирования с целью снижения издержек на рабочую силу, налоговой нагрузки на труд и создания новых рабочих мест [11, с. 445 – 447].

    Рынок труда представляет собой такую  сферу рыночной экономики, где наиболее ярко прослеживаются ее недостатки, приводящие к дисбалансам и необходимости государственного регулирования. Обострение многочисленных проблем рынка труда в условиях осуществления радикальных реформ и структурной перестройки экономики предполагает необходимость усиления государственного регулирования.

    Во  всех странах политика, проводимая на рынке труда, подразделяется на пассивную и  активную. Пассивная политика регулирования рынка труда включает: регистрацию безработных; определения размера пособий по безработице и организацию систему их выплат; осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей.

    Сокращение  безработицы и достижение более  полной занятости в переходной экономике Республики Беларусь требует проведения активной политики на рынке труда. Основная цель такой политики – ускорение процесса структурной реорганизации, а также уменьшение длительности и снижение уровня безработицы. Также целью регулирования рынка труда является содействие расширению спроса и поддержке эффективного предложения рабочей силы.

    Активная  политика на рынке труда нацелена на повышение конкурентоспособности работника в борьбе за рабочее место путем обучения, переподготовки, содействия занятости, индивидуальной трудовой деятельности, т.е. на проведение «профилактики» безработицы и ее массового распространения. Она представляет собой комплекс мер, осуществляемых сетью специальных государственных учреждений и направленных на поддержание занятости, повышение мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, а также содействие более быстрому возвращению безработных к активному труду [9, с. 643 – 646].  
 

    4.2 Направления государственного регулирования рынка труда 
 

    Государственное регулирование занятости населения  представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы посредством нормативно-правовых, экономических и административных методов и инструментов, направленных на повышение эффективности функционирования рынка труда и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня.

    Государственное регулирование занятости осложнено многочисленными препятствиями территориальному перераспределению рабочей силы: неразвитостью рынка жилья, административными ограничениями смены места жительства. Ситуация усложняется различными миграционными перемещениями, что дезорганизует локальные рынки труда республики.

    Механизм  регулирования рынка труда и  занятости населения формируется  на основе закона «О занятости населения  республики Беларусь» и ежегодно утверждаемых правительственных программ занятости населения, государственной поддержки предприятий по сохранению их трудовых коллективов. Государство в области содействия занятости населения гарантирует гражданам:

       - право на выбор профессии, рода занятий и работы;

       - охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или отказа в приеме на работу;

       - бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой с учетом общественных потребностей.

    Главными  приоритетами политики занятости, проводимой Республикой Беларусь, являются формирование благоприятных условий для повышения  ее эффективности, преодоление дефицита рабочих мест посредством расширения инвестиционной активности за счет всех источников, снижение напряженности и поддержание стабильности в сфере трудовых отношений [12].

    Основными направлениями механизма государственного регулирования трудовых отношений и занятости населения в Республике Беларусь являются следующие (подробнее см. приложение Д):

        - развитие профессиональной подготовки  и переподготовки кадров, совершенствование системы профессиональной ориентации;

        - содействие предпринимательской деятельности безработных;

        - создание новых рабочих мест;

        - содействие трудоустройству граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (трудоустройство инвалидов, молодежи, женщин, имеющих детей, и др.);

        - регулирование безработицы, включая высвобождение работников, трудоустройство молодежи, содействие занятости женщин, предупреждение массовой безработицы;

        - организация оплачиваемых общественных  работ, развитие гибких форм  и сезонной занятости;

        - улучшение качества рабочей среды;

        - международное сотрудничество в решении проблем занятости населения [11, с. 452].

    Важным  направлением регулирования рынка  труда в Республике Беларусь является целенаправленное воздействие на развитие важнейшего института рынка труда – службы занятости.

    Основные  направления деятельности службы занятости  в Республике Беларусь:

    - оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

        - разработка и реализация государственной и других программ содействия занятости населения;

        - содействие гражданам в поиске подходящей работы, а нанимателям - в подборе необходимых работников;

        - регистрация граждан безработными и осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице;

        - ведение учета свободных рабочих мест (вакансий) и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

        - организация контроля над соблюдением законодательства о занятости населения.

    Работу  государственной службы занятости населения возглавляет и организует Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Государством на него возложены функции контроля и методологического обеспечения проводимой  государственной политики занятости [12].

    Проблемы  занятости решаются исходя, прежде всего из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека.

    Для устранения несоответствия структуры  свободных рабочих мест и временно незанятой рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе в Республике Беларусь развивается своевременная и соответствующая потребностям производства профессиональная подготовка и переподготовка безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения.

    Одним из важнейших направлений регулирования занятости в Республике Беларусь является содействие развитию предпринимательства, малого бизнеса, самозанятости населения и индивидуальной трудовой деятельности. В Республике Беларусь согласно положению о «Содействии Государственной службой занятости безработным в организации самостоятельной занятости», безработный, изъявивший желание организовать свое дело, имеет право на обучение основам предпринимательства и получение субсидии в установленном размере. Однако нужно отметить, что программы поддержки самостоятельной занятости в странах с переходной экономикой не оказывают существенного влияния на безработицу. Одна из причин заключается в том, что в силу образования, возраста и личных качеств только один из десяти безработных способен стать предпринимателем.

    Одним из направлений государственного регулирования  занятости населения в Республике Беларусь является организация оплачиваемых общественных работ, которые, как правило не требуют, специальной профессиональной подготовки. Они призваны улучшать материальное положение слабо защищенных групп намерения, а также морально поддерживать их во время переходного периода, пока не появятся новые рабочие места. Организация общественных работ приносит определенную пользу стране, так как данные программы позволяют мобилизовать рабочую силу для природоохранных мероприятий и развития инфраструктуры. При этом временно снижается безработица, уменьшается социальное напряжение, сохраняется связь работников с рынком труда.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь