Рынок труда и особенности его функционирования (На примере Беларуси)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы заключаются в следующем: исследовать функционирование рынка труда в условиях переходной экономики. Определить особенности рынка труда в Республике Беларусь, проанализировав основные характеристики занятости и безработицы, пути решения этих проблем, вопросы о заработной плате, ее динамики за последние годы и государственного регулирования. В работе представлен общий обзор ситуации на рынке труда в Беларуси. Раскрываются такие проблемы как, функционирование рынка труда в условиях переходной экономики. Определяются особенности рынка труда в Республике Беларусь: проанализированы основные характеристики занятости и безработицы и их структурные изменения, произошедшие за последнее время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Рынок труда в условиях переходной экономики: особенности становления, механизм функционирования. 4
1.1 Сущность рынка труда, структура и теоретические основы его функционирования 4
1.2 Механизм рынка труда. Спрос на труд. Предложение труда. Равновесие на рынке труда. 8
1.3 Цена труда и заработная плата 9
1.4 Проблемы регулирования рынка труда. 10
2. Особенности рынка труда в Беларуси. 11
2.1 Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь и их решение. 11
2.2 Заработная плата 17
2.3 Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсак.docx

— 206.07 Кб (Скачать файл)

Несколько слов по поводу соответствия понятий “рынок труда” и “рынок рабочей силы”. Насколько известно, никто до настоящего времени не оспорил положение  Маркса о том, что труд не является объектом купли-продажи, поскольку  таковым может быть только рабочая  сила. Труд же, как процесс ее использования, возникает лишь после акта купли-продажи  последней, когда она переместилась  из сферы обращения в сферу  производства. Однако словосочетание “рынок труда” вошло в научный  оборот и устоялось как термин, фактически синонимичный понятию “рынок рабочей силы”. Хотя, строго говоря, термин “рынок рабочей силы” более  точен.

Своеобразным  вариантом расширенной трактовки  рынка труда является высказываемое  многими авторами мнение, что в  состав рынка труда входит и рынок  рабочих мест. Признавая наличие  тесных взаимосвязей между этими  рынками, считаем, что такая позиция  вряд ли заслуживает поддержки. Различие объектов обращения (рабочая сила и  рабочие места), а также несовпадение контрагентов (продавец рабочей силы и работодатель как покупатель на рынке труда) и собственников  рабочих мест (в качестве, как  продавцов, так и покупателей  на рынке рабочих мест) дают основание  считать рынок труда и рабочих  мест автономными.

Итак, рассмотрим, из кого состоит та часть экономически активного населения, которое действительно  остается на рынке труда (т.е. каковы границы рынка труда). Прежде всего, из тех, кто, будучи не занятым, ищет рабочее  место, затем тех, кто хоть и имеет  занятие, но не удовлетворен работой  и подыскивает другую или дополнительное рабочее место, и, наконец, занятых, но рискующих потерять рабочее место. Суммарно они формируют предложение  труда. Спрос же на труд предъявляют  владельцы рабочих мест. Он складывается из числа вакансий и должностей тех  работников, которым работодатель ищет замену. Таково главное содержание рынка труда, его объем: и соотношение  спроса, и предложения рабочей  силы, и рабочих мест, что определяет конъюнктуру рынка.

“Естественное”  состояние рынка труда в переходной экономике предопределяет проводимую политику занятости, служит общим “фоном”  ее эволюции на различных уровнях  управления. Рынок труда объективно берет на себя функции основного  регулятора движения рабочей силы на стадии ее обращения. Получают развитие различные типы рынка труда, видоизменяется структура его взаимосвязей с  экономической активностью и  занятостью населения. В частности, это находит отражение в сосуществовании  и противоречивом развитии открытого  и регулируемого, саморегулируемого  и “теневого” рынков труда, в повышении  степени свободы труда, с одной  стороны, и монополизации условий  занятости, с другой.

Основой реализации системы рынков труда становится региональный рынок. Можно выделить три основных типа региональных рынков труда:

  •   Асимметричные, которым присущи существенные перекосы в соотношении закрытого и открытого, регулируемого и “теневого” рынков труда, диспропорции в отраслевой структуре занятости и экономической активностью населения. Это обусловлено “утяжеленностью” неадаптированных к рынку и монополизированных отраслей (градообразующих, военно-промышленного комплекса, тяжелой промышленности и т.д.) при стагнации рыночного сектора экономики и неэффективной системе регулирования перелива (оттока) рабочей силы, что сопряжено с ростом скрытой и регистрируемой безработицы;
  •   Равновесные, с относительно развитыми структурами рынка труда при переходе от прежней системы полной занятости к системе экономической активности населения в условиях регулируемого роста безработицы и стабилизации социально- трудовых отношений, что проявляется в процессах трансформации скрытой безработицы в открытые формы;
  •    Диверсифицированные, характеризуемые высокой степенью реструктуризации занятости и саморегуляции, которые создают условия для высокой мотивации и мобильности работников, быстрым развитием рыночного сектора экономики и системы экономической активности населения, обеспечивающих разнообразие форм занятости, низкий уровень и продолжительность регистрируемой безработицы под воздействием социально-экономических регуляторов спроса и предложения рабочей силы, проводимых мер активной политики занятости.

1.2 Механизм рынка  труда. Спрос на труд. Предложение  труда. Равновесие на рынке  труда.

Рынок труда, как  и любой товарный рынок, основан  на спросе и предложении. Спрос в  данном случае выступает в форме  потребности на занятие свободных  рабочих мест и выполнения работ, а предложение- наличие незанятой  рабочей силы или желание изменить место работы.

Спрос и предложение  осуществляются в конкурентной борьбе, с одной стороны, между работниками  за занятие того или иного рабочего места или выполнение работы, а  с другой стороны между работодателями за привлечение нужной рабочей силы, как по своему количественному, так  и качественному составу. Справедливое решение этой состязательности предполагает соблюдение целого ряда условий. Прежде всего, мобильность рабочей силы, рациональное размещение производительных сил.

Для нашей страны в силу большой оседлости население, вызванной национальными особенностями, характерно развитие региональных рынков труда, что может негативно сказываться  на соотношении между спросом  и предложением в отдельных регионах страны. С целью выравнивания положения  между различными региональными  рынками труда, обеспечение социальной защищенности трудящихся, проживающих  в регионах с избыточными трудовыми  ресурсами, на местных уровнях разрабатываются  государственные программы занятости. Кроме того, государство предусматривает  меры финансово - кредитной, инвестиционной и налоговой политики, поощрения  создания малых предприятий и  применение гибких режимов труда, и  другие меры, способствующие сохранению и развитию системы рабочих мест.

Начнем анализ механизма рынка труда с классической концепции занятости применительно  к условиям совершенной конкуренции.

Под классической теорией в немарксистской экономической  литературе подразумевается преимущественно  теория английских и американских экономистов, базирующихся на учении, идущем от Смита  и Рикардо к Маршаллу, Пигу и  другим ученым, посвятившим себя разработке теории общего экономического равновесия. Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного  спроса на труд и совокупного предложения  труда, применимых к условиям совершенной  конкуренции. Эти сложные функции  получаются путем агрегирования  функций спроса отдельно взятых предпринимателей и функции предложения отдельных  работников.

Субъектами на рынке труда выступать бизнес и государство, а субъектами предложения- домашние хозяйства. На рынке совершенной  конкуренции количество нанимаемых предпринимателями работников определяется двумя показателями - реальной заработной платой и стоимостью (в ее денежном выражении) предельного продукта труда. С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта (закон убывающей  доходности). Привлечение дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда стоимость предельного  продукта сравняется с величиной  заработной платы. Спрос на труд находится  в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить  спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает.

 

 

 

 

 

1.3 Цена труда  и заработная плата

Цена труда  есть в определенном смысле выражение  стоимости рабочей силы. Свою дальнейшую конкретизацию она получает в  категории «заработная плата».

Заработная плата  как экономическая категория  представляет собой модификацию  и конкретизацию цены труда (рабочей  силы). Между категориями заработной платы и цены труда существует теснейшая взаимосвязь, но это не тождественные категории. Цена труда - это категория рынка труда (рабочей  силы). Она формируется на рынке  труда и ее уровень зависит  от соотношения спроса на труд и  предложения труда. Заработная плата - это категория производства. Она  формируется в процессе производства, ее уровень зависит не только от рыночной цены труда, но и от таких  факторов, как сложность труда, условия  труда, эффективность и производительность труда.

Цена труда  определяется еще до начала производственного  процесса и выражает стоимость рабочей  силы определенного качества. Заработная плата выплачивается уже после  выполнения определенной работы в зависимости  от количества, качества и результатов. Цена труда характеризует уровень  оплаты труда в среднем по тем  или иным квалификационным группам  работников. Заработная плата - категория  конкретная, она принимает индивидуальную форму, отражает результаты труда конкретного  работника.

Заработная плата - сложная и многоплановая экономическая  категория. С точки зрения работодателя, она выступает как элемент  издержек производства. Поэтому работодатель стремится минимизировать размер заработной платы, ее долю в издержках производства, с тем, чтобы увеличить свою прибыль. Это стремление работодателя наталкивается  на определенные границы, обусловленные  необходимостью возместить затраты  на воспроизводство рабочей силы, на противодействие работников и их профессиональных организаций. С точки зрения наемных работников, заработная плата - это основная часть дохода, используемого на восстановление работоспособности, на удовлетворение материальных и духовных потребностей работника и его семьи. Поэтому наемные работники стремятся максимизировать размеры своей заработной платы, что также наталкивается на определенные границы, обусловленные необходимостью обеспечить эффективность производства и его развитие за счет прибыли. В результате сложного взаимодействия интересов работодателей и наемных работников формируется конкретный размер заработной платы.

Таким образом, на рынке труда в зависимости  от того или иного соотношения  спроса на труд и предложения труда  формируется цена труда, которая  решающим образом влияет на уровень  заработной платы. В данном случае речь идет о среднем уровне заработной платы в той или иной стране, отрасли, профессионально-квалификационной группе работников. Индивидуальные размеры  заработной платы складываются непосредственно  в процессе труда и зависят  от целого ряда факторов. Основными  зарплатообразующими факторами  являются: сложность труда, квалификация работников, условия труда, результаты труда (количественные и качественные), социальная значимость труда. Сложность  труда определяется сложностью трудового  процесса, которая в свою очередь  зависит от сложности выполняемой  задачи, используемого оборудования, объема перерабатываемой информации, ответственности за результаты работы, точности трудовых операций. Определенный уровень квалификации должен соответствовать  определенной сложности работ. Сложность  работы может быть косвенно измерена тем уровнем квалификации работника, который необходим для выполнения данной работы. Труд квалифицированных  работников может быть оплачен по более высокой цене.

На уровень  индивидуальной заработной платы существенно  влияют объективные условия, в которых  протекает трудовая деятельность: физическая тяжесть труда, комфортность рабочего места, состояние внешней среды (температура, влажность и т.д.). Оплата труда в рыночных условиях должна быть непосредственно связана с результатами труда, то есть количеством и качеством произведенных товаров и услуг, их конкурентоспособностью, полученной прибылью. В этих целях на внутрифирменной уровне используются различные системы оплаты труда по результатам - сдельная, аккордная, сдельно-премиальная, повременно-премиальная и др.

 

1.4  Проблемы регулирования рынка труда.

Можно выделить следующие  основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда:

    • Во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду.
    • Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики.
    • В-третьих, необходимость интеграции государства в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления

 

  1.     Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия, между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.
  2.     Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.
  3.      Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.
  4.     Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.
  5.      В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основные типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном ч/секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или, наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.
  6.       Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования (На примере Беларуси)