Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 02:55, реферат
Переход России от централизованной экономики к рыночной ведёт к смене отношений собственности, механизма хозяйствования, системы экономических интересов. Это определяет необходимость создания условий для структурной перестройки экономики и поиска эффективных механизмов вливания инвестиционных средств в реальное производство.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РОСТЕ РФ 6
1.1 Теоретические аспекты инвестиционной стратегии 6
1.2 Инвестиционный потенциал РФ 18
2 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ 93
2.1 Система управления региональными инвестиционными проектами на основе интеграционного подхода 93
2.2 Выбор формы поддержки приоритетных региональных инвестиционных проектов органами управления региона 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ограничение потребления общества на известном этапе начинает противодействовать процессу накопления, ослабляя стимулирование труда. Поэтому должен постоянно определяться такой оптимум, при котором фонд потребления был бы источником расширения и интенсификации
производства, эффективности экономического роста. Удельный вес потребления, от года к году возрастая, был бы близок к общему темпу роста чистого продукта, а эффективность использования производственного накопления при этом не снижалась бы. Границы оптимизации фонда накопления подвижны и связаны с достигнутым уровнем экономического развития.
Таким образом, процесс инвестирования в рыночной системе хозяйствования влияет на экономический рост по многим направлениям. В их числе - более быстрое освоение новой техники и уменьшение потерь от ее морального износа, царапающее поступление амортизационных отчислений, внедрение новых прогрессивных форм организации и управления хозяйственных связей по горизонтали и вертикали и другие. Наиболее существенный выигрыш достигается товаропроизводителями в виде дополнительного прироста продукции, прибыли и амортизационных поступлений за счет ускорения инвестиционного цикла поэтому важно выделить влияние сокращения оборота инвестиционных вложений, используя методологию относительно кругооборота капитальной стоимости.
Особое значение приобретает разработка и применение показателя, отражающего полную оборачиваемость инвестиций в долгосрочной перспективе, каким является коэффициент реализации инвестиций. В связи с этим в рыночных условиях разрабатывается технико-экономическое обоснование расширенного состава, комплексный подход принятия решений. Объект управления - стройка, а не подрядная организация. Наиболее эффективной формой реализации крупных инвестиционных проектов является метод сооружения объектов «под ключ», получивший широкое применение за рубежом. При этом специфический товар-проект, имеющий потребительную стоимость и стоимость, является материальным воплощением НТП.
Промышленное производство, его стабильное развитие обусловлены наличием устойчивых источников финансирования, когда инвестирование
представляет собой одну из основных форм взаимодействия предприятий, / государства и /населения. Оценка народно-хозяйственной эффективности инвестиционных проектов является одной из функций управления, направленной на принятие наиболее оптимального решения путем обоснования его выбора из имеющихся альтернатив.
В современной конкретной системе при выборе инвестиционного проекта в промышленности важно использовать преимущества реструктуризации и модернизации производства (рисунок 6).
Система показателей, характеризующих экономическую оценку Л состояния существующих предприятий в промышленности до \
) У
реструктуризации, позволяет оценить его текущее состояние и /
/ i^p*
потенциальные возможности, выявить недостатки и определить наиболее
\
эффективную стратегию модернизации и технологического обновления \ производства. В этом процессе модернизации производства особое значение J имеет ресурсный и инвестиционный потенциал государства и региона, где/ находится предприятие, а также то, на какие элементы ресурсов оказывают воздействие соответствующие институты государства и рынка.
Посредством осуществления целевой системы мер инвестиционной политики возможно активное воздействие государства на компоненты инвестиционного потенциала на всех уровнях кругооборота капитала. Центром здесь является «труд», так как именно он становится целью и результатом инвестиционной деятельности, оптимального использования остальных ресурсов и обеспечения динамики эффективности расширенного воспроизводственного процесс
3. НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЕ
3.1 Система управления
В условиях дисбаланса как отдельных отраслей, так и всего хозяйственного комплекса страны, объективно возникает необходимость определения, каким образом можно организовать эффективное управление инвестиционной деятельностью на региональном уровне и, в частности, управление региональными инвестиционными проектами, поскольку, как-мы 5ас^а5овйзю-раио^ региональный инвестиционный проект является ключевым элементом устойчивого развития региональной социально-экономической системы (РСЭС). Действенным подходом к управлению региональными инвестиционными проектами в такой сложной системе хозяйствования, как РСЭС (регионе, субъекте РФ), может быть интеграционный подход. Целостная система управления инвестиционными проектами в регионе на основе интеграционного подхода представлена в приложении 3.
В основе целостной системы управления инвестиционными проектами в регионе на основе интеграционного подхода находится региональная социально-экономическая система, во внутренней среде которой осуществляются региональные инвестиционные процессы, способствующие развитию реального сектора экономики региона.
В региональных инвестиционных процессах принимают участие органы государственного управления (федеральные, региональные, муниципальные), интегрированные структуры и предприятия, функционирующие на одной территории. Основным звеном структуры управления является коррдинационный центр, созданный для осуществления интеграционного подхода к управлению. Управление происходит, как по вертикали, так и по горизонтали на основе взаимодействия и усиления связей между всеми участниками регионального инвестиционного процесса.
Координационный центр, представляющий собой форму ассоциации, объединяет на добровольных началах всех субъектов хозяйствования, заинтересованных в развитии своего бизнеса и территории, на которой они осуществляют свою деятельность, но под эгидой органов управления региона, поскольку именно они отвечают за комплексное экономико- социально-экологическое развитие территории.
Поскольку, основным элементом региональных инвестиционных процессов являются региональные инвестиционные проекты, состав координационного центра (представители перечисленных выше субъектов и приглашенные эксперты-специалисты) берет на себя ответственность, в соответствии с располагаемыми инвестиционными ресурсами, оцерси и отбора инвестиционных проектов из всей совокупности проектов, представленных на рассмотрение и обсуждение.
Первоначально, в соответствии с представленной на—рйС5^нке~3.4 целостной системой управления, состав координационного центра на основе рейтинга инвестиционной привлекательности выбирает инвестиционно- привлекательные отрасли, организации или предприятия, находящиеся на территории региона, в качестве объектов реализации приоритетных региональных инвестиционных проектов. Основной смысл этой процедуры заключается в том, чтобы отобрать такие инвестиционно-привлекательные объекты, которые в последующем могут дать "толчок" в экономическом развитии других. хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на территории данного региона.
На втором этапе рассматриваются- инвестиционные проекты в рамках выбранных инвестиционно-привлекательных объектов, и осуществляется их отбор на основе структуры групп и показателей соответствия инновационной направленности, поскольку для увеличения темпов в экономике региона необходимы новые знания, разработки и технологии, имеющие научно- техническую составляющую. Перспективные инновационно-инвестиционные проекты используются при формировании системы перспективных
региональных инвестиционных проектов.
На следующем (третьем) этапе формируется система перспективных региональных инвестиционных проектов на основе проверки проектов на соответствие выработанной в регионе стратегии развития; затем инновационно-инвестиционные проекты систематизируются по определенному виду стратегии. Инновационно-инвестиционные проекты, не включенные в систему перспективных региональных инвестиционных проектов, могут быть реализованы в индивидуальном плане заинтересованными субъектами хозяйствования.
Далее, на четвертом этапе, инновационно-инвестиционные проекты, включенные в систему перспективных региональных инвестиционных проектов, оцениваются с помощью предложенных критериев на основе соответствующей иерархической 'модели с целью выбора приоритетного регионального инвестиционного проекта:для внедрения.
На пятом этапе определяется эффективная форма поддержки выбранного приоритетного регионального инвестиционного проекта в соответствии с иерархической моделью выбора эффективной формы поддержки приоритетного регионального инвестиционного проекта органами управления региона.
Затем при условии выбора всесторонней формы поддержки органами управления региона приоритетного регионального инвестиционного проекта на шестом этапе предполагается его точечное финансирование с реализацией на выбранном объекте для обеспечения мультипликативного эффекта.
На седьмом этапе осуществляется организация непосредственной реализации приоритетного регионального инвестиционного проекта во внутренней среде региона в соответствии с условиями, определенными на этапах 3-6.
Восьмой этап цредполагает получение результата от реализации приоритетного регионального инвестиционного проекта в виде различных эффектов, оказывающих влияние как на внутреннюю среду региона, так и на внешнюю.
В заключение описания целостной системы управления инвестиционными проектами в регионе на основе интеграционного подхода следует отметить, что, поскольку система управления является элементом региональной социально-экономической системы, то на нее и ее составляющие влияет состояние внутренней среды РСЭС. В результате реализации приоритетного регионального инвестиционного проекта, который является элементом системы управления, влияние осуществляется и на всех участников регионального инвестиционного процесса, так как каждый из них подключается к процессу реализации приоритетного регионального инвестиционного проекта.
Кроме того, происходит взаимодействие с внешней средрй, которая также оказывает свое влияние. Поэтому основные критерии, которые были определены в качестве выбора приоритетного регионального инвестиционного проекта для внедрения и критерии выбора эффективной формы его поддержки органами управления региона (соответствие регионального инвестиционного проекта стратегиям развития страны или региона и с позиций обеспечения мультипликативного эффекта) могут меняться в зависимости от ситуации в регионе, трансформаций внешней среды, то есть приоритеты развития региона могут быть разнообразными.
Другими словами, предложенная целостная система управления" инвестиционными проектами способна гибко реагировать на измененияД происходящие во внешней и внутренней среде региона, учитываемые посредством корректировки предложенных критериев экспертной оценки. Но при этом существует и обратная связь. В процессе реализации приоритетного регионального инвестиционного проекта могут быть получены результаты в виде различных эффектов, которые выражаются не только стоимостными показателями, но и показателями повышения качества жизни населения данной территории, улучшения условий окружающей среды и т.п. Полученные результаты могут быть использованы как в рамках РСЭС, так и за ее пределами - во внешней среде. Информация, полученная в результате обратной
связи, может способствовать процессу регулирования функционирования и
развития экономики региона в заданных направлениях.
Используя предложенную целостную систему управления /
инвестиционными проектами в регионе на основе интеграционного подхода, f
органы управления региона получают возможность повысить эффективность I
\
решения вопросов организации регионального инвестиционного процесса, участниками которого являются многочисленные субъекты хозяйствования, 3 осуществляющие свою деятельность на территории региона. Поэхомуг унд- i \ инвестиционными проектами в регионе на основе у интеграционного подхода должно осуществляться с позиций инвеста-^ ционного сотрудничества органов управления региона, интегрированных
структур, предприятий и населения данной территории при ведущей роли \
органов государственного управления.
Согласно определению, содержащемуся в современном экономическом словаре, инвестиционное сотрудничество - это вид международных экономических отношений, целью которых является рациональное распределение ресурсов, достижение государствами более высоких результатов в экономике за счет использования преимуществ участия в международном разделении труда, обновлении технологической структуры производства. Актуальность такого сотрудничества доказывается опытом развития США 30-х годов, послевоенного развития Германии, Японии и других стран.
Адаптируя данное определение к российской действительности и региональной инвестиционной деятельности, инвестиционное сотрудничество можно рассматривать как экономические и организационно- управленческие отношения, возникающие в региональных социально- экономических системах в процессе формирования и реализации значимых для их развития в инвестиционных проектов. Такие отношения, предположительно, возникают между органами управления региона, хозяйствующими субъектами региона - представителями реального сектора экономики и кредитными учреждениями - представителями финансового
сектора при их обязательном законодательном оформлении.
Основано инвестиционное сотрудничество может быть также и на ряде взаимных договоренностей по совместному осуществлению инвестиционной структурно формирующей деятельности и распределению результатов. Рассматривая инвестиционное сотрудничество на этапе построения договоренностей, целесообразно решение следующих вопросов: