Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 14:31, дипломная работа
Дипломной работой предусматривается разработка стратегии снижения издержек производства карбамида с целью повышения конкурентного статуса на филиале «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим».
С этой целью во введении обосновывается актуальность темы, цель, задачи и содержание исследований.
В первом разделе дипломного проекта дается характеристика предприятия, которая содержит краткое содержание целей и задач предприятия, его организационную структуру, а также информацию о том, с какими поставщиками, потребителями работает предприятие и кто будет являться его конкурентами.
Введение
1. Характеристика объекта исследования
1.1. Общие сведения о филиале «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
1.2. Внутренняя среда филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
1.2.1. Миссия, цели и задачи филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
1.2.2. Организационная структура ОАО «ОХК «Уралхим» и филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
1.2.3. Технология производства
1.2.4. Кадры филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
1.3. Внешняя среда филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
1.3.1. Рынки и конкуренты
1.3.2. Потребители
1.3.3. Поставщики ресурсов
1.3.4. Общеполитические условия
2. Теоретическая часть
2.1. Затраты и издержки производства
2.2. Стратегия снижения издержек производства
2.3. Сущность экономического эффекта
2.4. Конкурентоспособность предприятия и продукта
3. Расчетно-аналитические исследования
3.1. Определение финансового состояния филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
3.1.1. Составление агрегированного баланса филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
3.1.2 Бальная рейтинговая оценка финансового состояния филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
3.2. Выделение СГИ на рынке
3.2.1. Анализ привлекательности рынков для СГИ
3.2.2. Анализ конкурентного положения СГИ
3.2.3. Определение позиции СГИ на рынке с помощью
многокритериальной матрицы Мак-Кинзи
3.3. Определение М-стратегии
3.3.1. Определение фазы жизненного цикла (ФЖЦ) СГИ на рынке
3.3.2. Составление матрицы и выбор М-стратегии для СГИ
3.4 Технология производства карбамида
3.5 Анализ себестоимости карбамида
3.5.1 Разработка мероприятия по снижению издержек производства карбамида
3.6 Определение объема и цены производства, максимизирующих прибыль предприятия
3.6.1 Максимизация прибыли в филиале «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
4. Экономическая оценка проекта
5. Безопасность жизнедеятельности и охрана окружающей среды
5.1. Общие положения о безопасности производственной
деятельности (введение)
5.2. Сведения об опасных и вредных производственных факторах, специфических свойствах используемых материалов и получаемых веществ
5.3. Основные предлагаемые мероприятия по обеспечению безопасности труда на рабочих местах цеха карбамида Филиала «Азот» ОАО ОХК «Уралхим» г.Березники
5.3.1. Пожарная безопасность
5.4. Оценка социально-экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда
5.5. Выводы
Заключение
Список использованных источников
Эти мероприятия создают условия для развития сотрудничества и повышения эффективности взаимодействия с региональными органами власти, агропромышленными холдингами, фермерскими хозяйствами и частными сельхозпроизводителями. Ведь именно отлаженная сбытовая сеть, на сегодняшний день, является одним из ключевых факторов успеха для производителей.
В то же время, нынешнее состояние отечественной химической промышленности оставляет желать лучшего, так как мощности предприятий по техническому состоянию и уровню модернизации неадекватны европейским стандартам. На сегодня большинство предприятий работает на старых мощностях, которые очень энергоемкие. Положительной тенденцией в данном случае является обнуление экспортных пошлин на азотные удобрения. Это позволит производителям на сэкономленные деньги быстрее модернизировать производство, что в конечном итоге снизит себестоимость удобрений для отечественных потребителей.
2 Теоретическая часть
Ключевыми понятиями в данной дипломной работе являются:
- затраты и издержки
- стратегия снижения издержек производства;
- сущность экономического эффекта;
- конкурентоспособность предприятия и продукта.
2.1 Затраты и издержки производства
Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период времени, используемый на производство и сбыт продукции. В затраты на производство продукции включаются производственные затраты, непосредственно связанные с выполнением технологических операций, обслуживанием и эксплуатацией производственного оборудования и машин, управлением производством, управленческие и коммерческие затраты, связанные с общим, административным управлением и сбытом продукции.
Расходы – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества. Расходы предприятия в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений его деятельности делятся на расходы по обычным видам деятельности; операционные расходы; внереализационные расходы; чрезвычайные расходы.
Под издержками понимают денежное выражение затрат, необходимых для осуществления предприятием своей деятельности по производству и реализации продукции, оказанию услуг и выполнению работ.
В издержки производства и реализации продукции включаются затраты, связанные с непосредственным производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства; подготовкой и освоением производства; совершенствованием технологии и организации производства, а также улучшением качества продукции, повышением ее надежности и других эксплуатационных свойств; изобретательством и рационализацией, проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов, выплатой авторских вознаграждений и т.п.; обслуживанием производственного процесса: обеспечением производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом и другими средствами и предметами труда, поддержанием основных производственных фондов в рабочем состоянии, выполнением санитарно-гигиенических требований; обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности; управлением производством: содержанием работников аппарата управления предприятия, командировками, содержанием и обслуживанием технических средств управления, оплатой консультационных, информационных и аудиторских услуг, представительскими расходами, связанными с коммерческой деятельностью предприятий; подготовкой и переподготовкой кадров; отчислением на государственное и негосударственное социальное страхование и пенсионное обеспечение и др.
Различают следующие издержки производства:
- бухгалтерские – реальные, официально зафиксированные в балансе и отчете фирмы издержки на производство и реализацию продукции;
- экономические – учет всех возможных вариантов использования ресурсов, т.е. всех альтернативных издержек производства. Рассчитываются для внутренних потребностей фирмы и используются ею в системе управления производством (экономические издержки = альтернативные + бухгалтерские);
- явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей за факторы производства. Это такие как: выплата заработной платы, процентов банку, гонорары менеджерам, оплата поставщикам финансовых и других услуг, оплата транспортных расходов и многое другое. Зачастую явные издержки делят на прямые и косвенные:
а) прямые издержки непосредственно связаны с объемом выпускаемой продукции и изменяются при расширении или сокращении производства. К таким издержкам относятся расходы на найм рабочей силы и закупку сырья, оплату электрической и тепловой энергии и т.д.;
б) косвенные издержки не меняются в зависимости от объема производства. Косвенные издержки составляют накладные расходы, арендные платежи, оплату труда предпринимателя, отчисления на страхование и др.
- к неявным (имплицитным) относятся альтернативные издержки ресурсов, непосредственно самих владельцев предприятия. Они не закреплены в контрактах и поэтому остаются недополученными в материальной форме;
- внешние – издержки на приобретаемые у внешних субъектов ресурсы;
- внутренние – издержки на ресурсы принадлежащие самому предприятию;
- индивидуальные – на производство и реализацию продукции конкретного производителя;
- общественные – прогрессивный вид издержек и = индивидуальные + некая денежная величина, которая может компенсировать наносимый предприятием ущерб здоровью населения и окружающей среде;
- возвратные – издержки на ресурсы, которые имеют альтернативные способы применения;
- невозвратные – издержки на ресурсы, которые не имеют альтернативных путей использования;
- производственные – все издержки производителя в зависимости от объема производства;
- постоянные (FC) – не зависят от объемов производства, они всегда должны быть оплачены, даже если предприятие не производит продукцию (аренда, страховка, повременная заработная плата, амортизационные отчисления, заработная плата управленцев);
- переменные (VC) – напрямую зависят от объема производства, как правило совпадают с прямыми затратами (сырье, материалы, запчасти, комплектующие, энергия, топливо, заработная плата сдельщиков);
- общие (TC) = FC + VC;
- средние постоянные (AFC) = FC/Q – сколько постоянных издержек приходится на одну единицу продукции;
- средние переменные (AVC) = VC/Q – сколько переменных издержек приходится на единицу продукции;
- средние общие (ATC) = TC/Q = AFC + AVC – сколько общих издержек приходится на единицу продукции;
- предельные (MC) = дельта ТС / дельта Q – характеризует увеличение общих издержек (прирост ТС), связанный с производством каждой дополнительной единицы продукции.
Различают две основные системы классификации затрат: по экономическим элементам затрат на производство и по калькуляционным статьям расходов.
Классификация по экономическим элементам затрат на производство:
1. Материальные расходы: расходы на приобретеение сырья и материалов, используемых в производстве товаров; на упаковку и иную подготовку произведенных и реализуемых товаров; другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроль, содержание, эксплуатация основных средств и т.д.).
2. Расходы на оплату труда: любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми договорами и коллективными договорами.
3. Расходы на социальные нужды
обусловлены необходимостью
4. Амортизация. В затратах на
производство продукции наряду
5. Прочие расходы: суммы налогов
и сборов, относимых подействующему
законодательству на
Классификация затрат по калькуляционным статьям расходов.
Калькуляция определяет затраты на единицу продукции (работ, услуг), группируя их соответствии с назначением и местом возникновения по статьям калькуляции.
1. Сырье и основные материалы;
2. Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий;
3. Возвратные отходы (вычитаются);
4. Топливо и энергия на технологические нужды;
5. Основная заработная
плата производственных
6. Дополнительная заработная
плата производственных
7. Отчисления по единому
социальному налогу производств
8. Расходы на подготовку и освоение производства;
9. Общепроизводственные расходы (управленческие);
10. Потери от брака;
11. Коммерческие расходы.
Группировка затрат по калькуляционным статьям расходов позволяет определить уровень себестоимости и цены конкретного изделия.
По методу отнесения расходов на себестоимость отдельных изделий различают прямые и косвенные расходы. Прямые расходы связаны с изготовлением конкретного вида изделий. К прямым относятся статьи калькуляции 1-7, а также потери от брака. Косвенные расходы невозможно или очень сложно отнести прямым счетом на себестоимость конкретного вида изделий. К ним относятся общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы.
Различают основные и накладные расходы. Под основными понимают затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления изделий и прямым счетом относимые на себестоимость продукции, а под накладными – затраты на обслуживание и управление производством.
2.2 Стратегия снижения издержек производства
Стратегия снижения издержек – первая составляющая стратегического выбора по модели Портера.
При реализации этой стратегии ставится задача добиться лидерства по затратам в своей отрасли за счет комплекса функциональных мер, направленных на решение именно этой задачи. В качестве стратегии она подразумевает жесткий контроль над затратами и накладными расходами, сведение до минимума расходов в таких областях, как исследования и разработки, реклама и т. д. Необходим также целый слой покупателей, которые ощущают преимущество низких затрат, выраженное в ценах. Стратегия лидерства по затратам часто создает новую основу для конкуренции в тех отраслях, где жесткая конкуренция в различных формах уже установилась.
Для обеспечения успеха на рынке компания должна предлагать потребителю продукт, имеющий для него ценность. Компания остается прибыльной только в том случае, если создаваемая ею «ценность» превышает стоимость использованных ресурсов. В этом случае «ценность» понимается как совокупность получаемых потребителем выгод от продукта и понесенных им расходов на его приобретение и потребление (или часто говорят: у продукта компании должно быть лучшее соотношение «цена-качество»). Чем выше «ценность» продукта (или услуги) для потребителя, чем в большей степени потребитель считает цену приемлемой – тем вероятнее, что компания будет действовать успешно в долгосрочной перспективе. Поэтому повышение ценности товара (или услуги) является ключевой задачей стратегического планирования и выбора стратегии.
Стратегический анализ включает в себя сравнение издержек фирмы с ее основными конкурентами по всей цепочке. Смысл: разрабатывается метод снижения себестоимости продукции до уровня ниже, чем у конкурентов.
Цепочка создания ценностей:
Цепочка издержек является логическим продолжением стратегического анализа издержек. Цепочка издержек представляет собой модель увеличения затрат по стадиям цикла изготовления продукции. Анализ цепочки затрат проводится путем сопоставления затрат и важности той или иной стадии в производственном процессе.
Цепочка издержек в общем виде показана на рисунке 2.1. Это взаимосвязанный набор видов деятельности, в ходе которых создается ценность, начиная от базовых источников исходных материалов для поставщиков компонентов и далее до конечного продукта или услуги, предоставляемых потребителю.
Рисунок 2.1 - Цепочка издержек.
Важнейшим инструментом стратегического анализа издержек является цепочка ценностей, предложенная Майклом Портером, определяющая деятельность, функции и процессы по разработке, производству, маркетингу, доставке и поддержке продукта или услуги.
Портер предложил схему, которая полезна при анализе ресурсов в стратегическом плане. Эта схема получила название «цепочка создания ценности» (рисунок 2.1). Основной идеей Портера является то, что степень оценки продуктов или услуг покупателями (пользователями) определяется тем, как выполняются действия, необходимые для разработки, производства, выведения на рынок, поставки и поддержки данного продукта или услуги. Эта деятельность должна тщательно анализироваться, если ставится задача достичь понимания стратегических возможностей организации.
Сравнительный анализ издержек, который проводится на основе концепции, дает возможность проверить, насколько каждый вид деятельности компании соответствует лучшим показателям в отрасли. Руководствуясь полученной информацией, в дальнейшем возможно наиболее эффективно спланировать последовательность того или иного вида деятельности, выбрать способ минимизации издержек, определить пути повышения конкурентоспособности фирмы по издержкам.
Рис.2.4. Структура «цепочки создания ценности».
Рисунок 2.1 – Цепочка создания ценности
Для завоевания большей доли рынка, привлечения новых клиентов, всестороннего развития предприятия необходима разработка инвестиционных проектов, обладающих экономическим и социальным потенциальным эффектом.
Снижение затрат на производство продукции – сложный процесс, требующий от рабочих, специалистов и руководителей предприятия соблюдения запланированного уровня затрат трудовых, материальных и энергетических ресурсов, эффективного использования оборудования, поиска резервов экономии ресурсов.