Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 14:31, дипломная работа
Дипломной работой предусматривается разработка стратегии снижения издержек производства карбамида с целью повышения конкурентного статуса на филиале «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим».
С этой целью во введении обосновывается актуальность темы, цель, задачи и содержание исследований.
В первом разделе дипломного проекта дается характеристика предприятия, которая содержит краткое содержание целей и задач предприятия, его организационную структуру, а также информацию о том, с какими поставщиками, потребителями работает предприятие и кто будет являться его конкурентами.
Введение
1. Характеристика объекта исследования
1.1. Общие сведения о филиале «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
1.2. Внутренняя среда филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
1.2.1. Миссия, цели и задачи филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
1.2.2. Организационная структура ОАО «ОХК «Уралхим» и филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
1.2.3. Технология производства
1.2.4. Кадры филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
1.3. Внешняя среда филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
1.3.1. Рынки и конкуренты
1.3.2. Потребители
1.3.3. Поставщики ресурсов
1.3.4. Общеполитические условия
2. Теоретическая часть
2.1. Затраты и издержки производства
2.2. Стратегия снижения издержек производства
2.3. Сущность экономического эффекта
2.4. Конкурентоспособность предприятия и продукта
3. Расчетно-аналитические исследования
3.1. Определение финансового состояния филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
3.1.1. Составление агрегированного баланса филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
3.1.2 Бальная рейтинговая оценка финансового состояния филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
3.2. Выделение СГИ на рынке
3.2.1. Анализ привлекательности рынков для СГИ
3.2.2. Анализ конкурентного положения СГИ
3.2.3. Определение позиции СГИ на рынке с помощью
многокритериальной матрицы Мак-Кинзи
3.3. Определение М-стратегии
3.3.1. Определение фазы жизненного цикла (ФЖЦ) СГИ на рынке
3.3.2. Составление матрицы и выбор М-стратегии для СГИ
3.4 Технология производства карбамида
3.5 Анализ себестоимости карбамида
3.5.1 Разработка мероприятия по снижению издержек производства карбамида
3.6 Определение объема и цены производства, максимизирующих прибыль предприятия
3.6.1 Максимизация прибыли в филиале «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
4. Экономическая оценка проекта
5. Безопасность жизнедеятельности и охрана окружающей среды
5.1. Общие положения о безопасности производственной
деятельности (введение)
5.2. Сведения об опасных и вредных производственных факторах, специфических свойствах используемых материалов и получаемых веществ
5.3. Основные предлагаемые мероприятия по обеспечению безопасности труда на рабочих местах цеха карбамида Филиала «Азот» ОАО ОХК «Уралхим» г.Березники
5.3.1. Пожарная безопасность
5.4. Оценка социально-экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда
5.5. Выводы
Заключение
Список использованных источников
Оборачиваемость всего капитала низкая (0,14) что свидетельствует о потребности в средствах предприятия и уменьшении высвобождения денежных средств.
Оборачиваемость запасов увеличилась с 7,8 до 8,7, это является положительной характеристикой, т.к. значение показателя за отчетный период выше нормы.
5. Показатели рентабельности:
Показатели рентабельности в отчетном году имеют отрицательный характер, что значительно ниже нормы.
Для укрепления финансового положения филиал «Азот» должен увеличивать оборотные активы, более активно их использовать, сокращать кредиторскую задолженность.
Филиалу «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим» для повышения финансовой устойчивости, платежеспособности и конкурентоспособности необходимо:
- повышать качество выпускаемой продукции;
- вести поиск новых рынков сбыта;
- проводить детальный анализ конкурентов;
- проводить систематическое повышение квалификации управленческого персонала;
- снижать себестоимость выпускаемой продукции через реконструкцию, модернизацию основного производственного оборудования.
3.2 Выделение СГИ на рынке
Позиция стратегической группы изделий (в данном случае карбамида) на рынке устанавливается экспертным методом. В ходе анализа дается оценка привлекательности рынков и конкурентного положения карбамида на рынке. Позиция карбамида на рынке устанавливается с помощью многокритериальной матрицы Мак-Кинзи, которая объединяет результаты анализа привлекательности рынка и конкурентного положения данного продукта на рынке. В зависимости от области, которую занимает предприятие на матрице Мак-Кинзи, дается характеристика предполагаемой стратегии предприятия.
В отчетном периоде предприятием выпущено 499 400 тыс. тонн карбамида. Распределение карбамида по выделенным СХЗ представлены в таблице 3.5.
Таблица 3.5 - Перечень СГИ и рынков, подлежащих анализу
Наименование СГИ |
Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) |
Доля поставки на рынок, % |
Количество отгруженного продукта, тыс.тонн |
Карбамид |
СЗХ-1 – внутренний рынок |
10,0 |
49 940 |
СЗХ-2 – рынок Европы |
20,0 |
99 880 | |
СЗХ-3 – рынки Центральной и Южной Америки (Латинской Америки) |
70,0 |
349 580 | |
Итого |
100 |
499400 |
3.2.1. Анализ привлекательности рынков для СГИ
Анализ привлекательности рынков осуществлен с помощью системы показателей, характеризующих размеры и рост рынка, качество рынка, конкурентную ситуацию и состояние внешней среды, в которой работает фирма. Показатели установлены экспертным путем по 5-балльной шкале.
Экспертная оценка привлекательности рынков представлена в таблице 3.6.
Таблица 3.6 - Оценка привлекательности рынков для СГИ
Факторы |
Оценки по рынкам | ||
СЗХ–1 (внутренний рынок) |
СЗХ–2 (рынок Европы) |
СЗХ–3 (рынок Латинской Америки) | |
Размеры и рост рынка |
4,0 |
3,5 |
3,5 |
1. Темпы и рост рынка |
4 |
3 |
4 |
2. Степень насыщения рынка (объем / потенциал) |
4 |
4 |
3 |
Качество рынка |
3,9 |
3,9 |
3,7 |
3. Норма прибыли на капитал и степень риска |
3 |
4 |
4 |
4. Интенсивность конкуренции в отрасли |
3 |
3 |
3 |
5. Рыночная власть поставщиков ресурсов |
3 |
3 |
3 |
6. Рыночная власть покупателей |
4 |
4 |
3 |
7. Конкуренция со стороны товаров-заменителей |
4 |
3 |
3 |
8. Барьеры проникновения на |
5 |
5 |
5 |
9. Сложность технологии |
5 |
5 |
5 |
Прочие факторы |
3,8 |
3,8 |
3,5 |
10. Загрязнение окружающей среды |
4 |
4 |
4 |
11. Государственная торговая |
5 |
5 |
4 |
12. Зависимость от изменения курса валюты |
3 |
3 |
3 |
13. Зависимость от инфляции. |
3 |
3 |
3 |
Привлекательность СЗХ (ПСЗХ (Н)) |
3,9 |
3,7 |
3,6 |
Общая привлекательность СГИ (ПСГИ (Н)) |
3,7 |
С учетом значимости подсчитаны общие баллы и установлена степень привлекательности рынка, представленная в таблицах 3.7, 3.8 и 3.9.
Таблица 3.7 - Определение привлекательности рынка для карбамида СЗХ-1 (внутренний рынок)
Группы факторов |
Оценки экспертов |
Значимость группы |
Привлекательность рынка |
Размеры и рост рынка |
4,0 |
0,4 |
1,6 |
Качество рынка |
3,9 |
0,35 |
1,37 |
Прочие факторы |
3,8 |
0,25 |
0,95 |
Сумма |
1 |
3,92 |
Таблица 3.8 - Определение привлекательности рынка для карбамида СЗХ-2 (рынок Европы)
Группы факторов |
Оценки экспертов |
Значимость группы |
Привлекательность рынка |
Размеры и рост рынка |
3,5 |
0,4 |
1,4 |
Качество рынка |
3,9 |
0,25 |
0,98 |
Прочие факторы |
3,8 |
0,35 |
1,33 |
Сумма |
1 |
3,71 |
Таблица 3.9 - Определение привлекательности рынка для карбамида СЗХ-3 (рынок Латинской Америки)
Группы факторов |
Оценки экспертов |
Значимость группы |
Привлекательность рынка |
Размеры и рост рынка |
3,5 |
0,4 |
1,4 |
Качество рынка |
3,7 |
0,35 |
1,3 |
Прочие факторы |
3,5 |
0,25 |
0,88 |
Сумма |
1 |
3,58 |
Таким образом, наибольшей привлекательностью обладает внутренний рынок.
На основе данных полученных о привлекательности отдельных рынков для карбамида (СГИ) и доли оборота продукта на этих рынках (Дсзх) определим общую оценку привлекательности карбамида в настоящий период (Псги(н)):
3.2.2 Анализ конкурентного положения СГИ
Конкурентное положение карбамида устанавливается экспертным методом по 5-бальной оценке показателей. Относительные преимущества в баллах определяют сравнительно с предприятием, которое занимает лидирующее положение на данном рынке.
При этом придерживаются следующих параметров:
- предприятие определенно
- предприятие и конкурент
- предприятие слабее конкурента – 1 балл.
Оценка конкурентного положения карбамида на рынках представлена в таблице 3.10.
Таблица 3.10 - Экспертная оценка конкурентного положения карбамида
Факторы |
Оценки по рынкам | ||
СЗХ–1 (внутренний рынок) |
СЗХ–2 (рынок Европы) |
СЗХ–3 (рынок Латинской Америки) | |
Относительная позиция на рынке: |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
1. относительная доля рынка |
2 |
2 |
2 |
2. рост доли рынка |
3 |
3 |
3 |
Относительные преимущества продукта |
2,6 |
1,7 |
3,0 |
3. использование мощностей |
2 |
2 |
4 |
4. местоположение |
2 |
1 |
1 |
5. рентабельность |
2 |
1 |
4 |
6. маркетинговые преимущества |
3 |
2 |
3 |
7.охват дистрибьютерской сети |
3 |
2 |
3 |
8. эффективность сети |
3 |
2 |
3 |
9.технологические преимущества |
3 |
2 |
3 |
10. гибкость производства |
2 |
2 |
2 |
11. обеспечение сырьём и энергией |
3 |
2 |
3 |
12. преданность потребителя |
3 |
1 |
4 |
Относительный потенциал НИОКР: |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
13. потенциал научно- |
3 |
3 |
3 |
14. проектный потенциал |
3 |
3 |
3 |
Относительная квалификация руководителей и сотрудников: |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
15. квалификация руководителей |
4 |
4 |
4 |
16. квалификация рабочих и |
3 |
3 |
3 |
Конкурентное положение в СЗХ (КПсзх(н)) |
3,0 |
2,8 |
3,13 |
Общее конкурентное положение СГИ на всех рынках (КПсги(н)) |
2,9 |
Обработка результатов экспертной оценки осуществляется по той же методике, которая приведена для определения привлекательности рынка. Расчет определения конкурентного положения карбамида представлен в таблицах 3.11, 3.12 и 3.13.
Таблица 3.11 - Определение конкурентного положения для карбамида СЗХ-1 (внутренний рынок)
Позиции в конкурентной борьбе |
Значение у экспертов |
Значимость фактора |
Общая сумма баллов |
Конкурентное положение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Относительная позиция на рынке |
2,5 |
0,3 |
0,75 |
|
Относительный потенциал производства |
2,6 |
0,25 |
0,65 | |
Относительный потенциал НИОКР |
3,0 |
0,15 |
0,45 | |
Квалификация руководящих кадров |
4,0 |
0,3 |
1,2 | |
Сумма |
3,05 |
Таблица 3.12 - Определение конкурентного положения для карбамида СЗХ-2 (рынок Европы)
Позиции в конкурентной борьбе |
Значение у экспертов |
Значимость фактора |
Общая сумма баллов |
Конкурентное положение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Относительная позиция на рынке |
2,5 |
0,3 |
0,75 |
|
Относительный потенциал производства |
1,7 |
0,25 |
0,43 | |
Относительный потенциал НИОКР |
3,0 |
0,15 |
0,45 | |
Квалификация руководящих кадров |
4,0 |
0,3 |
1,2 | |
Сумма |
|
|
|
2,83 |