Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 14:31, дипломная работа
Дипломной работой предусматривается разработка стратегии снижения издержек производства карбамида с целью повышения конкурентного статуса на филиале «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим».
С этой целью во введении обосновывается актуальность темы, цель, задачи и содержание исследований.
В первом разделе дипломного проекта дается характеристика предприятия, которая содержит краткое содержание целей и задач предприятия, его организационную структуру, а также информацию о том, с какими поставщиками, потребителями работает предприятие и кто будет являться его конкурентами.
Введение
1. Характеристика объекта исследования
1.1. Общие сведения о филиале «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
1.2. Внутренняя среда филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
1.2.1. Миссия, цели и задачи филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
1.2.2. Организационная структура ОАО «ОХК «Уралхим» и филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
1.2.3. Технология производства
1.2.4. Кадры филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
1.3. Внешняя среда филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
1.3.1. Рынки и конкуренты
1.3.2. Потребители
1.3.3. Поставщики ресурсов
1.3.4. Общеполитические условия
2. Теоретическая часть
2.1. Затраты и издержки производства
2.2. Стратегия снижения издержек производства
2.3. Сущность экономического эффекта
2.4. Конкурентоспособность предприятия и продукта
3. Расчетно-аналитические исследования
3.1. Определение финансового состояния филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
3.1.1. Составление агрегированного баланса филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
3.1.2 Бальная рейтинговая оценка финансового состояния филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
3.2. Выделение СГИ на рынке
3.2.1. Анализ привлекательности рынков для СГИ
3.2.2. Анализ конкурентного положения СГИ
3.2.3. Определение позиции СГИ на рынке с помощью
многокритериальной матрицы Мак-Кинзи
3.3. Определение М-стратегии
3.3.1. Определение фазы жизненного цикла (ФЖЦ) СГИ на рынке
3.3.2. Составление матрицы и выбор М-стратегии для СГИ
3.4 Технология производства карбамида
3.5 Анализ себестоимости карбамида
3.5.1 Разработка мероприятия по снижению издержек производства карбамида
3.6 Определение объема и цены производства, максимизирующих прибыль предприятия
3.6.1 Максимизация прибыли в филиале «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»
4. Экономическая оценка проекта
5. Безопасность жизнедеятельности и охрана окружающей среды
5.1. Общие положения о безопасности производственной
деятельности (введение)
5.2. Сведения об опасных и вредных производственных факторах, специфических свойствах используемых материалов и получаемых веществ
5.3. Основные предлагаемые мероприятия по обеспечению безопасности труда на рабочих местах цеха карбамида Филиала «Азот» ОАО ОХК «Уралхим» г.Березники
5.3.1. Пожарная безопасность
5.4. Оценка социально-экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда
5.5. Выводы
Заключение
Список использованных источников
Таблица 3.13 - Определение конкурентного положения для карбамида СЗХ-3 (рынок Латинской Америки)
Позиции в конкурентной борьбе |
Значение у экспертов |
Значимость фактора |
Общая сумма баллов |
Конкурентное положение |
Относительная позиция на рынке |
2,5 |
0,2 |
0,5 |
|
Относительный потенциал производства |
3,0 |
0,25 |
0,75 | |
Относительный потенциал НИОКР |
3,0 |
0,25 |
0,75 |
|
Квалификация руководящих кадров |
4,0 |
0,3 |
1,2 | |
Сумма |
|
|
|
3,2 |
3.2.3 Определение позиции СГИ на рынке с помощью многокритериальной матрицы Мак-Кинзи
Результаты определения привлекательности рынка и конкурентного положения наносятся на многокритериальную матрицу Мак-Кинзи, с помощью которой определяется позиция продукта на рынке.
В результате расчетов установлено:
- привлекательность рынка для карбамида - 3,7 балла - средняя;
- конкурентное положение – 2,9 балла - среднее.
На многокритериальной матрице Мак-Кинзи (см. рис.3.1) видно, что СЗХ - 3 находится в области «рост рынка или уход с рынка». Внутренний потенциал организации невелик и внешние условия неблагоприятны, но динамика развития отрасли и конъюнктуры рынка дают основания надеяться на прорыв фирмы в лидирующую группу компаний в данном виде бизнеса. Действовать надо предельно осторожно, т.к. при негативных изменениях в характере рыночных и отраслевых условий произведенные инвестиции могут оказаться потерями, что еще более осложнит положение фирмы. В данном слуае есть только две альтернативы развития:
Привлекательность рынка |
5 |
Область «Проблем» 3,7 |
Инвестирование
|
Область «Звезды» | ||||||
высокая | ||||||||||
3,4 | ||||||||||
Уход с рынка, постепенное сокращение инвестиций
|
Рост рынка или уход с рынка |
Сохранение лидерства | ||||||||
средняя | ||||||||||
1,7 | ||||||||||
Область «Бедных собак» |
Постепенное сокращение инвестиций |
Область «дойных коров» | ||||||||
низкая | ||||||||||
0 |
низкое |
1,7 |
Среднее 2,9 |
3,4 |
высокое |
5 | ||||
Конкурентное положение |
Рисунок 3.1 - Многокритериальная матрица Мак-Кинзи
СЗХ-1 и СЗХ-2 занимают на матрице Мак-Кинзи клетку «Инвестирование», исходя из этого можно сделать вывод, что предприятие, занимающее это положение преследуют цель – утверждение превосходства в бизнесе, вытеснение лидера. У фирм находящихся в клетке «Инвестирование», такие же хорошие навыки по производству продукта, как и у лидера рынка, но существует недостаток финансовых средств, чтобы увеличить свой потенциал и масштабы деятельности.
Оценка позиции по матрице Мак-Кинзи позволяет определить вектор развития предприятия. Необходимо стремиться в область «Звезды». Это возможно сделать через сохранение лидерства путём снижения производственных издержек. Снижение издержек производства карбамида позволит предприятию увеличить прибыль от реализации продукта, получить запас прочности и укрепить свои позиции на рынке, что в свою очередь будет способствовать повышению конкурентного положения филиала ОАО «Азот».
Одним из стратегических направлений предприятия, также можно считать воздействие на рынок с целью повышения привлекательности товара посредством маркетинговых мер (реклама, поиск новых потребителей и рынков сбыта).
3.3 Определение М-стратегии
3.3.1 Определение фазы жизненного цикла (ФЖЦ) СГИ на рынке
Определение позиции продукта с помощью многокритериальной матрицы Мак-Кинзи отражает результаты экспертной оценки, которые могут носить субъективный характер. Для обоснования стратегии этого недостаточно.
Субъективные методы оценки требуют подкрепления данными анализа фазы жизненного цикла (ФЖЦ) продукта, которая учитывает динамику изменения ряда экономических показателей предприятия. Этот метод получил название “Стратегия момента” или “М-стратегия”.
ФЖЦ СГИ на рынке устанавливается путём сравнения результатов анализа показателей (спрос, конкуренты, цены, объем сбыта, сеть дистрибьюции др.) с сеткой оценки жизненного цикла. Сетка оценки жизненного цикла представлена в таблице 3.14.
Таблица 3.14 - Определение ФЖЦ товара по сетке оценки жизненного цикла товара
Характеристика рынка |
Фазы жизненного цикла | ||||
внедрение |
рост |
созревание |
насыщение |
спад | |
Спрос: |
|||||
- медленный рост |
+ |
||||
- быстрый рост |
+ |
||||
- замедление |
+ |
+ |
|||
- спад |
+ | ||||
Конкуренты: |
|||||
- много |
+ |
||||
- мало |
+ |
Продолжение таблицы 3.14 | |||||
- еще меньше |
+ |
||||
- несколько |
+ |
+ |
|||
Цены: |
|||||
- стабильны |
+ |
+ |
|||
- снижаются |
+ | ||||
- хаотичны |
+ |
+ |
|||
Объём сбыта: |
|||||
- медленный рост |
|||||
- быстрый рост |
+ |
||||
- почти не изменяется |
+ |
+ |
+ |
||
- сокращается |
+ | ||||
Модифицированные товары: |
|||||
- несколько |
+ |
||||
- много |
+ |
+ |
|||
- незначительное число |
+ |
+ | |||
Содержание коммуникаций (информация о товаре): |
|||||
- базовые функции |
+ |
+ |
|||
- главные атрибуты |
|||||
- новые применения |
|||||
- второстепенные атрибуты |
+ |
+ | |||
Созревание |
По данным таблицы можно сделать вывод, что товар (карбамид) находится в фазе «созревание».
Фаза «зрелость» означает, что порог рентабельности пройден, спрос на карбамид стабилен. Необходимо применить максимально возможное снижение цен для защиты от конкурентов, одновременно с этим необходимо повышать качество продукции, привлекать дистрибьюторов, развивать сеть маркетинга.
3.3.2 Составление матрицы и выбор М-стратегии для СГИ
Для определения М – стратегии составляется матрица, у которой по вертикали откладывается позиция товара, а по горизонтали – ФЖЦ СГИ. Позиция товара на рынке определяется как полусумма баллов привлекательности рынка и конкурентного положения:
(Псги(н)+КПсги(н))/2 = (3,64+3,1)/2=3,37
Фаза жизненного цикла СГИ – зрелость. Матрица изображена на рис. 3.2.
Наступательная стратегия
3,40
Оборонительная стратегия 1,7
Стратегия доинвестирования |
|
|||||
|
||||||
|
0 1 2 3 4 5
внедрение рост зрелость насыщение спад
Фазы жизненного цикла
На пересечении оценок позиции СГИ и фазы жизненного цикла определяется необходимая стратегия для предприятия. В данном случае относительно карбамида существует необходимость в разработке оборонительной стратегии.
При оборонительной стратегии рекомендуются следующие действия.
На основе указанного рекомендуется разработка стратегии снижения уровня производственных затрат. Характеристика рекомендуемой М-стратегии представлена в таблице 3.15.
Таблица 3.15 - Характеристика рекомендуемой М-стратегии
Наименование СГИ |
Рекомендуемая М-стратегия и её долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели |
Меры по реализации стратегических целей |
Эффективность затрат по реализации |
Источник покрытия затрат |
Карбамид |
Оборонительная стратегия. Стратегия снижения издержек. |
Собственные средства. | ||
Краткосрочные цели- снижение издержек производства карбамида |
Установка узла форвыпарки на стадии выпаривания |
Снижение себестоимости на 1 тонну карбамида на 3,9 руб. | ||
Среднесрочные цели- максимизация прибыли |
Определение оптимального объёма производства, сохранение позиций на рынке |
Прирост прибыли 1 948 448 руб. | ||
Долгосрочные цели- повышение конкурентного статуса предприятия |
Укрепление позиций в СЗХ |
Максимальная прибыль за счёт оптимального объёма реализации |
3.4 Технология производства карбамида
Описание действующей технологии карбамида
Подготовка сырья
Жидкий аммиак поступает в производство карбамида из изотермического хранилища склада жидкого аммиака. Для обеспечения нормальных условий работы аммиачных насосов G 901 A,B,S аммиак перед сжатием нагревают. Сжатый и нагретый жидкий аммиак подается в реактор Двуокись углерода поступает из газгольдера на центробежный компрессор. С нагнетания компрессора подаётся в колонну синтеза R 901.
Дистилляция плава синтеза
Полученный в реакторе плав синтеза подвергается 3-х ступенчатой дистилляции с поступенчатым повышением концентрации карбамида от I ступени к III. Процесс дистилляции заключается в отделении раствора карбамида от непрореагировавшего сырья и воды.