Совокупный объем денежной
массы, в том числе и ее прирост, во многом
определяется увеличением абсолютных
размеров кредита банков. С этой стороны
величина денежной массы в обращении представляет
собой результат денежно-кредитной политики.
Исходя из вышеперечисленного,
можно сделать следующий вывод: закон
денежного обращения, открытый Карлом
Марксом, устанавливает количество денег,
нужное для выполнения ими функций средства
обращения и средства платежа.
ГЛАВА 2. ТЕНДАНЦИИ
РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ЭКОНОМИКЕ.
2.1. Развитие безналичной
формы денежного обращения
В настоящее время в России
активно развиваются и внедряются электронные
средства платежа, тем не менее мы заметно
отстаем от зарубежных стран по уровню
использования безналичной оплаты в розничной
сфере. Прежде всего такая ситуация сложилась
вследствие более позднего, чем в других
странах, внедрения электронных средств
платежа (с середины 90-х годов прошлого
века), а также обусловлена некоторыми
преимуществами наличных денег по сравнению
с их электронными аналогами.
Главным препятствием на пути
развития безналичной розничной оплаты
является отсутствие необходимой инфраструктуры.
Далеко не во всех торгово-сервисных предприятиях
платежные карты принимаются к оплате.
На начало 2012 г. в России на 1000 жителей
приходилось всего 3,7 POS-терминала, тогда
как, например, во Франции данный показатель
составлял 22 единицы. Негативное влияние
на развитие безналичных средств платежа
оказывает также рост количества и объемов
мошеннических операций, совершаемых
в данной сфере.
Следует отметить, что значительная
часть населения России имеет невысокие
доходы (ниже среднего уровня) и осуществляет
покупки в мелких розничных магазинах
и на рынках, где наличные деньги являются
единственным платежным средством. Кроме
того, в российском обществе недостаточно
высокий уровень финансовой грамотности.
Не стоит забывать также и про психологический
аспект: население привыкло рассчитываться
наличными деньгами, и, чтобы переориентировать
его на использование электронных средств
платежа, необходимо и время, и немалые
усилия.
Центральный Банк России постоянно
проводит работу по развитию безналичных
розничных платежей и ограничению наличного
денежного оборота. Банк России считает,
что в решении вопроса, касающегося развития
безналичных платежей, необходимо придерживаться
комплексного подхода. Целесообразно
начинать не с введения запретов, а с создания
условий, благоприятствующих расширению
применения безналичных средств платежа,
в том числе необходимо, чтобы торговые
сети и организации, оказывающие услуги
населению, были оснащены техникой для
приема карт.
2.2. Пути развития
наличного денежного обращения.
На сегодняшний день остается
также актуальны вопросы организации
наличного денежного обращения. Динамичное
развитие электронных средств позволяет
рассматривать их в качестве возможной
альтернативы наличным деньгам. Тем не
менее в России основным платежным инструментом
остаются наличные деньги: доля наличных
расчетов в общем объёме розничных платежей
постепенно снижается, но остается довольно
высокой – около 90%.
В Российской Федерации наблюдается
тенденция к увеличению количества наличных
денег в обращении. За восемь лет ( с 2005
по 2012 г.) количество наличных денег в обращении
с учетом остатков в кассах учреждений
Банка России и кредитных организаций
возросло более чем в 4,5 раза и на начало
2013 г. составило 7,7 трлн рублей.
Доля наличных денег по агрегату
М0 в денежной массе М2 снизилась с начала
2005 г. с 35,2 до 23,8% на 1 декабря 2012 года.
Рис. 1. Количество наличных
денег в обращении в 2005–2012 гг.
Уровень достаточности наличных
денег в экономике Российской Федерации
на начало 2012 г. составил 10,9%, что сопоставимо
с такими развитыми странами, как Китай
(11,8%), Италия (9,5%), Германия (8,9%), Франция
(8,5%). В то же время уровень достаточности
в России превышает соответствующий показатель
в США (6,9%), Бразилии (3,9%) и Канаде (3,6%); однако
этот показатель существенно ниже, чем
в Японии (18,9%).
Организация наличного денежного
обращения – процесс трудоемкий, дорогостоящий
и сопряжен с определенными рисками. Современные
тенденции развития наличного денежного
обращения в России практически такие же, как и
в развитых странах: использование аутсорсинга3 в сфере обработки, транспортировки
и хранения наличных денег, оптимизация
денежных потоков с учетом их рециркуляции,
централизация и автоматизация обработки
наличности, модернизация ее хранения,
поддержание чистоты наличного денежного
обращения, противодействие фальшивомонетничеству.
Отличительной чертой России является
то, что все наличные деньги проходят через
центральный банк.
Оптимизация сети учреждений
ЦБ РФ проводится в соответствии с Планом-графиком
ликвидации расчетно-кассовых центров
ЦБ в 2011–2015 гг., одобренным Советом директоров
Банка России.
Мероприятия, проводимые в рамках
оптимизации, включают в себя повышение
производственных мощностей отдельных
учреждений ЦБ по приему, обработке и выдаче
банкнот и монеты; закрытие тех расчетно-кассовых
центров, затраты на содержание которых
несопоставимы с их кассовыми оборотами;
строительство новых современных объектов
наличного денежного обращения.
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
3.1. Основные
направления государственного регулирования
системы денежного обращения.
Государственное регулирование системы
денежного обращения основано на различных
целях, которые преследуются управляющей
системой. Главная цель – борьба с инфляцией,
которая дезорганизует экономику, уменьшает
платежеспособный спрос и населения и
предприятий.
Правительство РФ совместно
с ЦБ разрабатывает основные направления
экономической политики, в том числе денежной
и кредитной. Планируя денежное обращения,
Правительство РФ прогнозирует расчеты
баланса денежных доходов и расходов населения
и кассовые обороты.
Главной задачей ЦБ РФ является
регулирование денежного обращения в
стране. Кроме выпуска наличных денег
ЦБ осуществляет:
- замену и уничтожение денежных
знаков;
- определение правил хранения,
перевозки и инкассации наличных денег;
- создание резервных фондов
банкнот и монет
- утверждение правил кассовых
операций.
Для регулирования денежного
обращения Банк России использует целый
комплекс инструментов и методов денежно-кредитной
политики:
1. Установление процентных ставок
по операциям ЦБ РФ. Процентные ставки
Банка России — это минимальные ставки,
на основе которых он осуществляет свои
операции (ставки по депозитным операциям,
ставки рефинансирования, ставки «репо»,
ломбардные ставки и др.).
2. Изменение нормативов обязательных
резервов, представляющих собой беспроцентные
обязательные вклады кредитных организаций
в Центральном Банке России. Изменяя нормативы
обязательных резервов, ЦБ РФ изменяет
количество денег в обращении. Увеличение
нормативов означает изъятие денег у коммерческих
банков, при уменьшении нормативов увеличиваются
избыточные резервы коммерческих банков,
которые ими предоставляются в кредит.
3. Операции на открытом рынке,
предполагающие участие ЦБ в сделках по
покупке или продаже государственных
ценных бумаг с целью изменения конъюнктуры
рынка денег.
4. Рефинансирование кредитных
организаций, представляющее собой кредитование
ЦБ коммерческих организаций, в том числе
и переучет векселей.
5. Валютные интервенции, под
которыми понимается купля-продажа ЦБ
иностранной валюты на валютном рынке
с целью воздействия на курс рубля, суммарный
спрос и предложение денег.
6. Установление ориентиров роста
денежной массы, осуществляемое Банком
России исходя из основных направлений
единой государственной денежной кредитной
политики.
7. Прямые количественные ограничения,
связанные с установлением лимитов на
рефинансирование банков, проведением
кредитными организациями отдельных банковских
операций.
8. Эмиссия облигаций, заключающаяся
в том, что ЦБ от своего имени может осуществлять
эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых
среди кредитных организаций.
3.2. Правовое регулирование системы денежного
обращения в Российской федерации.
Правовое регулирование денежного
обращения страны включает в себя совокупность
правовых норм, методов и инструментов,
которые обеспечивают эффективное и безопасное
функционирование денежного обращения
государства.
Основными задачами правового
регулирования денежного обращения в
России являются:
1) распределение правовых полномочий
и ответственности в сфере обращения денег
между Президентом РФ, исполнительной
и законодательной властями;
2) поддержание необходимого
темпа роста денежной массы в обращении
и правильного соотношения между наличным
и безналичным денежным обращением с целью
стабильного и эффективного функционирования
экономики страны;
3) обеспечение исполнительной
и законодательной власти правовыми нормами
и инструментами, позволяющими оперативно
регулировать и контролировать денежное
обращение в стране.
Правовое регулирование денежного
обращения в РФ основывается на законодательных
и иных нормативных актах РФ (Приложение
№2).
Анализ различных показателей,
характеризующих денежную массу, позволяет
ЦБ РФ принимать оптимальные решения в
процессе регулирования денежного обращения.
Денежное обращение регулируется ЦБ РФ
в процессе осуществления кредитной политики,
выраженной в кредитной экспансии или
кредитной рестрикции. Кредитная экспансия
ЦБ РФ увеличивает ресурсы банков, которые
в свою очередь в результате выдаваемых
кредитов повышают общую массу денег в
обращении. Кредитная рестрикция ведет
за собой ограничения возможностей банков
по выдаче кредитов и тем самым по насыщению
экономики деньгами.
Банк России контролирует практически
все элементы системы безналичных и наличных
расчетов. Он имеет 1336 расчетно-кассовых
центров (РКЦ), которые обслуживают 10 тыс.
банков и их филиалов, 8 тыс. клиентов коммерческих
банков, 90 тыс. бюджетных организаций,
а также представительные и исполнительные
органы власти, их учреждения и организации,
государственные внебюджетные фонды,
клиентов в регионах, где нет кредитных
организаций. Главной клиентурой Центрального
Банка России по операциям как актива,
так и пассива являются Министерство финансов
Российской Федерации (казначейство) и
коммерческие банки.
Правовое регулирование денежным
обращением осуществляется на основе
закона РФ «О денежной системе Российской
Федерации», Федеральные законы "О банках
и банковской деятельности" от 3 февраля
1996г., "О Центральном Банке Российской
Федерации (Банке России)" от 26 апреля
1995г. и другие документы банковского законодательства
вместе с "Основными направлениями
денежно-кредитной политики Российской
Федерации", разрабатываемыми ежегодно
определяют организацию денежного обращения.
Статьи по организации наличной
формы денежного обращения следующие:
Статья 27. Официальной денежной
единицей (валютой) Российской Федерации
является рубль. Один рубль состоит из
100 копеек. Введение на территории Российской
Федерации других денежных единиц и выпуск
денежных суррогатов запрещаются.
Статья 28. Официальное соотношение
между рублем и золотом или другими драгоценными
металлами не устанавливается.
Статья 29. Эмиссия наличных
денег, организация их обращения и изъятия
из обращения на территории Российской
Федерации осуществляются исключительно
Банком России.
Банкноты (банковские билеты)
и монета Банка России являются единственным
законным средством платежа на территории
Российской Федерации. Их подделка и незаконное
изготовление преследуются по закону.
Статья 30. Банкноты и монета
являются безусловными обязательствами
Банка России и обеспечиваются всеми его
активами. Банкноты и монета Банка России
обязательны к приему по нарицательной
стоимости при всех видах платежей, для
зачисления на счета, во вклады и для перевода
на всей территории Российской Федерации.
Статья 32. Банк России без ограничений
обменивает ветхие и поврежденные банкноты
в соответствии с установленными им правилами.
Статья 33. Совет директоров
принимает решение о выпуске в обращение
новых банкнот и монеты и об изъятии старых,
утверждает номиналы и образцы новых денежных
знаков. Описание новых денежных знаков
публикуется в средствах массовой информации.
Статья 34. В целях организации
наличного денежного обращения на территории
Российской Федерации на Банк России возлагаются
следующие функции:
* прогнозирование и организация
производства, перевозка и хранение
банкнот и монеты, создание их
резервных фондов; установление
правил хранения, перевозки и
инкассации наличных денег для
кредитных организаций; установление
признаков платежеспособности денежных
знаков и порядка замены поврежденных
банкнот и монеты, а также их
уничтожения;
* определение порядка
ведения кассовых операций. (в ред.
Федерального закона от 28.04.97 N 70-ФЗ).
Статья 35. Основными инструментами
и методами денежно - кредитной политики
Банка России являются: