Социальная поддержка населения и социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 00:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить и проанализировать проблему социальной поддержки населения и социального страхования в настоящее время.
Для выполнения данной цели поставлены следующие задачи:
1. В первой главе работы изложить основные понятия и раскрыть сущность социальной защиты и социального страхования, для этого необходимо:
а) изучить сущность социальной защиты населения;
б) указать в работе основные понятия и принципы социального страхования;
в) описать историю создания системы социального страхования в Российской Федерации
2. Изучить современную структуру системы социального страхования и социальной поддержки населения в России:
а) рассмотреть структуру системы социального страхования и государственных внебюджетных фондов;
б) на примере Рязанской области изложить основные направления социальной поддержки населения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 2
Глава 1. Основные понятия и сущность социальной защиты и социального страхования.
1.1. Сущность социальной защиты населения……………………….....…....6-10
1.2. Основные понятия и принципы социального страхования…………..10-14
1.3. История создания системы социального страхования в Российской Федерации……..………………………………………………………………...14-17
Глава 2. Современная структура системы социального страхования и социальной поддержки населения в России.
2.1. Структура системы социального страхования…………………………..18-22
2.2. Социальная поддержка населения на примере Рязанской области…….22-28
Глава 3. Проблемы и перспективы реформирования в области социального страхования.
3.1. Проблемы в области социального страхования……………………….…29-32
3.2. Пути совершенствования ПС, ОМС и ФСС……………………………...32-37
Заключение ………………………………………………………………38-41
Список литературы …………………………………………………..….42-43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 114.44 Кб (Скачать файл)

Ведущими организационно-правовыми  формами социального обеспечения  в настоящее время выступают  социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов.

Функциональную структуру системы  социального страхования России можно представить в следующем виде:

1) Обязательное пенсионное страхование (ОПС). Страхуемые социальные риски: наступление старости, инвалидность, потеря кормильца, смерть застрахованного лица (пенсионера, не работавшего на день смерти). Страховщик - Пенсионный фонд РФ (ПФР или ПФ[9]),который назначает и выплачивает следующие пенсии: трудовые (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

2) Обязательное медицинское страхование (ОМС). Страхуемый риск-необходимость получения медицинской помощи [9]. ОМС оплачивает расходы на медицинское обслуживание. Для реализации государственной политики в области ОМС были созданы фонды ОМС: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования населения РФ (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС)[10].

3) Обязательное социальное страхование. Страхуемый риск - временная нетрудоспособность, материнство, смерть застрахованного лица или членов его семьи, находящихся на его иждивении

4) Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ОНС). Риски: трудовое увечье, смерть застрахованного лица (от трудового увечья) [11].

Страховщиком в последних 2-х  случаях является Фонд социального страхования. Председатель Фонда социального страхования Российской Федерации Афанасьев Сергей Анатольевич.

Фонд социального страхования  Российской Федерации управляет  средствами государственного социального  страхования Российской Федерации, является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением Российской Федерации и управляет средствами государственного социального страхования России.

За счет средств социального  страхования Фондом осуществляется выплата пособий работающим гражданам:

  • по временной нетрудоспособности (больничные);
  • по беременности и родам;
  • женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (единовременное пособие);
  • при рождении ребенка (единовременное пособие);
  • на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (ежемесячное пособие);
  • на погребение умерших работавших граждан и несовершеннолетних членов семьи работающих граждан [12].

Среди всех субъектов пенсионного  страхования ведущее место принадлежит Пенсионному фонду России.

Пенсионный фонд – самостоятельное  финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами  пенсионного обеспечения в стране.

Пенсионный фонд РФ выполняет отдельные  банковские операции в порядке, установленном  действующим на территории Российской Федерации законодательством о  банках и банковской деятельности. Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

ПФ РФ осуществляет ряд социально  значимых функций:

- учет страховых средств, поступающих  по обязательному пенсионному  страхованию;

- назначение и выплата пенсий;

- назначение и реализация социальных  выплат отдельным категориям  граждан (ветеранам, инвалидам,  в том числе вследствие военной  травмы, героям Советского Союза,  героям Российской Федерации);

- персонифицированный учет участников  системы обязательного пенсионного  страхования;

- взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных  взносов;

- выдача сертификатов на получение  материнского (семейного) капитала.

На сегодняшний день в России на правах некоммерческой кредитно-финансовой организации действует Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и подведомственные ему 85 территориальных отделений. Основная задача этих учреждений – проведение в жизнь политики государства, касающейся обязательного медицинского страхования граждан.

Источниками формирования государственных  внебюджетных фондов в РФ являются: страховые взносы, штрафные санкции по ним и пени, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба, межбюджетные трансферты из федерального бюджета, доходы от размещения временно свободных средств и прочие поступления.

Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного  медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями; денежные средства этих фондов не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат, хотя и являются государственной собственностью Российской Федерации, и их акты подлежат государственной регистрации.

«С 01 января 2011 года применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) Пенсионный фонд Российской  Федерации - 26 процентов;

2) Фонд социального страхования  Российской Федерации - 2,9 процента;

3) Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования - 2,1 процента;

4) территориальные фонды обязательного  медицинского страхования - 3 процента» [2].

Для всех этих фондов аккумулирование  средств происходит и за счет добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических  лиц, а также доходов от капитализации  средств указанных фондов.

В настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития РФ внесло в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды». Законопроектом на 2012 - 2013 годы в частности предлагается:

  • Снизить максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для основной массы плательщиков с 34 до 30% (в ПФР – 22,0%, в ФСС РФ – 2,9 % и в ФФОМС – 5,1 %) и установить тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР в размере 10,0%;
  • Снизить максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 20% (в ПФР – 20,0%, в ФСС РФ – 0,0% и в ФФОМС – 0,0%) для представителей малого предпринимательства в производственной и социальной сферах, применяющих специальные режим налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения, некоммерческих организаций по социальному обслуживанию населения и благотворительных организаций [17].

По итогам первого параграфа  второй главы можно сделать вывод, что структура системы социального  страхования в России представлена ОПС, ОМС, обязательным социальным страхованием и ОНС. Процесс социального страхования функционирует через систему социальных внебюджетных фондов, являющихся в основном самостоятельными финансово-кредитными учреждениями и оказывающими социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом. К ним относят ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС, ТФОМС. Источниками формирования государственных внебюджетных фондов в РФ являются: страховые взносы, штрафные санкции по ним и пени, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба, межбюджетные трансферты из федерального бюджета, доходы от размещения временно свободных средств и прочие поступления. Тарифы страховых взносов в эти фонды, сменившие ЕСН, в текущем году увеличились до 34%, но в последующие 2 годы рассматривается вопрос о снижении тарифных ставок, в большей степени для представителей малого предпринимательства, видимо не только для их поддержки, но и уменьшения доли приходящейся на теневую экономику.

 

2.2. Социальная  поддержка населения на примере  Рязанской области

На территории города и  области успешно реализуется государственная политики в области социальной защиты граждан пожилого возраста, инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, семей с детьми, а также нуждающихся в социальной поддержке иных нетрудоспособных групп населения. Соцзащита или, как говорят в народе, собес - весьма важная организация для многих жителей города и края. Отдел соцзащиты Рязани и Министерство социальной защиты Рязанской области выполняют большой объем работ, чтобы различным категориям населения - детям, студентам, одиноким материям пенсионерам, инвалидам, малоимущим и их семьям, была оказана государственная социальная помощь.

В министерстве социальной защиты населения Рязанской области, открылась «Клиентская служба». Это новая система оказания услуг населению. Обратившись в «Клиентскую службу» с любым вопросом, касающимся социальных услуг, посетитель может получить на него исчерпывающий ответ, а также помощь в разрешении трудной жизненной ситуации, таких как: денежные выплаты, пособия, субсидии по оплате жилья коммунальных услуг; адресная материальная помощь; предоставление бесплатных талонов на горячее питание независимо от места регистрации на территории Российской Федерации; социальное обслуживание на дому: социальное обслуживание в стационарных учреждениях и отделениях временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов; срочная социальная помощь; консультативная помощь [18].

Основные категории получателей мер социальной поддержки:

  • Граждане награжденные знаком «Почетный донор»;
  • Лица пострадавшие от воздействия радиации;
  • Семьи с детьми;
  • Многодетные семьи;
  • Беременные женщины и кормящие матери;
  • Ветераны труда;
  • Ветераны ВОВ;
  • Реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий;
  • Малоимущие граждане по 1931 год рождения;
  • Малообеспеченные граждане.

В ноябре 2005 года Рязанской  областной Думой был принят Закон Рязанской области «О социальной поддержке многодетных семей в Рязанской области» от 18 ноября 2005 года N 126-ОЗ, который определяет меры социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Рязанской области, в целях создания условий для воспитания, развития и образования детей из многодетных семей.

 «В Рязани по состоянию на 1 января 2011 года проживали 1 285 многодетных семей, 3,5 тысячи одиноких матерей, 1,3 тысячи детей - инвалидов, 6,3 тысячи неполных семей» [19].

С учетом демографической  ситуации в городе, социально-экономического положения населения, большое внимание уделяется адресной социальной поддержке  малообеспеченных слоев населения. Малообеспеченным и оказавшимся  в трудной жизненной ситуации гражданам (семьям) предоставляются  денежная и материальная (вещевая) помощь, благотворительное питание

 

График 2.1. Численность пенсионеров (тыс.человек)

 

 

 

 

 

Диаграмма 2.2. Средний размер назначенных месячных пенсий (рублей)

.

 

График 2.3. Количество человек, получавших благотворительное питание

 

График 2.4. Количество человек, получавших материальную помощь

Одним из перспективных направлений  органов социальной защиты в интересах  пожилых людей, инвалидов, детей - инвалидов  стало открытие новых отделений  в структуре двух комплексных  центров социального обслуживания населения. В этих отделениях население получает самую разную помощь: материальную, натуральную, психологическую, юридическую помощь, организуются культурно - досуговые мероприятия. В 2010 году на базе государственного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань» были открыты:

- клуб выходного дня  для ветеранов для организации  досуга ветеранов войны и граждан  пожилого возраста;

- университет третьего  возраста для социальной реабилитации  пенсионеров, инвалидов, ветеранов  Великой Отечественной войны [18] .

График 2.5.Численность граждан пожилого возраста и инвалидов,

обслуживаемых отделениями  социального обслуживания на дому (человек)

Рязань - один из первых городов  России, где была создана служба жилищных компенсаций. Программа жилищных компенсаций действует в городе с июля 1994 года, она предусматривает  оказание помощи малообеспеченным семьям в вопросе оплаты жилья и коммунальных услуг. Многие семьи получают жилищные компенсации на протяжении всех лет.

График 2.6. Число семей, получавших жилищные компенсации (на конец года)

С 1 января 2010 года в Рязанской  области меры социальной поддержки  по оплате жилья и коммунальных услуг  предоставляются гражданам в  денежной форме в виде ежемесячной  выплаты.

В 2010 году министерством  социальной защиты населения Рязанской  области подготовлена ежемесячная  выплата на оплату жилья и коммунальных услуг около 270 тыс. граждан на сумму 1298,4 млн руб. и перечислена на имеющиеся или открываемые банковские счета или через предприятия федеральной почтовой связи, в том числе:

  • из федерального бюджета – 802,2 млн руб.;
  • из регионального бюджета – 496,2 млн руб.

Среднемесячный размер ежемесячной  выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг на одного получателя составил 408,3 руб.

В Рязанской области региональные стандарты максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг  в совокупном доходе семьи составляют:

  • для семей со среднедушевым доходом до 750 руб. включительно – 16%;
  • для семей со среднедушевым доходом свыше 750 руб. – 18%.

«В течение 2010 года произведено 101237 выплат жилищных субсидий гражданам на банковские счета и отделения почтовой связи на сумму 127,75 млн руб. Среднемесячный размер субсидии на одну семью составил 1261,8 руб.» [20]

Информация о работе Социальная поддержка населения и социальное страхование