Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 00:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить и проанализировать проблему социальной поддержки населения и социального страхования в настоящее время.
Для выполнения данной цели поставлены следующие задачи:
1. В первой главе работы изложить основные понятия и раскрыть сущность социальной защиты и социального страхования, для этого необходимо:
а) изучить сущность социальной защиты населения;
б) указать в работе основные понятия и принципы социального страхования;
в) описать историю создания системы социального страхования в Российской Федерации
2. Изучить современную структуру системы социального страхования и социальной поддержки населения в России:
а) рассмотреть структуру системы социального страхования и государственных внебюджетных фондов;
б) на примере Рязанской области изложить основные направления социальной поддержки населения.
Введение ……………………………………………………………………... 2
Глава 1. Основные понятия и сущность социальной защиты и социального страхования.
1.1. Сущность социальной защиты населения……………………….....…....6-10
1.2. Основные понятия и принципы социального страхования…………..10-14
1.3. История создания системы социального страхования в Российской Федерации……..………………………………………………………………...14-17
Глава 2. Современная структура системы социального страхования и социальной поддержки населения в России.
2.1. Структура системы социального страхования…………………………..18-22
2.2. Социальная поддержка населения на примере Рязанской области…….22-28
Глава 3. Проблемы и перспективы реформирования в области социального страхования.
3.1. Проблемы в области социального страхования……………………….…29-32
3.2. Пути совершенствования ПС, ОМС и ФСС……………………………...32-37
Заключение ………………………………………………………………38-41
Список литературы …………………………………………………..….42-43
Минсоцзащиты определено
уполномоченным органом по организации
отдыха и оздоровления детей работающих
граждан в детских санаториях
(дети в возрасте от 4 до 15 лет (включительно)
и в санаторных оздоровительных
лагерях круглогодичного
«В Рязанской области в результате Чернобыльской катастрофы 317 населенных пунктов находятся в границах зоны радиоактивного загрязнения. В 2011 году размер компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, увеличен на коэффициент 1,065, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год»[19].
Министерство социальной защиты Рязанской области успешно выполняет меры по социальной поддержке граждан награжденные знаком «Почетный донор»; лиц пострадавших от воздействия радиации; многодетных семей; беременных женщин и кормящих матерей; ветеранов труда; ветеранов ВОВ; реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий; малоимущих граждане по 1931 год рождения и малообеспеченных граждане. Но только эта помощь в большей мере является мизерной, а чтобы ее получить, необходимо собрать множество справок и отстоять очереди, а результат 200 рублей доплата к пенсии, правда ежемесячно, лицам пожилого возраста, или 250 рублей - пособие на ребенка-инвалида.
В заключении данной главы
работы отмечу, что существующая система
социального страхования и
Глава 3. Недостатки системы социального страхования и пути совершенствования отраслей социальной сферы.
3.1. Проблемы
в области социального
Система пенсионного страхования в РФ специалистами оценивается как неэффективная, одно из подтверждений - тенденция по снижению коэффициента замещения утраченного заработка (отношение средней пенсии к средней заработной плате), который пока не соответствует международным нормам (в 2009 г. он был равен 28,7% [21], а должен быть не менее 40%). Несмотря на то, что в 2010 произошло его увеличение с 28,7% до 38,7%, прогнозируется, что в 2016 коэффициент составит уже 35,2%, а в 2020-33,9[21].
Обусловлена эта тенденция, в первую очередь, демографическим старением населения, ведущим к росту числа пенсионеров и сокращению занятых. Однако все же в 2010 г. заложены объективные экономические и правовые предпосылки для выполнения этих норм. Одна из главных мер совершенствования системы ОСС в 2010 - отмена ЕСН и возврат к страховым взносам.
Один из положительных сдвигов в системе ОПС - достижение размера пенсий до текущего размера прожиточного минимума пенсионера, что соответствует намеченному в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года.
Таблица 3.1 Поступило средств за отчетный период в ПФ РФ и отделения ПФ РФ
Поступило средств за отчетный
период ПФ РФ и отделениями ПФ РФ, тысяча
рублей, | |
2010 | |
январь-март |
1084587685,7 |
январь-июнь |
2220946169,1 |
январь-сентябрь |
3359991460,9 |
январь-декабрь |
4610083934,4 |
В 2010 году дефицит бюджета ПФР превысил почти 3% ВВП. Данная ситуация усугубляется сохранением не страхового перераспределения пенсионных прав. Таким образом, пенсионная система является финансово неустойчивой. Ситуация в долгосрочной перспективе может измениться в лучшую сторону, например, за счет Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, реализация которой уже привела к положительному эффекту: число родившихся в 2009 г. увеличилось по сравнению с 2006 г.
Таблица 3.2. Израсходовано средств за отчетный период в ПФ РФ и отделения ПФ
Израсходовано средств за
отчетный период ПФ РФ и отделениями
ПФ РФ, тысяча рублей, | |
2010 | |
январь-март |
874402725 |
январь-июнь |
1953503795,4 |
январь-сентябрь |
3009070936,9 |
январь-декабрь |
4249234605,8 |
Сегодня министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова признает малоэффективным функционирование пенсионной системы государства: «Незаконченным до настоящего времени остается и реформирование накопительной составляющей трудовой пенсии, что делает ее функционирование малоэффективным и приводит к девальвации пенсионных прав застрахованных лиц, включенных в эту систему. Со слов министра, за весь период существования накопительного механизма менее 10% застрахованных лиц перевели свою накопительную часть пенсии в негосударственные пенсионные фонды или в управляющие компании, основное же большинство участников по прежнему пассивны. Пенсионная реформа 2002 года длится в России уже 8 лет. Нельзя сказать, что нет положительных результатов, как пример: систематическое повышение пенсии пенсионерам и по факту доведение ее до уровня прожиточного минимума. Вместе с тем в корне изменить ситуацию к лучшему быстро не получается. Вероятно основные вопросы к решению лежат в других плоскостях, не изменив которые невозможно будет добиться эффективных решений в пенсионной сфере. Одна из важнейших задач здесь – это рост доли среднего класса среди общего населения страны, развитие малого и среднего бизнеса, что даст значительный прирост средств не только в пенсионный фонд, но и в целом позволит улучшить экономику государства.
Перейдем теперь к ОМС. Одна из основных проблем ОМС - нехватка денежных средств. Это отражается на состоянии здоровья населения. О неудовлетворительном состоянии системы здравоохранения в России говорят крайне низкая продолжительность жизни в стране; высокий уровень смертности и распространения тяжелых заболеван.
«Дефицит финансового покрытия
территориальных программ ОМС связан
с отсутствием
Еще одна проблема в рамках ОМС - «многоканальность финансирования медицинских организаций». Здравоохранение финансируется за счет средств ОМС, бюджетной системы РФ (всех уровней). «Дополнительным каналом поступления средств в лечебно-профилактические учреждения являются платные медицинские услуги и добровольное медицинское страхование» [9]. Это снижает управляемость отрасли, контроль над рациональным и целевым расходованием средств и качеством оказания медицинской помощи.
Проблема недостатка средств характерна также для ФСС. Так, доля средств из федерального бюджета на покрытие дефицита составила 16% доходов фонда [10]. Нужно заметить, что с 2007 г. расходы, объем которых постоянно рос, стали превышать доходы.
Несмотря на это, наибольшую долю в составе поступлений всё же занимали налоги, страховые взносы. На втором месте по доле в доходах - средства из федерального бюджета, на третьем - из ФФОМС.
Наличие не страховых выплат (например, на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в рамках ОНС) не способствует сбалансированности государственных обязательств и объема имеющихся финансовых ресурсов и усугубляет ситуацию, которая неизбежно приводит к понижению уровня материальной компенсаций социальных рисков из-за отсутствия возможности повышения размеров социальных выплат в соответствии с фактическим уровнем инфляции.
В 2009 г. соотношение между средними доходами 10% самой бедной и 10% самой богатой частей населения составило 16,7% [7]. Минимальный размер оплаты труда равен 78,8% прожиточного минимума трудоспособного населения. Данная ситуация дестабилизирует систему ОСС, финансовые возможности которой напрямую зависят от размера заработной платы застрахованных граждан.
Таким образом, российская система ОСС не лишена недостатков и нерешенных проблем. Среди них можно назвать, прежде всего, дефицит средств фондов. Другой недостаток - несоблюдение страховых принципов. Эти проблемы можно связать с внешними факторами: неблагоприятное состояние национальной экономики, высокий уровень дифференциации доходов населения.
3.2. Пути совершенствования ПС, ОМС и ФСС.
В рамках совершенствования пенсионного страхования правительство Российской Федерации рассматривает государственное регулирование пенсионного страхования, регулирование внутренних факторов в ПС, развитие накопительного компонента ПС.
Госрегулирование пенсионного страхования (в которое входят государственное пенсионное обеспечение, ОПС, дополнительное пенсионное обеспечение), заключается, прежде всего, в управлении внешними по отношению к ней факторами, создании благоприятных макроэкономических и демографических условий.
Рассматривая проблемы ПФР, следует исходить из того, что две главные проблемы - дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка - не могут быть полностью урегулированы внутри ПС без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране.
Поэтому госрегулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом ПС на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы.
Регулирование внутренних факторов ПС:
1) Тарифная политика (обеспечение
актуарного соответствия
2) Использование внешних
3) Оптимизация пенсионных обязательств. Предполагаются меры в области обязательного накопительного компонента ПС (с 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной [10]).
Повышение эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и гарантий их сохранности путем: предоставления накопительным пенсионным фондам права самостоятельной купли/продажи ценных бумаг на организованных рынках; введения обязательного страхования ответственности накопительного ПФ по передаче сумм пенсионных накоплений в государственный накопительный ПФ либо в другой накопительный ПФ по выбору гражданина в случае лишения фонда лицензии; законодательного установления принципа разумного поведения при управлении средствами пенсионных накоплений и их инвестировании, снятия законодательных ограничений по направлениям и объемам вложений в пределах объемов сформированных по уровню риска инвестиционных портфелей» и др. меры[11].
В Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. в рамках модернизации системы финансового обеспечения оказания медицинской помощи предусмотрены следующие мероприятия: «переход на экономически обоснованные тарифы медицинской помощи; внедрение системы персонифицированного учета застрахованных в системе обязательного медицинского страхования; переход на страховые взносы работодателей и внедрение единой методики расчета страховых взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения; внедрение механизма выравнивания финансовых условий базовых программ обязательного медицинского страхования; паспортизация медицинских учреждений на предмет оснащенности помещениями и оборудованием с целью определения возможности включения инвестиционных расходов в систему ОМС»[12].
Важное значение для модернизации ОМС имеет закон «Об обязательном медицинском страховании», который вступил в силу с 1 января 2011 года. Прежде всего, законом устанавливается минимальный размер платежа за неработающее население в систему ОМС. Эта мера с одновременным повышением ставок страховых взносов приведет к увеличению наполнения системы ОМС до 1,2-1,3 трлн. руб. в год. С мая 2011 года гражданам стали выдаваться полисы единого образца, которые будут действовать на всей территории страны, что позволит получать бесплатную медицинскую помощь на всей территории страны, независимо от места прописки или места реального жительства. Другое новшество - приобретение человеком права выбирать страховую организацию, медицинское учреждение и врача. Это создаст конкуренцию на рынке и страховых, и медицинских услуг.
Принципиальная новация закона
- предоставлять медицинские
Единство функционирования и финансовую устойчивость всей системы ОМС будет обеспечивать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, который будет аккумулировать дополнительные средства после увеличения размера страховых взносов на ОМС с 1 января 2011 года (за 2011-2012 годы объем этих средств составит 460 млрд. рублей). Данные средства будут направляться на целевое финансирование региональных программ модернизации здравоохранения.
В рамках совершенствования ОМС предполагается конкретизировать услуги, входящие в пакет государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, в том числе поэтапное введение финансового обеспечения скорой медицинской помощи и высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования [14]. Это, а также «вступление в силу стандартов и порядков оказания медицинской помощи, введение системы лекарственного обеспечения граждан при амбулаторной помощи будет являться стимулом для развития добровольного медицинского страхования, как расширяющего виды и условия оказания медицинской помощи, так и обеспечивающего ускоренный доступ к лечению и предоставление дополнительных услуг, а также выбор дополнительных учреждений. Развитие ДМС должно быть неразрывно связано с разграничением платных и бесплатных медицинских услуг в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, с целью недопущения ограничения доступности бесплатной медицинской помощи.
Информация о работе Социальная поддержка населения и социальное страхование