Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 15:40, курсовая работа
Социальная политика в Республике Беларусь построена по принципу – все для народа. Она является приоритетом социально-экономического развития страны и важнейшим компонентом при переходе к устойчивому развитию экономики. Образование, здравоохранение, молодежная политика, пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, туризм, физкультура и спорт – в единственной стране на постсоветстком пространстве развиваются динамично все составляющие социальной политики. В настоящее время в Республике Беларусь создана успешно работающая экономика социально ориентированного типа. Особое внимание уделяется системе социальной поддержки населения. Возросла среднемесячная заработная плата, увеличились покупательная способность населения, социальные выплаты, и в первую очередь пенсии. Целью работы является изучение социальной политики Республики Беларусь и механизмов её реализации.
Введение
5
1. Социальная ориентация государственного регулирования экономики
1.1. Социальная политика государства: понятия, цели, функции и принципы формирования
7
1.2.Структура социальной политики государства и механизм её реализации
13
1.3 Современные методы социальной защиты населения (на примере Республики Беларусь) и их эффективность
23
2. Макроэкономический анализ и прогноз развития национальной экономики с использованием модели IS-LM
30
Заключение
50
Список использованных источников
52
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Экономика и управление научными исследованиями,
проектированием и производством»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Социальная политика государства»
по дисциплине: «Макроэкономика»
Руководитель: Серченя Т.И.
2010
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 70 страниц, 10 таблиц, 8 рисунков, использовано 15 литературных источников.
Ключевые слова
Социальное государство, социальные риски, социальное страхование, социальная помощь.
Объектом исследования курсовой работы является социальная политика государства.
Целью работы является изучение социальной политики Республики Беларусь и механизмов её реализации.
В процессе курсовой работы были рассмотрены темы: социальная политика государства: понятия, цели, функции и принципы формирования, структура социальной политики государства и механизм её реализации, современные методы социальной защиты населения (на примере Республики Беларусь) и их эффективность.
Cодержание
Введение |
5 |
1. Социальная ориентация
государственного | |
1.1. Социальная политика государства: понятия, цели, функции и принципы формирования |
7 |
1.2.Структура социальной политики государства и механизм её реализации |
13 |
1.3 Современные методы социальной защиты населения (на примере Республики Беларусь) и их эффективность |
23 |
2. Макроэкономический
анализ и прогноз развития
национальной экономики с |
30 |
Заключение |
50 |
Список использованных источников |
52 |
Введение
Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.[1] Являясь составляющей деятельности государства, социальная политика должна смягчать негативные социальные явления, а также помогать населению адаптироваться к новым условиям, способствовать социальной поддержки реформ, реализовывать позитивные сдвиги в экономике, обеспечить социальную ориентированность развития. Экономическая трансформация имеет шанс на успех лишь в том случае, если совершенствуется система социально-экономических отношений в обществе, разрешаются противоречия между несовпадающими интересами различных его социальных слоёв, реализуется социально-экономический потенциал каждого человека. Социальная политика государства, таким образом, призвана выступать важнейшим амортизатором социальных проблем и противоречий в обществе. [2]
Социальная политика в Республике Беларусь построена по принципу – все для народа. Она является приоритетом социально-экономического развития страны и важнейшим компонентом при переходе к устойчивому развитию экономики. Образование, здравоохранение, молодежная политика, пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, туризм, физкультура и спорт – в единственной стране на постсоветстком пространстве развиваются динамично все составляющие социальной политики. В настоящее время в Республике Беларусь создана успешно работающая экономика социально ориентированного типа. Особое внимание уделяется системе социальной поддержки населения. Возросла среднемесячная заработная плата, увеличились покупательная способность населения, социальные выплаты, и в первую очередь пенсии. Целью работы является изучение социальной политики Республики Беларусь и механизмов её реализации.
1. Социальная
ориентация государственного
1.1. Социальная политика государства: понятия, цели, функции и принципы формирования.
Социальная политика — это система мер, направленных на Достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.
Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.
Субъектами социальной политики являются те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и реализует ее. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.
В любом обществе большинство людей способны самостоятельно обеспечить себе приемлемые условия для жизни. Цель социальной политики в этом случае состоит в создании благоприятной обстановки для трудовой и предпринимательской деятельности. Отсюда вытекает важнейшая функция социальной политики — стимулирующая, которая заключается в содействии процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствования отношений занятости. Это предполагает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой мотивации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работающего в созданном продукте.
Однако в любом обществе существуют социально уязвимые слои населения. К ним относятся граждане, в силу объективных причин не имеющие возможности удовлетворять свои потребности путем приложения собственных усилий (дети, инвалиды, пенсионеры). Социальная политика в данном случае должна обеспечить помощь и поддержку таким категориям лиц. Это достигается на основе реализации стабилизирующей функции социальной политики, предполагающей перераспределение доходов, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий как для населения в целом, так и для каждой из его социальных групп. Упор при этом делается на выплату пенсий и пособий нетрудоспособным, малоимущим, безработным, на обеспечение определенного уровня образования и медицинского обслуживания для всех слоев населения.
Взаимодействие указанных функций предполагает необходимость постоянного поддержания их баланса. Ослабление стимулирующей функции ведет к снижению ресурсного обеспечения социальной политики, уменьшению возможностей для финансирования социальных программ. Нарушение стабилизирующей функции обусловливает неоправданное нарастание социальных дифференциации и напряженности в обществе.
Социальная политика осуществляется на разных уровнях:
- микроуровень — социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;
- макроуровень — региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;
- интеруровень — межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.
С точки зрения субъектов социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный ее уровни.
Государственная социальная политика характеризуется едиными законодательным пространством, социальной инфраструктурой, кадровым и информационным обеспечением всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: утверждаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; разрабатываются целевые социальные программы.
Региональная социальная политика учитывает особенности этнического, культурного и исторического характера региона, потребности его жителей. На этом уровне разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы. Вместе с тем данный уровень социальной политики не всегда может учитывать запросы и нужды отдельных людей, для этого нужны специальные меры и технологии, которые присущи муниципальной социальной политике. Деятельность ее субъектов направлена на решение конкретных проблем населения. Именно на данном уровне легче оценить реальные потребности и возможности человека, проверить степень эффективности оказываемых социальных услуг. Муниципальный Уровень реализации социальной политики находится ближе к потребителю, а следовательно, более экономичен, хотя его субъекты редко участвуют в разработке региональных и общегосударственных социальных программ.
Социальная политика базируется на ряде принципов — основных исходных положений, на которых строится деятельность государства в социальной области. Важнейшим из них является принцип социальной справедливости.
Проблема справедливости издавна волновала человечество. Ещё Аристотель отмечал двойственность и противоречивость этого понятия. С одной стороны — это вознаграждение за личный труд и успех, или распределительный тип справедливости (обоснованное неравенство). С другой стороны — обеспечение всем членам общества одинаковых возможностей независимо от их индивидуальных и социальных различий. Это уравнительный тип справедливости (обоснованное равенство).
Реализация первого типа справедливости, дифференциация населения по заслугам, является важнейшим условием прогрессивного формирования общества, стимулом для формирования личности, ее потребностей и приоритетов. Обоснованное неравенство обусловливает повышение экономической эффективности, однако уменьшает шансы тех, кто по не зависящим от них причинам не может осуществлять активную деятельность. Кроме того, крайняя степень дифференциации и неравенства может привести к деградации производительных сил, нестабильности и социальным конфликтам. Данный принцип социальной политики, таким образом, содержит оба типа справедливости и означает, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой — сохраняющееся неравенство. По этой причине государство при проведении социальной политики должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших духовных потребностей. Вместе с тем наиболее активные и работоспособные члены общества должны иметь возможность получать за свой труд больший объем благ и услуг.
Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии это сделать сами. Принцип солидарности предполагает, что общество должно решать возникающие проблемы как единая система, внутри которой посредством механизма налогов и трансфертов осуществляется перераспределение финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей.
Реализация принципа социальной компенсации обеспечивает правовую и социальную защищенность граждан, которая выражается в получении ими льгот и социальном обслуживании.
Соблюдение принципа социальных гарантий предполагает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.
Осуществление социальной политики также основано на реализации принципа всеобщности, предполагающего, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества с учетом дифференцированного подхода к ним.
Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения. Данный процесс можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, необходимо обеспечить условия для развития общественного производства, в процессе которого создаются ресурсы, способствующие осуществлению социальной политики. Вместе с тем ресурсная база зависит от уровня развития производительных сил, и в первую очередь главной из них — человека. Следовательно, во-вторых, необходим комплекс мер, реализуемых посредством систем образования, здравоохранения, обеспечивающих всестороннее развитие работников, повышение их квалификации и гарантирующих социальную стабильность общества.
Выделяют два основных типа социальной политики — бисмарковский (по имени ее родоначальника О. Бисмарка) и бевериджский.
Бисмарковский тип социальной политики в большей степени реализует распределительный тип социальной справедливости, так как в нем делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров с нанимателями. Страховые фонды управляются на паритетных началах и не субсидируются из бюджета. Малообеспеченные семьи получают помощь по муниципальной линии.