Социальная политика государства и инструменты её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы:
- раскрыть наиболее значимые стороны понятия «социальная политика государства» как с теоретической, так и с практической стороны.
- определить основные направления и принципы
-рассмотреть наиболее важные аспекты результатов социальной политики государства, такие как перераспределение доходов населения и показательность уровня жизни

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1.Теоретическая сторона социальной политики государства
1.1 Понятие и типологизация, основные принципы социальной политики……………………………………………………………………....5
1.2 Цели и направления социальной политики………………………12
1.3 Государственное перераспределение доходов населения……….19
2. Реализация социальной политики в странах Запада и России
2.1 Направления социальной политики стран запада и расходы государств на её обеспечение………………………………………………..28
2.2 Социальная политика Российского государства. Послание президента РФ федеральному собранию: направления и методы осуществления социальной политики……………………………………….35
2.3 Результаты программ социальной политики в РФ в различных сферах жизни населения…………………………………………….………..44
Заключение………………………………………………………………....….64
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

Редактрированная) Социальная политика государства и инструменты её реализации.docx

— 854.75 Кб (Скачать файл)

- Продумать конкретные  механизмы смягчения заложенных  в самой идее социального государства  противоречий между социальным  и правовым принципом российской  государственности, достижения баланса  между централизацией, правами и  интересами субъектов Федерации  и местного самоуправления;

- За государством должно  остаться право устанавливать  пределы, как социализации, так и  допустимой степени либерализации  и открытости экономики на  каждом конкретном этапе.

Самоустранение государства от регулирования многих социально значимых вопросов (оплата труда во внебюджетной сфере, установление цен и т.п.), стремление решить достаточно широкий круг проблем рыночными методами, переложив ответственность на органы самоуправления, на самого человека, - вполне естественно для рыночных экономик. Развитие структур гражданского общества одно из основных условий повышения ответственности граждан за собственное материальное благополучие.

Согласно Конституции Российской Федерации, теоретическую и правовую основу ее социальной политики составляет концепция социального государства. В седьмой статье Основного закона страны Россия определена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий достойной жизни для всех граждан и свободного развития человека. Социальное государство выступает как одна из систем социальных отношений, позволяющих обществу достичь социальной гармонии.

Следует обратить внимание, что проблема реализации социальных гарантий населению является одной из важнейших в нашем государстве. На обеспечение таких программ выделяются огромные средства из государственного бюджета. Основные аспекты, касающиеся социального вопроса и его решения в ближайшее время, можно рассмотреть на примере 

послания президента РФ федеральному собранию на 2012 - 2104 год, в котором наиболее полно отражена программа социальной поддержки.

Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2553-р.

Целями Программы являются:

- создание условий для роста благосостояния граждан;

- повышение доступности  социального обслуживания населения.

Задачи Программы:

- выполнение обязательств  государства по социальной поддержке  граждан;

- обеспечение потребностей  граждан старших возрастов, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и  детей в социальном обслуживании;

- создание благоприятных  условий для жизнедеятельности  семьи, функционирования института  семьи, рождения детей;

- повышение роли сектора  негосударственных некоммерческих  организаций в предоставлении социальных услуг.

Программа состоит из четырех подпрограмм:

- развитие мер социальной  поддержки отдельных категорий  граждан;

- модернизация и развитие  социального обслуживания населения;

- совершенствование социальной  поддержки семьи и детей;

-повышение эффективности  государственной поддержки социально  ориентированных некоммерческих  организаций.

Сегодня доля молодого, активного, трудоспособного населения России от 20 до 40 лет – одна из самых высоких в развитых странах мира. Но уже через 20 лет численность такой возрастной категории может сократиться в полтора раза, если ничего не делать, такая тенденция продолжится. Либо именно сейчас можно открыть для этих поколений жизненную перспективу, либо уже через несколько десятилетий Россия превратится в безнадёжно постаревшую по возрасту и неспособную сохранить свою самостоятельность страну.

Демографические программы, принятые в прошлом десятилетии, работают. Численность населения страны не только стабилизировалась, но и начала расти. За январь–сентябрь текущего года она выросла более чем на 200 тысяч человек. При этом впервые за всю новейшую историю нашей страны наблюдается естественный прирост населения: рождаемость, наконец, стала превышать смертность.

Сегодня продолжительность жизни в России за последнее четырёхлетие выросла почти на 2,5 года – это хороший показатель – и превысила 70 лет. Однако уровень смертности у нас ещё очень высок, особенно среди мужчин среднего возраста. Мы вместе обязаны преодолеть безответственное отношение общества в вопросах здорового образа жизни. Наряду с развитием здравоохранения больше внимания следует уделять сбережению здоровья. Правительство должно внедрять программы замещения мест с вредными условиями труда, повышения безопасности на дорогах.

Важнейшее направление – развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодёжи. Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего для детей младшего возраста. Именно в этом возрасте на всю жизнь закладываются привычки и интересы, и нужно их сформировать.

Необходимо поддержать и идею создания ассоциаций студенческих спортивных клубов. Эта организация призвана не только содействовать развитию студенческого спорта, но и стать социальным лифтом для талантливой, целеустремлённой и активной молодёжи.

Уже начиная с 2013 года начнутся выплаты дополнительных пособий при рождении третьего и последующего детей в тех регионах страны, где демографическая ситуация пока хуже, чем в среднем по стране. Большая их часть сосредоточена в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах.

Нужно создать благоприятные условия в первую очередь для женщин, чтобы они не опасались, что рождение второго и последующего детей закроет им путь к карьере, к хорошей работе, заставит ограничиться исключительно домашним хозяйством.

В ближайшее десятилетие есть шанс кардинально решить и другую застарелую российскую проблему – жилищную. На первом этапе реализации нацпроекта «Жильё» удалось создать условия для развития ипотеки. Объём ипотечных кредитов растёт в последние два года по 40–50 процентов в год. Но ипотекой пользуются в основном люди с доходами выше среднего. Остальным гражданам она пока не по карману. Поэтому сейчас, на новом этапе, надо перейти к решению жилищного вопроса для более широких категорий граждан: молодых семей, специалистов социальной сферы, врачей, учителей, учёных, инженеров, принять меры по увеличению ввода доступного жилья эконом-класса, а также значительно расширить возможности аренды жилья. В ряде регионов уже идут пилотные проекты, на базе которых отрабатываются различные формы поддержки рынка арендного жилья. Такое жильё должно быть доступно для работающего человека.

В 2013–2014 годах будет предоставлению жилье военнослужащим и ветеранам.

К 2020 году планируется создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Именно качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан. Будут возрождены инженерные школы и программы подготовки рабочих кадров.

В двухгодичный срок правительству поручено разработать и внедрить национальную систему оценки качества профессионального образования.

Кардинально изменится ситуация в социальных отраслях. Определены параметры повышения зарплат для каждой категории работников бюджетных сфер. Это поможет решить сразу несколько проблем.

Во-первых, значительно улучшится качество медицины и образования за счёт того, что придут новые сильные профессионалы. А действующие работники этих сфер получат возможность сосредоточиться на основной работе, повысить свою квалификацию, отказаться от приработков и сверхурочных.

Во-вторых, существенно, на четверть, вырастет число граждан, обладающих экономическими возможностями среднего класса.

В-третьих, новый стимул к развитию получат профессиональные сообщества медицинских работников, педагогов, учёных, работников культуры. Такие сообщества должны стать ядром дееспособного и активного гражданского общества. Принципиально важно, чтобы общество имело возможность объективно оценивать состояние социальной сферы и науки.

Повышение оплаты труда привлечёт в образование, здравоохранение, науку сильных выпускников вузов.

Нужно развивать систему технического и художественного творчества, открывать кружки, секции, летние спортивные лагеря, специальные познавательные туристические маршруты для детей. Всё это должно быть доступно каждому ребёнку, вне зависимости от места жительства или материального положения семьи. 

  Одной из главных задач задачей является принятие новой пенсионной формулы, которая должна обеспечивать не только поддержание покупательной способности пенсий, их дифференциацию в зависимости от стажа и заработка граждан, стимулирование граждан к более позднему выходу на пенсию, но и устойчивую тенденцию к уменьшению зависимости пенсионной системы от трансфертов федерального бюджета при сохранении приемлемой для бизнеса страховой нагрузки. При этом необходимо оставить базовый тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на сегодняшнем уровне.

Необходимо приспособить пенсионную систему к рыночным условиям, принять меры к недопущению ее кризиса. У нас до сих пор не исчерпаны резервы для обеспечения большой наполняемости Пенсионного фонда и покрытия его дефицита. Это вопрос собираемости налогов, вывод из «тени» зарплат, добровольное продолжение пенсионерами трудовой деятельности, стимуляция добровольных пенсионных накоплений, что приведет в дальнейшем к повышению пенсионных выплат. Необходимо сформировать «пенсионный капитал» граждан: на каждую тысячу рублей добровольного взноса гражданина на его персональный накопительный счет в Пенсионном фонде государство должно добавить еще одну тысячу рублей и надежно  инвестировать эти деньги.  Все эти меры должны обеспечить увеличение объема пенсионных накоплений и надежную работу пенсионной системы в долгосрочной перспективе. Пенсионная формула должна быть стабильной, понятной как работодателям, так и гражданам.

Необходимо предоставить гражданам, вступающим в правоотношения по пенсионному обеспечению, права выбора: направлять 4 процента страховых взносов в накопительную составляющую или в распределительную, но только после разработки Правительством Российской Федерации законодательства, которое в полной мере обеспечит создание работающей системы гарантирования пенсионных накоплений и его одобрения Федеральным Собранием Российской Федерации.

Необходимо повысить уровень прозрачности пенсионной системы. С 2014 года кассовое обслуживание исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, как и бюджетов других государственных внебюджетных фондов, должно осуществляться органами Федерального казначейства.

Для России характерна традиция сильного государства. Поэтому именно государству сегодня адресованы основные общественные запросы: обеспечить гарантии гражданских прав и справедливость, снизить уровень насилия и социального неравенства, навести порядок в ЖКХ и так далее.

Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года определены приоритетные социально-экономические задачи на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Достижение указанных задач зависит от активизации новых факторов экономического роста, таких как развитие человеческого потенциала и проведение эффективной политики социального развития, повсеместное распространение инноваций и ускоренное развитие высокотехнологических производств.

Высокоприоритетные задачи социальной сферы: качественное и доступное здравоохранение, удовлетворение потребностей в современном образовании, развитие национальной культуры, предоставление гражданам Российской Федерации доступного жилья, создание условий для стабильного роста доходов и социальной защищенности.

Одним из важнейших направлений деятельности в социальной сфере также является реформирование пенсионной системы в Российской Федерации.

Ежегодно осуществляется формирование перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются.

 

Мероприятие

2011 год

2012 год

2013 год

Всего

62,2

67,0

72,3

Закупка лекарственных средств. Предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями и др.

44,8

49,3

54,2

Отдельные полномочия в области лекарственного обеспечения

13,3

13,6

14,0

Субсидии Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

1,0

1,0

1,0

Софинансирование проведения противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений

1,0

1,0

1,0

Субсидии на государственную поддержку российских организаций инвалидов, субсидии на реализацию социально значимых проектов по выпуску книг и периодических изданий для инвалидов по зрению

2,1

2,1

2,1

Информация о работе Социальная политика государства и инструменты её реализации