Социальная политика государства и инструменты её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы:
- раскрыть наиболее значимые стороны понятия «социальная политика государства» как с теоретической, так и с практической стороны.
- определить основные направления и принципы
-рассмотреть наиболее важные аспекты результатов социальной политики государства, такие как перераспределение доходов населения и показательность уровня жизни

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1.Теоретическая сторона социальной политики государства
1.1 Понятие и типологизация, основные принципы социальной политики……………………………………………………………………....5
1.2 Цели и направления социальной политики………………………12
1.3 Государственное перераспределение доходов населения……….19
2. Реализация социальной политики в странах Запада и России
2.1 Направления социальной политики стран запада и расходы государств на её обеспечение………………………………………………..28
2.2 Социальная политика Российского государства. Послание президента РФ федеральному собранию: направления и методы осуществления социальной политики……………………………………….35
2.3 Результаты программ социальной политики в РФ в различных сферах жизни населения…………………………………………….………..44
Заключение………………………………………………………………....….64
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

Редактрированная) Социальная политика государства и инструменты её реализации.docx

— 854.75 Кб (Скачать файл)



 

Рис.2.2.1 Приоритетные направления в сфере социальной политики (в миллиардах рублей)

 

Социальная сфера – будь то здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйства, образование и т.п. – это сфера, регулирование которой должно быть строго  продумана.

Для обоснований приоритетов в социальной политике и обеспечения доверия граждан к принимаемым в этой сфере решениям государство привлекает профессионалов, экспертов в области социальной сферы, экономики и политики. Но сообщество экспертов в этих областях вынуждено подчиняться давлению государства на содержание их деятельности. Эксперты не всегда оказываются способными отстаивать перед органами государственной власти и управления содержание социальных проблем и научно обоснованные варианты их решений. Так происходит, прежде всего, потому, что именно государство является крупнейшим заказчиком аналитики и консалтинга в этих областях деятельности. Крупный бизнес заказывает экспертам и аналитикам те разработки, которые согласованы с государственными приоритетами, поскольку иные разработки ему не нужны. Средний и малый бизнес в России традиционно не склонны тратить свои ресурсы на исследования и аналитику. Некоммерческие организации и структуры гражданского общества чаще всего не имеют финансовых средств, достаточных для оплаты заказов углублённых и объективных исследований.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что России нужно проводить социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда, формирование эффективной системы социальной защиты. Государство должно быть гарантом функционирования учреждений социальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения.

 

 

2.3.Результаты  программ социальной политики  в РФ в различных сферах  жизни населения

Уровень занятости населения.

В среднем за 2012 год численность безработных, составила,  по данным обследования населения по проблемам занятости, 4,3 млн. человек или 5,7% экономически активного населения, что на 0,7 млн. человек меньше, чем в 2011 году. В декабре 2012 г. уровень безработицы составил 5,3 процента. Данный уровень безработицы является рекордно низким за период с 1999 года. Снижению численности безработных способствовали восстановление спроса на труд в результате улучшения экономической ситуации в стране, а также реализация Правительством Российской Федерации мер по поддержке  рынка труда.

В 2012 году из федерального бюджета на софинансирование региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда, были перечислены субсидии на 1,5 млрд. рублей.

При этом 540,5 млн. рублей было направлено на реализацию мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, а также родителей, воспитывающих детей-инвалидов и многодетных родителей.

Кроме того,  в субъекты Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда было направлено 959,5 млн. рублей  на реализацию дополнительных мероприятий (республики Северного Кавказа, республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл и Тыва, Алтайский и Забайкальский края, Курганская область).

 В том числе:

– прошли опережающее профессиональное обучение и стажировку 5,1 тыс. работников организаций или 136% от запланированной численности участников мероприятия;

– прошли стажировку, в том числе в других субъектах Российской Федерации, 6,2 тыс. выпускников учреждений профессионального образования или 121% от запланированной численности участников мероприятия;

– прошли профессиональное обучение и аттестацию с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию, 1,9 тыс. граждан, ищущих работу, или 111% от запланированной численности участников мероприятия;

– были трудоустроены в других субъектах Российской Федерации 2 тыс. безработных и ищущих работу граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда, или 104% от запланированной численности участников мероприятия;

– трудоустроены на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, 7,4 тыс. безработных граждан или 86% от запланированной численности участников мероприятия.

Расходы консолидированного бюджета на реализацию указанных мероприятий составили 856,7 млн. рублей или 84% от общего объема запланированных средств.

В целом по Российской Федерации в органах службы занятости населения в среднем за 2012 год было зарегистрировано на 20% меньше безработных граждан, чем в 2011 году.

 

 

Рис.2.3.1. Уровень общей безработицы (по кварталам)

 

Уровень жизни населения

В течение 2012 года реальные располагаемые денежные доходы населения демонстрировали достаточно устойчивую положительную динамику с постепенным наращиванием темпов роста – с 1,6%  в I квартале до 5,3% в IV квартале 2012 г. относительно соответствующих периодов 2011 года.

В целом за 2012 год объем денежных доходов населения, по предварительной оценке, составил 39175,4 млрд. рублей с ростом относительно 2011 года на 10 процентов. Денежные расходы и сбережения по сравнению с 2011 годом выросли на 11,8% и составили 39159,9 млрд. рублей.

Стоит отметить, что практически на протяжении всего прошлого года расходы населения превышали доходы (кроме февраля, апреля, июня и декабря). В результате, в целом за 2012 год денежные доходы населения превысили расходы лишь на 15,5 млрд. рублей (в 2011 году – на 581,6 млрд. рублей).

При этом на потребление в 2012 году было потрачено 74,2% денежных доходов населения (в 2011 году на эти цели населением было израсходовано 73,5% денежных доходов). Высокий уровень потребления, по-прежнему, поддерживается значительным ростом кредитования. В целом за 2012 год изменение задолженности по кредитам почти в 1,5 раза превысило достаточно высокий уровень 2011 года. Кроме того, в 2012 году более чем на 20% выросли расходы на покупку недвижимости.

Среднемесячная начисленная заработная плата в декабре 2012 г., по предварительным данным, составила 34860 рублей и по сравнению с декабрем 2011 г. выросла на 6,9 % (в декабре 2011 г. – 18,2 процента). Темпы роста реальной заработной платы на протяжении всего 2012 года (кроме декабря 2012 г.) были выше, чем в 2011 году.

В январе-ноябре 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 года заработная плата выросла по всем наблюдаемым видам экономической деятельности.

Наиболее высокие темпы роста заработной платы в рассматриваемый период отмечались в видах деятельности с большой долей государственного участия и в отраслях топливно-энергетического комплекса, наиболее низкие – в финансовой деятельности и подвидах обрабатывающей промышленности.

Несмотря на невысокие темпы роста заработной платы (рост за январь-ноябрь 2012 г. всего на 7,5%), финансовая деятельность остается одним из самых оплачиваемых видов деятельности. Одной из причин темпов роста заработной платы в финансовой деятельности является устойчивое увеличение численности работников данного вида деятельности.

В аутсайдерах по уровню заработной платы остаются текстильное и швейное производство (48% от среднероссийской заработной платы), производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (49%) и сельское хозяйство (53 процента).

Ускоренному росту заработной платы в образовании и здравоохранении способствовала реализация Указа Президента РФ от 7 мая 2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Так, заработная плата в образовании за январь-ноябрь 2012 г. выросла на 20,2%, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг – на 16,8 процента. Реализация мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы способствует снижению разрыва между оплатой труда в бюджетных отраслях и в обрабатывающих производствах.

Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 января 2013 г., составлял менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.

К 2018 году будут реализовываться меры, направленные на повышение к средней заработной платы социальных работников до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе, повышение престижа профессии социальных работников (в том числе ежегодное проведение Всероссийского конкурса «Лучший работник социального обслуживания населения» с награждением лауреатов конкурса), внедрением регламентов предоставления социальных услуг, расширение использования в практике работы социальных служб норм, нормативов, стандартов предоставления социальных услуг и др.

.

В целом по Российской Федерации величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2012 году, по предварительной оценке, составила 6511 рублей с ростом к 2011 году на 2,2%, при среднегодовом росте потребительских цен на 5,1 процента. Это объясняется низким ростом цен на товары повседневного спроса и услуги, учитываемые в потребительской корзине прожиточного минимума. При этом величина прожиточного минимума трудоспособного населения в 2012 году составила 7050 рублей, пенсионеров – 5124 рубля и детей – 6260 рублей.

В целях поддержания материального положения отдельных категорий граждан в 2012 году на 6% проиндексированы размеры ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, государственных пособий гражданам, имеющим детей, ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что позволило увеличить денежные доходы граждан и сохранить покупательную способность указанных социальных выплат.

В целях повышения адресности социальной помощи принят Федеральный закон от 25.12.2012 г. №258-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи», устанавливающий правовые основания для оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта, заключаемого между гражданином и органом социальной защиты в регионе.

Развитие отраслей социальной сферы

Для социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий в субъектах Российской Федерации создана сеть учреждений различного типа, в том числе дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации и пр., где нуждающимся предоставляется возможность для постоянного либо временного пребывания. За 2006 - 2012 годы число таких учреждений в целом по стране возросло со 125 до 142 единиц.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляя полномочия по социальному обслуживанию населения, совершенствуют условия предоставления социальных услуг, расширяют спектр оказываемых социальных услуг, внедряют в работу с населением новые социальные технологии.

В субъектах Российской Федерации реализовывались принятые в 2011 году региональные программы, направленные на повышение качества жизни пожилых людей, в 2012 году 6разработаны и утверждены перспективные схемы размещения стационарных учреждений социального обслуживания на период до 2020 года.

На 2013-2015 годы определены следующие основные приоритеты государственной политики в сфере социального обслуживания населения:

модернизация и развитие сектора социальных услуг;

развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг;

обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;

повышение престижа профессии социальных работников, привлечение в сферу социального обслуживания молодых кадров.

Модернизация и развитие сектора социальных услуг потребует совершенствования законодательства в сфере социального обслуживания населения и будет осуществляться в рамках сопровождения разработанного проекта нового Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», его последующей реализации, в том числе путем подготовки ряда подзаконных нормативных правовых актов.

Деятельность в сфере образования в 2012 году была направлена на реализацию поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, приоритетного национального проекта «Образование», Закона Российской Федерации «Об образовании».

Реализовывались меры по совершенствованию учительского корпуса. Оказывалась государственная поддержка педагогическим работникам, выполняющим функции классного руководителя, приняты соответствующие нормативные правовые документы, обеспечивающие выплату денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений, получили денежное поощрение лучшие учителя, заключены соглашения с рядом субъектов Российской Федерации по реализации программ, направленных на поддержку учителей с целью создания возможности улучшения жилищных условий.

Объем финансирования проекта по модернизации региональных систем общего образования из федерального бюджета в 2012 году составил 60 млрд. рублей.

Информация о работе Социальная политика государства и инструменты её реализации