Социальная политика государства и инструменты её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы:
- раскрыть наиболее значимые стороны понятия «социальная политика государства» как с теоретической, так и с практической стороны.
- определить основные направления и принципы
-рассмотреть наиболее важные аспекты результатов социальной политики государства, такие как перераспределение доходов населения и показательность уровня жизни

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1.Теоретическая сторона социальной политики государства
1.1 Понятие и типологизация, основные принципы социальной политики……………………………………………………………………....5
1.2 Цели и направления социальной политики………………………12
1.3 Государственное перераспределение доходов населения……….19
2. Реализация социальной политики в странах Запада и России
2.1 Направления социальной политики стран запада и расходы государств на её обеспечение………………………………………………..28
2.2 Социальная политика Российского государства. Послание президента РФ федеральному собранию: направления и методы осуществления социальной политики……………………………………….35
2.3 Результаты программ социальной политики в РФ в различных сферах жизни населения…………………………………………….………..44
Заключение………………………………………………………………....….64
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

Редактрированная) Социальная политика государства и инструменты её реализации.docx

— 854.75 Кб (Скачать файл)

Все субъекты Российской Федерации разработали региональные и муниципальные поэтапные программы («дорожные карты») по ликвидации очередности в дошкольные учреждения и максимальному охвату детей в возрасте от трех до семи лет местами в дошкольных образовательных учреждениях, основой которых стала Поэтапная программа ликвидации очередности в дошкольные учреждения, направленная в субъекты Российской Федерации. Все региональные «дорожные карты» включают два основных направления: ликвидация очередности за счет развития государственно-муниципальной системы дошкольного образования и использование возможностей негосударственного сектора дошкольного образования.

В целях стимулирования развития негосударственного сектора дошкольного образования в 2012 году в рамках реализации приказа Минэкономразвития России от    23.04.2012 г. № 223 предусмотрено конкурсное предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на организацию групп по присмотру и уходу за детьми.

Начата работа по созданию информационно-образовательного Интернет-портала для одаренных детей, молодежи, родителей и педагогов.

На реализацию мероприятия приоритетного национального проекта «Образование» «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в 2012 году из федерального бюджета выделены субсидии в размере  2,5 млрд. рублей, которые направлены для использования в 78 субъектов Российской Федерации. Реализация данного мероприятия позволила создать в 2009-2012 годах условия для дистанционного обучения 25 тыс. детей-инвалидов, обучающихся на дому, прошли обучение по вопросам организации такого обучения 12 тыс. педагогических работников.

Проводилась работа по совершенствованию стипендиального обеспечения обучающихся в учреждениях профессионального образования. Предусмотрены меры государственной поддержки обучающихся по направлениям подготовки и специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России.

В 2012 году продолжалась работа по поддержке и развитию сети ведущих вузов России.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 594 «О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров 2012-2014 годы» предусмотрено повышение квалификации 15 000 специалистов инженерно-технического профиля (ежегодно по 5 000 специалистов).

В ходе реализации предусмотренных мер были созданы условия для повышения качества и доступности образования, поддержки инновационных образовательных учреждений, увеличению заработной платы педагогических работников, социальной поддержке обучающихся.

В 2012 году были приняты необходимые нормативные правовые акты, сформулированы и определены особо значимые социальные задачи в части, касающейся дальнейшего сохранения и развития российской культуры, которые позволят обеспечить достижение целей государственной политики в сфере культуры.

В 2012 году в области культуры осуществлялась работа по выполнению 348 мероприятий, связанных с проведением проектных и ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия.

В результате проведенной работы осуществлено финансирование мероприятий по сохранению наиболее значимых объектов, таких как: «Гостиный двор, г. Архангельск»; «Ансамбль Астраханского Кремля»; «Усадьба Замятина – Третьякова, г. Москва»; «Храм Василия Блаженного, г. Москва». Продолжилось обеспечение сохранности музейного фонда и развитие музеев, осуществлены инвестиционные расходы по музеям, в том числе на такие мероприятия, как строительство музейных центров и комплексов, реконструкция объектов музеев, строительство фондохранилищ.

В рамках поддержки профессионального искусства и народного творчества была продолжена работа по распространению художественного продукта в области театрального и циркового искусства; по поддержке всероссийских и региональных творческих проектов в области современного изобразительного искусства, фотографии, дизайна, архитектуры, включая поддержку творческих проектов молодых авторов; по поддержке выставочных проектов в области современного народного искусства.

Осуществлялась модернизация в библиотеках России, включая программы сохранения фондов российских библиотек в электронных форматах. Деятельность архивных учреждений была направлена на обеспечение качественного пополнения Архивного фонда Российской Федерации, а также эффективное использование содержащихся в нем информационных ресурсов в интересах граждан, общества и государства, а также продолжилось укрепление материально-технической базы федеральных архивов.

Большое внимание было уделено международным мероприятиям в сфере культуры, в том числе гастролям, выставкам, фестивалям, международным конкурсам. Осуществлен ряд крупных проектов, таких как «Культурная программа сотрудничества со странами Каспийского региона», «Дни духовной культуры стран Юго-Восточной Европы в России», Год российского туризма в Китае, «Дни культуры России в Бахрейне», «Дни культуры Филиппин в России», «Дни культуры России в Марокко», Фестиваль российской культуры в Индии.

За счет средств федерального бюджета профинансировано 3094 названий книг для инвалидов по зрению, из них 134 наименования – рельефно-точечным шрифтом Брайля, 30 – плоскопечатных крупно-шрифтовых изданий,  а также 2930 «говорящих» книг, выпускаемых на кассетах и флэш-картах.

Здравоохранение

В сфере здравоохранения деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации во  исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» была нацелена на достижение основных приоритетов государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности их жизни, а также на достижение основных показателей эффективности отрасли здравоохранения, которые требуется обеспечить к 2018 году.

Была разработана и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. № 2511-р государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», целью которой является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Общий объем финансового обеспечения Государственной программы в 2013-2020 годах в текущих ценах составляет 30,3 трлн. рублей.

С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 г.  № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Федеральный закон предусматривает обновленный подход к классификации и наполнению видов медицинской помощи, в частности определены условия (плановая, экстренная, неотложная) и формы (вне медицинской организации, амбулаторно, стационарно), оказания медицинской помощи, вводятся критерии высокотехнологичной медицинской помощи, позволяющие формировать перечень высокотехнологичных видов медицинской помощи в целях оптимизации системы и расходов на ее оказание. На законодательном уровне закреплены понятие и содержание порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических протоколов лечения и условия их применения.

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ  «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2012 году продолжалась реализация программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.

В рамках мероприятий по информатизации медицинских учреждений закуплено 279,7 тыс. единиц компьютерной техники, что позволило организовать запись к врачу в электронном виде, в учреждениях здравоохранения организован обмен телемедицинскими данными.

Внедрено 98 стандартов медицинской помощи при заболеваниях, являющихся основными причинами высокой смертности и заболеваемости трудоспособного населения, в 3,5 тыс. медицинских организациях.

Средний уровень заработной платы врачей в стационарах, в которых внедрены стандарты медицинской помощи в 2012 году по сравнению с 2011 годом повысился с 32,1 тыс. рублей до 37,7 тыс. рублей (на 18%) и среднего медицинского персонала – с 18,6 тыс. рублей до 21,6 тыс. рублей (на 16 процентов).

Необходимо отметить сокращение смертности населения от основных причин, в том числе от болезней системы кровообращения – на 9,5%; от онкологических заболеваний – на 1,7 процента.

Продолжалась реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими (6,9 млрд. рублей) и сосудистыми заболеваниями (4,5 млрд. рублей), пострадавшим при дорожно-транспортным происшествиях (5,9 млрд. рублей), на реализацию комплекса мер по выхаживанию новорожденных (0,04 млрд. рублей), на развитие неонатальной хирургии (0,06 млрд. рублей), на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий (2,2 млрд. рублей), на обеспечение диагностическими средствами для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С (18,8 млрд. рублей), развитие службы крови (4,4 млрд. рублей), обеспечение медицинскими иммунобиологическими препаратами для проведения прививок (5,8 млрд. рублей).

В 2012 г. регионы получили огромные средства на улучшение материально-технического состояния здравоохранения (закупка медицинского оборудования, строительство высокотехнологических центров и др.).


 

Развитие спорта

В структуре расходов федерального бюджета по разделу «Физическая культура и спорт» преобладает направление «Спорт высших достижений» (60,3%), вместе с тем необходимо отметить, что по сравнению с 2011 годом доля расходов на указанное направление снизилась на 7 процентов. Увеличилась доля расходов по направлениям: «Физическая культура» – 4,5% против 0,5% в 2011 году и «Массовый спорт» – 30,5% против 29,1% в 2011 году. Это обусловлено приоритетностью мероприятий, направленных на создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации  массового спорта, а также завершением строительства и реконструкции объектов для проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани.

В 2012 году продолжалась реализация федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

С начала 2012 года суммарные кассовые расходы из федерального бюджета на реализацию федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» составляют 5,5 млрд. рублей – 95,4% от годовых бюджетных назначений, в том числе по подпрограмме «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы» – 1,02 млрд. рублей.

За 9 месяцев 2012 г. достигнуты следующие показатели в сфере физической культуры и спорта:

- систематически занимаются  физической культурой и спортом  более 20,6% от общего населения  страны или 29,5 млн. человек (по итогам 2011 года этот показатель равнялся 18,5% от общей численности населения  Российской Федерации);

- число инвалидов, систематически  занимающихся физической культурой  и спортом, достигло отметки в 2,9% (по сравнению с 2011 годом значение  указанного показателя увеличилось  на 0,8 процентного пункта).

Рис.2.3.3. Доля расходов государственного бюджета в различные области физической культуры и спорта ( в %)

 

Социальная поддержка инвалидов

Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов.

В 2012 году продолжена работа по совершенствованию законодательства, направленная на усиление мер социальной поддержки инвалидов.

Принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который содержит отдельную статью «Организация получения образования людьми с ограниченными возможностями здоровья», предусматривающую правовое регулирование деятельности образовательных учреждений в инклюзивном, коррекционном, надомном, дистанционном и послевузовском режимах, обеспечивающее возможность непрерывного образования для инвалидов на протяжении всей жизни.

Федеральным законом от 20 июля 2012 г. № 124-ФЗ внесены изменения в статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», направленные на уточнение норм действующего законодательства по предоставлению льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по оплате жилого помещения.

В 2012 г. в целях обеспечения инвалидов современными техническими средствами реабилитации (ТСР) предпринимался ряд мер по совершенствованию правового регулирования, развитию производства ТСР, а также по значительному увеличению финансирования расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.

Обеспечение устойчивого, бесперебойного финансирования указанных мероприятий позволило в 2012 г. достичь показателя «доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации» на уровне 99%.

Социальным обслуживанием в Российской Федерации ежегодно охвачено около 14 млн. человек - пожилых граждан, инвалидов, детей-инвалидов.

Приоритетным направлением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является оказание услуг на дому. Данная форма предоставления социальных услуг является наиболее социально ориентированной, поскольку сохраняет привычную среду обитания для граждан, а также более экономичной, по сравнению со стационарным социальным обслуживанием.

Информация о работе Социальная политика государства и инструменты её реализации