Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2012 в 19:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение социально-экономических перспектив занятости молодежи в Республике Беларусь.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
- провести анализ занятости молодежи как особой социально-демографической группы;
- выполнить анализ тенденций и проблем занятости молодежи в Республике Беларусь;
- выделить меры государственной политики по обеспечению занятости молодежи: направления, формы, результативность, перспективы.
Введение………………………………………………………………………… 3
Занятость молодежи как особой социально-демографической группы……5
Анализ тенденций и проблем занятости молодежи в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..14
Государственная политика по обеспечению занятости молодежи: направления, формы, результативность, перспективы…………………….20
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованных источников………………………………………….. 29
Год возраст |
16-17лет |
18-19 лет |
20-24 лет |
25-29 лет |
Всего |
2000г |
8637 |
12432 |
18115 |
12430 |
51614 |
2005г |
3242 |
9325 |
12444 |
8107 |
33118 |
2010г |
678 |
1626 |
5690 |
4606 |
12600 |
Представленные расчетные статистические данные свидетельствуют о снижении количество молодых безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите населения с 51614 до 12600 человек, т.е. в 2010 г количество зарегистрированных молодых безработных снизилось по сравнению с 2000 годом на 75,6%, по сравнению с 2005 годом – на 62%.
Максимальное количество зарегистрированных безработных приходилось на возраст 20-24 года, 45% от общего количества в 2010 году. Меньше всего безработных в возрасте 16-17 лет и 18-19 лет. В этом возрасте молодежь получает образование.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Количество молодежи в возрасте от 14 до 31 года в 2010 году составило 2345026 человек, что на 183549 человек меньше, чем в 2009 году.
В 2010 году сохранилось небольшое преобладание среди молодых граждан республики мужчин – 51% (женщин 49%). В городской местности проживает 81% молодежи и 19% - в сельской.
Наибольшее количество молодежи проживает в г. Минске (557616 чел.), Гомельской (345860 чел.), Брестской (325354 чел.) и Минской (322796 чел.) областях, наименьшее – в Витебской (286080 чел.), Могилевской (259515 чел.) и Гродненской (247805 чел.) областях.
Максимальный удельный вес молодежи в структуре занятых по отраслям приходится на рабочие специальности, 6,9% по состоянию на 2010 год. При этом количество молодых рабочих в 2010 году по сравнению с 2005 годом снизилось на 23073 человек. Наблюдается тенденция роста количества молодых служащих (удельный вес 3,9% в 2005 и 2010 гг), руководителей, специалистов и других служащих. Данная тенденция характеризует потерю интереса у молодежи к рабочим профессиям, рост образовательного уровня и возможность молодежи получать более престижные профессии.
В промышленности в 2010 году было занято 121925 молодых работников или 11,3% от общего количества занятых в этой отрасли. Наибольший интерес молодежь проявляет к работе в торговле и общественном питании (16,9% от общего количества занятых), в строительстве (14,7%) , культуре (13,9%), бытовых услугах (13,1%).
При непрерывном снижении численности учащихся общеобразовательных школ на протяжении 1995-2009 гг. по республике наблюдается увеличение численности студентов высших учебных заведений – на 218%.
Трудоустройство молодежи является одной из наиболее актуальных проблем для современной молодежи. Рынок труда представляет собой сложную систему, которая регулируется, с одной стороны, государством посредством законодательных и нормативных актов, государственных программ занятости населения, с другой стороны, действиями самих участников рынка. Самостоятельная жизнь для многих молодых граждан начинается с поиска работы.
Государство гарантирует
выпускникам высших, средних специальных
и профессионально-технических
Одной из ключевых целей
молодежной политики Республики Беларусь,
начиная с 2010 года, является создание
благоприятных условий для
Доминирующей тенденцией среди значительной части молодежи является стремление организовать собственное дело, что может быть использовано в качестве эффективного механизма организации работы по профессиональному самоопределению.
Предпринимательство сегодня
понимается как достаточно сложная
инновационная деятельность, требующая
от ее участников мобилизации интеллектуальных
усилий, наличия экономических, управленческих,
психологических знаний, умений и
навыков. Посредством
В республике на 1 января 2011 г. действовали 53 центра поддержки предпринимательства (далее – центры) и 10 инкубаторов малого предпринимательства (далее – инкубаторы). Центры осуществляли свою деятельность по следующим направлениям: оказание информационных, консалтинговых услуг (предоставление справочной, правовой информации, консультирование по вопросам создания и осуществления предпринимательской деятельности) субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и др.; подготовка бизнес-планов; маркетинговые исследования; содействие в получении кредитов, подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства [13].
В 2010 году услугами центров воспользовались 68608 человек (в 2009 году – 51041 человек). Организованы и проведены 1523 семинара, курса (993 семинара, курса), в которых приняли участие 34269 человек (20661 человек).
Из общего количества клиентов центров в указанном периоде начинающие и работающие свыше 1 года предприниматели составили в 2010 году - 62,7 % (в 2009 году - 60,6%), безработные –2,3 % (3,9%), студенты – 15,1 % (11,1%), другие категории граждан – 19,9 % (24,4%.) [13].
Для развития предпринимательства
в молодежной среде и стимулирования
деловой активности молодежи в г.Минске
действуют общественные объединения
и организации, в том числе: молодежное
общественное объединение ”Азбука
предпринимательства“, общественное
объединение ”Центр поддержки и
развития юношеского предпринимательства“,
инкубатор Производственно-
Молодежным общественным объединением
”Азбука предпринимательства“ в 2010
году проводилась информационная работа
в области развития предпринимательства,
в том числе были организованы
тематические лекции, курсы, семинары,
конференции, а также оказана
организационная и
Общественным объединением ”Центр
поддержки и развития юношеского
предпринимательства“ в 2010 году организован
традиционный республиканский открытый
фестиваль по экономике и
Для оказания эффективной
поддержки вновь образованным и
молодым предприятиям, учрежденным
молодыми людьми, на начальном этапе
их деятельности инкубатор КУП “Молодежная
социальная служба” предоставляет
молодым предпринимателям помещения
(с предоставлением
Большое внимание обучению
основам бизнеса учащейся и студенческой
молодежи уделяет Центр системных
исследований проблем молодежи БГУ
(далее - ЦСИПМ БГУ), где, начиная с
2006 года, успешно функционирует ”Школа
предпринимательства и
В процессе занятий обучающиеся
получают знания по основам экономики
и управления малым предприятием,
бизнес-планирования и финансово-кредитного
обеспечения, бухгалтерского учета, маркетинга
и менеджмента, психологии командообразования
и культуры делового общения. Преподавание
ведется профессорско-
В ЦСИПМ БГУ осуществляется
два вида образовательных программ
по основам предпринимательской
деятельности: для учащихся образовательных
школ, а также для студентов
и молодых специалистов. Контингент
школьников составляют старшеклассники
сельских школ, прилегающих к Минску,
районов Минской области. Целью
обучения является содействие закреплению
молодежи на селе посредством подготовки
к открытию в последующем собственного
дела, воспитание у молодых людей
гражданской позиции и
Для разработки и внедрения в практику комплексного научно-образовательного бизнес-проекта по развитию в Республике Беларусь молодежного предпринимательства, а также с целью научного обеспечения подготовки учащихся и студентов к предпринимательской деятельности в ЦСИПМ БГУ в 2010 г. по заданию Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выполнялась научно-исследовательская работа по теме ”Разработка предложений о профессиональном самоопределении молодежи в сельской местности в условиях развития агрогородков“ (2010 г., № госрегистрации 20102211).
В Беларуси утверждено Положение о
порядке организации и
Госслужба занятости организует временную
трудовую занятость молодежи в свободное
от учебы время и на каникулах
с 1999 года. Накопились практика и опыт
организации и финансирования этого
направления деятельности, установлены
партнерские отношения с
Занятость обеспечивается путем временного трудоустройства на вакансии нанимателей, в том числе на временные дополнительно созданные места, а также через участие в работе студенческих отрядов.
Определены порядок и условия
финансирования затрат временной трудовой
занятости молодежи органами по труду,
занятости и социальной защите. В
частности, предусмотрено, что госслужба
занятости финансирует затраты
нанимателям бюджетных
Документом впервые определено, что местные исполнительные и распорядительные органы могут финансировать мероприятия по обеспечению временной трудовой занятости молодежи за счет средств, выделенных на реализацию молодежной политики [2].
Впервые в положении о временной
трудовой занятости молодежи фигурируют
строительные отряды. В новой редакции
обозначены сроки определения объектов
(видов и объемов работ), на которых
вправе трудиться студенческие отряды.
Кстати, согласование решения о создании
студенческого отряда осуществляется
в десятидневный срок областными,
Минским городским
Предусмотрен также
Информация о работе Социально-экономические перспективы занятости молодежи в Республике Беларусь