Социально-экономические перспективы занятости молодежи в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2012 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение социально-экономических перспектив занятости молодежи в Республике Беларусь.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
- провести анализ занятости молодежи как особой социально-демографической группы;
- выполнить анализ тенденций и проблем занятости молодежи в Республике Беларусь;
- выделить меры государственной политики по обеспечению занятости молодежи: направления, формы, результативность, перспективы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Занятость молодежи как особой социально-демографической группы……5
Анализ тенденций и проблем занятости молодежи в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..14
Государственная политика по обеспечению занятости молодежи: направления, формы, результативность, перспективы…………………….20
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованных источников………………………………………….. 29

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема занятости молодежи КР.docx

— 78.87 Кб (Скачать файл)

 

Год

                 возраст

16-17лет

18-19 лет

20-24 лет

25-29 лет

Всего

2000г

8637

12432

18115

12430

51614

2005г

3242

9325

12444

8107

33118

2010г

678

1626

5690

4606

12600


 

Представленные  расчетные статистические данные свидетельствуют  о снижении количество молодых безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите населения с 51614 до 12600 человек, т.е. в 2010 г количество зарегистрированных молодых безработных снизилось  по сравнению с 2000 годом на 75,6%, по сравнению с 2005 годом – на 62%.

Максимальное  количество зарегистрированных безработных  приходилось на возраст 20-24 года, 45% от общего количества в 2010 году. Меньше всего безработных в возрасте 16-17 лет и 18-19 лет. В этом возрасте молодежь получает образование.

Таким образом, проведенное  исследование позволило сделать  следующие выводы.

Количество молодежи в  возрасте от 14 до 31 года в 2010 году составило 2345026 человек, что на 183549 человек  меньше, чем в 2009 году.

В 2010 году сохранилось небольшое  преобладание среди молодых граждан  республики мужчин – 51% (женщин 49%). В  городской местности проживает 81% молодежи и 19%  - в сельской.

Наибольшее количество молодежи проживает в г. Минске (557616 чел.), Гомельской (345860 чел.), Брестской (325354 чел.) и Минской (322796 чел.) областях, наименьшее – в Витебской (286080 чел.), Могилевской (259515 чел.) и Гродненской (247805 чел.) областях.

Максимальный удельный вес  молодежи в структуре занятых  по отраслям приходится на рабочие  специальности, 6,9% по состоянию на 2010 год. При этом количество молодых  рабочих в 2010 году по сравнению с 2005 годом снизилось на 23073 человек. Наблюдается тенденция роста  количества молодых служащих (удельный вес 3,9% в 2005 и 2010 гг), руководителей, специалистов и других служащих. Данная тенденция  характеризует потерю интереса у  молодежи к рабочим профессиям, рост образовательного уровня  и возможность  молодежи получать более престижные профессии.

В промышленности в 2010 году было занято 121925 молодых работников или 11,3% от общего количества занятых  в этой отрасли. Наибольший интерес  молодежь проявляет к работе в  торговле и общественном питании (16,9% от общего количества занятых), в строительстве (14,7%) , культуре (13,9%), бытовых услугах (13,1%).

При непрерывном снижении численности учащихся общеобразовательных  школ на протяжении 1995-2009 гг. по республике наблюдается увеличение численности студентов высших учебных заведений – на 218%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ тенденций и проблем занятости молодежи в Республике Беларусь

 

 

Трудоустройство молодежи является одной из наиболее актуальных проблем  для современной молодежи. Рынок  труда представляет собой сложную  систему, которая регулируется, с  одной стороны, государством посредством  законодательных и нормативных  актов, государственных программ занятости  населения, с другой стороны, действиями самих участников рынка. Самостоятельная жизнь для многих молодых граждан начинается с поиска работы.

Государство гарантирует  выпускникам высших, средних специальных  и профессионально-технических учебных  заведений предоставление первого  рабочего места, бронирование рабочих  мест, преимущественное право при  обучении по направлению органов  по труду, занятости и социальной защите.

Одной из ключевых целей  молодежной политики Республики Беларусь, начиная с 2010 года, является создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала молодежи.

Доминирующей тенденцией среди значительной части молодежи является стремление организовать собственное дело, что может быть использовано в качестве эффективного механизма организации работы по профессиональному самоопределению.

Предпринимательство сегодня  понимается как достаточно сложная  инновационная деятельность, требующая  от ее участников мобилизации интеллектуальных усилий, наличия экономических, управленческих, психологических знаний, умений и  навыков. Посредством предпринимательства  молодые люди получают возможность  включиться в социальное производство, актуализировать свой личный потенциал, обеспечить возможность персональной самореализации. Предпринимательская  деятельность способствует решению  проблемы самозанятости молодого поколения  на рынке труда, формирует новую  социальную прослойку общества –  предприниматели [15].

В республике на 1 января 2011 г. действовали 53 центра поддержки предпринимательства (далее – центры) и 10 инкубаторов малого предпринимательства (далее – инкубаторы). Центры осуществляли свою деятельность по следующим направлениям: оказание информационных, консалтинговых услуг (предоставление справочной, правовой информации, консультирование по вопросам создания и осуществления предпринимательской деятельности) субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и др.; подготовка бизнес-планов; маркетинговые исследования; содействие в получении кредитов, подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства [13].

В 2010 году услугами центров  воспользовались 68608 человек (в 2009 году – 51041 человек). Организованы и проведены 1523 семинара, курса (993 семинара, курса), в которых приняли участие 34269 человек (20661 человек).

Из общего количества клиентов центров в указанном периоде  начинающие и работающие свыше 1 года предприниматели составили в 2010 году - 62,7 % (в 2009 году - 60,6%), безработные  –2,3 % (3,9%), студенты – 15,1 % (11,1%), другие категории  граждан – 19,9 % (24,4%.) [13].

Для развития предпринимательства  в молодежной среде и стимулирования деловой активности молодежи в г.Минске действуют общественные объединения  и организации, в том числе: молодежное общественное объединение ”Азбука  предпринимательства“, общественное объединение ”Центр поддержки и  развития юношеского предпринимательства“, инкубатор Производственно-туристское коммунальное унитарное предприятие  “Молодежная социальная служба”, Центр  системных исследований проблем  молодежи БГУ и др.

Молодежным общественным объединением ”Азбука предпринимательства“ в 2010 году проводилась информационная работа в области развития предпринимательства, в том числе были организованы тематические лекции, курсы, семинары, конференции, а также оказана  организационная и консультационная поддержка молодым людям в  реализации их проектов в области  предпринимательства.

Общественным объединением ”Центр поддержки и развития юношеского предпринимательства“ в 2010 году организован  традиционный республиканский открытый фестиваль по экономике и предпринимательству  среди молодежи ”Лестница успеха“. Этот фестиваль собирает учащихся старших  классов общеобразовательных учреждений, учреждений, обеспечивающих получение  профессионально-технического и среднего специального образования с целью  популяризации предпринимательства  среди молодежи и генерации молодежных предпринимательских идей.

Для оказания эффективной  поддержки вновь образованным и  молодым предприятиям, учрежденным  молодыми людьми, на начальном этапе  их деятельности инкубатор КУП “Молодежная  социальная служба” предоставляет  молодым предпринимателям помещения (с предоставлением юридического адреса) и имущество (офисная мебель, оргтехника и др.) в аренду, а также  комплекс услуг (информационно–консультационные и офисные услуги, ведение бухгалтерского учета, проведение семинаров по вопросам бизнес-планирования, маркетинга, менеджмента, основ предпринимательской деятельности, охраны труда и техники безопасности; предоставление справочной информации; организация деловых переговоров  и др.) [16].

Большое внимание обучению основам бизнеса учащейся и студенческой молодежи уделяет Центр системных  исследований проблем молодежи БГУ (далее - ЦСИПМ БГУ), где, начиная с 2006 года, успешно функционирует ”Школа предпринимательства и менеджмента  для молодежи. Собственное дело“. Проект направлен на выявление деловых талантов, лидеров среди учащейся и студенческой молодежи, обучение их основам менеджмента и предпринимательства на стадии формирования профессионального выбора, выработки умения разрабатывать бизнес-планы, создавать социально значимые проекты и реализовывать их на практике. За период с 2006 по 2010 годы в школе прошло обучение 222 слушателя, из них 116 школьников и 106 студентов и молодых специалистов.

В процессе занятий обучающиеся  получают знания по основам экономики  и управления малым предприятием, бизнес-планирования и финансово-кредитного обеспечения, бухгалтерского учета, маркетинга и менеджмента, психологии командообразования и культуры делового общения. Преподавание ведется профессорско-преподавательским  составом Белорусского государственного университета и других вузов города Минска, успешными предпринимателями-практиками. Учебный план рассчитан на 136 часов: 32 часа – теоретические занятия, подготовленные с учетом возрастной психологии учащихся, 104 часа отводится на интерактивную деловую игру по бизнес-проектированию, направленную на развитие у обучающихся практических умений по разработке и моделированию личных бизнес-проектов, организации собственного дела. Итог обучения – защита проектов ”Собственное дело“ и получение сертификата БГУ [16].

В ЦСИПМ БГУ осуществляется два вида образовательных программ по основам предпринимательской  деятельности: для учащихся образовательных  школ, а также для студентов  и молодых специалистов. Контингент школьников составляют старшеклассники  сельских школ, прилегающих к Минску, районов Минской области. Целью  обучения является содействие закреплению  молодежи на селе посредством подготовки к открытию в последующем собственного дела, воспитание у молодых людей  гражданской позиции и патриотизма, любви к малой Родине, формированию осознанной потребности и интереса к предпринимательской деятельности, актуализации социально ориентированной  индивидуальной стратегии успеха и  продвижения под девизом ”Твоя  стратегия успеха – успех страны“.

Для разработки и внедрения в практику комплексного научно-образовательного бизнес-проекта по развитию в Республике Беларусь молодежного предпринимательства, а также с целью научного обеспечения подготовки учащихся и студентов к предпринимательской деятельности в ЦСИПМ БГУ в 2010 г. по заданию Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выполнялась научно-исследовательская работа по теме ”Разработка предложений о профессиональном самоопределении молодежи в сельской местности в условиях развития агрогородков“ (2010 г., № госрегистрации 20102211).

В Беларуси утверждено Положение о  порядке организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время. Такое  решение содержится в постановлении  правительства от 23 июня 2010 года №958. Постановление разработано во исполнение закона от 7 декабря 2009 года «Об основах государственной молодежной политики».

Госслужба занятости организует временную  трудовую занятость молодежи в свободное  от учебы время и на каникулах  с 1999 года. Накопились практика и опыт организации и финансирования этого  направления деятельности, установлены  партнерские отношения с органами образования, внутренних дел, комиссиями по делам несовершеннолетних, субъектами хозяйствования [2].

Занятость обеспечивается путем временного трудоустройства на вакансии нанимателей, в том числе на временные дополнительно  созданные места, а также через  участие в работе студенческих отрядов.

Определены порядок и условия  финансирования затрат временной трудовой занятости молодежи органами по труду, занятости и социальной защите. В  частности, предусмотрено, что госслужба  занятости финансирует затраты  нанимателям бюджетных организаций  за счет средств внебюджетного Фонда  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, направляемых на организацию временной трудовой занятости молодежи. За счет средств  Фонда могут финансироваться  расходы на приобретение спецодежды, инвентаря, инструмента, материалов, бланков  трудовых книжек, оплату труда молодежи.

Документом впервые определено, что местные исполнительные и  распорядительные органы могут финансировать  мероприятия по обеспечению временной  трудовой занятости молодежи за счет средств, выделенных на реализацию молодежной политики [2].

Впервые в положении о временной  трудовой занятости молодежи фигурируют строительные отряды. В новой редакции обозначены сроки определения объектов (видов и объемов работ), на которых  вправе трудиться студенческие отряды. Кстати, согласование решения о создании студенческого отряда осуществляется в десятидневный срок областными, Минским городским исполнительными  комитетами.

Предусмотрен также необходимый  перечень документов для представления  в отдел по делам молодежи облисполкомов, Мингорисполкома. Создание и прекращение  деятельности студенческого отряда, полномочия руководителя, права и  обязанности участников студенческого  отряда, охрана труда осуществляются в порядке, определенном Министерством  образования по согласованию с заинтересованными  государственными органами.

Информация о работе Социально-экономические перспективы занятости молодежи в Республике Беларусь